Лекции по "Основам логистики"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 13:16, курс лекций

Описание

РАЗДЕЛ I. ВВЕДЕНИЕ В ЛОГИСТИКУ
1. Суть логистического подхода
1.1. Логистика: история, понятия, новизна, специфика

Работа состоит из  1 файл

логистика.doc

— 913.00 Кб (Скачать документ)

·    к значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла;

·    сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ.

2. Основные понятия и определения

2.1. Потоки в логистике

Материальные  потоки

Объектом изучения логистики как науки являются МП и соответствующие им ФП и ИП. При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие МП является ключевым в логистике.

Материальный  поток – это МР, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью МП является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). МП могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. МП, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ).

Параметрами МП могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия  купли-продажи, транспортировки и  страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие МР, продукции и операций с ними. В табл. 2.1 приведена одна из возможных классификаций МП.

Информационные  потоки

Каждому МП соответствует  некоторый ИП и ФП. Информационный поток – это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным МП в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. В табл.2.2 приведена одна из возможных классификаций ИП.

Между МП и ИП не существует однозначного соответствия, т.е. синхронности во времени возникновения, направленности и др. ИП может опережать МП (проведение переговоров, заключение контрактов и т.д.) либо отставать от него (информация о получении поставленного товара). Возможным является наличие нескольких ИП, сопровождающих МП.

Таблица 2.1

Классификация материальных потоков

Признак

классификации 

Вид МП Описание
Отношение к ЛС и ее звеньям Внешний Состоит из грузов, имеющих отношение к конкретному  предприятию, но движущихся во внешней для предприятия среде
Внутренний Образуется  в результате выполнения ЛО с грузом внутри ЛС
Входной Поступает в  ЛС из внешней среды
Выходной Поступает из ЛС во внешнюю среду
Ассортимент Одноассортиментный, многоассортиментный
Количество  груза Массовый Возникает при  транспортировке грузов не единичным  транспортным средством, а их группой, например, железнодорожным составом, колонной автомашин, караваном судов  и т.д.
Крупный Возникает при  транспортировке грузов несколькими  вагонами, автомашинами, судами и т.п.
Средний Промежуточный между крупным и мелким МП (перевозимый  одиночными вагонами, автомобилями)
Мелкий Возникает при  транспортировке такого количества грузов, которое не позволяет полностью  использовать грузоподъемность транспортного  средства и требует при перевозке совмещения с другими грузами
Удельный  вес груза Тяжеловесный В процессе его  транспортировки обеспечивается полное использование грузоподъемности транспортных средств при меньшем занимаемом объеме, например, металлы
Легковесный Образуется  грузами, не позволяющими полностью  использовать грузоподъемность транспорта при полном использовании его  объема, например, табачные изделия
Степень совместимости Несовместимые Такие МП нельзя совместно транспортировать, например, товары бытовой химии и продукты питания
Совместимые Могут совместно  перевозиться на одном транспортном средстве
Консистенция  груза Насыпной Перевозится без  тары в специализированных транспортных средствах: открытых вагонах, на платформах, в контейнерах, в автомашинах. Их главное свойство – сыпучесть (например, зерно)
Навалочный Перевозится без  тары, некоторые могут смерзаться, слеживаться, спекаться (например, уголь, песок, соль), обладают сыпучестью
Тарно-штучный Грузы в мешках, контейнерах, ящиках, без тары, которые можно пересчитать
Наливной Перевозится в  цистернах и наливных судах и  требует для перегрузки, хранения и других ЛО специальных технических  средств
Номенклатура Однопродуктовый, многопродуктовый
Определенность Детерминированный Все параметры  полностью известны
Стохастический Хотя бы один параметр неизвестен или является случайной  величиной
Непрерывность Непрерывный Потоки сырья  и материалов в непрерывных производственных (технологических) процессах замкнутого цикла, потоки нефтепродуктов, газа, перемещаемые с помощью трубопроводного транспорта и др.
Дискретный МП, не являющиеся непрерывными

Таблица 2.2

Классификация информационных потоков

Признак классификации Вид ИП
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, горизонтальные, вертикальные, входные, выходные
Вид носителей  информации На бумажных носителях, на магнитных носителях, оптические, цифровые, электронные
Периодичность использования Регулярные, периодические, оперативные
Назначение  информации Директивные (управляющие), нормативно-справочные, учетно-аналитические, вспомогательные
Степень открытости Открытые, закрытые, секретные
Способ  передачи данных Курьером, почтой, телефоном, телеграфом, телетайпом, электронной  почтой, факсом, по телекоммуникационным сетям
Режим обмена информацией «on-line», «off line»
Направленность  относительно МП В прямом направлении  с МП, во встречном направлении  с МП
Синхронность  с МП Опережающие, одновременные, последующие

Финансовые  потоки

Финансовый  поток в логистике понимается как направленное движение финансовых средств, циркулирующих внутри ЛС, между ЛС и внешней средой, необходимых для обеспечения эффективного движения определенного МП. Таким образом, специфика финансовых потоков в логистике заключается именно в потребности обслуживания процесса перемещения в пространстве и во времени соответствующего потока товарно-материальных или товарно-нематериальных ценностей. Одна из возможных классификаций ФП приведена в табл. 2.3.

