Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:16, курс лекций
РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Суть логистического подхода
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика
Теория игр и принятия решений рассматривает процессы выбора наилучшей из нескольких альтернатив в ситуациях определенности (данные известны точно), в условиях риска (данные можно описать с помощью вероятностных распределений), в условиях неопределенности (вероятностное распределение либо неизвестно, либо не может быть определено).
Методы и модели теории нечетких множеств позволяют в математической форме представить и использовать для принятия решений субъективную словесную экспертную информацию: предпочтения, правила, оценки значений количественных и качественных показателей.
5. Методология принятия логистических решений
5.4. Прогностика
Прогностика – наука о законах и способах разработки прогнозов динамических систем. Прогноз – научно обоснованное суждение о возможных состояниях (в количественной оценке) объекта прогнозирования (ОП) в будущем и/или альтернативных путях и сроках их осуществления. Классификация основных видов прогнозов и методов прогнозирования по различным признакам приведена соответственно в табл.5.3 и 5.4.
Таблица 5.3
Классификация прогнозов
|
Таблица 5.4
Классификация методов прогнозирования
|
Этапы
процедуры прогнозирования:
1. Определение объектов прогноза.
2. Отбор параметров, которые прогнозируются.
3. Определение временных горизонтов прогноза.
4. Отбор моделей прогнозирования.
5. Обоснование модели прогнозирования
и сбор необходимых для прогноза данных.
6. Составление прогноза.
7. Отслеживание результатов.
Основные тенденции развития современных ЛС
В настоящее время выделяют три основные тенденции развития типичных ЛС, определяющие сложность и значимость точного прогнозирования для эффективного управления.
Первая тенденция – постоянное сокращение жизненного цикла ЛС (когда на смену одним ЛС приходят качественно новые). Еще 30—40 лет назад этот цикл был сопоставим с длительностью среднего трудового стажа работника, а теперь составляет обычно (на Западе) несколько лет.
Вторая тенденция определяется возрастанием количества возможных альтернатив решения изучаемой проблемы.
Третья тенденция определяется ростом затрат на создание и эксплуатацию подавляющего большинства ЛС. И этот факт предопределяет проблему прогнозирования затрат, цен, тарифов, т.е. рост капитальных вложений в перспективе требует оценки эффективности их в соответствующем периоде.
5. Методология принятия логистических решений
5.5. Методы решения логистических задач
Научную базу логистики составляет широкий спектр методов, разработанных в рамках различных дисциплин. Перечислим некоторые из них.
Математика: теория вероятностей; математическая статистика; теория случайных процессов; теория матриц; факторный анализ, математическая логика; теория нечетких множеств и др.
Исследование
операций: линейное, нелинейное и динамическое
программирование; теория игр; теория
статистических решений; теория массового
обслуживания; теория управления запасами;
метод имитационного
Техническая кибернетика: теория больших систем; теория прогнозирования; общая теория управления; теория автоматического регулирования; теория графов; теория информации; теория расписаний и др.
Экономическая кибернетика: теория оптимального планирования; теория эффективности; теория квалиметрии; функционально-стоимостной анализ; методы маркетинговых исследований; менеджмент; теория принятия решений; производственный менеджмент; стратегическое и оперативное планирование; ценообразование; управление качеством; управление персоналом; управление проектами; управление инвестициями; социальная психология; экономика и организация транспорта, складского хозяйства, торговли и др.
Прогностика: методы перспективного экономического прогнозирования; прогнозирование временных рядов; регрессионный и корреляционный анализ; методы логического прогнозирования; экспертные методы и др.
6. Интеграция логистической деятельности
6.1. Интеграция в рамках предприятия
При традиционной организации управления на предприятии выделяются специальные подразделения, занимающиеся конкретным видом логистической деятельности, например, снабжением, перевозками, складированием, сбытом и др. Логистическое управление в этом случае становится фрагментированным, что порождает множество проблем. У каждого подразделения на предприятии существуют собственные цели, объективно обусловленные спецификой и приоритетами его конкретной деятельности. Например, отдел снабжения ищет надежных поставщиков, транспортный отдел стремится к полной загрузке транспортных средств, отдел сбыта заинтересован в быстром реагировании на спрос, производство заинтересовано в бесперебойной работе, отдел складирования старается снизить запасы и т.д.
Все эти цели сами по себе несомненно важны для эффективного функционирования каждого подразделения в отдельности, но по объективным причинам они, как правило, конфликтуют между собой. Например, склад стремится уменьшить запасы ресурсов с целью экономии денежных средств, что может приводить к дефициту сырья, материалов, комплектующих и т.п. Производство же стремится работать без дефицита, который приводит к простою оборудования и рабочих, к срыву поставок ГП. Отдел снабжения может стремиться сократить свои расходы путем более редкого размещения заказов, но в более крупных размерах. Но это повышает объем запасов, расходов на их хранение и денежных средств, связанных в складировании. В результате каждая логистическая сфера предприятия повышает эффективность собственной деятельности в ущерб эффективности других сфер и, самое главное, в ущерб общей эффективности работы предприятия.
Перечислим основные
недостатки фрагментированной логистики
внутри предприятия:
1) конфликт целей различных подразделений
одного предприятия;
2) затрудняется и замедляется обмен информацией
между подразделениями;
3) плохая координация деятельности различных
подразделений;
4) излишние запасы всех видов;
5) отсутствие информации по общим логистическим
издержкам и как следствие отсутствие
возможности управления ими;
6) снижение эффективности деятельности
предприятия.
На практике
интегрировать всю логистику
в рамках предприятия довольно трудно
по нескольким причинам:
1) большое разнообразие различных видов
логистической деятельности, логистических
операций;
2) географический разброс различных подразделений
предприятия;
3) отсутствие специалиста, имеющего нужные
знания, энтузиазм, способности и авторитет;
4) отсутствие общих систем контроля и
недоступность интегрированной информации.
Общим подходом к объединению логистики в рамках предприятия (внутренняя интеграция) является постепенное интегрирование, наращиваемое со временем. Примером такого наращивания служат этапы исторического развития логистического подхода к управлению на предприятии, а именно: интеграция транспортно-складского процесса для распределения ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов с ГП; интеграция производственных, складских и транспортных процессов, включающих работу с сырьем и ГП.
Конкретные действия по интеграции логистики связаны с преодолением каждой из перечисленных выше трудностей. В частности, специалисту по логистике необходимо иметь автоматизированную систему сбора, хранения, анализа, распределения и представления информации. Для этого необходимо использовать сети передачи данных и специализированное программное обеспечение для работы с информацией, анализа и принятия решений.
При наличии
общих систем контроля за логистическими
процессами необходимо проводить анализ
взаимозависимости между
6.2. Интеграция в рамках логистической цепи
Подобно различным
подразделениям внутри одного предприятия
различные организации, действующие
в одной ЛЦ, при традиционном подходе
преследуют собственные цели, стараются
получить выгоду за счет партнера, т.е.
в каком-то смысле конкурируют друг с другом.
Это приводит к следующим негативным последствиям:
- возникает неопределенность в деятельности
ЛЦ, например, из-за широкого колебания
спроса и отсутствия обмена соответствующей
информацией между партнерами;
- для компенсации неопределенности создаются
повышенные страховые запасы, влекущие
повышение соответствующих расходов;
- ЛЦ медленно реагирует на изменяющиеся
условия, в частности, на изменение спроса;
- нет доверия и как следствие уверенности
в долговременном и взаимовыгодном сотрудничестве,
что не позволяет разрабатывать долгосрочные
планы совместного развития, приводит
к конфликтным отношениям.