Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 22:35, курсовая работа
Целью работы является обобщение теоритических и практических знаний о концепции TQM.
Первая глава раскрывает понятие выбранной концепции, ее принципы, взгляды на концепцию со стороны «гуру» в области качества. В рамках данной главы рассматривается также система взаимоотношений поставщик-потребитель, как неотъемлемый компонент TQM, который представляет наибольший интерес с точки зрения логистического подхода.
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Теоретические аспекты концепции Всеобщего управления качеством 5
1.1. Понятие TQM и его базовые принципы. 5
1.2. Концепции Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, К. Исикавы, А.Фейгенбаума, Г. Тагути. 12
1.3. Развитие системы взаимоотношений поставщик-потребитель в рамках TQM. 23
ГЛАВА 2. Компания «Toyota» и TQM. 24
ГЛАВА 3. Проблемы внедрения TQM в России 32
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 37
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Политика в области качества влечет за собой разработку руководства по качеству и внедрение системы качества на предприятии. Все работники организации должны понимать эту систему, следовать ей.
Планирование качества основывается на тщательном изучении потребностей потребителя. На сегодняшний день техника изучения потребностей развита также хорошо, как и техника планирования качества.
Планирование качества включает мероприятия по планированию качества продукции и процессов, управленческой и функциональной деятельности, подготовку плана по качеству и выработку основных положений по улучшению качества. План по качеству - документ, регламентирующий конкретные меры в области качества, распределение ресурсов и последовательность действий, относящихся к выпуску конкретной продукции, предоставляемой услуге, контракту или проекту.
Управление качеством - это деятельность оперативного характера, направленная на выполнение требований к качеству, исключение несоответствий и проблем, связанных с плохим качеством. Управление качеством включает следующие методы: инспекции контроля качества, испытаний, диагностики, анализа, измерений; статистического управления качеством, решения проблем, выбора корректирующих действий [5, с. 68].
Обеспечение качества состоит в принятии мер для создания у потребителя и у руководства компании уверенности в том, что все требования к качеству будут выполнены. Существует 2 цели, которые преследует обеспечение качества:
1).
внутреннее обеспечение
2).
внешнее обеспечение качества - создание
уверенности у потребителя,
Особое внимание в любой системе обеспечения качества должно быть обращено на предотвращение возникновения проблем, несоответствий (дефектов) путем приложения необходимых усилий и выделения ресурсов для осуществления первоначальных действий, а именно выработки концепции, проектирования, планирования.
Улучшение качества - четвертый элемент менеджмента качества. Это необходимый компонент TQM с точки зрения постоянных стремлений. В Японской практике используют метод kaizen - метод небольших постоянных улучшений. Он предполагает постоянные, каждодневные шаги по улучшению качества, производимых каждым работником организации. Японские специалисты стараются привить работникам привычку постоянно улучшать качество. Вот уже более 20 лет японские компании используют в своей деятельности принцип «ноль дефектов» как стандарт качества работы. А это значит, что они готовы приложить все усилия, чтобы справиться с дефектностью в размере даже 0,001%. Непрерывное улучшение качества имеет психологический аспект. Для любых изменений нужны воля и стремление к совершенству. Улучшение качества также требует постоянной менеджерской поддержки, мотивации, научных подходов, психологической поддержки. Стоит также отметить, что метод kaizen не требует больших финансовых вложений.
Еще
один японский метод, требующий, наоборот,
значительных инвестиций - метод kairyo (метод
крупных улучшений). Этот стиль связан
с инновациями, но в противоположность
методу kaizen, не требует вовлечения всего
персонала. В этом случае улучшения фактически
покупаются в других компаний в виде новых
технологий. Этот подход применяется для
решения конкретных целей. Современная
концепция TQM в Японии предусматривает
оба вида улучшений.
1.2. Концепции Э. Деминга, Дж. Джурана, Ф. Кросби, К. Исикавы, А.Фейгенбаума, Г. Тагути.
Всеобщее качество (TQM) возникло как обобщение ряда похожих, но в то же время и имеющих определенные отличия концепций. Эти концепции были предложены выдающимися людьми, которых часто называют «гуру», «учителя и наставники качества» и даже «проповедники качества».
