Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:55, шпаргалка
Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
Тема 2. Преступность.
1.Понятие преступности. 2.Состояние и уровень преступности. 3.Структура преступности. 4.Динамика преступности. 5.География преступности. 6.Латентность преступности.
1.выявление, устранение
либо ослабление или
2.выявление и пресечение
начавшегося процесса
3.недопущение перехода
на преступный путь лиц с
явной антиобщественной
4.предупреждение совершения преступлений лицами, уже совершившими ранее преступления.
Выделяется два вида предупреждения преступности:
1)общее предупреждение
преступности – направленное
на выявление, нейтрализацию
2)индивидуальное
Нормы, ограничивающие права
и свободы граждан в связи
с применением мер
Деятельность по предупреждению преступности являются частью политики государства по национальной безопасности и имеет цели предупреждения преступности:
1.сокращение преступности и качественное изменение ее структуры;
2.способствование созданию
и укреплению в обществе
3.устранение причин и условий преступности, посредством решения политических, правовых, социально - экономических, идеологических задач.
4.обеспечение исправления
лиц, вовлекаемых в сферу
5.влияние на негативные
элементы непосредственного
Задачи предупреждения преступности
1.Систематическое выявление и анализ явлений, факторов, ситуаций и обстоятельств, способствующих преступлениям.
2.Выявление и изучение противоречий и конфликтов, которые приводят к возникновению преступных намерений, а также к формированию личности правонарушителей.
3.Постоянное выявление и постановка на учет лиц, от которых можно ожидать совершения преступлений, и активное корректирующее воздействие на данных лиц.
4.Устранение или
Проблемы предупреждения:
основания применения мер предупреждения;
сроки применения мер предупрежде-ния;
процедура предупреждения.
Предупреждение:
-социальная профилактика;
-принудительное предупреждение
(меры компенсации,
Возможность применения
мер наказания, восстановления и безопасности к отдельным
гражданам просматривается и в п. 3 ст.
17 Конституции РФ, если эти граждане нарушают
права и свободы других лиц. А пункт 3 ст.
55 Конституции РФ предусматривает, что
"права и свободы человека и гражданина
могут быть ограничены федеральным законом
только в той мере, в какой это необходимо
в целях защиты основ конституционного
строя, нравственности, здоровья, прав
и интересов других лиц, обеспечения обороны
страны и безопасности государства".
2 вопрос. Принципы предупреждения преступности:
1 законности; 2 целеполагания; 3 социальной справедливости и гуманизма; 4 комплексности и системности; 5 дифференсации и индивидуального подхода; 6 принцип основного звена 7 своевременности, достаточности и объективности 8 реальности и экономичности 9 оптимальности и эффективности.
Принципы предупреждения преступности:
1 Принцип законности
Состоит в том, что субъекты предупреждения при осуществлении профилактической деятельности должны соблюдать требования правовых норм, которые закреплены в законах и других нормативно-правовых актах. В предупреждении преступлений действие этого принципа ограничивается принципом законности, в соответствии с которым все предупредительные мероприятия должны осуществляться в рамках закона и никакое стремление к эффективности не может оправдать его нарушение.
2.Принцип целеполагания
заключается в том, что именно
цель предупреждения
3. Принцип социальной справедливости и гуманизма
В процессе применение мер предупреждения преступлений реализуются требования социальной справедливости:
А) защита законных интересов физических и юридических лиц, терпящих ущерб (вред) от ситуаций и действий, в отношении которых оказывается или должно оказываться предупредительное воздействие;
Б) восстановление порядка, нарушаемого этими ситуациями и действиями;
В) применение мер предупредительного воздействия, адекватных его целям, не допуская их избыточной интенсивности, причинения физических страданий или унижения человеческого достоинства (возможно при наличии реальных фактов: влияние непосредственного окружения, деформированность образа жизни (совершение лицом гражданско-правовых, дисциплинарных, административных правонарушений)).
4.Принцип комплексности и системности
Меры предупреждения преступлений осуществляются в соответствии с требованиями комплексности и программно-целевого системного подхода. Использования во взаимодействии и на основе анализа и прогноза ситуации мер психолого-педагогического, экономического, организационного, правового характера, мер федерального, регионального и местного уровня на основе прогнозирования и программирования, сочетания воздействия на личность и среду, взаимоподкрепления и взаимодействия субъектов и других участников предупредительной деятельности.
Принцип системности предполагает рассмотрение предупреждения преступности как взаимодействия субъекта (управляющая подсистема) и объекта (управляемая подсистема), а меры предупреждения преступлений - в качестве отношений управления.
5.Принцип дифференциации и индивидуального подхода
Данное положение предполагает
применение разных по содержанию и
степени воздействия
6.Принцип основного
звена позволяет найти главную
задачу деятельности по
7 Принцип своевременности, достаточности и объективности
Предупредительное воздействие оказывается для того, чтобы предотвратить распространение преступности, снизить ее уровень, в какой-то степени нейтрализовать ее влияние на общественные процессы, тем самым обезопасить общество от дополнительных страданий, лишений. Такой деятельности, способствует осуществление мер предупреждения, в сроки предусмотренные различного уровня программами профилактического характера. Достижение указанных выше целей возможно при своевременном и достаточном использовании мер предупреждения
Принцип объективности
требует максимального
8 Принцип реальности и экономичности.
Состоит в том, что меры предупредительного характера должны быть исполнимыми и экономическими выгодными. Также важно учитывать конкретные условия, исходить из реальных возможностей. Реальность предлагаемых мер, в некоторых случаях лучше проверить путем проведения эксперимента.
9 Принцип оптимальности
и эффективности требует,
3 вопрос. Правовая основа деятельности по предупреждению преступности.
Для регулирования предупреждения преступности использу-ется весь спектр законодательства. Нормы, содержащие предупредительный потенциал, имеются на всех уровнях и во всех отраслях права.
Деятельность по предупреждению преступлений в России должна соответствовать принципам, которые содержатся в ряде международно-правовых актов, признанных Россией: Всеобщей Дек-ларации прав человека; Международному пакту о гражданских и политических правах; Кодексу поведения должностных лиц по поддержанию правопорядка; Руководящих принципах в области преду-преждения преступности и уголовного правосудия в контексте развития и нового международного экономического порядка; Декларации основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотреблений властью и других документах.
Определенные обязательства в этой сфере вытекают из конвенций, многосторонних и двухсторонних договоров, которые Россия имеет сегодня со многими государствами.
Конституция РФ содержит основные принципы, которым должна соответствовать борьба с преступностью. В целом их можно свести к двум положениям:
Предупреждение преступности регламентируется всеми отраслями права, среди которых, конечно, главную роль играют специализированные - уголовное, уголовно-процессуальное, оперативно-розыскное, уголовно-исполнительное. Однако нормы, имеющие значение для предупреждения преступлений, есть в конституционном, административном, трудовом, финансовом, семейном и граждан-ском праве.
Более 20 лет в России обсуждаются предложения о принятии специального нормативного акта, который регулировал бы деятель-ность по предупреждению преступлений, так называемого «Закона о профилактике правонарушений». На наш взгляд, у подобного закона больше минусов, чем плюсов. Как уже отмечалось, предупреждение преступлений осуществляется многочисленными субъектами соци-альной профилактики, юридической ответственности и безопасности. Регламентация их деятельности в едином нормативном акте сложна не только с точки зрения законодательной техники, но и с точки зрения правоприменителя. Общие принципы, общие начала предупредительной деятельности можно было изложить в Основах предупреждения преступлений, как это уже предлагалось некоторыми крими-нологами.
Правовая база несколько отстает от потребностей правоохранительной практики. Многие необходимые законы уже приняты, другие, такие как "Закон о борьбе с коррупцией", "Закон о борьбе с организованной преступностью», в течение многих лет не могут покинуть стены Федерального Собрания.
Планирование может быть двух видов:
а) стратегическое
(ко-торое еще называют
б) текущее, которое
содержит перечень меро-
Постановление Главы
администрации Новосибирской
В настоящее время в России действует "Федеральная целевая программа по усилению борьбы с преступностью на 1999 - 2000 го-ды" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484. Это уже третья федеральная программа. Приоритетными на-правлениями этой программы являются:
- преодоление криминализации
экономики, защита всех форм
собственности, борьба с
- противодействие
- меры по борьбе с терроризмом;
- повышение эффективности
раскрытия и расследования
- обеспечение общественного
порядка, профилактика и
- реформирование уголовно-
- реформирование правоохранительной системы;
- развитие международного сотрудничества в борьбе с преступностью;
- совершенствование правовой
базы правоохранительной
Кроме того, в Российской Федерации и в регионах принимают специализированные программы по борьбе с незаконным оборотом наркотиков, содействия трудовой занятости осужденных, профилак-тики правонарушений несовершеннолетних и другие. (В качестве примера можно назвать Указы Президента РФ: «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 6 сентября 1993 г. № 1338, «О мерах по усилению борьбы с терроризмом» от 7 марта 1996 г. № 338 и др.).
Своеобразие "текущего момента" состоит в том, что планы и программы в сфере борьбы с преступностью составляют грамотно и, можно даже сказать, красиво, но, они, как правило, не реализуются. Основная причина - недостатки финансирования. В этих условиях исполнительная власть финансирует планируемые мероприятия избирательно, а следовательно, приоритеты определяют чиновники. Все это делает программирование бессмысленным. Пусть программы будут скромными, но зато реальными. Важнейшие программы должны иметь статус закона (Постановление Правительства РФ от 10 марта 1999 г. N 270 "О Федеральной целевой программе по усилению борьбы с преступностью на 1999-2000 годы"(с изменениями от 21 декабря 1999 г., 9 февраля 2000 г.)// СЗ РФ от 22 марта 1999 г., N 12, ст. 1484).