Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
Тема 2. Преступность.
1.Понятие преступности. 2.Состояние и уровень преступности. 3.Структура преступности. 4.Динамика преступности. 5.География преступности. 6.Латентность преступности.

Работа состоит из  1 файл

Шпора.doc

— 832.50 Кб (Скачать документ)

Раздел 4. Система программных  мероприятий (указанной выше программы), включает мероприятия по следующим  приоритетным направлениям:

1. Развитие правовой, социальной и организационной  основ деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

2. Предупреждение преступлений.

3. Защита жизни, здоровья, свободы и достоинства граждан  от преступных посягательств, повышение эффективности раскрытия и расследования преступлений.

4. Преодоление криминализации  экономики, защита всех форм  собственности, борьба с коррупцией.

5. Противодействие организованной  преступности.

6. Укрепление материально-технической  базы правоохранительных органов области.

4.2. Предупреждение преступлений.

Основными целями предлагаемых мероприятий является выявление  причин и условий способствующих совершению правонарушений, усиление профилактического воздействия на криминогенные процессы среди несовершеннолетних, их правовое воспитание; предупреждение рецидивной преступности; пресечение возможных фактов политического экстремизма; профилактика бродяжничества и проведение разъяснительных мероприятий о последствиях наркомании.

Важнейшим разделом таких программ должно стать виктимологическое просвещение. Чтобы знакомить население с формами и видами самозащиты от преступных посягательств, можно использовать все возможные средства.

2 Решение двадцать  второй сессии Областного Совета  депутатов от 02.12.99 "Об областной целевой программе координации совместной деятельности администрации Новосибирской области и правоохранительных органов по усилению борьбы с преступностью на 2000 год" (Опубликовано не было).

3.Постановление Главы  администрации Новосибирской области от 01.11.2000 N 960 "О первоочередных мерах по усилению борьбы с преступностью и укреплению правопорядка на территории Новосибирской области в 2001 году"

¦2.16¦Провести на территории области  специализированные комплексные  операции "Бродяга", "Вихрь", "Вихрь - Антитеррор", "Сигнал", "Надзор", "Быт".

4. Соглашение между  Правительством Российской Федерации  и Правительством Республики  Татарстан о координации борьбы  с преступностью и другими  правонарушениями

5.Постановление Правительства  РФ от 7 декабря 1996 г. N 1427 "О Национальном плане Российской Федерации по реализации Межгосударственной программы совместных мер борьбы с организованной преступностью и иными видами опасных преступлений на территории государств - участников Содружества Независимых Государств на период до 2000 года" // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 декабря 1996 г., N 51, ст. 5800.

6. Приказ МВД РФ от 11 августа 1998 г. N 490 "Об утверждении нормативных актов о деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений" 

4 вопрос. Классификация  мер профилактики преступности

Классификация - это систематизированное  распределение объектов и явлений  на определенные группы, классы, разряды  на основании их сходства и различия по одному или нескольким признакам.

Познавательная ценность классификаций заключается в  том, что их знание позволяет глубже понять и изучить различные грани  процесса предупреждения преступлений.

Меры предупреждения преступности могут классифицироваться по различным основаниям (признакам). Когда в основе классификации лежит совокупность (сочетание) признаков, образующих некий социальный тип или обособляющих одно социальное явление от других, речь идет о типологии. Типология - это более сложный вид классификации.

I.По методу предупредительного воздействия:

1)меры стимулирования (целенаправленное включение объекта  в общественно полезные связи-отношения  );

2)меры ограничения  (воспрепятствование объекту вступать  в криминогенные отношения).

Это – две взаимосвязанные  стороны предупредительной деятельности.

