Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:16, курс лекций
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Суть логистического подхода
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика
Отказ от выпуска универсального технологического и подъемно-транспортного оборудования. Смысл этого положения в использовании оборудования, соответствующего, в основном, конкретным условиям. Оптимизация потоковых процессов за счет использования специализированного оборудования, возможна только в условиях массового выпуска и использования широкой номенклатуры разнообразных средств производства. Это означает, что для воплощения этого принципа на практике требуется высокий уровень научно-технического развития общества.
Принцип развития логистического сервиса. По сравнению с повышением качества товара или выпуском нового товара существует гораздо менее затратный путь повышения конкурентоспособности предприятия, а именно достижение современного уровня логистического сервиса и его развитие (обеспечение гибкости, надежности и высокого качества: своевременная доставка, удобная тара, приемлемые партии, подобранный ассортимент и т.п.).
Принцип моделирования и информационно-компьютерной поддержки. При анализе, синтезе и оптимизации объектов и процессов в ЛС широко используются различные модели: математические, графические, физические, имитационные и др. Реализация логистического менеджмента в настоящее время невозможна без соответствующей информационно-компьютерной поддержки.
Принцип разработки необходимого комплекса подсистем, обеспечивающих процесс логистического менеджмента: технической, экономической, организационной, правовой, кадровой, экологической и др.
Принцип TQM (total quality management) – всеобщего управления качеством. Обеспечение надежности функционирования и высокого качества работы каждого элемента ЛС для обеспечения общего качества товаров и сервиса, поставляемых конечным потребителям.
Принцип гуманизации всех функций и технологических решений в ЛС. Все решения должны соответствовать экологическим требованиям по охране окружающей среды, эргономическим, социальным, этическим требованиям к работе персонала и т.п. Например, одним из важнейших элементов ЛС являются кадры, способные с необходимой долей ответственности выполнять свои функции. Для привлечения дисциплинированного, квалифицированного персонала в область управления МП необходимы современные условия труда, перспективы карьерного роста, повышение престижа подобной работы и т.д.
Принцип устойчивости и адаптивности. Внешняя среда предприятий характеризуется высокой степенью неопределенности и колебаниями рыночного спроса на товары и услуги, резкими колебаниями цен на сырье, транспортными услугами, колебаниями качественных и количественных характеристик МП, изменением условий поставок и закупок и т.д. В этих условиях ЛС должна уметь перестраиваться, меняя цели, параметры, критерии оптимизации, программу функционирования, т.е. приспосабливаться к новым условиям внешней среды. Это является существенным фактором устойчивого положения на рынке.
5. Методология принятия логистических решений
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах деятельности. Современная теория логистики в концептуальном плане базируется на четырех методологиях: системного анализа (общая теория систем), кибернетического подхода (кибернетика), исследования операций, прогностики. Сформулируем логическую последовательность использования описанных научных направлений при анализе, синтезе и оптимизации ЛС.
1. ЛЦ с движущимися по ней сквозными потоками объективно представляет собой сложную или большую ЛС, т.е. может быть исследована средствами общей теории систем.
2. ЛС являются искусственными, динамическими и целенаправленными. Для таких систем актуальны проблемы управления, задачи анализа и синтеза управляемых и управляющих систем, которые могут быть изучены, решены и смоделированы методами кибернетики.
3. Если речь идет о системе управления, то возникают задачи выбора оптимального решения и оценки эффективности управления. Решение этих задач обеспечивают методы исследования операций.
4. Любая организационно-экономическая деятельность, а значит и управление логистическими потоковыми процессами немыслимы без перспективного их планирования, без научно обоснованных прогнозов параметров и тенденций развития внешней среды, показателей логистических процессов в ЛС и др. Такие задачи решаются на основе методов и принципов прогностики.
5.1. Системный анализ
Общая теория систем – научная дисциплина, разрабатывающая методологические принципы исследования систем. Главная особенность общей теории систем в подходе к объектам исследования как к системам.
Системный анализ – это методология общей теории систем, заключающаяся в исследовании любых объектов посредством представления их в качестве систем, проведения их структуризации и последующего анализа.
Основными задачами системного анализа являются:
· задача декомпозиции означает представление системы в виде подсистем, состоящих из более мелких элементов;
· задача анализа состоит в нахождении различного рода свойств системы, ее элементов и окружающей среды с целью определения закономерностей поведения системы;
· задача синтеза состоит в том, чтобы на основе знаний о системе, полученных при решении первых двух задач, создать модель системы, определить ее структуру, параметры, обеспечивающие эффективное функционирование системы, решение задач и достижение поставленных целей.
Основные функции системного анализа в рамках описанных трех основных задач представлены в табл.5.1.
Таблица 5.1
Основные задачи и функции системного анализа
| 
 | ||||||||||||||||||||||
Системный анализ 
основывается на множестве принципов, 
т.е. положениях общего характера, обобщающих 
опыт работы человека со сложными системами. 
Одним из основных принципов системного 
анализа является принцип 
конечной цели, который заключается 
в абсолютном приоритете глобальной цели 
и имеет следующие правила: 
1)   для проведения системного анализа необходимо 
в первую очередь сформулировать основную 
цель исследования; 
2)   анализ следует вести на базе уяснения 
основной цели исследуемой системы, что 
позволит определить ее основные свойства, 
показатели качества и критерии оценки; 
3)   при синтезе систем любую попытку изменения 
или совершенствования существующей системы 
надо оценивать относительно того, помогает 
или мешает она достижению конечной цели; 
4)   цель функционирования искусственной 
системы задается, как правило, системой, 
в которой исследуемая система является 
составной частью.
