Оптимизация деятельности предприятия на основе разработки логистической стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:42, научная работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в изучении процесса разработки и реализации стратегических стратегий, а также разработке научно-практических рекомендаций по их комплексному использованию в деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь, что обусловливает необходимость решения следующих задач:
 исследование теоретических основ формирования логистических стратегий предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность и виды логистических стратегий предприятия
1.2 Основные типы логистических стратегий предприятия
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции развития логистической системы
2.2 Методы государственного регулирования логистической системы
3 РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Общие направления развития логистических стратегий на предприятиях Республики Беларусь
3.2. Разработка логистических стратегий в лесопромышленном комплексе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)

Необходимость выделения самостоятельных отделов логистики на разных предприятиях возникает в силу ряда причин:

      увеличение информационных и товарных потоков внутри предприятия;

      нарушение функции информатизации подразделений;

      потребность в систематизации и оптимизации.

Вышеперечисленные причины отражают негативные аспекты в деятельности компаний, стимулирующие развитие логистических направлений. Помимо этого, стоит отметить, что централизация функций логистики и их передача из структурных подразделений во вновь образованное формирование будет экономически оправдано.

Каков же экономический эффект от создания отдела логистики на предприятии? Большинство ответит на этот вопрос просто: снижения общих расходов, уменьшения транспортных затрат компании. Это справедливо, но стоит также обратить внимание и на то, что производственный эффект предприятие начинает получать уже на самых первых стадиях функционирования отдела логистики, когда реорганизация еще не окончена.

Качественные изменения, произошедшие на предприятии вследствие организации отдела логистики:

      высокая оборачиваемость - качественный товар или ингредиенты;

      при наличии контроля над закупками и заказами перевозок, процесс доставки и продажи становится запланированным;

      полное удовлетворение спроса и качество обслуживания;

      профессиональный "отбор" поставщиков и улучшение надежности их работы;

      время бизнес-процесса сокращено примерно на 25 - 30%. Издержки - на 20%. Качество приемки груза возросло.

Для того чтобы добиться всех этих качественных изменений следует выявить причины застоя в развитии логистики.

              Одной из причин запоздалого развития логистики в Беларуси оказывается неправильная система учёта. В настоящее время транспортные услуги относятся то к торговле, то к транспорту, то к промышленности. Еще большая неопределенность - с логистическими услугами. В отчетности они относятся чаще всего к промышленному производству. Размытость этого бизнеса создает впечатление его незначительности, что искажает экономическую картину.

              По итогам исследований мировой логистики, проведенных в 2007 году экспертами Всемирного банка, белорусская система в общем списке из 140 государств заняла скромное 74-е место.

              Свой потенциал логистического рынка Беларусь реализует сейчас лишь на 25-30%. Только наличие современных информационных потоков способно обеспечить управление логистическими звеньями в реальном масштабе времени. Нужен, что называется, принцип «одного окна». Клиент платит одному оператору, и тот должен обеспечить связь между производственными участками вплоть до доставки готовой продукции по назначению.

              Судя по вышеизложенному, следовало бы проанализировать общие тенденции развития логистики в РБ.

В 2010 году, вероятно, не удастся увеличить объём экспорта транспортных услуг на 70%, что предусмотрено правительственным заданием. По итогам первого полугодия этот показатель увеличился лишь на 36%. В свою очередь экономики динамично развивающихся стран, для которых Беларусь является транзитной страной, ожидают более эффективной работы белорусской транспортной системы.

По данным на конец 2007 года, в Беларуси насчитывалось 7 392 склада, расположенных в специальных помещениях (в сравнении с 2006 годом их количество увеличилось на 405). На 1 января 2008 года не использовалось 102,7 тыс. кв. м складских площадей в складах, расположенных в специальных помещениях (4,5% их общей площади). Складские площади организаций оптовой торговли продовольствием использовались в 2007 году на 97,2%, складские объемы - на 97,8%.

