Шпаргалка по "Криминологии"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 17:55, шпаргалка

Описание

Тема 1. Понятие, предмет, метод и система криминологии. Задачи криминологии.
Тема 2. Преступность.
1.Понятие преступности. 2.Состояние и уровень преступности. 3.Структура преступности. 4.Динамика преступности. 5.География преступности. 6.Латентность преступности.

Работа состоит из  1 файл

Шпора.doc

— 832.50 Кб (Скачать документ)

Адвокатура, являясь общественной организацией, входит в систему юстиции. Работая по уголовным делам в ходе следствия и судебного заседания, адвокаты содействуют выявлению причин и условий преступлений (в рамках основной задачи - защиты). Обслуживая юридические учреждения и предприятия, адвокаты оказывают помощь должностным лицам, предупреждая возможность совершения ими правонарушений. Члены коллегий адвокатов консультируют по вопросам применения права граждан, выступают с лекциями, проводят беседы, оказывают юридическую помощь.

Федеральная служба безопасности в пределах предоставленной ей компетенции  предупреждает особо опасные государственные преступления, взаимодействуя в этой работе с органами внутренних дел и прокуратуры, участвует в общепрофилактических мероприятиях (беседы, лекции), используют в этих же целях возможности средств массовой информации.

Налоговая полиция осуществляет контроль за соблюдением организациями, учреждениями, предприятиями и гражданами налогового законодательства и применяет санкции за его нарушение.

Таможенные органы осуществляют контроль за перемещением товаров и  услуг через границу, своевременной и полной уплатой таможенных пошлин.

Например, развивая интеллектуальные и физические способности подростка, клубы по интересам и спортивные секции тем самым занимаются социальной профилактикой. Одна из насущных проблем - активизации именно этого направления профилактики. Необходимы современные специализированные субъекты социальной профилактики: анонимные психолого-педагогические консультации, службы и телефоны доверия, групповые психологические тренинги и т.п. Особенно нужна специализированная инфраструктура социальной профилактики для несовершеннолетних и молодежи.

Вспомогательные учреждения, организации по предупреждению преступлений:

1 коммерческие и некоммерческие  организации;

2 учреждения физкультуры  и спорта; туризма; культуры; частные  детективы и охранные службы (оказывающие помощь в выявлении причин и условий, которые могут способствовать совершению преступлений, лиц, в отношении которых требуется профилактическое воздействие, а также помощь в социальной адаптации и реабилитации этих лиц. 

6 вопрос. Объекты предупреждения преступности.

3.1. Объекты предупреждения  преступности

Объект предупреждения преступности (преступления) – представляет собой систему общественных отношений  и связей, на которые воздействует субъект с целью предупреждения преступности (преступления).

В этом смысле прав В.Н. Бурлаков, указывая, что «поскольку личность есть совокупность общественных отношений, постольку оказать на нее воздействие  можно не иначе, как преобразуя эти  отношения» .

Объектами предупреждения выступают:

1)личность профилактируемого (проф., А.И. Алексеев);

2)преступные группы, а  также места концентрации лиц  с преступным поведением, территории  городов или даже государственные  образования, социально-криминогенное  пространство (проф., Л.М. Прозументов, проф., А.В. Шеслер ) Криминогенность территории составляют не ее природный ландшафт, а сложившиеся общественные отношения;

3)отклоняющееся поведение  (проф., А.М. Яковлев)

Положение о межведомственной комиссии Совета Безопасности Россий-ской Федерации по защите прав граждан и общественной безопасности, борьбе с преступностью и коррупцией: Утверждено Указом Президента РФ № 1037 от 19 сентября 1997 г. // Российская газ. 1997. 2 окт.

7 вопрос. Виды  предупреждения преступности.

Виды предупредительного воздействия на преступность

1.Ранняя профилактика - объектом ранней профилактики  выступают факторы неблагоприятного формирования личности. И такие формы антиобщественной направленности и жизненной ситуации, которые ведут к совершению аморальных поступков, дисциплинарных, административных и гражданских правонарушений, могущих перейти в преступное поведение.

2.Непосредственная профилактика - направлена на лиц, находящихся  на грани совершения преступления. К этой категории близко примыкают те лица, которые совершили деяния, содержащие признаки преступления, но освобожденные от уголовной ответственности и наказания. Непосредственная профилактика занимает значительное место в деятельности ОВД, по выборочным данным она осуществляется в отношении свыше 60% лиц, состоящих на учете.

