Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:06, реферат
Прокурорский надзор как самостоятельная правовая дисциплина включает в себя прежде всего знания об основополагающих принципах организации и деятельности российской прокуратуры, выработанных и получивших дальнейшее развитие в Конституции РФ и других законодательных актов по вопросам укрепления законности и правопорядка, обеспечения принципов социальной справедливости, охраны прав и законных интересов граждан, усиления прокурорского надзора в РФ. Прокурорский надзор рассматривается как одна из форм государственной деятельности, обеспечивающей точное и единообразное исполнение законов в стране, как одно из условий соблюдения конституционных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Введение……………………………………………………………………3
Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности………………………………………………………………….4
Виды (отрасли) прокурорского надзора………………………………….7
Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора………………………………………………………………….....20
Литература...………………………………………………………………25
Протест прокурора как
наименование
опротестованного правового акта или
действия, или бездействия должностного
лица; кем и когда правовой акт издан или
совершено действие; содержание опротестованного
правового акта (действие или бездействие);
правовое обоснование незаконности или
необоснованности правового акта (действие
или бездействие должностного лица), указаны
нормы нарушенного закона или иного нормативного
акта; предложение прокурора об отмене
или проведение в соответствие с законом
опротестованного правового акта; требования
о привлечении к ответственности должностного
лица, виновного в нарушении закона, если
в этом есть необходимость; предложение
о рассмотрении протеста в установленный
законом десятидневный срок с сообщением
результатов рассмотрения протеста; должностное
положение прокурора, принесшего протест,
его классный чин, дата принесения протеста.
Представление прокурора.
Представление прокурора (ст. 24 Закона “О прокуратуре РФ”) – это
правовой акт прокурорского надзора об устранении нарушений закона, причин этих нарушений и способствовавших им условий, который вносится в государственный орган, общественную, политическую организацию или
должностному
лицу, полномочных устранить
Направляя представление
Представление, как правило,
должностным лицам, от которых зависит устранение нарушений закона и
принятие мер по их предупреждению. В вышестоящие государственные органы или вышестоящим должностным лицам представления направляются в тех случаях, когда нарушения закона носят распространенный характер или когда представление прокурора было отклонено, либо по нему было принято
неправильное решение.
Представление по своей форме
должно соответствовать
требованиям: наименование акта определяется ст. 24 Закона “О прокуратуре
РФ” – “Представление прокурора”.
Представление содержит: материалы, послужившие
основанием для внесения представления
(результаты проведенной проверки, обобщение
и анализ материалов о соблюдении законности,
итоги расследования преступления и т.д.);
наименование нарушенного закона и последствия
допущенного нарушения; изложение причин
и условий, способствовавших допущенному
нарушению; предлагаемые меры по предупреждению
нарушений закона и устранению причин
и условий, способствовавших им; указание
на конкретных должностных лиц, виновных
в этих нарушениях; предложение прокурора
о привлечении их к ответственности; требование
о безотлагательном рассмотрении представления
и принятии не позднее, чем в месячный
срок, необходимых мер по устранению нарушений
закона и сообщении прокурору об этом;
должностное положение и классный чин
прокурора, дата внесения представления;
подпись автора представления.
Постановление прокурора.
В зависимости от характера
и тяжести допущенного
Постановление, выносимое
определенным требованиям. При возбуждении уголовного дела, прокурор,
руководствуясь ст. 112 УПК, выносит об этом постановление, в котором должно быть указано время, место его вынесения, кем оно составлено, повод и основания к возбуждению дела, статья уголовного закона, по признакам
которой оно возбуждено, а также дальнейшее направление уголовного дела. При возбуждении производства об административном правонарушении в постановлении указываются: наименование постановления с указанием времени, места, кем оно составлено; содержание правонарушения; правовые обоснования ответственности должностного лица; указание на нарушенный закон; предложение прокурора о рассмотрении постановления в срок, указанный в законе, и сообщение прокурору о результатах рассмотрения; должностное положение и классный чин прокурора, его подпись.
Постановление прокурора о
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.
Защита прав и свобод граждан прокуратурой как правоохранительным и
правоприменительным органом всегда являлась глобальной задачей всех видов прокурорского надзора и всех прокурорских структур, функционирующих в стране. В подтверждение сказанного достаточно сослаться на многочисленные представления, протесты, иски, внесенные прокуратурой в суд, различные государственные и иные органы в целях охраны и защиты прав и законных интересов граждан.
Осуществляя надзор, прокуратура занимает особое, свойственное специфики ее деятельности место, никоим образом не конкурируя с другими
правоохранительными органами и в первую очередь с судами, действующими в качестве органа правосудия. Подчеркивая это обстоятельство, Ю.Скуратов справедливо отмечает, что при возросшей роли суда “...в защите основных прав и свобод человека и гражданина, нельзя согласиться с тезисом о том, что суд – единственное средство такой защиты. По крайней мере, сегодня ситуация следующая: число обращений в прокуратуру в десять раз превышает число заявлений о защите прав граждан, направляемых в суд. Прокуратура в своей деятельности удачно восполняет некоторые изъяны судебной формы защиты прав (усложненный порядок, длительные сроки рассмотрения дел, удорожание правовых услуг и др.)...”, граждане “... должны иметь выбор способа защиты, что прямо вытекает из идеи правового государства, конституционных положений о приоритете прав и свобод человека и гражданина”.
Предметом надзора является
В ходе выполнения указанной задачи прокурор рассматривает и проверяет жалобы, заявления и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина, разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод, принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод, привлечению к ответственности виновных и возмещению причиненного ущерба. При этом прокурор действует в рамках тех же полномочий, которые свойственны его деятельности по общему надзору.
При наличии оснований полагать, что нарушения прав и свобод человека и гражданина имеют характер преступления, прокурор возбуждает уголовное дело и принимает меры к тому, чтобы лица, их совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом. Если нарушение прав и свобод гражданина имеет характер административного нарушения, прокурор передает сообщение об этом и материалы проверки органу или должностному лицу, уполномоченным рассматривать дела об административном правонарушении.
Правовыми актами реагирования прокурора в этой области его деятельности являются протест и представление. Так, прокурор приносит
протест на акт, нарушающий права человека и гражданина, органу или
должностному лицу, издавшему этот акт, либо обращается в суд в порядке,
предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации.
Во всех иных случаях
связано с принятием незаконного акта) прокурор вносит в орган или
должностному лицу представление об устранении допущенного нарушения.
Подробная и обстоятельная
деятельности прокуратуры содержится в приказе Генерального прокурора РФ №30 от 22 мая 1996 г. “Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина”. В нем с особой значимостью подчеркивается, что основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.
Надзор за исполнением законов
органами, осуществляющими оперативно-
В системе отраслей
место, поскольку цель ее: обеспечить всесторонность, полноту и объективность исследования всех обстоятельств дела, принятие необходимых мер по раскрытию преступлений и привлечению к уголовной ответственности лиц, совершивших преступления, соблюдение установленного законом порядка расследования уголовных дел и законных интересов участников процесса и других лиц, выявление причин и условий, способствующих совершению преступлений, и принятие мер по устранению этих причин и условий.
Исходя из этого, предметом надзора являются: соблюдение прав и свобод
человека и гражданина; установленный порядок разрешения заявлений и
сообщений или готовящихся преступлениях; выполнение оперативно-розыскных мероприятий и проведение расследования; законность принимаемых этими органами решений (ст. 29 Закона “О прокуратуре РФ”.
Полномочия прокурора в этой
области надзора
К предмету надзора отнесено исполнение закона органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность. Эта деятельность
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов