Контрольная по "Журналистике"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 19:02, контрольная работа

Описание

Реформа печати. В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год –2058). 6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. Для периодических изданий дополнительно требовалось и внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Работа состоит из  1 файл

IOZh.docx

— 170.05 Кб (Скачать документ)

М. Горький в провинциальной печати. Весной 1894 г. становится сотрудником «Самарской газеты». Пользуясь либеральным характером газеты, Горький остро критикует недостатки самарской жизни: приниженное положение женщин, отсутствие высоких идеалов у местной интеллигенции, эксплуатацию детского труда, грязь в городе, некультурность городского обывателя, при этом постоянно выступая защитником беднейших слоев населения. Печать он рассматривает как «арену борьбы за правду и добро». В 1896 г. Гоький возвращается в Нижний Новгород в качестве корреспондента газеты «Одесские новости» на открывшейся в городе Всероссийской выставке промышленности и художеств. Выставка 1896 г. должна была по замыслу правительства показать особые успехи, достижения русского капитализма за последние годы. Но Горький увидел несовершенства русской жизни конца XIX в. Машины, представленные в павильонах, не облегчают труд рабочих: не машина служит человеку, а человек служит машине. На выставке не были замаскированы факты эксплуатации рабочих, бросались в глаза засилье в промышленности иностранных предпринимателей-капиталистов, ложный патриотизм устроителей, которые хотели некоторые образцы кустарных производств выставить в качестве национальных достижений. Горький высоко оценил выступления Малого театра, некоторые картины художников-реалистов (Маковского, Репина), но весьма критически отнесся к представителям «нового искусства» — импрессионистам, в частности к картинам Врубеля. Изобразительное искусство, по мнению журналиста, как и печать, должно непосредственно служить правде и добру, быть понятно простому человеку, воспитывать оптимизм, а не повергать его в уныние и недоумение. Негативно оценивал в эти годы писатель и русских поэтов-Декадентов: Мережковского, Гиппиус и др.

 

 

29. Сатирические  журналы 60-70х годов

Эпоха революционного одушевления 60-х годов привела к появлению в стране большого числа сатирических изданий.

Наиболее выразительным по форме  и по содержанию был еженедельный журнал под названием «Искра» (1859—1873). Его издателями были поэт-переводчик Беранже Василий Курочкин и художник-карикатурист Николай Степанов.

Журнал выступал как союзник  «Современника» и «Колокола». В предреформенные  годы критиковал крепостников, либеральные  заигрывания царских министров (пользуясь  кризисом верхов), отдельные факты  беззакония.

 «Искра» отличалась хорошим  знанием провинциальной жизни,  ее сатира была точной по  адресу и остроумной по форме.  Сатирические рисунки и подписи  к ним разоблачали многие язвы  русской жизни: цензурный произвол, недостатки просвещения, паразитизм дворянства, реакционную прессу, бюрократизм. Широко применялись пародии и перифразы известных стихотворений поэтов чистого искусства (Фета и др.).

Особенно усилилась антимонархическая  направленность материалов «Искры»  после крестьянской реформы 1861 г.: привело  к преследованиям цензуры. В 1870 г. журналу  было запрещено помещать карикатуры. Это серьезно подорвало популярность издания, хотя журнал продолжал издаваться до 1873 г.

Заслуживают высокой оценки фельетоны  в стихах и прозе поэта В.И. Богданова (автора известной песни  «Эй, дубинушка, ухнем»), посвященные  международным событиям 60—70-х годов, — революционной борьбе во Франции, освободительной борьбе латиноамериканских стран и др.

Русские журналисты последующих поколений  высоко ценили роль и традиции «Искры»  как сатирического издания.

В русле развития революционно-демократической  журналистики сатирические журналы  – «Гудок» под редакцией Д.Д. Минаева (1862) и «Будильник» при Н.А. Степанове (1865–1870). По своим идеям, темам, по внутриредакционной организации журналы эти были близки к «Искре», использовали ее опыт.

