Лекции по "Основам логистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:16, курс лекций

Описание

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Суть логистического подхода
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика

Работа состоит из  1 файл

логистика.doc

— 913.00 Кб (Скачать документ)

Логистическая система – это динамическая, открытая, стохастическая, адаптивная сложная или большая система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции (ЛФ), например, промышленное предприятие, территориально-производственный комплекс, торговое предприятие и т.д. ЛС, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Цель ЛС – доставка товаров и изделий в максимальном соответствии с требованиями потребителей при минимальном (заданном) уровне издержек.

Микрологистические  системы – это подсистемы, структурные составляющие макрологистических систем. Они связаны с определенным предприятием и предназначены для управления потоками в процессе производства, снабжения и сбыта. В зависимости от целей ЛС и от степени охвата базисных ЛО различают следующие виды микрологистических систем:

·    внутрипроизводственные ЛС оптимизируют управление МП в пределах технологического цикла производства продукции (снижение запасов МР и незавершенного производства, ускорение оборачиваемости оборотного капитала фирмы, уменьшение длительности производственного периода, управление запасами МР, оптимизация работы технологического транспорта);

·    внешние ЛС решают задачи, связанные с управлением потоков от их источников к пунктам назначения вне производственного технологического цикла. Это снабженческие и распределительные задачи, такие как рационализация движения МР и ГП в товаропроводящих цепях, сокращение времени доставки МР и ГП и времени выполнения заказов потребителей, транспортировка, складирование, грузопереработка, согласование целей поставщиков, посредников и потребителей;

·    интегрированные ЛС включают в качестве элементов внутрипроизводственные и внешние логистические системы.

Макрологистическая  система – крупная система управления МП, охватывающая предприятия и организации промышленности, посреднические, торговые и транспортные организации различных ведомств, расположенных в разных районах, регионах страны или в разных странах. Цели макрологистических систем могут отличаться от целей микрологистических систем, т. е. быть экологическими, социальными или политическими, а не связанными с извлечением прибыли. Макрологистические системы различают:

·    по признаку административно-территориального деления страны (районные, межрайонные, городские, областные и краевые, региональные и межрегиональные; республиканские и межреспубликанские;

·    по объектно-функциональному признаку (для группы предприятий одной или нескольких отраслей, ведомственные, отраслевые, межведомственные, межотраслевые, военные и т.д.).

Рассмотрим свойства системы в применении к ЛС.

Целостность и членимость. ЛС имеет свойство целостности. Это означает, что ЛС может быть выделена из своего окружения как единый объект, который имеет собственные цели функционирования, развития, конечный результат деятельности. С другой стороны ЛС может быть разделена на отдельные элементы. Элементами ЛС на макроуровне, т.е. при прохождении МП от предприятия к предприятию, являются сами эти предприятия (поставщик и потребитель) и связывающий их транспорт. Если отдельные элементы ЛС рассматриваются как система, то их называют подсистемами. Элементами ЛС на микроуровне являются подразделения, службы предприятия.

Связи. В макрологистических системах связи между отдельными элементами устанавливаются на основе товарно-денежных отношений, оформленных в виде договора. Внутри микрологистической системы элементы связаны внутрипроизводственными отношениями, т. е. основа связей бестоварная, организационная.

Организация. Связи между элементами упорядочены различными законодательными, нормативными документами, положениями, должностными инструкциями.

Интегративные качества. Только ЛС в целом может поставлять товар, выполнив все требования поставки, а также приспосабливаться (адаптироваться) к изменяющимся условиям внешней среды. Отдельные элементы ЛС самостоятельно не могут решать подобные задачи.

3. Объект, предмет, цели, задачи и функции логистики

Объектом изучения логистики являются сквозные МП, потоки услуг и сопутствующие им финансовые и информационные потоки.

Предметом изучения логистики является оптимизация МП, потоков услуг и сопутствующих им финансовых и информационных потоков.

Существуют так  называемые «шесть правил логистики», которые описывают конечную цель логистического управления: 
1.   Груз – нужный товар. 
2.   Качество – необходимого качества. 
3.   Количество – в необходимом количестве. 
4.   Время – должен быть доставлен в нужное время. 
5.   Место – в нужное место. 
6.   Затраты – с минимальными затратами.

Задачи логистики  весьма разнообразны и обусловлены  приведенной выше конечной целью  логистического управления. Их классификация  и примеры приведены в табл.3.1.

Логистическая функция – это укрупненная группа ЛО, однородных с точки зрения цели этих операций и заметно отличающихся от другой совокупности операций. Классификация основных функций логистики приведена в табл.3.2.

Реализуют ЛФ следующие организации: 
·    транспортные предприятия; 
·    торговые предприятия; 
·    коммерческо-посреднические организации; 
·    предприятия-изготовители; 
·    специализированные внешние логистические организации.