II.По механизму воздействия:

1)меры стимулирования (поощрения - предоставление различных  благ за определенные общественно  полезные действия);

2)наказания (ответственности  - принудительное лишение определенных  благ соразмерно совершенному правонарушению, а также причинения лишений и страданий правонарушителю, с достижением целей общего и специального предупреждения);

3)восстановления (компенсации  - заглаживание вреда, возмещение  ущерба, восстановление социальной  справедливости);

  4)безопасности (меры защиты- т.е. принудительного ограничения поведения физических и деятельности юридических лиц, применяемые при наличии указанных в законе оснований и имеющие цель предотвращения вредоносного воздействия источника опасности).

 Они отличаются  друг от друга по методу, непосредственным целям, основаниям, содержанию, субъектам и срокам применения.

В уголовном праве  Германии "восстановление" наряду с наказанием и мерами безопасности рассматривается в качестве так  называемой “третьей колеи” уголовно-правового регулирования.

 В реальной жизни  более распространены “сплавы”  мер предупреждения, в которых  они сочетаются в разных пропорциях. Соединение может быть параллельным (например кара + меры безопасности + возмещение ущерба при основном  наказании в виде лишения свободы), последовательным (уголовное наказание за умышленное преступление + запрет на службу в милиции).

III.По объему меры профилактики делятся на общие, особенные и индивидуальные:

•общие профилактические меры направлены на устранение причин и условий преступности в целом (страна, регион, город, административный участок и т.д.);

•особенные меры предупреждения адресованы тем или иным группам  преступлений (например, совершаемые н/л, рецидивистами, насильственные, корыстные);

•индивидуальные меры профилактики направлены на устранение либо блокирование причин и условий конкретного преступления.

IV.По уровню профилактического воздействия меры предупреждения реализуются на:

1)общем;

2)специализированном;

3)индивидуальном уровнях.

Пример, решение проблем занятости населения – это общий уровень социальной профилактики; система трудоустройства лиц, освобожденных из мест лишения свободы, – это специализированный уровень социальной профилактики; трудоустройство освобожденного Петрова – индивидуальная социальная профилактика.

Пример, существование в России разрешительной системы на огнестрельное  оружие для всех граждан - это общий  уровень мер безопасности, особый режим выдачи лицензий для лиц, ранее  судимых - это специальный уровень  мер безопасности, а выдача лицензии конкретному гражданину Иванову – индивидуальный уровень мер безопасности.

Аналогичным образом обстоит дело с мерами восстановления и наказания.

V.По масштабу меры предупреждения делятся на применяемые:

1)на территории Российской Федерации;

2)субъекта Федерации;

3)города, района, микрорайона,  предприятия, административного  участка.

VI.В зависимости от степени дозволенности:

1)дозволительные меры предупреждения ("разрешено все, что не запрещено  " - меры социальной профилактики);

2)разрешительные (лицензирование, разрешительный порядок, предъявляются специальные требования к субъекту - соответствующая квалификация, специальная подготовка, сертификация);

3)запретительные (нельзя, например, охранять  свой сад при помощи провода,  к которому подключен электроток высокого напряжения).

VII.По отрасли законодательства, в рамках которой регламентируются меры предупреждения, их можно подразделить:

 на конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также  гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.

VIII.По содержанию:

1)экономические; 2)социально-политические; 3)идеологические; 4) культурно-воспитательные; 5)правовые; 6)организационно-управленческие  и технические меры.

ХI.В зависимости от типа преступного поведения или особенностей объекта предупредительного воздействия, выделяются следующие меры предупреждения:

1)корыстной, 2)насильственной, 3)сексуальной, 4)экономической, 5)профессиональной, 6)организованной  преступности, 7)преступности несовершеннолетних, 8)женщин и т.д. 

X.В зависимости от момента применения профилактического воздействия меры можно подразделить на:

1)меры ранней профилактики (меры предкриминального контроля  - пр., постановка на учет в отделах  профилактики несовершеннолетних, которые еще не нарушили уголовный закон, но уже совершили ряд административных правонарушений);

2)меры предупреждения  рецидива (меры посткриминального  контроля - меры пенитенциарного  предупреждения, когда предупредительное  воздействие связано с лишением  свободы, и меры постпенитенциарного предупреждения (контроля) когда предупредительные мероприятия осуществляют после освобождения из исправительного учреждения).

ХI.По профилактической направленности меры предупреждения можно подразделить на меры, направленные на устранение:

1) общественной опасности личности;

2) криминогенных ситуаций;

3) условий формирования  криминогенных установок личности.

4)меры, направленные на  личность потенциальной жертвы (потерпевшего) или меры виктимологической профилактики.

ХII.По субъектам применения:

а) государственными органами и их должностными лицами;

 б) общественными  организациями. 

5 вопрос. Субъекты предупредительной  деятельности 

Субъекты предупреждения - это органы, должностные лица, негосударственные  организации и граждане, оказывающие  какое-либо позитивное воздействие на объект с целью предупреждения преступлений.

Одни осуществляют предупреждение непринудительными методами, другие - с использованием методов принуждения. В первую группу входят субъекты социальной профилактики, во вторую - субъекты мер безопасности, компенсации и наказания.

1 Общесоциальные субъекты  профилактики преступлений - органы  представительной власти (Федеральное Собрание, законодательные собрания субъектов Федерации), государственные органы исполнительной власти (Президент РФ, Правительство РФ, министерства, комитеты, службы, администрации территориальных органов исполнительной власти), органы здравоохранения, учреждения образования, культурно-воспитательные учреждения, социального обслуживания и подчиненные им организации, учреждения и службы, решающие вопросы предупреждения преступлений в рамках своей общей компетенции;

2 Специальные субъекты  – правоохранительные органы, организации,  учреждения, подразделения органов внутренних дел, прокуратуры, юстиции, адвокатуры, таможенные органы, органы федеральной службы безопасности, решающие вопросы предупреждения преступлений, включая применения мер принудительного характера, в рамках их компетенции по обеспечению законности, общественной и государственной безопасности;

-судебные органы, рассматривающие  вопросы предупреждения преступлений  в рамках своей компетенции  по осуществлению правосудия (по  материалам конкретных уголовных  дел суды выносят частные определения  об устранении причин и условий  преступлений и о принятии мер в отношении граждан в связи с неправильным поведением на работе или в быту либо нарушением ими общественного долга, а также они контролируют принятие мер по ранее внесенным по этим же делам представлениям следователей. Формы профилактической деятельности судов: проведение выездных заседаний, привлечение представителей общественности к рассмотрению судебных дел, отчеты судей перед населением с освещением причин и условий преступлений, выступления судей в печати, по радио, участие в контроле за поведением условно осужденных и т. д.).

Основные субъекты мер  безопасности названы в ст. 12 Зако-на РФ “О безопасности”. Это - вооруженные  силы, федеральные органы безопасности, органы внутренних дел, внешней разведки, обеспечения безопасности органов  законодательной, исполнительной и судебной властей и их высших должностных лиц, налоговой службы, службы ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, формирования гражданской обороны; пограничные войска, внутренние войска; органы, обеспечивающие безопасное ведение работ в промышленности, энергетике, на транспорте и в сельском хозяйстве; службы обеспечения безопасности средств связи и информации, таможни, природоохранительные органы, органы охраны здоровья населения и другие государственные органы обеспечения безопас-ности, действующие на основании законодательства.

Судьи участвуют в  анализе состояния преступности и выработке мер по ее предупреждению, а также в координации и комплексоном планировании профилактики, обобщая судебную практику по этим вопросам.

Суд, предварительное следствие, уголовный розыск, должностные лица, уполномоченные привлекать к ответственности, - это субъекты мер юридической ответственности - наказания.

Так, например, участковый инспектор милиции одновременно реализует меры социальной профилактики, безопасности и ответственности.

Органы юстиции участвуют  в профилактике преступлений, посредством  правовой пропаганды и правового воспитания, обобщений экспертной практики и разработки на этой основе предложений, направленных на совершенствование мер специальной профилактики, правовой всеобуч населения, организационное и методическое обучение правового воспитания в учебных заведениях.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"