Основными владельцами складов, обслуживающих внешнеторговые грузопотоки, являются Белорусская железная дорога (общая площадь складов - 365 тыс. кв. м), концерн «Беллгоспищепром» (146 тыс. кв. м) и концерн «Белнефтехим» (226 тыс. кв. м).

Грузопоток, перерабатываемый на складах, по видам перевозок распределяется следующим образом: во внутриреспубликанском сообщении около 60%, на вывоз за пределы страны - 7,5%, ввоз из-за пределов страны - 30%. Около 2,5% составляет транзитный грузопоток.

Уровень механизации погрузочно-разгрузочных и складских работ в Беларуси составляет 95,2%. Средний коэффициент использования емкости складов составляет 0,52 (для сравнения: в США - 0,92-0,95).

 

Современные тенденции развития логистической системы

Растёт потребность в высококачественных складских комплексах. Современный логистический комплекс представляет собой не только помещение для хранения различных товаров, а довольно сложный механизм. Необходимо контролировать, чтобы товар был вовремя завезен на склад, размещен в соответствии с нормами и правилами и также в срок доставлен далее по назначению.

На сегодняшний день логистика включает в себя, помимо непосредственно складирования продукции, еще и грузоперевозки, страхование ответственности и охрану груза в пути, транспортные услуги, услуги по таможенному оформлению, ответственное хранение грузов, погрузочно-разгрузочные работы, сортировку и комплектацию заказав, обработку товаров по специальным требованиям клиента, круглосуточную обработку грузов и многое другое.

Растущая популярность складских помещений классов «А» и «В» в частности связана с увеличением количества иностранных компаний, которым требуются качественные склады. Кроме этого и отечественные компании повышают эффективность своей работы, что требует высоких стандартов хранения, а широкий и качественный спектр услуг и характеристик, которые доступны в складских помещениях высокого класса, повышает продуктивность производства компаний.

В последнее время большую популярность набирают специализированные складские комплексы, предоставляющие возможность создания специального температурного режима внутри помещения, а также предназначенные для хранения опасных грузов.

В целом, вакантность высококлассных логистических комплексов на территории Республики Беларусь стремится к нулю. Это связано с тем, что подавляющее большинство складов представляют собой металлические или железобетонные ангары, либо переоборудованные производственные помещения, а качественных складских комплексов всего несколько десятков.

В то же время спрос именно на высококлассные складские помещения значительно превышает предложение и продолжает расти. Такая ситуация сказывается, в первую очередь, на увеличении арендных ставок.

 

 

2.2 Методы государственного регулирования логистической системы (сделать название под описание программы)

Как показывает мировой опыт, важнейшим фактором экономического роста является формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности в стране. В индустриально развитых странах логистика давно поставлена на службу повышения эффективности управления движением материальных потоков. В современной рыночной среде процесс совершенствования логистического управления товародвижением объективно приводит к усилению интеграции организаций, участвующих в перемещении товаров. Возникает необходимость регулирования всей системы движения товаров, при этом эффективность цепи поставок определяется уровнем организационного оформления хозяйственных связей всех участников товародвижения.

Эволюция логистических систем за рубежом доказывает, что они становятся одним из важнейших стратегических инструментов в конкурентной борьбе не только для отдельных организаций, но и страны в целом. В Республике Беларусь сложилась несколько иная ситуация. В силу объективных причин исторического, политического, экономического характера имеет место определенное технологическое отставание в области логистики.

Это происходит из-за специфичности развития самих логистических систем, обусловленных целым рядом причин:

 

      необходимы достаточно прочные связи между производителями, поставщиками и потребителями, которые должны быть объединены в одну систему;

      создание логистических систем требует капитальных вложений и подчас достаточно значительных;

      темпы развития производственной, технической и технологической базы логистики в разных отраслях экономики в последние годы очень высоки и требуют практически постоянного внесения улучшений или внедрения новых продуктов, что требует значительных единовременных затрат;

      постоянное совершенствование технологий предполагает интенсивную подготовку кадров по специальности "логистика", переподготовку и повышение квалификации в этой области персонала среднего и высшего менеджмента.

