Прокурорский надзор за исполнением законов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 09:06, реферат

Описание

Прокурорский надзор как самостоятельная правовая дисциплина включает в себя прежде всего знания об основополагающих принципах организации и деятельности российской прокуратуры, выработанных и получивших дальнейшее развитие в Конституции РФ и других законодательных актов по вопросам укрепления законности и правопорядка, обеспечения принципов социальной справедливости, охраны прав и законных интересов граждан, усиления прокурорского надзора в РФ. Прокурорский надзор рассматривается как одна из форм государственной деятельности, обеспечивающей точное и единообразное исполнение законов в стране, как одно из условий соблюдения конституционных гарантий по охране прав и законных интересов граждан.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Прокуратура – орган надзора за исполнением законов и соблюдением законности………………………………………………………………….4
Виды (отрасли) прокурорского надзора………………………………….7
Принципы деятельности прокуратуры в вопросах прокурорского надзора………………………………………………………………….....20
Литература...………………………………………………………………25

Работа состоит из  1 файл

Реферат по прокурорскому надзору.doc

— 172.50 Кб (Скачать документ)

проводится  органами внутренних дел, государственной  безопасности, пограничной охраны, службы внешней разведки, действующими в пределах их компетенции. Основным правовым актом, регламентирующим деятельность указанных структур, является упоминавшийся выше Федеральный закон “Об оперативно-розыскной деятельности”. В целях борьбы с преступностью органы внутренних дел, органы безопасности осуществляют многообразные оперативно-розыскные мероприятия: опрос граждан, наблюдение, наведение справок, исследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, контроль почтовых отправлений, прослушивание телефонных и иных переговоров и пр. Естественно, что в процессе осуществления указанных мероприятий должны соблюдаться гарантии прав граждан. Для производства действий, связанных с ограничением прав и свобод, установленных Конституцией, таких, как неприкосновенность жилища, тайна переписки, телефонных и других переговоров, должно быть получено предварительное судебное решение. В случаях, не терпящих отлагательства, эти действия производятся до получения судебного решения “с обязательным уведомлением соответствующего суда (судьи) в течение 48 часов”.

      В процессе осуществления надзора  за исполнением законов при  проведении оперативно-розыскных мероприятий и принимаемых при этом решениях прокурор вправе знакомиться с оперативно-служебными документами и иными сведениями, полученными при подготовке и проведении этих мероприятий.

      В случае нарушения органом  (должностным лицом), осуществляющим

оперативно-розыскную  деятельность, прав и законных интересов  граждан,

юридических лиц прокурор обязан принять меры по устранению этих нарушений, восстановлению нарушенных прав, возмещению причиненного ущерба в соответствии с законодательством Российской Федерации (ст. 31 Закона).

      Полномочия прокурора по надзору  за исполнением законов органами

дознания  и следователем определены ст. 25, 116, 211–217 УПК РФ. Согласно

этим  нормам прокурор обязан во всех стадиях  уголовного судопроизводства

своевременно  принимать предусмотренные законом  меры к устранению всяких нарушений закона, от кого бы они не исходили. В пределах своей компетенции прокурор требует от органов дознания и следователя для проверки уголовные дела, документы, материалы, и иные сведения о совершенных преступлениях, ходе расследования, установлении лиц, совершивших преступления, отменяет незаконные и необоснованные постановления, дает письменные указания о расследовании преступлений, избрании, отмене или изменении меры пресечения, квалификации преступления, производстве отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления; поручает органам дознания исполнение

постановлений о задержании, приводе, заключении под стражу, обыске, выемке, розыске лиц, совершивших преступление; продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения; отстраняет лицо, производящее дознание, или cледователя от дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если им было допущено нарушение закона при расследовании дела. Прокурор вправе также лично участвовать в производстве дознания и предварительного следствия, проводить отдельные следственные действия или расследование в полном объеме; изымать из органа дознания и передавать следователю любое дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного следователя другому, в целях обеспечения наиболее полного и объективного расследования.

      Прокурор обеспечивает защиту прав и законных интересов личности –

потерпевших от преступлений и иных лиц, участвующих  в деле, принимает

необходимые меры к охране их жизни, здоровья, чести, достоинства и имущества. В целях обеспечения возмещения материального ущерба,

причиненного  преступлением, прокурор предъявляет  гражданский иск или

поддерживает  гражданский иск, заявленный потерпевшим. Прокурор следит за своевременным принятием мер, направленных на обеспечение предъявленного или возможного в будущем гражданского иска. Особое место занимает прокурорский надзор за соблюдением прав и законных интересов лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, – подозреваемого и обвиняемого. Прокурор обязан следить за тем, чтобы этим лицам были разъяснены их права и обеспечена возможность их реального осуществления.

      При решении вопроса о даче  санкции на арест прокурор  должен тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросить подозреваемого или обвиняемого – во всех случаях.

      Бдительно следит прокуратура  за тем, чтобы органы дознания своевременно реагировали на сигналы о совершенных преступлениях, не

допускали сокрытия их от учета.

      Об эффективности прокурорского  надзора за предварительным расследованием говорят также данные: в 1992 г. прокуроры дали более 111

тыс. письменных указаний по уголовным делам, внесли около 28 тыс.

представлений по вопросам нарушения закона при  расследовании преступлений органами внутренних дел, освободили за неподтверждением подозрения более 1 тыс. человек. Аналогичная картина наблюдается и в последующие годы.

      Актами прокурора в процессе  осуществления надзора за следствием  и

дознанием являются:

      Указание – обращение прокурора,  даваемое, как правило, в письменной

форме в связи с возбуждением и расследованием дела, которое является для

органа  дознания и следователя обязательным. Несогласие с указанием и его

обжалование не приостанавливает исполнение. Исключение может иметь место лишь в случаях, предусмотренных ч. 2 ст. 127 УПК, когда следователь

выражает  несогласие с указаниями прокурора  о привлечении лица в качестве

обвиняемого, квалификации преступления и объеме обвинения – о направлении дела для назначения к слушанию или о прекращении дела. Во всех этих случаях следователь, возражая надзирающему прокурору, вправе представить дело вышестоящему прокурору с письменным изложением своих возражений.

Вышестоящий прокурор или отменяет указание нижестоящего прокурора, или поручает производство по этому делу другому следователю.

      Постановление – решение, принимаемое  по всем наиболее важным вопросам, возникающим в процессе надзора за расследованием преступлений – о возбуждении уголовного дела, о приостановлении предварительного

расследования, прекращении производства по уголовному делу, об отмене

незаконных  и необоснованных постановлений  следователей и лиц, производящих дознание.

      Представление – требование прокурора,  вносимое в соответствующий

государственный орган, общественную организацию или  должностному лицу о принятии мер по устранению нарушений закона и условий, способствовавших совершению преступлений. Представление может быть внесено и руководителю органа дознания (следствия) в связи с выявленными нарушениями закона, прав и законных интересов граждан. Не позднее месячного срока по представлению должны быть приняты необходимые меры и о результатах сообщено прокурору.

      Санкция – решение прокурора  в случаях, когда органу дознания  или

следователю необходимо ограничить конституционные  права и законные интересы подозреваемого или обвиняемого (заключение под стражу, залог, отстранение от должности).

      Утверждение – применятся прокурором  в случаях, когда решение, принятое следователем, в последующих стадиях производства по делу становится также прокурорским решением; например, обвинительное заключение.

      Реализация этих, как и многих  других, надзорных полномочий прокурора  в сочетании с процессуальной самостоятельностью следователя, тесным

взаимодействием его с органами дознания обеспечивает успешное раскрытие

преступлений, устранение причин и условий, способствующих их совершению. 

      Надзор за исполнением законов администрацией органов и учреждений,

исполняющих наказание, и иные назначаемые судом  меры принудительного

характера, администрацией мест содержания задержанных под стражу.

      Предметом надзора данного направления  прокурорской деятельности

являются: законность нахождения лиц в местах содержания задержанных,

предварительного  заключения, исправительно-трудовых и  иных органах и

учреждениях, исполняющих наказание и другие меры принудительного характера, назначаемые судом; соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, арестованных, и осужденных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания, законность исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы.

      Таким образом, надзор осуществляется  как за законностью содержания  в

заключении  лиц, в отношении которых приговор еще не вынесен, так и

осужденных  к лишению свободы и другим мерам наказания. В отношении  первых проверяется в основном соблюдение уголовно-процессуальных норм,

регламентирующих  порядок и условия заключения под стражу в качестве меры пресечения, продление сроков содержания под стражей, освобождение незаконно содержащихся под стражей лиц. В отношении же осужденных – исполнение требований Исправительно-трудового (уголовно-исполнительного) кодекса РФ.

      Осуществляя надзор за исполнением  законов, прокурор вправе посещать  в любое время органы и учреждения, в которых содержаться под стражей и

отбывают  наказание осужденные (исправительно-трудовые, воспитательно-

трудовые  колонии, тюрьмы), а также лица, находящиеся  под следствием и

подсудимые (изоляторы временного содержания, следственные изоляторы);

опрашивать  задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, арестованы, осуждены либо подвергнуты другим мерам принудительного характера, с оперативными материалами; требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, арестованных, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации мест лишения свободы и других учреждений, обеспечивающих исполнение мер принудительного характера;

требовать объяснений от должностных лиц, вносить  протесты и представления, возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. До рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается. Прокурор полномочен также отменять дисциплинарные взыскания, наложенные в нарушение закона на лиц, содержащихся под стражей, а также отбывающих наказание в местах лишения свободы, немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора.

      Закон “О прокуратуре РФ” (ст. 34) гласит, что постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, арестованных, осужденных к лишению свободы и иным мерам наказания, а равно лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к мерам наказания, не связанных с лишением свободы.

      Учитывая особую важность и актуальность этой отрасли прокурорского

надзора, – ведь речь идет об ограничении  конституционного права человека и гражданина на свободу и личную неприкосновенность, Генеральный прокурор РФ приказом №67 от 12 декабря 1994 г. “О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением законов в местах предварительного заключения, при исполнении уголовных наказаний” обязал прокуроров “при проверке состояния законности в исправительно-трудовых учреждениях и воспитательно-трудовых учреждениях режима и условий содержания осужденных, реализации правовых норм, регулирующих их трудовое использование, проведение воспитательной работы, особое внимание обращать на причины вскрытых нарушений, реальность принятых мер по результатам предыдущих прокурорских проверок”.

Информация о работе Прокурорский надзор за исполнением законов