Таблица 3.1

Классификация и примеры задач, решаемых в логистике

Глобальные  Общие Частные
1.Достижение  максимального эффекта функционирования  ЛС с минимальными затратами  1.Создание интегрированной  системы регулирования МП и  ИП  1.Снижение уровня  страховых запасов 
2.Разработка  способов управления движением товаров 2.Сокращение  времени хранения продукции в  запасах 
2.Моделирование  ЛС и условий их надежного  функционирования  3.Определение  стратегии и технологии физического  перемещения товаров  3.Сокращение  времени перевозки 
4.Разработка  системы учета и анализа логистических издержек 4.Определение  оптимального количества складов  на обслуживаемой территории 
    5.Внедрение  системы качества на предприятии  5.Поиски, выбор  поставщиков 
    6.Прогнозирование  объемов производства, перевозок,  спроса и т.д. 6.Организация  приемки, разгрузки, складирования  МР 
    7.Выявление  несбалансированности между потребностями  и возможностями  7.Повышение  текущего уровня сервисного обслуживания  потребителей 
    8.Организация  предпродажного и послепродажного  обслуживания потребителей 8.Выбор места  расположения торговой точки 
    9.Проектирование  и оптимизация структуры автоматизированных  складских комплексов  9.Кратковременное  увеличение мощности ЛС 
    10.Внедрение  систем управления движением  МП MRP, JIT и их модификаций 10.Устранение  непроизводительных участков 
    11.Планирование  мощности ЛЦ  11.Оформление  заказов 
    12.Контроль МП  12.Выбор типа  торгового посредника 
    13.Координация  деятельности различных подразделений  предприятий  13.Выбор вида  транспорта для перевозки грузов
    14.Внешняя и  внутренняя интеграция  14.Выбор маршрута  перевозки 
    15. Разработка  логистической стратегии  15.Оформление  внешнеторговой сделки 

Таблица 3.2

Классификация функций логистики 

Признак классификации  Вид Описание
Характер  выполняемых задач  

 

Оперативные Организация работ, непосредственное управление, контроль потоков 
Координационные Выявление и  сопоставление потребностей и мощности ЛС, согласование целей и координация  действий различных подразделений внутри предприятия и различных звеньев ЛЦ
Содержание   

  

 

Базисные  Снабжение, производство, сбыт
Ключевые  Поддержание стандартов обслуживания, управление закупками, определение  объемов и направлений МП, прогнозирование  спроса, управление запасами, физическое распределение продукции, определение последовательности продвижения товаров через места складирования, осуществление перевозок и всех необходимых операций с грузом в пути следования, управление производственными процедурами, формирование хозяйственных связей по поставкам товаров или оказанию услуг
Поддерживающие  Управление  складскими операциями, развитие, размещение и организация складского хозяйства, сдача и приемка грузов, хранение, сортировка, подготовка необходимого ассортимента, упаковка, маркировка, подготовка к погрузке, погрузочно-разгрузочные работы, грузопереработка, защитная упаковка, обеспечение возврата товара, обеспечение запасными частями и сервисное обслуживание, информационно-компьютерная поддержка
С концептуальных позиций  

  

  

 

Системообразующая Организация системы  управления всеми ресурсами 
Интегрирующая Объединение, согласование, координация действий участников логистического процесса внутри предприятия и внутри ЛЦ
Регулирующая  Экономия ресурсов, минимизация отходов всех видов (потери времени, неэффективные операции, отходы МР), минимизация затрат
Результирующая  Направлена  на достижение конечной цели логистического управления – выполнение шести правил логистики

Приведенная классификация  ЛФ позволяет выделить следующие функциональные области (сферы) логистического управления: закупочная логистика; производственная логистика; распределительная логистика; транспортная логистика; логистика запасов; логистика складирования; логистика сервиса; информационная логистика.

4. Принципы логистики 
(Основные принципы эффективного использования логистики в коммерческой практики предприятия )

Концепция – это система взглядов, то или иное понимание каких-либо явлений, процессов. Принцип – основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки. Концептуальными положениями (принципами) логистики являются следующие.

Принцип системного подхода. Подход к объектам исследования как системам – одна из главных особенностей логистики. Максимальный эффект можно получить только в случае, когда МП оптимизируется на всем протяжении от первичного источника сырья вплоть до конечного потребителя, а не в рамках отдельного предприятия или подразделения. При этом все звенья ЛЦ должны работать как единый слаженный механизм. Поэтому все звенья ЛЦ необходимо рассматривать как целостную систему, чтобы согласовать экономические интересы отдельных ее элементов, технические вопросы, технологические процессы и т.д.

Принцип тотальных затрат. Одна из основных задач логистики – минимизация совокупных логистических издержек на протяжении всей ЛЦ от первичного источника сырья до конечного потребителя. Необходимым условием эффективного решения этой задачи является возможность точного измерения логистических издержек, но это возможно лишь при условии, если система учета издержек производства и обращения позволяет выделять затраты на логистику. Поэтому необходимо отдельно выделять и анализировать затраты на реализацию ЛО, определять наиболее значимые затраты, выявлять их взаимообусловленность и т.д.

Принцип глобальной оптимизации. В процессе оптимизации структуры или управления ЛС необходимо согласование частных целей функционирования отдельных элементов системы для достижения глобального оптимума.

Принцип логистической координации  и интеграции. В процессе логистического менеджмента необходимо достижение согласованного, интегрального участия всех звеньев ЛС или ЛЦ от ее начала и до конца в управлении всеми видами потоков при реализации целевой функции.

Использование теории компромиссов для перераспределения затрат. Под компромиссом понимается гармонизация экономических интересов участников логистического процесса. В начале становления логистического подхода при формировании системы логистического управления использовался критерий минимума общих затрат на материальное распределение. Это с одной стороны открывало новые возможности в принятии решений, но вместе с тем определенным образом ограничивало эффективность получаемых решений. Поэтому в дальнейшем пришло понимание того, что критерием должна быть максимальная прибыль от ЛО всех фирм-участниц. Таким образом, снижение прибыли (увеличение затрат) в одном из звеньев ЛС допустимо и необходимо при условии, что это повлечет увеличение прибыли (снижение затрат) всей ЛС в целом.

Информация о работе Лекции по "Основам логистики"