Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:06, реферат
Прокурорский надзор как самостоятельная правовая дисциплина включает в себя прежде всего знания об основополагающих принципах организации и деятельности российской прокуратуры, выработанных и получивших дальнейшее развитие в Конституции РФ и других законодательных актов по вопросам укрепления законности и правопорядка, обеспечения принципов социальной справедливости, охраны прав и законных интересов граждан, усиления прокурорского надзора в РФ. Прокурорский надзор рассматривается как одна из форм государственной деятельности, обеспечивающей точное и единообразное исполнение законов в стране, как одно из условий соблюдения конституционных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.
Введение……………………………………………………………………3
Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности………………………………………………………………….4
Виды (отрасли) прокурорского надзора………………………………….7
Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора………………………………………………………………….....20
Литература...………………………………………………………………25
“... В целях обеспечения
содержания граждан в местах предварительного заключения не реже одного раза в месяц проверять следственные изоляторы.
Принимать безотлагательные
граждан, немедленному освобождению незаконно содержащихся под стражей и наказанию виноватых в нарушении закона”.
Другие направления прокурорского надзора.
Кроме перечисленных выше
также другие направления:
— уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской
Федерации;
— координацию деятельности
преступностью.
Особо выделено также такое
важное направление
Прокуратура Российской
3.
Принципы деятельности
прокуратуры в вопросах
прокурорского надзора
Принципы – это закрепленные
законом наиболее общие
определяющие организацию, а также содержание деятельности прокуратуры.
В системе принципов
общеправовые и специальные принципы. Последние можно также подразделить на организационные и функциональные.
Подобная классификация способствует более обстоятельному уяснению
сущности
рассматриваемого явления, позволяет
определить как общее положение
прокуратуры, так и особенности ее деятельности,
а также правовой статус прокуроров.
Общеправовые принципы.
1. Законность – этот принцип выражается в требовании точного и
единообразного исполнения законов в организации прокуратуры и при
осуществлении прокурорского надзора. Обращено оно прежде всего к самой
прокуратуре, деятельность которой имеет строго подзаконный характер. Это
означает соответствие закону поводов и оснований прокурорского надзора, его форм и методов, принимаемых прокурором актов. Лишь с позиции законности производится прокуратурой оценка деятельности поднадзорных ей органов и должностных лиц. Особое значение принцип законности имеет в судопроизводстве, в процессе которого прокурор обязан принимать меры,
подчас властные, направленные на пресечение и устранение выявленных
нарушений законности. Нарушение или неправильное применение законов самим прокурором, результатом чего явилось неправильное разрешение дела,
ограничение прав и законных интересов участников процесса должно
расцениваться как невыполнение прокурором служебного долга и влечь
установленную законом ответственность.
Принцип законности является наиболее общим, так как именно он лежит в основе всех иных принципов организации и деятельности органов прокуратуры.
2. Демократизм – как общеправовой принцип Российского государства
провозглашен ст. 1 Конституции РФ. “Россия, – сказано в ней, – есть
демократическое... правовое государство...”. Естественно, что прокуратура,
одним из направлений деятельности которой является “надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами самоуправления, органами военного управления, органами контроля, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций”, способствует реальному претворению народовластия в жизнь российского общества.
Демократизм прокурорского
Развитие демократизма в
расширением и совершенствованием коллегиальных начал в организации надзора. Закон “О прокуратуре РФ” закрепил положение, согласно которому коллегии образуются как в Генеральной прокуратуре, так и в прокуратурах субъектов Российской Федерации и приравненных к ним военных и иных специализированных прокуратурах (ст. 15, 20 Закона “О прокуратуре РФ”).
3. Публичность. Согласно указанному принципу прокуратура в целях охраны личности, государства и общества обязана по долгу службы независимо от усмотрения отдельных лиц и организаций принимать меры к выявлению и своевременному устранению любых нарушений закона, от кого бы эти нарушения не исходили, к восстановлению нарушенных прав и привлечению виновных к установленной законом ответственности (ст. 22 Закона “О прокуратуре РФ”). Права и обязанности прокуроров по предупреждению, выявлению правонарушений, принятию мер к их устранению, привлечению виновных к ответственности используются ими исключительно в интересах закона и “независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений...” (ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”). В силу универсальности принципа публичности прокурор обязан реагировать на нарушения законности и в тех случаях, когда тот или иной государственный орган ему неподнадзорен. Так, в случае несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и законам Российской Федерации Генеральный прокурор Российской Федерации информирует об этом Президента Российской Федерации (ст. 24 Закона “О
прокуратуре РФ”).
