Прокурорский надзор за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:06, реферат

Описание

Прокурорский надзор как самостоятельная правовая дисциплина включает в себя прежде всего знания об основополагающих принципах организации и деятельности российской прокуратуры, выработанных и получивших дальнейшее развитие в Конституции РФ и других законодательных актов по вопросам укрепления законности и правопорядка, обеспечения принципов социальной справедливости, охраны прав и законных интересов граждан, усиления прокурорского надзора в РФ. Прокурорский надзор рассматривается как одна из форм государственной деятельности, обеспечивающей точное и единообразное исполнение законов в стране, как одно из условий соблюдения конституционных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности………………………………………………………………….4
Виды (отрасли) прокурорского надзора………………………………….7
Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора………………………………………………………………….....20
Литература...………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по прокурорскому надзору.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ

УРАЛЬСКИИ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИИ  ИНСТИТУТ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

по  Прокурорскому надзору

на  тему: Прокурорский надзор за исполнением законов 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнил: студент Суворов В.А.

группа 1706

Научный руководитель: Г.Н. Екимова  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 Екатеринбург 2008 г.

СОДЕРЖАНИЕ 

  1. Введение……………………………………………………………………3
  2. Прокуратура – орган надзора за исполнением законов  и  соблюдением законности………………………………………………………………….4
  3. Виды (отрасли) прокурорского надзора………………………………….7
  4. Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора………………………………………………………………….....20
  5. Литература...………………………………………………………………25
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Прокурорский надзор как самостоятельная правовая дисциплина включает в себя прежде всего знания об основополагающих принципах организации и деятельности российской прокуратуры, выработанных и получивших дальнейшее развитие в Конституции РФ и других законодательных актов по вопросам укрепления законности и правопорядка, обеспечения принципов социальной справедливости, охраны прав и законных интересов граждан, усиления прокурорского надзора в РФ. Прокурорский надзор рассматривается как одна из форм государственной деятельности, обеспечивающей точное и единообразное исполнение законов в стране, как одно из условий соблюдения конституционных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

При рассмотрении данного вопроса раскрываются полномочия, компетенция, акты прокурорского надзора  по устранению установленных нарушений закона, их классификация и предъявляемые к ним требования. Показаны особенности деятельности прокуроров по традиционно сложившимся отраслям надзора и иным основным направлениям деятельности органов прокуратуры, указанных в Законе РФ «О прокуратуре РФ».

Главное в деятельности прокуроров — это  повышение эффективности осуществляемого  надзора, его действенность и  результативность. Поэтому мы дадим  понятие эффективности прокурорского  надзора, определим его критерии и пути повышения. При освещении  отдельных сторон деятельности прокуроров делается ссылка на соответствующие приказы и указания Генерального прокурора РФ, которые носят открытый характер, поэтому их в полной мере мы будем использовать в данной работе. Выводы и рекомендации, содержащиеся в данной работе, основаны на положительном опыте работы органов прокуратуры по различным ее направлениям.

При рассмотрении вопроса «Прокурорский надзор в  РФ» необходимо иметь в виду, что  в связи с правовой реформой изменяется и совершенствуется законодательство о прокурорском надзоре. Законотворческая работа будет проводиться и далее. В исторически обозримый период, на основе и во исполнение вновь принимаемых законов будут перерабатываться и действующие приказы Генерального прокурора РФ руководящего характера по традиционно сложившимся отраслям надзора и основным направлениям деятельности органов прокуратуры. Поэтому правильное и полное представление об организации и деятельности прокуратуры можно иметь только с учетом вновь принимаемых законов и подзаконных актов. 
 
 
 
 
 
 

  1. Прокуратура – орган надзора  за исполнением 

    законов  и  соблюдением законности 

      Надзор  за  точным  и  единообразным  исполнением   законов   является

единственным  предназначением органов  прокуратуры.  Прокуратура  и  является тем единственным государственным органом в  стране,  который  выполняет  эти функции.

      Прокурорский надзор представляет  собой одну  из  самостоятельных   форм государственной   деятельности   наряду   с    другими    ветвями    власти:

законодательной, исполнительной и  судебной.  На  это обстоятельство  прямо указывает  Закон  «О  прокуратуре  РФ».  Органы   прокуратуры   осуществляют полномочия в пределах своей компетенции независимо  от  федеральных  органов государственной  власти,  органов  государственной  власти   субъектов   РФ, органов  местного  самоуправления,  общественных  объединений  и  в  строгом соответствии с действующими на территории РФ законами (п. 2 ст.  4  Закона).

Прокуратура в механизме государства выполняет  особую,  свойственную  только ей функцию и не по своему генезису, ни по характеру полномочий не  входит  в структуру власти,  управления  или  правосудия.  Правосудие  и  прокурорский надзор – самостоятельные виды государственной  деятельности,  осуществляемые в специфической форме разными, не подчиненными друг другу органами.