3.Предупреждение рецидива - пенитенциарное предупреждение (предупреждение  преступлений, осуществляемое в процессе исполнения уголовного наказания, в том числе при условном осуждении и отсрочке исполнения приговора), а также постпенитенциарное предупреждение, осуществляется после отбытия наказания.

Меры общего предупреждения преступлений, рассчитаны на неопределенный круг субъектов (например, относящихся  к группе социального риска), а  равно воздействие на криминогенные процессы, явления, обстоятельства, ситуации социального, демографического, экономического, психологического, правового, организационного и иного характера. (Мониторинг, правовое воспитание, криминологическую экспертизу, минимальные стандарты безопасности, а также порядок координации деятельности по предупреждению преступности, ее программное и научное обеспечение).

Меры индивидуального  предупреждения:

1 постановка на профилактический  учет; 2 профилактическая беседа; 3 официальное предостережение; 4 профилактическая помощь; 5 применение мер гражданско-правового характера, административно-правового, уголовно-правового.

Кому оказывается индивидуальное профилактическое воздействие:

А)лицам, совершившим  преступление:

  • освобожденным из мест лишения свободы осужденным к лишению свободы; осужденым к лишению свободы с отсрочкой исполнения приговора; освобожденным от уголовной ответственности в связи с применением мер общественного или административного воздействия; осужденным к мерам наказаний, не связанным с лишением свободы; совершившим общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности; обвиняемым в совершении преступлений, но не заключенные под стражу в период следствия;

б)лицам, совершившим  административные проступки, ведущим  антиобщественный образ жизни:

  • вернувшихся из специальных учебно - воспитательных учреждений; совершившим правонарушения, влекущие меры общественного воздействия либо административного взыскания; систематически употребляющим спиртные напитки; допускающим немедицинское употребление наркотиков или других средств, влекущих одурманивание; систематически самовольно уходящим из семьи в возрасте до 16 лет; самовольно уходящим из специальных учебно – воспитательных учреждений; злостно уклоняющимся от учебы; ведущим иной, антиобщественный образ жизни;
 

Тема: Понятие виктимологии, ее задачи. Роль жертвы в механизме преступного поведения.

1.Становление и развитие  виктимологии за рубежом –  как учения о жертве преступления. 2.История отечественной виктимологии. 3.Понятие виктимологии, ее задачи. 4.Предмет виктимологии. 5.Понятие жертвы. 6.“Вина жертвы” в механизме индивидуального преступного поведения. 7.Классификация жертв преступлений. 8. Виктимность и виктимизация, их криминогенное значение.

1 вопрос. Становление  и развитие виктимологии за  рубежом – как учения о жертве преступления.

Правовое положение  жертвы преступления, ее законные интересы и потребности очень долгое время  традиционно оставались за пределами  общественного внимания. Поскольку механизмы уголовной юстиции веками совершенствовались лишь в системе отношений "государство – преступник".

Конституционные и процессуальные гарантии законности и объективности  правосудия, регламентация всех следственных и судебных процедур – все это вместе с принципами гуманности всегда было нацелено прежде всего на применение к преступнику.

На долю жертвы выпало незавидное положение свидетеля  и весьма проблематичная перспектива возмещения ущерба, причиненного преступлением.

До последнего времени  таково было положение дел в сфере  отправления правосудия в разных странах, а те или иные различия в уровне правовой регламентации статуса жертв преступления не меняли общего представления.

С древних времен жертва привлекала внимание философов и  юристов, художников и писателей (Достоевский Ф.М. «Братья Карамазовы», «Преступление и наказание»). Свидетельством тому являются, например, источники римского права, древнегреческая мифология, богатейшее наследие классиков мировой литературы.

Первыми исследователями  темы жертвы преступления являются –  А. Фейербах с его книгой «Документальное  изложение знаменитых преступлений» и Ф.Т. Джас – автор исследования «Убийство и его мотивы».

Зарождение виктимологии как самостоятельного направления  современной криминологии – в буквальном переводе "учение о жертве" – связано с небывалым взрывом общественного и научного интереса к проблеме жертв преступлений в 40-х годах ХХ столетия.

Еще 200 лет назад представитель  классической школы уголовного права  Иеремия Бентам (современник и  сторонник концепции выдающегося  ученого Чезаре Беккариа, автора известной  работы «О преступлениях и наказаниях») предлагал ввести для жертв преступлений компенсацию ущерба с тем, чтобы еще больше устрашить и наказать преступника.