Все они оказали огромное влияние на экономики целых стран и способствовали переходу к эпохе TQM. Их теории проверены по критерию эффективности, объединяют все наиболее ценное в опыте различных компаний и стран. Данные концепции отражают возрастающую роль рабочих и служащих в достижении успешного развития и конкурентоспособности компаний, а также важность мотивации и непрерывного обучения.
Концепция Э. Деминга.
Первую концепцию разработал Деминг. В 1950г. на семинаре в Токио, проводившемся для руководителей 45 крупнейших компаний Японии, он изложил свои 14 постулатов. Система реализации на практике этих четырнадцати принципов в промышленности и сфере услуг получила название Всеобщего Управления Качеством. Основная заслуга в разработке этой системе принадлежит Японии.
После окончания Второй Мировой Войны экономики России, Японии, стран Западной Европы находились в упадке. Наиболее благополучной экономикой была экономика США. После Второй Мировой Войны мировой рынок стал быстро насыщаться товарами и начал требовать продукцию высокого качества. В Японии разразился острый кризис: страна вышла из войны побежденной, с истощенной экономикой, население страны было достаточно велико, а территория мала, при этом большая ее часть была малопригодна для сельского хозяйства. Страна практически не имела собственных природных ресурсов. Японская нация встала перед выбором: либо голодная смерть, либо поиск эффективного выхода из кризиса.
В 1947г. в Японию была направлена группа специалистов для оказания помощи в развитии ее экономики. В группу также входил Эдвард У. Деминг - американский ученый, занимавшийся статистическими методами контроля качества в компании Western Electric. В конце Второй Мировой Войны он работал консультантом в статистическом центре в Вашингтоне и в 1947г. был направлен в Японию для оказания помощи Союзу японских ученых и инженером (JUSE). Внимательно изучив положение в японской экономике, он в 1950г. вступил на семинаре перед японскими промышленниками и изложил свою концепцию, которая была с благодарностью воспринята японцами.
Результат оказался великолепным - в начале 60-х гг. Япония вышла на передовые позиции в мире в ряде отраслей промышленности, а через некоторое время весь мир заговорил о японском чуде, восхищаясь им до нашего времени.
Идею преобразования послевоенной экономики Э. Деминг изложил в следующих 14 постулатах.
1.
Постоянство цели: Поставьте перед
собой цель и будьте неизменно
твердыми и постоянными в
2.
Новая философия: Примите
3.
Покончите с зависимостью от
массового контроля: Уничтожайте
потребность в массовых
4.
Покончите с практикой закупок
по самой дешевой цене. Вместо
этого, наряду с ценой,
5.
Улучшайте каждый процесс.
6. Введите в практику подготовку и переподготовку кадров: Введите в практику современные подходы к подготовке и переподготовке для всех работников, включая руководителей и управляющих, с тем, чтобы лучше использовать возможности каждого из них. Для того, чтобы поспевать за изменениями в материалах. методах, конструкции изделий, оборудовании, технологии, функциях и методах обслуживания, требуются новые навыки и умения.
7. Учредите лидерство. Усвойте и введите в практику лидерство как метод работы, имеющий целью помочь работникам выполнять их работу наилучшим образом. Руководители всех уровней должны отвечать не за голые цифры, а за качество. Улучшение качества автоматически приводит к повышению производительности. Руководители и управляющие должны обеспечить принятие немедленных мер при получении сигналов о появившихся дефектах, неисправном или разлаженном оборудовании, плохих инструментах, нечетких рабочих инструкциях и других факторах, наносящих ущерб качеству.
8.
Изгоняйте страхи. Поощряйте эффективные
двухсторонние связи и
9.
Разрушьте барьеры между
10. Откажитесь от пустых лозунгов и призывов. Откажитесь от использования плакатов, лозунгов и призывов к работникам, которые требуют от них бездефектной работы, нового уровня производительности и т. п., но ничего не говорят о методах достижения этих целей. Такие призывы только вызывают враждебное отношение; основная масса проблем низкого качества и производительности связана с системой и, таким образом, их решения находятся за пределами возможностей рядовых работников.
11.
Устраните произвольные
12.
Дайте работникам возможность
гордиться своим трудом. Устраните
барьеры, которые обкрадывают
рабочих и руководителей,
13.
Поощряйте стремление к
14.
Приверженность делу повышения
качества и действенность
Информация о работе Концепция TQM в структуре логистического менеджмента