 

Для преодоления указанного отставания возникла необходимость в разработке программы развития логистической системы страны, в которой наибольшее внимание будет уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам. Немаловажным аспектом развития логистической системы является размещение элементов логистической цепи, то есть построение территориальной структуры, наполненной соответствующими объектами и коммуникациями.

Программа развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года разработана государственным научным учреждением «Институт экономики Национальной академии наук Беларуси».

Формирование логистической системы, охватывающей различные сферы деятельности, является важнейшим фактором экономического роста. В Беларуси, в отличие от многих европейских стран, в силу объективных причин наблюдается определенное технологическое отставание в области логистики, и программа призвана это исправить.

В документе наибольшее внимание уделено управленческому, экономическому и финансовому аспектам, а также размещению элементов логистической цепи. Определены цели, задачи и пути развития логистической системы республики на период до 2015 года, представлена классификация логистических центров, разработаны основные подходы к их созданию, даны схемы размещения логистических объектов, предложен механизм создания льготного режима для потенциальных инвесторов и система критериев их выбора, обозначены подходы к информационному обеспечению управления и функционирования системы.

Логистическая система Беларуси включает совокупность логистических центров. В зависимости от отраслевой направленности будут формироваться транспортно-логистические, оптово-логистические (торговые) и многофункциональные логистические центры. Транспортно-логистические центры предназначены, в первую очередь, для обработки транзитного грузопотока, а также разработки, организации и реализации рациональных схем товародвижения на территории республики и других государств на основе организации единого технологического и информационного процесса.

Основной функцией оптово-логистических (торговых) центров является поставка оптовых партий потребительских товаров и продукции производственно-технического назначения отечественного и импортного производства непосредственно потребителям или организациям розничной торговли. Многофункциональные логистические комплексы включают торгово-деловой, административно-деловой и выставочный центры.

Отдельный раздел программы посвящен развитию складов как одного из важных элементов инфраструктуры логистической системы. Сейчас в республике действуют более 7,29 тыс. специальных складских помещений, более 1 тыс. временных помещений, 29 хранилищ для картофеля, овощей и фруктов, 139 складов-холодильников, 59 магазинов-складов. Основная часть функционирующих складов по степени оснащенности и техническому состоянию может быть отнесена к складам класса "С" и "D", поэтому предусматривается поэтапная реконструкция складов.

Предполагается, что реализация Программы будет осуществляться за счет средств инновационных фондов республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, собственных средств организаций, средств инвесторов, включая иностранных, республиканского бюджета в пределах средств, выделяемых на содержание высших учебных заведений.

Также предполагается создание зарубежных торгово-логистических центров. Эти центры могут различаться в зависимости от выполняемых функций и оказываемых услуг.

 

Разновидностью зарубежных торгово-логистических центров являются многофункциональный торгово-логистический центр, многофункциональный торгово-логистический комплекс, которые включают в себя торгово-деловой центр и административно-деловой и выставочный центр.

Основными целями и задачами деятельности зарубежных торгово-логистических центров являются:

 

      продвижение белорусской продукции на зарубежные рынки и увеличение объемов ее реализации, создание благоприятных условий и повышение уровня сервиса для потребителей;

      привлечение организаций Республики Беларусь к процессу сбыта товаров за рубежом;

      установление и развитие долгосрочного сотрудничества с торгово-логистическими центрами зарубежных стран в целях упрощения информационного обмена, анализа и изучения существующих торгово-логистических структур за рубежом.

 

Располагаться данные торгово-логистические центры будут в Российской Федерации и Республике Казахстане.

Реализация принципов логистики на уровне отдельных товаропотоков и грузопотоков является, прежде всего, задачей бизнеса. Однако только государство может на должном уровне выполнить функции инициатора и координатора развития интеграции производственных и транспортных процессов, развития логистических организаций и повышения их роли в процессе товародвижения. Органы государственного управления должны сосредоточиться на решении следующих проблем:

Информация о работе Оптимизация деятельности предприятия на основе разработки логистической стратегии