В 1941 году появляется статья видного немецкого криминолога  – Ганса фон Гентига (1888-1974) – одного из основоположников виктимологии "Замечание по взаимодействию преступника и жертвы" (находился во время войны в США).

В его работе жертва выступает  активным субъектом формирования преступной мотивации, участвующим, а иногда и  инициирующим совершение преступления. Он указывал на  наличие связи между жертвой и преступником и их интеракции в процессе совершения преступления. Это явилось зарождением интеракционистского подхода к обьяснению преступности и ее причин.

Прорыв виктимологических  знаний приходится на 1947-1948 гг.; его по праву связывают с почти одновременным появлением трудов Бенджамина Мендельсона (родился 23 апреля 1900 г. в Бухаресте; умер 25 января 1998 г. в Иерусалиме) и Ганса фон Гентига, ныне ставших виктимологической классикой.

Именно Б. Мендельсон 29 марта 1947 года на международном конгрессе психиаторов в Бухаресте впервые ввел понятие "виктимология", он представил свой знаменитый доклад "Новые биопсихосоциальные горизонты: виктимология". В его докладе имеют место основополагающие элементы предмета виктимологии такие как: жертва, он выделяет типологию жертв в зависимости от степени вины (абсолютно невиновная жертва (идеальная жертва), жертва с легкой степенью вины, жертва, соразмерно виновная с посягателем (добровольная жертва), более виновная жертва (провоцирующие жертвы), совершенно виновная жертва) и вводит понятия «уголовная чета» (пограничное между жертвенностью и насилием), «кандидат в жертвы», «жертва провокатор», «индекс жертвенности». Зарубежные виктимологи едины в том, что основателем виктимологии является Б. Мендельсон (в отличие от того, что встречается в отечественной литературе), а не Г. Гентиг, так как он никогда не ставил вопрос о выделении виктимологии в качестве самостоятельной научной дисциплины, а также не применял понятие виктимология.

Б. Мендельсон ставил вопрос о необходимости создания виктимологии как самостоятельной научной дисциплины, считая одной из центральных проблем оценку "вклада" жертвы в юридически значимые конфликтные ситуации, ее взаимоотношение с преступником и ее роль в механизме преступления. Им была предложена схема, определяющая степень виновности поведения жертвы в развитии опасной ситуации.

В 1948 году в Йельском университете (США) была опубликована научная работа Г. Гентига "Преступник и его жертва", где впервые были выделены основные понятия предмета виктимологии: "посягатель – жертва", "латентная жертва", " отношения между посягателем и жертвой". Он был убежден, что в целом ряде случаев жертва оказывает воспитательное воздействие на преступника и завершает процесс формирования его криминальной мотивации.

Идеи Б. Мендельсона  получили определенное развитие в труде  крупного американского криминолога Ф. Вертхама "Картина насилия"(1949г.) в своей работе, он указывал, что нельзя понять психологию убийцы, не зная и не понимая, социологию жертвы, что для этого необходима такая наука, как виктимология.

В 1956 г. была опубликована работа Г. Гентига в шести томах "Преступление"; последний том – "Жертва как элемент окружающего мира" – стал энциклопедической настольной книгой виктимологов, оказавшей большое воздействие на дальнейшее формирование виктимологии. Гентиг предлагал особое внимание уделить провоцирующей роли жертвы.

Щвейцарский ученый Генри  Элленберг продолжает развитие виктимологических  представлений Г. Гентига об интеракции между преступником и жертвой, говоря о понятиии «преступник» (посягатель) – «жертва», он различает следующие ситуации, во-первых, когда субьект в зависимости от обстоятельств может стать или преступником или жертвой, во-вторых, ситуации, в которых он может последовательно стать сначала преступником, а затем жертвой (и наоборот) и, в-третьих, когда он может стать преступником и жертвой одновременно. Большое внимание им уделяется и девиантному поведению «прирожденной» жертвы, порождающему виктимологические ситуации. Генри Эленберг также, как и Ганс фон Гентиг считал, что виктимология должна развиваться в рамках криминологии.

Вернемся к научным  воззрениям Б. Мендельсона, который  связывал свою концепцию с созданием "клинической" или "практической" виктимологии, понимая под этим необходимость создания широкой сети специализированных служб, технологий социальной поддержки, механизмов компенсационного и реституционного характера, способствующей оказанию своевременной социальной, материальной, медицинской и иной помощи жертвам, тем самым смягчая тяжелые последствия процесса виктимизации.

Информация о работе Шпаргалка по "Криминологии"