Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:16, курс лекций
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Суть логистического подхода
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика
К наиболее общим методам, применяемым для разработки планов, относятся следующие: переговоры, корректировка предыдущих планов, различные интуитивные методы, графические методы, вычисление с помощью электронных таблиц, имитационное моделирование, экспертные системы, математические модели (математическое программирование, сетевое планирование и др.).
Результаты выполнения планов должны контролироваться. Логистический контроль – это упорядоченный и в идеале непрерывный процесс обработки логистических данных для выявления расхождений между плановыми и фактическими значениями логистических показателей, а также анализ этих расхождений с целью выявления их причин.
7.1. Стратегическое логистическое планирование
7.1.1. Взаимосвязь логистической и корпоративной стратегий
Все решения
в зависимости от степени их значимости
для организации делятся на три
типа:
1. Стратегические
решения – наиболее важные, задающие
общее направление деятельности организации,
оказывают долгосрочное влияние, требуют
больших ресурсов и считаются наиболее
рискованными;
2. Тактические решения связаны с реализацией
стратегии в среднесрочном плане, прорабатываются
на более детальном уровне, требуют меньших
ресурсов и сопряжены с определенным риском;
3. Операционные решения наиболее проработаны
и касаются видов деятельности на ближайшее
время; для их выполнения требуются достаточно
ограниченные ресурсы, а риск небольшой.
Существует несколько типов стратегических решений (рис.7.3).
Рис. 7.3. Типы стратегических решений
Миссия – заявление, в котором указываются общие цели организации в целом. Корпоративная стратегия показывает как корпорация, осуществляющая диверсифицированную деятельность, планирует реализовать свою миссию. Бизнес-стратегия свидетельствует, как каждый вид бизнеса в рамках диверсифицированной деятельности будет вносить свой вклад в корпоративную стратегию. Функциональные стратегии описывают стратегическую направленность каждой функции (в частности, логистической), реализуемой в организации. Таким образом, стратегии более высокого уровня задают цели и общую направленность организации, а функциональные стратегии показывают, как их можно реализовать.
Все долгосрочные решения, связанные с логистикой, определяют логистическую стратегию. Логистическая стратегия организации состоит из всех стратегических решений, приемов, планов и культуры, связанных с управлением цепью поставок и позволяет реализовать уже сформированную стратегию предприятия в целом. Существуют ситуации, когда уровень развития логистики на конкретном предприятии оказывает значительное влияние на формирование общей стратегии предприятия.
Пример
Американская компания глобальных экспресс-перевозок UPS (United Parcel Service Inc.), будучи уверенной в том, что обладает эффективной логистикой, разработала бизнес-стратегию, цель которой – предоставление клиентам услуг высочайшего уровня по доставке товаров, информации и капиталов. Таким образом, логистика с одной стороны внесла вклад в формирование бизнес-стратегии, а с другой стороны позволяет ее реализовать путем очень быстрой доставки груза практически в любую точку земного шара. Например, наличие целого таможенного отдела, "работающего" только с грузами UPS, а также уникальная технология "условного выпуска" экспресс-товаров, когда таможенное оформление груза начинается задолго до его фактического прибытия на территорию России – ноу-хау компании, которое позволило разрешить одну из самых сложных проблем. Груз оформляется по временной таможенной декларации и на следующий день доставляется получателю. А уже потом в течение следующих нескольких дней пройдет полное таможенное оформление, гарантом которого выступает компания UPS. Кроме того, клиенты компании имеют удобную возможность наблюдать маршруты своих отправлений и подтверждение о доставке через Интернет. Каждая посылка маркирована специальным штриховым кодом и сканируется на всем пути следования, поэтому проследить ее путешествие на web-сайте компании очень просто. Сегодня этой услугой во всем мире, в том числе и в России, ежедневно пользуется около 4 миллионов человек.
В идеале организации
должны все делать как можно лучше
с учетом низких затрат, хорошего обслуживания
потребителей, быстрой доставки, гибкости,
использования высоких технологий и т.д.