Сатирический журнал «Гудок», редактировать который был приглашен Минаев, стал выходить с начала 1862 г. Цели нового журнала : «Мы верим в смех и сатиру не во имя «искусства для искусства», но во имя жизни и нашего общего развития: одним словом, мы верим в смех, как в гражданскую силу». Ведущая роль в «Гудке» принадлежала самому Минаеву, выступавшему под несколькими псевдонимами. Его товарищами были «искровцы» П. Вейнберг, Н. Курочкин, М. Стопановский. Кроме них, печатались А. Козлов, Д. Ломачевский, К. Преображенский, М. Владимирский, С. Терпигорев (Сергей Атава). Карикатуры рисовал Н. Иевлев. «Гудок» как тип издания внешне очень напоминал «Искру». Рисунки с остроумными подписями перемежались на страницах журнала текстом. Под ред Минаева вышло 13 номеров. В №15 журнала читатель познакомился с его стихотворением «Современная песня», в примечании же было сказано, что автор «оставил редакцию» и снимает с себя перед публикой всякую ответственность за состав и содержание журнала. В течение некоторого времени Минаев сотрудничал в «Гудке», вскоре отошел совсем.Уход отразился на журнале, быстро потерял соц остроту, яркость и злободневность.

В первые годы существования (1865–1871) «Будильник» находился в лагере демократической журналистики; потом он стал одним из многих легковесных юмористических изданий. был основан Н.А. Степановым, ушедшим в конце 1864 г. из «Искры». при Степанове печатались обозрения «полит жизни ин государств» (в форме юмористических очерков), «иллюстрированные повести, рассказы, драматические сцены, очерки быта и нравов разных сословий», «юмористические статьи по поводу различных современных событий» и тд. В «Будильнике» немало материала социально значимого и политически злободневного. Здесь мы найдем характеристику общественной жизни, сдавленной полицейским режимом, свойственно противопоставление богатых бедным, эксплуататоров эксплуатируемым. Разоблачение капиталистов – еще одна важная тема. НО по сравнению с «Искрой» и даже с «Гудком» в «Будильнике» было очень много так называемого нейтрального, развлекательного материала.

Либерально-буржуазные юмористические журналы и листки, обильно расплодившиеся в 60-е годы, не отличались литературными  достоинствами, их уделом было пошлое зубоскальство, рассчитанное на вкус обывателя. Весной 1858 г. Петербург наводнили  «уличные листки» – копеечные  летучие издания, раскупавшиеся  городским мещанством и чиновничеством.

Характеристики эти в большей  мере можно отнести также к  известным либерально-буржуазным журналам, возникшим в конце 50-х годов, – «Весельчаку» и «Развлечению». Конечно, в литературном отношении они были значительно выше, но мелкотемье и беспринципность сводили на нет общественный вес издания такого типа.

«Весельчак» - возглавляли О.И. Сенковский (барон Брамбеус) и Н.В. Кукольник. Вскоре Сенковский умер, и руководителем журнала стал реакционно настроенный Н.М. Львов, автор бездарных комедий.

Плоские шутки и пошлые анекдоты – это еще не весь «Весельчак». Юмористические материалы очень  часто разбавлялись здесь враждебными  выпадами против «Современника». Редактор «Весельчака» Львов сочинял фельетоны  о Некрасове – грязные пасквили на великого поэта.

Иной была судьба другого известного в 60-е годы юмористического журнала  – «Развлечение», выходившего в Москве. Возникнув в 1859 г., это издание продолжалось до 1905 г. Менялись издатели, редакторы, сотрудники, а «Развлечение» – журнал насквозь обывательский, служивший утехой купечеству и мещанству, – продолжал выходить. «Развлечение» основал Ф.Б. Миллер, который был его редактором и издателем до 1881 г. В журнале сотрудничали Б.Н. Алмазов, В.П. Буренин, П.И. Вейнберг, Н.В. Гербель, А.И. Левитов, Л.А. Мей. На страницах «Развлечения» появились, хотя в общем весьма безобидные, но все же обличительные материалы. Прохаживаясь по адресу чиновников, полиции, робко говоря о взятках, рассказывая о грубом разгуле фабрикантов и купцов, журнал отдавал дань времени.

