В зависимости от информационного
повода событийный репортаж может быть:
- Ситуативным (незапланированным). Обычно такие репортажи готовят о неожиданных событиях. Это, например, ограбление банка, террористический акт или отставка президента накануне Нового года.
- Твердым (запланированным). О том, что такой репортаж будет подготовлен, известно заранее, т. к. заранее известно о самом событии, оно уже запланировано. Этим событием может быть, например, какая-либо выставка, судебное заседание, пресс-конференция президента.
- Предыстория. Такие репортажи содержат рассказ не только о самом событии, но и о его причинах, о событиях, ему предшествующих. Репортаж должен содержать несколько точек зрения, чтобы не потерять объективности. Если же посвятить репортаж только разбору причин какого-либо события, уже всем известного и не нового, то событийный репортаж перерастет в тематический.
- Комплект – репортаж. Такие репортажи каким – то образом дополняют материал, идущий в выпуске до них. Такого типа репортажи позволяют зрителю лучше понять и оценить весь комплекс обстоятельств, связанных с конфликтом, взглянуть на него с разных сторон. Например, если ситуативный репортаж о предпринятых сейчас военных действиях против Ясира Арафата в Рамалле раскроет некоторые их подробности, то идущий следом репортаж-предыстория укажет также на причины (противостояние Палестины и Израиля и т.д.).
Подводя
итог, следует заметить, что независимо
от информационного повода работа репортера,
ведущего закадровый комментарий, сложна и ответственна.
Его задача - прежде всего точно и достаточно
подробно проинформировать о событии.
При этом подготовка к репортажу сводится
всего лишь к предварительному сбору данных
о предстоящем событии и написанию каких-то
заготовок, а выуживать всю информацию
приходится уже на месте. Это в том случае,
когда событие запланировано. Но чаще
всего репортеру приходится делать репортаж
о событиях случайных, экстренных. Иногда
делать это нужно в прямом эфире, и тогда
телерепортер не имеет возможности, как
газетчик, размышлять над каждым словом,
каждой фразой, а потом перечитать свой
материал, отредактировать его, исправить.
Ведя репортаж, он часто сталкивается
с неожиданными ситуациями и нередко находится
при этом в том же положении, что и зритель,
который впервые видит материал. Такие
репортажи являются одними из сложнейших
жанров новостей и называются экстренными
новостями. В выпуске новостей они, как
правило, идут первыми.
Глава 3. Пресс-релиз как инструмент
информационного повода.
Пресс-релиз - официальное
сообщение, подготовленное для журналистов
и редакторов СМИ, о событии, мероприятии
или другом информационном поводе.
3.1. Общие требования к прессрелизу.
- Прессрелиз содержит новость — т. е. либо сообщение о событии, которое произошло вчера, происходит сегодня или произойдет в ближайшее время, либо ранее не публиковавшиеся цифры или факты.
- Прессрелиз раскрывает один информационный повод.
- Размер прессрелиза не превышает страницы формата А4, т. е. 3 тыс. знаков (с пробелами).
- Прессрелиз датируется и содержит точное наименование организации, которая его выпускает.
- Прессрелиз должен быть озаглавлен. При этом заголовок прессрелиза содержит информационный повод, которому посвящен прессрелиз.
- Прессрелиз не содержит аббревиатур и сокращений (за исключением общепринятых). Если использования аббревиатуры или сокращения не избежать, они приводятся в скобках после первого употребления полного наименования и в дальнейшем употребляются по необходимости.
- Имена, отчества и фамилии лиц, названия организаций, о которых идет речь в прессрелизе, хотя бы один раз приводятся полностью. Иностранные имена и названия приводятся не только в оригинальном написании, но и в русской транскрипции. При этом в русской транскрипции желательно хотя бы один раз привести их в именительном падеже единственного числа.
- Прессрелиз не должен быть перегружен цифрами. Если речь идет о каких-либо количественных показателях, описываются максимум дватри показателя, желательно — в сравнении с каким-либо другим отчетным периодом.
- Прессрелиз содержит бэкграунд. При этом бэкграунд по предприятию является обязательным элементом прессрелиза предприятия.
- Композиция прессрелиза позволяет в случае необходимости сокращать его, удаляя любое количество предложений с конца. При этом текст прессрелиза не должен лишаться законченности.
- Прессрелиз включает в себя сведения о том, где можно уточнить содержащуюся в нем информацию — контактные телефоны, почтовые и электронные адреса, имена и фамилии контактных лиц.
- Приведенным выше рекомендациям могут не соответствовать — в части, касающейся объема, количества информационных поводов и цифр, — выполняющие функции прессрелиза справки и доклады за какой-либо отчетный период или по какому-либо вопросу, в том случае, если они распространяются по СМИ в полном объеме без изменений.
- Прессрелиз, посвященный предстоящему событию, поступает в СМИ не позднее чем за один день до события.
- Прессрелиз, посвященный состоявшемуся событию, поступает в СМИ непосредственно по окончании события, в исключительных случаях — на следующий день после события.
3.2. Структура прессрелиза.
3.2.1 Заголовок
и требования к нему:
- заголовок прессрелиза отвечает на вопросы «Что произошло?», «Где произошло?» и «Когда произошло?», при этом содержит не более 250 знаков (с пробелами);
- заголовок содержит новость — т. е. либо сообщение о событии, которое произошло вчера, происходит сегодня или произойдет в ближайшее время, либо ранее не публиковавшиеся цифры или факты, ставшие доступными для публикации сегодня (вчера);
- заголовок не должен быть эмоционально окрашен за счет использования вопросительных или восклицательных знаков, а также «громких» эпитетов (например, «уникальный», «нетипичный», «знаменитый»);
- заголовок задает общее восприятие текста сообщения. Хотя прессрелиз предприятия, озаглавленный «В результате взрыва в цехе синтеза ОАО “Фармакон” госпитализировано 14 человек», и прессрелиз, озаглавленный «Несмотря на аварию в цехе синтеза, ОАО “Фармакон” работает в обычном режиме», сообщают об одном и том же факте, разница между ними бросается в глаза.
3.2.2 Основной
текст и требования к нему:
- текст строится по принципу «перевернутой пирамиды», когда описание информационного повода, которому посвящен прессрелиз, сконцентрировано в первом абзаце, а подробности, уточняющие информационный повод, расположены последовательно отдельными абзацами (в одном абзаце одна подробность) по степени убывания значимости;
- каждый абзац текста содержит не более двухтрех предложений. Предложения строятся так, чтобы свести к минимуму возможные разночтения, даже если при этом возникают повторы слов или формулировок;
- текст прессрелиза содержит точную дату события, о котором идет речь;
- первое предложение (абзац) текста повторяет заголовок, при этом, возможно, расширяя и уточняя его; например, конкретизируя место и время события.
- текст пресс-релиза должен содержать в себе прямую цитату кого-либо из первых лиц организации, выпустившей пресс-релиз, или прямую цитату эксперта. Эта цитата размещается вторым абзацем и подтверждает или конкретизирует заголовок пресс-релиза, т. е. информационный повод.
- текст пресс-релиза не должен быть эмоционально окрашен за счет знаков препинания (вопросительного, восклицательного) или «громких» эпитетов. Если в тексте нельзя избежать «громких» эпитетов, то предпочтительнее проиллюстрировать такой эпитет фактом (например, когда речь идет о разработке, не имеющей мировых аналогов, можно, в частности, указать производственные и ценовые параметры изделия, выполнявшего сходные функции до внедрения этой разработки). Вопросительный или восклицательный знаки, а также «громкие» эпитеты допустимы в прямой цитате;
- в тексте прессрелиза используется единый подход к приводимым количественным показателям: если показатель приводится в абсолютных цифрах, то и сравниваться он должен с абсолютным показателем. При сравнении показателей сочетание относительных и абсолютных величин недопустимоЖелательно, чтобы разные количественные показатели в тексте одного прессрелиза приводились и в относительных, и в абсолютных величинах;
- в тексте пресс- релиза абсолютные количественные показатели желательно приводить в одинаковых единицах измерения: неспециалисту трудно понять, почему количество одного вида продукции (например, кабеля) приведено в километрах, а другого, сходного (провода), — в тоннах;
- в тексте пресс-релиза должна содержаться информация о том, на что или на кого окажут влияние последствия события, о которых идет речь в пресс-релизе.
3.2.3. Бэкграунд и требования
к нему:
- ·справка об организации не должна содержать в себе полный перечень выпускаемой продукции или подробную историю с момента основания. Достаточно включить в нее дату основания организации, основные направления деятельности и положение на рынке в настоящее время, а также редкие или наиболее социально значимые виды продукции или исследований. В то же время эта справка может быть несколько модифицирована в зависимости от информационного повода, которому посвящен пресс-релиз. Например, в пресс-релизе, посвященном вручению организации премии за вклад в развитие военнотехнического сотрудничества, стандартную справку уместно дополнить тем, какой именно вклад в развитие военнотехнического сотрудничества был внесен, а в пресс- релизе, посвященном кадровой проблеме, — количеством сотрудников;
- справка о продукции содержит информацию о ее основных технических характеристиках, сферах применения, основных потребителях. Для отечественной продукции особенно важными могут оказаться зарубежные потребители. Частным случаем такой справки может быть справка о предмете, не имеющем отношения к продукции, но упоминающемся в пресс-релизе (например, организация приобрела картину и передает ее музею). Такая справка содержит дату создания предмета, его краткое описание, сведения о том, почему он значим, экскурс в историю предмета, если она представляет интерес;
- справка о событии содержит дату и место проведения первого события и, по возможности, последующего (если событие повторяющееся), количество участников события и упоминание о нескольких наиболее известных;
- справка о человеке содержит биографические данные — дату рождения (смерти), сведения об образовании, основных периодах трудовой деятельности, достижениях на последнем месте работы (если речь идет о кадровых перемещениях или наградах), информацию о наличии у описываемого лица специальных званий, ученых степеней, а также печатных трудов (общее количество и названия некоторых наиболее известных или значимых).
8. Заключение.
Создание информационного
повода по сути представляет собой
инициирование процесса взаимодействия организации
и целевой аудитории посредством СМИ
с привлечением наиболее эффективных
средств воздействия со стороны организации.
Для получения
паблисити фирмы иногда искусственно
создают новость.
Чтобы информация
о фирме попала в СМИ, необходимо создать интересную
новость. Такую, которая будет одинаково
актуальна для большинства телезрителей,
радиослушателей и читателей.
Технология
создания информационного повода
включает в себя ряд этапов,
основными из которых являются планирование, выбор места
проведения, выбор средств оповещения,
целевых группы и другие.
Информационные
события принято подразделять
на естественные и придуманные.
Наиболее популярные инструменты
создания информационного повода:
пресс-конференция, пресс-релиз, презентация.
Новостями
могут также быть нетрадиционные
рекламные кампании, сенсации, сандалы
и судебные процессы, информация
о каком-либо сотруднике фирме
и т.д.
Любая
PR-кампания – это, прежде всего,
работа с информацией. Специалист по связям с общественностью
работает в бурном информационном потоке.
Успех кампании напрямую зависит от того,
сумеет ли он "оседлать" этот поток,
подчинить себе, или позволит ему нести
себя по течению. Тем, кто предпочитает
плыть "по воле волн", вряд ли
удастся достичь эффективного
результата. «Доплыть» до победы имеет
шанс лишь тот, кто активно работает в
информационном поле.
Любая информация
имеет в своей основе некое
событие или иными словами
информационный повод. Образно
говоря, информационные поводы – это тот "скелет",
на который наращивается "мясо" PR-кампании.
Умело их создавая, специалист получает
в руки действенный инструмент для управления
потоком информации, а значит и ключ к
успеху кампании. Правильно определить
информационные поводы возможно лишь
исходя из общей стратегии PR-кампании.
Список источников:
- Блэк С. Паблик рилейшнз. М, 2003
- Ворошилов В.В. «Теория и практика массовой информации» Учебник. СПб.:Изд-во Михайлова В. А., 2009.
- Ворошилов В. В. «Современная пресс-служба». Учебник. Изд-во: Кнорус, 2011.
- А. И. Гнетнев, М. С. Филь «Современная пресс-служба». Учебник. Изд-во: Феникс, Ростов/Д, 2010.
- А.Н. Чумиков, М.П.Бочаров, «Связи с общественностью. Теория и практика» изд. «Дело» 2008.
- В. Демин, Тю Пак. Организация работы пресс-служб - международные стандарты. - «FORPOST», 2005 г
- В. В. Трофимов «Информационные технологии». Учебник. Гос.Университет науки и финансов. СПБ, 2010.
- Advertology.Ru
- http://www.glossary.ru
- http://polittech.org/2012/06/04/kak-sozdat-informpovod/
- http://yavibral.ru