Поток услуг

Помимо материального, информационного и финансового  вида потоков выделяют также поток услуг, представляющий собой количество услуг, оказываемых за определенный временной интервал. Под услугой понимается особый вид деятельности, удовлетворяющей общественные и личные потребности (транспортные услуги, оптово-розничные, консультационные, информационные и т.п.). Услуги могут оказываться людьми и оборудованием в присутствии клиентов и в их отсутствии, быть направленными на удовлетворение личных потребностей или нужд организаций. Необходимость введения понятия потока услуг обусловлена возрастающей важностью и развитием индустрии сервиса и концентрацией в ней все большего количества компаний и населения.

Таблица 2.3

Классификация финансовых потоков

Признак классификации Вид ФП
Отношение к ЛС и ее звеньям Внутренние, внешние, входные, выходные
Назначение Обусловленные процессом закупки, инвестиционные, по воспроизводству рабочей силы, по формированию материальных затрат в процессе производства, обусловленные  процессом продажи продукции
Способ  переноса авансированной стоимости на товары Сопутствующие движению основных фондов, обусловленные  движением оборотных средств
Вид хозяйственных  связей Горизонтальные, вертикальные
Форма расчета Денежные (наличные), информационно-финансовые (безналичные), учетно-финансовые (при формировании материальных затрат в процессе производства)

2. Основные понятия и определения

2.2. Логистические операции

Логистические операции – самостоятельная часть логистического процесса, выполняемая на одном рабочем месте и/или с помощью одного технического устройства; обособленная совокупность действий, направленных на преобразование материального и/или информационного потоков. К ЛО с МП относят расфасовку, погрузку, транспортировку, разгрузку, распаковку, комплектацию, сортировку, складирование, упаковку и др. В табл. 2.4 приведена одна из возможных классификаций ЛО.

Таблица 2.4

Классификация логистических операций

Признак классификации Вид ЛО
Переход права собственности Односторонние, двухсторонние
Природа потока МП, поток услуг, ИП
Направленность  реализуемых логистических функций Внешние (функции  снабжения и сбыта), внутренние (в  рамках функции производства)
Вид реализуемых  логистических функций Базисные, ключевые, поддерживающие

2. Основные понятия и определения

2.3. Логистические системы

Понятие ЛС является одним из базовых понятий логистики. Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части. Одна из возможных классификаций систем приведена в табл. 2.5.

Таблица 2.5

Классификация систем

Признак классификации Вид систем
Сложность Простая, сложная, большая
Изменение во времени Статическая, динамическая
Взаимосвязь с окружающей средой Закрытая, открытая
Предвидение развития Детерминированная, стохастическая
Реакция на изменение окружающей среды Адаптивная, неадаптивная

Следует различать  сложные и большие системы. Сложная система – система с разветвленной структурой и значительным количеством взаимосвязанных и взаимодействующих элементов (подсистем), имеющих разные по своему типу связи, способная сохранять частичную работоспособность при отказе отдельных элементов (свойство робастности). Большая система – сложная система, имеющая ряд дополнительных признаков: наличие подсистем, имеющих собственное целевое назначение, подчиненное общему целевому назначению всей системы; большое число разнообразных связей (материальных, информационных, энергетических и т.п.); внешние связи с другими системами; наличие в системе элементов самоорганизации.

Существуют следующие  четыре свойства, которыми должен обладать объект, чтобы его можно было считать  системой.

1.   Целостность и членимость. Системой является целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом, но в целях анализа система может быть условно разделена на отдельные элементы. 
2.   Интегративные качества (эмерджентность) – качества, присущие системе в целом, но не свойственные ни одному из ее элементов в отдельности. 
3.   Связи – это то, что соединяет объекты и свойства в системном процессе в целое. Между элементами системы существуют связи, которые определяют интегративные качества системы. Связи между элементами системы должны быть более мощными, чем связи отдельных элементов с внешней средой. 
4.   Организация – это внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия элементов системы, определенная структура связей между элементами системы.

Информация о работе Лекции по "Основам логистики"