 

30. Газета «Русское слово» в начале 20 в. В. Дорошевич – редактор, фельетонист, литературный критик

Журнал организован в 1859 г., но демократический  характер приобрел только в 1860 г. с приходом нового редактора Г.Е. Благосветлова. Журнал имел научно-популярный уклон. Здесь наряду с вопросами литературы и литературной критики большое внимание уделяли естественнонаучным знаниям. Был популярен среди учащейся молодежи и в русской провинции. Изменив состав сотрудников, Благосветлов сумел поднять тираж журнала с 3 до 4,5 тысячи экземпляров. Наиболее удачным решением редактора было приглашение в журнал на роль ведущего критика Д.И. Писарева.

Писарев выступил адвокатом «голодных  и раздетых» людей, сторонником  раскрепощения личности от социальных и семейных стеснений и уз. Накануне крестьянской реформы 1861 г. Писарев  выступает в защиту авторитета Герцена, резко отрицательно отзывается о  династии царствующего дома Романовых  в России. Писарев выступает защитником материализма.

Будучи последователем Белинского, критик выступает за искусство, верное правде жизни, реализм, высокую идейность  и нравственность. Самым решительным  образом порицал Писарев «чистое  искусство».

Наряду с Писаревым в журнале  «Русское слово» выступали в защиту «голодных и раздетых» Н.В. Шелгунов, В.А. Зайцев, Н.В. Соколов, П.Н. Ткачев. В  качестве постоянного иностранного обозревателя плодотворно сотрудничал  французский репортер и публицист  Эли Реклю.

Антимонархическая, антифеодальная позиция  журнала не раз вызывала репрессии  царизма. Одновременно с «Современником»  Некрасова «Русское слово» прекращалось на 6 месяцев в 1862 г. и было окончательно закрыто в 1866 г.

ДОРОШЕВИЧ- репортером «Московского листка», «Петербургской газеты», писал юмористические статейки в «Будильнике». Известность его началась со времени работы в 1890-х годах в одесских газетах. Дорошевич обратил на себя внимание остроумными, хлесткими фельетонами на местные темы. Внешней особенностью его статей была «короткая строчка». Он ввел стиль короткой, не знающей доп предложений, афористической фразы. Нападая на провинциальные власти, Дорошевич никогда не поднимался выше умеренного либерализма, в политике всегда был обывателем. Хлесткая фраза составила ему репутацию смелого обличителя провинциальных нравов, власти смотрели на него как на опасного публициста.

В 1899 Дорошевич вместе с Амфитеатровым  и Сазоновым предпринял в Петербурге издание большой политической газеты — «Россия». Резкие фельетоны Дорошевича против отдельных министров были вызывающе дерзки. Но уже в это  время сказалась слабая сторона  Дорошевича как фельетониста: его  многословие. Иногда его фельетоны  по силе обличения подымались до памфлета. Большей частью это была остроумная болтовня..

В 1902 «Россия» была закрыта за фельетон Амфитеатрова «Господа Обмановы». Дорошевич перешел на работу в московскую газету Сытина «Русское слово», редактором которой оставался до закрытия этой газеты в 1918. При Дорошевиче «Русское слово» получило огромное распространение, а Дорошевич стал любимым фельетонистом московского купечества и мещанства.

Из путешествий по Востоку Дорошевич  вывез обильный запас преданий, легенд и сказок и заполнял ими подвал «Русского слова».

Иногда фельетоны Дорошевича вспыхивали былой остротой, заставляли о себе говорить. По общему правилу, они уже  были вне большой газетной политической литературы.

Его фельетоны выходили отдельными изданиями: «Папильотки» (М., 1893); «Одесса, одесситы и одесситки» (изд. 2-е, Одесса, 1895); «Легенды и сказки Востока» (М., 1902); «Восток и война» (М., 1905) и  др.