На практике это, конечно, нереально. Поэтому
приходится уравновешивать уровень предоставляемых
услуг с затратами. Для этого необходимо
выбрать конкретную направленность для
своей логистической стратегии, что является
ключевым решением. Например, одни организации
делают ставку на предоставление дешевых
услуг, другие – на высокую скорость доставки,
третьи – на предоставление индивидуальных
услуг и т. д. К основным направлениям логистических
стратегий относятся следующие:
· минимизация логистических издержек;
· повышение уровня обслуживания потребителей;
· основное внимание – временным параметрам:
минимизация времени поставок товаров
или доставка точно ко времени, указанному
заказчиком;
· основное внимание – предоставлению
услуг очень высокого качества;
· гибкость предлагаемой продукции предполагает
предоставление специализированных услуг
или услуг, с учетом требований конкретных
заказчиков;
· гибкость объема предлагаемой продукции
предполагает особое внимание уделять
оперативному реагированию на изменяющийся
спрос;
· технология – стремление к разработке
и использованию самых современных технологий
в области коммуникаций, отслеживания
грузов, сортировки упаковок, идентификации
продуктов, учета динамики запасов и др.;
· место расположения – стремление оказывать
услуги, располагаясь на самых выгодных
местах, например, на автобусных остановках
в центрах городов.
7.1.2. Типы логистических стратегий
К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» стратегию, динамичную стратегию и стратегию, основанную на стратегических союзах. Рассмотрим их подробнее.
«Тощая» стратегия
«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е. производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.
Первые попытки осуществления «тощих» операций были произведены в производственной сфере по инициативе Toyota. Использованные для этого методы привели к таким высоким результатам, что их начали использовать и в других областях деятельности предприятия и в конечном итоге возникла идея «тощего» предприятия. Известный специалист в области менеджмента Роберт Таунсенд утверждает, что «во всех организациях по крайней мере 50% ресурсов (людей, усилий, места, времени) тратится впустую». Компания Toyota выявила следующие участки в ЛЦ, где, скорее всего, могут впустую теряться ресурсы.
· Качество
поставляемых ресурсов (сырья, материалов,
комплектующих, деталей и т.д.) и ГП может
быть слишком низким, чтобы удовлетворить
запросы потребителей.
· Неправильный уровень
производства или мощностей. Имеет место
производство продукции или мощности,
которые в настоящее время не нужны.
· Плохо отлаженный
процесс. Наличие ненужных операций,
слишком сложных или потребляющих слишком
много времени.
· Ожидание. Операциям приходится
ожидать начала или завершения, материалам –
поступления; оборудованию – производства
ремонтных работ.
· Перемещение. Продуктам во время
операций приходится совершать ненужные,
слишком длинные или неудобные перемещения.
· Запас. Наличие слишком большого
запаса приводит к излишним сложностям
и к повышению затрат.
Типичным подходом
к реализации «тощей» стратегии
является: подробный анализ текущих
операций и последующий отказ
от операций, не добавляющих ценности;
устранение остановок, упрощение перемещений;
использование более
Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой стратегией, основанной на динамичности.
Динамичная стратегия
Цель
динамичной стратегии – обеспечить
высокое качество обслуживания потребителей,
оперативно реагируя на появление новых
или изменение прежних условий. Выделяют
два аспекта динамичности:
· скорость реагирования на внешние
условия: динамичные организации внимательно
и постоянно отслеживают запросы потребителей
и оперативно на них реагируют;
· способность корректировать
логистические характеристики с учетом
запросов отдельных потребителей.
Организации, использующие
динамичную стратегию, сфокусированы
на потребителях, т.е.:
· стремятся добиться полного удовлетворения
запросов потребителей;
· создают удобный доступ потребителей
к своей организации;
· гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся
запросы;
· проектируют логистику так, чтобы она
удовлетворяла запросы потребителей и
даже превышала их;
· совершают послепродажные проверки,
чтобы убедиться, что потребители остались
удовлетворенными и после совершения
покупки;
· заботятся о подготовке будущих сделок,
всегда сохраняя контакты со своими потребителями,
потенциальными покупателями и т.д.
Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.
На первый взгляд цели и характеристики «тощих» и динамичных операций кажутся противоречивыми (табл.7.1).
Таблица 7.1
Сравнительная характеристика «тощей» и динамичной логистик
|
Но на практике никакого строгого разграничения между ними нет и организациям не обязательно выбирать только одну из стратегий в ущерб другой. Например, если поставщик улучшает связь со своими заказчиками через электронный обмен данных или продает материалы через веб-сайт, то этим он одновременно сокращает издержки и улучшает качество обслуживания. По существу обе стратегии считают удовлетворение потребителей и низкие затраты доминирующими направлениями, но по-разному описывают процесс достижения цели.
Стратегические союзы
Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены работают совместно и сообща получают выгоды от долгосрочной кооперации.
Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.
К другим наиболее
часто встречающимся
· Стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.
· Стратегия на основе временных параметров. В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется.
· Стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.
· Стратегии повышенной производительности. Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).