Применение системного 
анализа в логистике позволяет:
·    определить и упорядочить элементы, 
цели, параметры, задачи и ресурсы ЛС, определить 
структуру ЛС; 
·    выявить внутренние свойства ЛС, определяющие 
ее поведение; 
·    выделить и классифицировать связи между 
элементами ЛС; 
·    выявить нерешенные проблемы, узкие 
места, факторы неопределенности, влияющие 
на функционирование, возможные логистические 
мероприятия; 
·    формализовать слабоструктурированные 
проблемы, раскрыть их содержание и возможные 
последствия перед предпринимателями; 
·    выделить перечень и указать целесообразную 
последовательность выполнения задач 
функционирования ЛС и отдельных ее элементов; 
·    разработать модели, характеризующие 
решаемую проблему со всех основных сторон 
и позволяющие «проигрывать» возможные 
варианты действий и т.п.
5. Методология принятия логистических решений
5.2. Кибернетический подход
Кибернетика – наука об общих законах управления в природе, обществе, живых организмах и машинах, изучающая информационные процессы, связанные с управлением динамических систем. Кибернетический подход – исследование системы на основе принципов кибернетики, в частности с помощью выявления прямых и обратных связей, изучения процессов управления, рассмотрения элементов системы как неких «черных ящиков» (систем, в которых исследователю доступна лишь их входная и выходная информация, а внутреннее устройство может быть и неизвестно).
У кибернетики 
и общей теории систем есть много 
общего, например, представление объекта 
исследования в виде системы, изучение 
структуры и функций систем, исследование 
проблем управления и др. Но в отличие 
от теории систем кибернетика практикует 
информационный подход к исследованию 
процессов управления, который выделяет 
и изучает в объектах исследования различные 
виды потоков информации, способы их обработки, 
анализа, преобразования, передачи и т.д. 
Под управлением в самом общем виде понимается 
процесс формирования целенаправленного 
поведения системы посредством информационного 
воздействия, вырабатываемого человеком 
или устройством. Выделяют следующие задачи 
управления: 
·    задача целеполагания – определение 
требуемого состояния или поведения системы; 
·    задача стабилизации – удержание 
системы в существующем состоянии в условиях 
возмущающих воздействий; 
·    задача выполнения 
программы – перевод системы в требуемое 
состояние в условиях, когда значения 
управляемых величин изменяются по известным 
детерминированным законам; 
·    задача слежения – обеспечение требуемого 
поведения системы в условиях, когда законы 
изменения управляемых величин неизвестны 
или изменяются; 
·    задача оптимизации – удержание 
или перевод системы в состояние с экстремальными 
значениями характеристик при заданных 
условиях и ограничениях.
С точки зрения кибернетического подхода управление ЛС рассматривается как совокупность процессов обмена, обработки и преобразования информации. Кибернетический подход представляет ЛС как систему с управлением (рис.5.1), включающую три подсистемы: управляющую систему, объект управления и систему связи.
Рис. 5.1. Кибернетический подход к описанию ЛС
Управляющая система совместно с системой связи образует систему управления. Система связи включает канал прямой связи, по которому передается входная информация {x} и канал обратной связи, по которому к управляющей системе передается информация о состоянии объекта управления {y}. Информация об управляемом объекте и внешней среде воспринимается управляющей системой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления. Использование понятия обратной связи является отличительной чертой кибернетического подхода.
Основными группами 
функций системы управления являются:  
·    функции принятия 
решений или функции 
преобразования содержания 
информации являются главными в системе 
управления, выражаются в преобразовании 
содержания информации о состоянии объекта 
управления и внешней среды в управляющую 
информацию; 
·    рутинные функции 
обработки информации не изменяют 
смысла информации, а охватывают лишь 
учет, контроль, хранение, поиск, отображение, 
тиражирование, преобразование формы 
информации; 
·    функции обмена 
информацией связаны с доведением 
выработанных решений до объекта управлений 
и обменом информации между лицами, принимающими 
решение (сбор, передача информации текстовой, 
графической, табличной, электронной и 
др. по телефону, факсу, локальным или глобальным 
сетям передачи данных и т.д.).
Применение кибернетического подхода к логистике требует описания основных свойств ЛС при помощи математических моделей. Это позволяет разрабатывать и автоматизировать алгоритмы оптимизации кибернетической системы управления.
5. Методология принятия логистических решений
5.3. Исследование операций
Эффективность производственно-коммерческой деятельности в значительной степени определяется качеством решений, повседневно принимаемым менеджерами разного уровня. В связи с этим большое значение приобретают задачи совершенствования процессов принятия логистических решений, решить которые позволяет исследование операций. Термин «исследование операций» впервые начал использоваться в 1939-1940 гг. в военной области. К этому времени военная техника и ее управление принципиально усложнилось вследствие научно-технической революции. И поэтому к началу Второй мировой войны возникла острая необходимость проведения научных исследований в области эффективного использования новой военной техники, количественной оценки и оптимизации принимаемых командованием решений. В послевоенный период успехи новой научной дисциплины были востребованы в мирных областях: в промышленности, предпринимательской и коммерческой деятельности, в государственных учреждениях, в учебных заведениях.