Аналогичным образом
Конституционный Суд Российской Федерации “по вопросу нарушения
конституционных
прав и свобод граждан законом, примененным
или подлежащим применению в конкретном
деле (ст. 35 “О прокуратуре РФ”).
Специальные принципы прокурорского надзора.
1. Единство и централизация
составляют единую федеральную централизованную систему и действуют на
основе подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному
прокурору Российской Федерации (ст. 4 Закона “О прокуратуре РФ”).
Единство и централизация
система прокуратуры сверху донизу организуется на основе единых принципов, руководствуется единым законодательством, преследует единые цели, разрешает единые задачи. Прокуроры, за редкими исключениями, наделяются одинаковыми правами и несут одинаковые обязанности по надзору за законностью. Во всех отраслях надзорной деятельности полномочия всех прокуроров по отношению к организациям и гражданам однотипны. При осуществлении надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, участии при рассмотрении в судах уголовных и гражданских дел все прокуроры обладают сходными полномочиями, закрепленными в процессуальном законодательстве и Законе “О прокуратуре РФ”. Не случайно по этому в процессуальных кодексах (ст. 34 УПК; ст. 41 ГПК), Законе “О прокуратуре РФ” (ст. 27, 28, 54) любое лицо прокурорского надзора именуется “прокурором” в обобщающем смысле этого слова независимо от должности и звания того или иного работника. С учетом всего этого действия конкретного прокурора всегда рассматриваются как деятельность прокуратуры в целом. Это дает возможность в любой момент
заменить одного прокурора другим, а вышестоящему прокурору принять на себя функции нижестоящего.
Комплектование кадров
порядке назначения (ст. 13 Закона “О прокуратуре РФ”). Отсюда вытекает
подчиненность и подотчетность нижестоящих прокуроров вышестоящим и в
конечном счете Генеральному прокурору РФ.
Принципу единства и
самостоятельность, которой обладает прокурор как участник судебного
рассмотрения конкретных гражданских и уголовных дел. В этом своем качестве прокурор действует в рамках соответствующего процессуального
законодательства и полностью независим при отстаивании той правовой
позиции,
которая сложилась в его
деле, непосредственной оценки доказательств по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном рассмотрении всех обстоятельств дела в их совокупности (ст. 71 УПК). Никакой вышестоящий прокурор не вправе понудить нижестоящего прокурора, участвующего в деле в качестве государственного обвинителя, отстаивать позицию, с которой последний не согласен. Прокурор, участник процесса, опротестовавший судебное решение, считая его незаконным и необоснованным, лишь сам вправе отозвать свой протест (ст. 37 Закона “О прокуратуре РФ”).
На это обстоятельство
участия прокуроров в судебных стадиях уголовного судопроизводства в
условиях судебной реформы”, в котором говорится: “Считать недопустимым
оказание какого-либо давления на прокурора, поддерживающего обвинение в
суде. Строго
соблюдать принцип
заключения и должен обосновать свои предложения суду на результатах
исследования обстоятельств дела в судебном заседании, руководствуясь
требованиями закона и внутренним убеждением. При этом активное отстаивание им своей позиции должно сочетаться с объективностью и беспристрастностью”.
2. Независимость прокурорского надзора. В соответствии с Законом “О
прокуратуре
РФ” (ст. 4) “органы прокуратуры
пределах своей компетенции независимо от федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений и в строгом соответствии с действующими на территории Российской Федерации законами”.
Действенной гарантией обеспечения независимости прокуроров является
предусмотренная Законом “О прокуратуре РФ” недопустимость какого бы то ни было вмешательства в деятельность прокуроров при выполнении ими своих надзорных полномочий. Воздействие в какой бы то нибыло форме федеральных органов государственной власти, – говорится в ст. 5 Закона “О прокуратуре РФ”, – органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных объединений, средств массовой информации, их представителей. А также должностных лиц на прокурора или следователя с целью повлиять на принимаемое им решение или воспрепятствовать его деятельности влечет за собой установленную законом ответственность.
Прокурор не обязан давать
каких-либо объяснений по
Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов