Оптимизация деятельности предприятия на основе разработки логистической стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:42, научная работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в изучении процесса разработки и реализации стратегических стратегий, а также разработке научно-практических рекомендаций по их комплексному использованию в деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь, что обусловливает необходимость решения следующих задач:
 исследование теоретических основ формирования логистических стратегий предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность и виды логистических стратегий предприятия
1.2 Основные типы логистических стратегий предприятия
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции развития логистической системы
2.2 Методы государственного регулирования логистической системы
3 РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Общие направления развития логистических стратегий на предприятиях Республики Беларусь
3.2. Разработка логистических стратегий в лесопромышленном комплексе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, сущность и виды логистических стратегий предприятия

1.2 Основные типы логистических стратегий предприятия

2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Тенденции развития логистической системы

2.2 Методы государственного регулирования логистической системы

3 РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

3.1 Общие направления развития логистических стратегий на предприятиях Республики Беларусь

3.2. Разработка логистических стратегий в лесопромышленном комплексе

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 


ВВЕДЕНИЕ

Деятельность компании на рынке обуславливается ее основной целью - миссией, определяющей ее деловую активность, поведение на рынке и ведущей к ее финансовому благополучию и стабильности.

Жесткая конкуренция на рынке, появление новых, более дешевых и достаточно эффективных разработок, заставляют пересмотреть существующие принципы функционирования компании.

Многие устоявшиеся понятия и принципы работы, которые были вполне приемлемыми и устраивали руководство компании, начинают заметно тормозить динамику развития бизнеса и требуют детального анализа и пересмотра с целью их совершенствования. Для сохранения своих рыночных позиций компаниям необходимо предпринимать определенные усилия в направлении повышения уровня технологичности и эффективности бизнес-процессов.

Появляется настоятельная необходимость изыскания дополнительных возможностей дальнейшего снижения уровня затрат и себестоимости продукции, повышения уровня качества обслуживания потребителей, реорганизации и реструктуризации компании с целью повышения эффективности бизнеса.

Речь идет о перестройке бизнеса на основе логистического подхода. При этом затрагиваются различные (экономические, социальные, технические, технологические, организационные, правовые, научные, психологические, экологические, и др.) аспекты деятельности людей.

Актуальность логистики заключается в пяти факторах: экономическом, организационно-экономическом, информационном, техническом и специфическом (для белорусских условий), связанном с регулированием хозяйственных процессов.

Цель настоящего исследования состоит в изучении процесса разработки и реализации стратегических стратегий, а также разработке научно-практических рекомендаций по их комплексному использованию в деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь, что обусловливает необходимость решения следующих задач:

      исследование теоретических основ формирования логистических стратегий предприятия;

      исследование современного состояния логистической системы Республики Беларусь;

      разработка основных направлений развития логистических стратегий в промышленности на примере лесопромышленной отрасли.

Объектом исследования является логистическая система на предприятиях Республики Беларусь.

Предмет исследования – экономические отношения, возникающие в процессе разработки и реализации логистических стратегий на предприятии.(с этим не уверена)

Теоретической и методологической базой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам разработки и реализации логистических стратегий на предприятии.


1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Понятие, сущность и виды логистических стратегий предприятия

Логистическая стратегия фирмы направлена на оптимизацию ресурсов компании при управлении основными и сопутствующими потоками. Стратегические цели задаются с помощью одного или нескольких ключевых (комплексных) показателей эффективности логистики. Логистическая стратегия может быть построена на основе максимизации (минимизации) одного или нескольких (многокритериальная задача оптимизации) ключевых показателей.

В терминологическом словаре А.Н. Родникова логистическая стратегия определена как «стратегия долгосрочного планирования (на уровне предприятия или района) размещения капитальных вложений в транспортную сеть, складское хозяйство и другие элементы инфраструктуры; формирования длительных хозяйственных связей, методик расчета за логистические операции и другие элементы хозяйственного механизма на перспективу» [].

А.И. Семененко трактует логистическую стратегию как «стратегию экономической (предпринимательской) структуры, т.е. обобщенную модель действий, необходимых для достижения главных (долгосрочных) целей путем координации и распределения ресурсов структуры (компании, фирмы) на основе ее логистизации» []. С учетом концептуальных положений, изложенных выше, можно дать следующее определение: логистическая стратегия – долгосрочное, качественно определенное направление развития логистики, касающееся форм и средств ее реализации в фирме, межфункциональной и межорганизационной координации и интеграции, сформулированное высшим менеджментом компании в соответствии с корпоративными целями.

Среди большого числа логистических стратегий, применяемых компаниями, можно выделить несколько базовых, наиболее широко используемых в бизнесе при построении логистической системы. Эти стратегии, а также основные пути их реализации представлены в виде таблицы.

 

Таблица 1.1 - Основные логистические стратегии []

Стратегия

Пути реализации

Минимизации общих логистических издержек

Сокращение логистических издержек в отдельных логистических функциях;

Оптимизация уровней запасов в логистической системе;

Выбор оптимальных вариантов «складирование — транспортировка» (переключение с одной логистической функции на альтернативную);

Оптимизация решений в отдельных функциональных областях и/или логистических функциях по критерию минимума логистических издержек;

3PL подход и т.п.

Улучшения качества логистического сервиса

Улучшение качества выполнения логистических операций и функций (транспортировки, складирования, грузопереработки, упаковки и т.п.);

Поддержка предпродажного и послепродажного сервиса;

Сервис с добавленной стоимостью;

Использование логистических технологий поддержки жизненного цикла продукта;

Создание системы управления качеством логистического сервиса;

Сертификация фирменной системы управления качеством в соответствии с национальными и международными стандартами и процедурами (в частности ISO 9000);

Бенчмаркинг и т.д.

 

 

 

 

Продолжение таблицы 1.1

Минимизации инвестиций в логистическую инфраструктуру

Оптимизация конфигурации логистической сети: прямая доставка товаров потребителям, минуя складирование;

Использование складов общего пользования;

Использование логистических посредников в транспортировке, складировании, грузопереработке;

Использование логистической технологии «точно в срок»;

оптимизация дислокации объектов логистической инфраструктуры и др.

Логистический аутсорсинг

Решение «делать или покупать»;

Сосредоточение компании на своих ключевых областях компетенции, поиск логистических посредников для выполнения неключевых функций;

Оптимизация выбора источников внешних ресурсов;

Оптимальная дислокация производственных мощностей и объектов логистической инфраструктуры;

Применение инноваций поставщиков; оптимизация числа логистических посредников и закрепляемых за ними функций.

 

Логистические стратегии построены на основе минимизации или максимизации одного ключевого показателя, например общих логистических издержек. Однако при этом необходимо ввести ограничения на другие, существенные с точки зрения стратегии фирмы, показатели. Для стратегии минимизации общих логистических издержек таким показателем будет качество логистического сервиса. В общем случае — чем выше требования потребителей к качеству логистического сервиса, тем выше должны быть логистические издержки, обеспечивающие этот уровень. Поэтому естественным ограничением является ограничение на базовый уровень качества потребительского сервиса. В ряде случаев стратегия минимизации общих логистических издержек может быть трансформирована в стратегию максимизации отношения: уровень качества сервиса / общие логистические издержки. Реализация стратегии минимизации общих логистических издержек осложняется слабой формализуемостью параметров качества логистического сервиса и субъективной оценкой качества сервиса со стороны потребителей.

Стратегия описывает принципиальный образ действий, выбранный для того, чтобы достичь установленных целей. При проектировании логистической стратегии исходной точкой становится всесторонний анализ.

Кроме того, необходимо учитывать:

      среду, в которой ведется бизнес, включающую факторы, влияющие на логистику, но которыми логистика управлять не может;

      особую компетенцию организации, определяемую факторами, которыми организация может управлять и которые она использует, чтобы отличиться от других (рис.1.1).

Среда, в которой ведется бизнес, и особые компетенции показывают, какое положение организация занимает в настоящее время, а стратегия более высокого уровня – какое она хочет занимать в будущем. Тогда логистическая стратегия показывает, как организация будет переходить от нынешнего положения к будущему.

Для получения информации о среде ведения бизнеса и об особых компетенциях применяют так называемый логистический аудит. Его цель состоит в сборе значимой информации о существующих приемах, показателях и условиях проведения логистической деятельности. В соответствии с двумя указанными направлениями поиска информации логистический аудит делится на внешний, который занимается средой действия логистики, и внутренний, анализирующий способ выполнения операций внутри организации и выявляющий участки, требующие усовершенствования. Этот подход аналогичен анализу SWOT, в ходе которого изучаются:

      сильные и слабые стороны организации, т.е. ее внутренние операции и особые компетенции;

      возможности и угрозы, проявляющиеся в среде, в которой ведется бизнес.

Еще одним фактором проектирования логистической стратегии является системность подготовки стратегических решений, т. е. не только на уровне высшего руководства, но с привлечением специалистов, которые будут непосредственно заниматься реализацией логистической стратегии. В течение всего процесса разработки логистической стратегии должны рассматриваться практические последствия и практическая возможность реализации любого из принимаемых решений.

1.2 Основные типы логистических стратегий предприятия

К наиболее общим логистическим стратегиям относят «тощую» логистическую стратегию, динамичную логистическую стратегию и логистическую стратегию, основанную на стратегических союзах.

«Тощая» стратегия базируется на принципе управления затратами, т. е.  производстве тех же или сопоставимых продуктов, что и у конкурентов, но более дешево. Цель «тощей» логистики – выполнять каждую операцию, используя меньше каждого вида ресурсов: людей, пространства, запасов, оборудования, времени и т.д. Для этого «тощая» логистическая стратегия старается отыскать способы устранения непроизводительных расходов ресурсов.

Типичным подходом к реализации «тощей» логистической стратегии является:

      подробный анализ текущих операций и последующий отказ от операций, не добавляющих ценности;

 

Рис. 1.1 Факторы, учитываемые при разработке логистической стратегии

      устранение остановок, упрощение перемещений;

      использование более совершенной технологии для повышения эффективности;

      размещение мощностей ближе к потребителям с целью сократить транспортные расходы;

      поиск возможностей получить экономию на масштабах;

      устранение из цепи поставок ненужных звеньев.

Следует учитывать, что «тощие» операции могут не работать в слишком динамичных или неопределенных условиях. В этих случаях можно воспользоваться более гибкой логистической стратегией, основанной на динамичности.

Динамичная логистическая стратегия. Цель динамичной стратегии – обеспечить высокое качество обслуживания потребителей, оперативно реагируя на появление новых или изменение прежних условий. Выделяют два аспекта динамичности:

      скорость реагирования на внешние условия: динамичные организации внимательно и постоянно отслеживают запросы потребителей и оперативно на них реагируют;

Информация о работе Оптимизация деятельности предприятия на основе разработки логистической стратегии