 

31. В. Гиляровский  : секреты репортёрского мастерства.

Гиляровский рано сделался лучшим репортером своего времени, но особенно его популярность возросла после издания им ряда книг о старой Москве и о своей работе в газетах.

Как репотрёра, Его отличали такие  качества, как оперативность, достоверность, искреннее горячее сочувствие обездоленным людям.

Он прошел суровую школу репортера  в "Московском листке" Пастухова, который требовал от сотрудников точности сообщений, учил находить верные источники и больше всего боялся опровержений, не допускал их в своей практике.

Гиляровский выработал в себе качества - правдивость, высокую осведомленность. Он составил круг надежных источников доп информации, выходившей за рамки  сведений официальных городских, полицейских  и прочих учреждений. У него везде  появились знакомые: сторожа на вокзалах, писцы в канцеляриях, обитатели  трущоб, трактирщики, кустари, гостиничная  прислуга, охотники, пожарные… Они  оперативно сообщали ему, где что  случилось. Впрочем, Гиляровский старался сам побывать на месте каждого  значительного происшествия и имел даже специальное разрешение ездить на пожарных обозах.

Его выступления в начале XX в. по поводу невысоких нравов, недобросовестности журналистов массовых газет не так  многочисленны, но тем не менее весьма поучительны. Вопросы профессиональной работы репортеров он затронул не только в книгах воспоминаний, но и в  статьях-репортажах: "По собственной неосторожности", "Три тысячи бритых старух", "А вы говорите..." В них автор высмеивает штампы в репортерской практике, издевается над хлестаковщиной, враньем, характерным для части журналистов того времени.

В статье "А вы говорите..." Гиляровский  осуждает легкомысленных журналистов-репортеров, которые не утруждают себя изучением, исследованием фактов, о которых  пишут в разделе уголовных  происшествий.

Редакция ценила его, платила ему, кроме обычного гонорара 5 коп. за строку, 100 руб. в месяц и оплачивала отдельные  расходы на командировки. Заработок  журналиста составлял 300 руб. в месяц. «В те годы, - вспоминает Гиляровский, - я занял в «Русских ведомостях» солидное положение и, кроме репортерства, печатал статьи и фельетоны».

 

 

 

32. Газета «Новое время» и ее издатель Суворин.

В 1876 году Суворин вместе с Лихачевым  покупают газету «Новое время». Летом 1878 Суворин выплачивает Лихачеву компенсацию и становится единоличным владельцем «Нового времени». Так как Суворин держал курс на демократичного потребителя, то цена составляла всего 5 копеек (к концу 19 века – 15 копеек). В 80-е годы Суворин приобретает право продажи газет на железнодорожных станциях. Всего было открыто около 50 киосков по всей стране.Будучи крупным предпринимателем, он не забывал заботится о людях, работающих на него. В 1884 году Суворин открывает первую частную школу типографского дела в России. Он устроил для работающих в типографии и их семей медицинскую помощь в своем доме. Врач вызывался служащими даже на дом. Затем при типографии «Нового Времени» была устроена ссудо-сберегательная касса, библиотека. На рождественскую елку, , собиралось до 1000 детей его служащих от трех до двенадцати лет. Неспособные к труду, а также вдовы и сироты работавших в «Новом Времени» никогда не оставались без материальной помощи. Еще один яркий пример меценатской деятельности Суворина : в 1906-1907 годах он выкупил землю, где стоял их дом в Коршеве, построил на этом месте школу и вместе с садом подарил ее земству. Занятия в этом здании продолжались до 70-х годов XX века. В 1895 году  по инициативе Суворина начинает работать театр Литературно-Художественного общества (Петербургский Малый театр). В конце жизни Суворин ссорится с сыном, из-за того, что тот не хочет выполнять редакторские дела. В августе 1912 года Суворин умирает от рака горла в Царском Селе, на собственной даче

Информация о работе Контрольная по "Журналистике"