      Для уяснения  сущности  и   специфики   прокурорского   надзора  следует

ограничить  его от других видов надзора  и  контроля,  осуществляемого  иными органами государственной власти. Дело в том,  что  контроль  за  законностью возложен  на  различные  органы  власти  и   управления.   Применяя   термин «контроль», мы имеем в виду, что  он  объемнее,  полнее  надзора,  поскольку включает   в   себя   и   возможность   соответствующего   вышестоящего    и контролирующего органа не только наблюдать за законностью  и ставить  вопрос об  устранении  нарушений,  но  и  устранять  их   своей   властью.   Такими полномочиями  обладают,  например,  органы  местной  власти  и   управления, осуществляя  контроль  за  соблюдением  законности  всеми   государственными органами,  общественными   и   частными   организациями,   действующими   на соответствующей территории.  Такой  контроль  возложен  также  на  различные государственные,  межведомственные  инспекции  (автомобильные,   санитарные, торговые, атомного, горного, котлонадзора и т.д.).

      Прокурорский  надзор  отличают  от  контроля   вышеуказанных   органов

следующие черты.

      Прокуратура не обладает никакими  административными функциями,  поэтому не вмешивается непосредственно в оперативно-хозяйственную и  организаторскую деятельность органов,  за  законностью  действий  которых  она  осуществляет надзор, и,  наконец,  не  подвергает  деятельность  и  акты  соответствующих органов  государственного  управления  оценке  с точки зрения  сиюминутной целесообразности, а лишь осуществляет надзор за тем,  чтобы  государственные органы, общественные организации, должностные лица и  граждане  не  нарушали закон.

      Вскрыв нарушение, прокуратура  сама его не устраняет, а   передают  дело

на рассмотрение суда, либо соответствующего государственного органа.

      Исключением из этого общего  правила  является  надзор  прокуратуры  за

исполнением закона при расследовании уголовных  дел и  частично  при  надзоре за местами лишения свободы. Здесь прокурор обладает  властными  полномочиями и сам своей властью может устранить выявленные нарушения закона.

      Существенным отличием прокурорского  надзора  является  и  то,  что  он

осуществляется  от  имени  федерального  государства,  поэтому  имеет  самые широкие  границы,  распространяется  на  все  федеральные   министерства   и ведомства, представительные и исполнительные органы  государственной  власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, военного управления. При  этом предметом и  объектом  надзора  может  быть  и  деятельность  контролирующих органов.

      Таким  образом,  прокуратура   ввиду  специфики  своей   деятельности  и

структуры объединяет усилия контролирующих органов: местных, региональных  и центральных,  а  также  деятельность   органов   исполнительной   власти   – федеральных  и  региональных,  поскольку  прокурор  осуществляет  надзор  за исполнением всех законов, действующих на  территории  России.  Это  особенно важно,   когда   в   стране   резко   увеличилось    количество    субъектов законотворчества. В этих условиях ни одна  иерархическая  структура  органов исполнительной  власти  не  может  оптимально  функционировать  при  наличии только контроля вышестоящих  органов  за  исполнением  законов  нижестоящими учредителями. Такой контроль дополняется надзором за  соответствием  законам деятельности,  а  также  правовых  актов  каждого  звена  данной  структуры, осуществляемым соответствующим по  уровню  органом  единой  централизованной прокурорской   системы.    Взаимодействие    ведомственного    контроля    и

прокурорского надзора остается надежным средством  обеспечения  законности  в стране.   Прокуратуру,   в   известной   мере,   можно   рассматривать   как системообразующее,   саморегулируемое   ядро   государственного    контроля. Надзирая   в   пределах   своей   компетенции    за   исполнением    законов контролирующими органами, она консолидирует и активизирует их  деятельность, способствует  преодолению  местных   и   ведомственных   влияний   на   них, воздействия  криминальных  структур,  их  очищению  (в   том   числе   путем привлечения   к   уголовной   ответственности)   от    недобросовестных    и коррумпированных чиновников.

      Для  того  чтобы   прокурорский  надзор  за  точным  и   единообразным

исполнением  законов  осуществлялся  в  полном   объеме,   необходимо   дать правильное определение понятия законности, как социального явления.

      Отдельные  правоведы  сводят  понятие  законности  лишь  к  законам  и

подзаконным актам, не  учитывая  того,  что это лишь  один  из  элементов,

составляющих  содержание законности.

      Но если законы не будут  проводиться в жизнь, а  оставаться  только  на

бумаге, воля законодателя останется только  пожеланием.  Поэтому  исполнение закона является непременным условием соблюдения законов.

      Государство  создает  систему   гарантий,   обеспечивающих   исполнение

законов. Наиболее существенной гарантией  является  прокурорский  надзор  за точным и единообразным исполнением законности. Это также является  составным элементом понятия законности.

      Государство   устанавливает   различного   рода   ответственность   за

допущенное  нарушение закона в зависимости  от  степени  опасности  нарушения.

Ответственность может быть уголовной, административной,  дисциплинарной  или материальной,  но  она   должна   неотвратимо   наступить.   Известно,   что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.

      Таким образом, содержание понятия  законности образуется  из  следующих элементов:

    - законы и подзаконные акты;

    - исполнение законов т.е. проведение  их в жизнь;

    - надзор за точным и единообразным  исполнением законов;

    - ответственность за допущенное  нарушение законов.

      Право и законность  необходимо  рассматривать  как  мощный  социальный регулятор,  обеспечивающий  решение  сложных  политических,   экономических, социальных,  национальных  и  культурных   проблем.   Законность   в   нашем государстве  - это мощный организующий и дисциплинирующий фактор,  требующий строгого  соблюдения  государственной   и   трудовой   дисциплины,   четкого выполнения каждым своих обязанностей, способствует росту активности  граждан и в то же время удерживает их от произвола и беззакония.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов