Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:55, шпаргалка
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
Тема 2. Преступность.
1.Понятие преступности. 2.Состояние и уровень преступности. 3.Структура преступности. 4.Динамика преступности. 5.География преступности. 6.Латентность преступности.
Раздел 4. Система программных мероприятий (указанной выше программы), включает мероприятия по следующим приоритетным направлениям:
1. Развитие правовой,
социальной и организационной
основ деятельности правоохрани
2. Предупреждение преступлений.
3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан от преступных посягательств, повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений.
4. Преодоление криминализации
экономики, защита всех форм
собственности, борьба с корруп
5. Противодействие
6. Укрепление материально-
4.2. Предупреждение преступлений.
Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление причин и условий способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического воздействия на криминогенные процессы среди несовершеннолетних, их правовое воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных фактов политического экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение разъяснительных мероприятий о последствиях наркомании.
Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства.
2 Решение двадцать
второй сессии Областного
3.Постановление Главы администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году"
¦2.16¦Провести на территории области специализированные комплексные операции "Бродяга", "Вихрь", "Вихрь - Антитеррор", "Сигнал", "Надзор", "Быт".
4. Соглашение между
Правительством Российской
5.Постановление Правительства РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 "О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800.
6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об
утверждении нормативных актов о деятельности
органов внутренних дел по предупреждению
преступлений"
4 вопрос. Классификация мер профилактики преступности
Классификация - это систематизированное распределение объектов и явлений на определенные группы, классы, разряды на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.
Познавательная ценность классификаций заключается в том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани процесса предупреждения преступлений.
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.
I.По методу предупредительного воздействия:
1)меры стимулирования
(целенаправленное включение
2)меры ограничения
(воспрепятствование объекту
Это – две взаимосвязанные стороны предупредительной деятельности.
II.По механизму воздействия:
1)меры стимулирования
(поощрения - предоставление различных
благ за определенные
2)наказания (ответственности
- принудительное лишение
3)восстановления (компенсации
- заглаживание вреда,
4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).
Они отличаются друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.
В уголовном праве Германии "восстановление" наряду с наказанием и мерами безопасности рассматривается в качестве так называемой “третьей колеи” уголовно-правового регулирования.
В реальной жизни
более распространены “сплавы”
мер предупреждения, в которых
они сочетаются в разных
III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:
•общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);
•особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам преступлений (например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные);
•индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.
IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:
1)общем;
2)специализированном;
3)индивидуальном уровнях.
Пример, решение проблем занятости населения – это общий уровень социальной профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, – это специализированный уровень социальной профилактики; трудоустройство освобожденного Петрова – индивидуальная социальная профилактика.
Пример, существование в России разрешительной системы на огнестрельное оружие для всех граждан - это общий уровень мер безопасности, особый режим выдачи лицензий для лиц, ранее судимых - это специальный уровень мер безопасности, а выдача лицензии конкретному гражданину Иванову – индивидуальный уровень мер безопасности.
Аналогичным образом обстоит дело с мерами восстановления и наказания.
V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:
1)на территории Российской
2)субъекта Федерации;
3)города, района, микрорайона,
предприятия,
VI.В зависимости от степени дозволенности:
1)дозволительные меры
2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);
3)запретительные (нельзя, например, охранять свой сад при помощи провода, к которому подключен электроток высокого напряжения).
VII.По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить:
на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.
VIII.По содержанию:
1)экономические; 2)социально-политические;
3)идеологические; 4) культурно-воспитательные;
5)правовые; 6)организационно-
ХI.В зависимости от типа преступного поведения или особенностей объекта предупредительного воздействия, выделяются следующие меры предупреждения:
1)корыстной, 2)насильственной, 3)сексуальной,
4)экономической, 5)профессиональной, 6)организованной
преступности, 7)преступности
X.В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на:
1)меры ранней профилактики
(меры предкриминального
2)меры предупреждения
рецидива (меры посткриминального
контроля - меры пенитенциарного
предупреждения, когда предупредительное
воздействие связано с
ХI.По профилактической направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение:
1) общественной опасности личности;
2) криминогенных ситуаций;
3) условий формирования
криминогенных установок
4)меры, направленные на
личность потенциальной жертвы (потерпевшего)
или меры виктимологической
ХII.По субъектам применения:
а) государственными органами и их должностными лицами;
б) общественными
организациями.
5 вопрос. Субъекты предупредительной деятельности
Субъекты предупреждения - это органы, должностные лица, негосударственные организации и граждане, оказывающие какое-либо позитивное воздействие на объект с целью предупреждения преступлений.
Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие - с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.
1 Общесоциальные субъекты профилактики преступлений - органы представительной власти (Федеральное Собрание, законодательные собрания субъектов Федерации), государственные органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты, службы, администрации территориальных органов исполнительной власти), органы здравоохранения, учреждения образования, культурно-воспитательные учреждения, социального обслуживания и подчиненные им организации, учреждения и службы, решающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей общей компетенции;
2 Специальные субъекты – правоохранительные органы, организации, учреждения, подразделения органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, решающие вопросы предупреждения преступлений, включая применения мер принудительного характера, в рамках их компетенции по обеспечению законности, общественной и государственной безопасности;
-судебные органы, рассматривающие
вопросы предупреждения
Основные субъекты мер безопасности названы в ст. 12 Зако-на РФ “О безопасности”. Это - вооруженные силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопас-ности, действующие на основании законодательства.
Судьи участвуют в анализе состояния преступности и выработке мер по ее предупреждению, а также в координации и комплексоном планировании профилактики, обобщая судебную практику по этим вопросам.
Суд, предварительное следствие, уголовный розыск, должностные лица, уполномоченные привлекать к ответственности, - это субъекты мер юридической ответственности - наказания.
Так, например, участковый инспектор милиции одновременно реализует меры социальной профилактики, безопасности и ответственности.
Органы юстиции участвуют в профилактике преступлений, посредством правовой пропаганды и правового воспитания, обобщений экспертной практики и разработки на этой основе предложений, направленных на совершенствование мер специальной профилактики, правовой всеобуч населения, организационное и методическое обучение правового воспитания в учебных заведениях.