Оптимизация деятельности предприятия на основе разработки логистической стратегии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:42, научная работа

Описание

Цель настоящего исследования состоит в изучении процесса разработки и реализации стратегических стратегий, а также разработке научно-практических рекомендаций по их комплексному использованию в деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь, что обусловливает необходимость решения следующих задач:
 исследование теоретических основ формирования логистических стратегий предприятия;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность и виды логистических стратегий предприятия
1.2 Основные типы логистических стратегий предприятия
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции развития логистической системы
2.2 Методы государственного регулирования логистической системы
3 РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Общие направления развития логистических стратегий на предприятиях Республики Беларусь
3.2. Разработка логистических стратегий в лесопромышленном комплексе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Работа состоит из  1 файл

ОПТИМИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ НА ОСНОВЕ РАЗРАБОТКИ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ.doc

— 301.00 Кб (Скачать документ)
t-align:justify">      способность корректировать логистические характеристики с учетом запросов отдельных потребителей.

Организации, использующие динамичную логистическую стратегию, сфокусированы на потребителях, т.е.:

      стремятся добиться полного удовлетворения запросов потребителей;

      создают удобный доступ потребителей к своей организации;

      гибко и оперативно реагируют на изменяющиеся запросы;

      проектируют логистику так, чтобы она удовлетворяла запросы потребителей и даже превышала их;

      совершают послепродажные проверки, чтобы убедиться, что потребители остались удовлетворенными и после совершения покупки;

      заботятся о подготовке будущих сделок, всегда сохраняя контакты со своими потребителями, потенциальными покупателями и т.д.

Организации, имеющие удовлетворенных потребителей, получают важные преимущества – повторные сделки и положительные рекомендации о себе другим людям и организациям.

На первый взгляд цели и характеристики «тощих» и динамичных операций кажутся противоречивыми (таблица 1.2).

 

Таблица 1.2 - Сравнительная характеристика «тощей» и динамичной логистических стратегий

Фактор

«Тощая» логистическая стратегия

Динамическая логистическая стратегия

Цель             

Эффективные операции             

Гибкость, обеспечивающая удовлетворение спроса

Метод             

Удаление всех непроизводительных участков             

Удовлетворение потребителей

Ограничения             

Обслуживание потребителей             

Затраты

Динамика изменений             

Долгосрочная стабильность             

Динамичное реагирование на изменяющиеся обстоятельства

Параметры деятельности             

Производительность, полнота использования              

Время выполнения заказов, уровень обслуживания

Работа             

Унифицированная, стандартизированная             

Переменная, контроль осуществляется более локально

Управление             

В рамках формализованных циклов планирования             

Менее структурировано и осуществляется персоналом, наделенным необходимыми полномочиями

 

Но на практике никакого строгого разграничения между ними нет и организациям не обязательно выбирать только одну из логистических стратегий в ущерб другой. Например, если поставщик улучшает связь со своими заказчиками через электронный обмен данных или продает материалы через веб-сайт, то этим он одновременно сокращает издержки и улучшает качество обслуживания. По существу обе стратегии считают удовлетворение потребителей и низкие затраты доминирующими направлениями, но по-разному описывают процесс достижения цели.

Стратегические союзы. Цель стратегии формирования союзов с поставщиками и заказчиками – добиться увеличения эффективности цепи поставок, когда все ее члены, работая совместно и сообща, получают выгоды от долгосрочной кооперации.

Обычно причинами использования этой стратегии являются стремление к более совершенному обслуживанию потребителей, более высокой гибкости, к снижению затрат, стремление избежать инвестиций в сооружения, отсутствие опыта у организаций. Наиболее часто партнерства создаются между транспортными компаниями, к другим областям сотрудничества относятся складирование, услуги в сфере импорта/экспорта, обработка информации.

К другим наиболее часто встречающимся стратегиям, в которых ставка делается на более конкретные аспекты своей деятельности, относятся следующие.

Логистическая стратегия дифференциации заключается в стремлении предприятия к уникальности, например, в системе обслуживания потребителей.

Логистическая стратегия на основе временных параметров. В общем случае эти стратегии стремятся обеспечить более быструю доставку продукции. Примером такой стратегии является стратегия «сжатия времени», которая похожа на «тощую» стратегию, но концентрируется на устранении ненужных затрат времени в цепи поставок, т.е. таких, в течение которых ценность к продукции не добавляется.

Логистические стратегии на основе защиты окружающей среды. Например, в таких стратегиях ставка может делаться на производство продукции с использованием натуральных ингредиентов, на производство многократно используемой тары, упаковки, на производство продукции, не требующей специальной утилизации, на многократную переработку используемых материалов, на использование отходов и т.д.

Логистические стратегии повышенной производительности. Ставка делается на максимально возможное использование имеющихся ресурсов. Если «тощая» стратегия ищет способы избавиться от ненужных мощностей (помещений, транспорта и др.) и ресурсов, то данная стратегия скорее согласится оставить существующие мощности, но будет искать способы эффективного использования этих излишков (сдача в аренду, оказание новых услуг другим организациям и т.д.).

Логистические стратегии с добавленной стоимостью имеют цель добавить как можно больше ценности к конечному продукту. Например, в ходе распределения стиральных машин компания может организовать доставку, установку, подключение машины, обучение ее использованию, организовать вывоз старых машин, предложить заключить контракт на обслуживание и т.д.

Логистические стратегии диверсификации или специализации. Эти стратегии ориентированы соответственно на максимально широкий либо узкий диапазон услуг, ассортимент продукции, видов деятельности. Например, существуют транспортные компании, предлагающие перевозку любых грузов: от письма до контейнеров. Другие транспортные компании занимаются доставкой только нефти танкерами или только небольших упаковок груза.

Логистическая стратегия фокусирования характеризуется концентрацией на удовлетворении потребностей одного сегмента или конкретной группы покупателей, без стремления охватить весь рынок. Цель стратегии – удовлетворять потребности потребителей выбранного целевого сегмента лучше, чем конкуренты.

Логистические стратегии роста основаны на стремлении получить экономию на масштабах, путем расширения обслуживаемых географических зон, освоения большего количества видов деятельности, увеличения доли рынка и т.д.

Разработка и реализация логистической стратегии – деятельность, связанная с постановкой целей и задач логистической системы предприятия и с поддержанием взаимоотношений между предприятием и внешней средой, которые дают возможность предприятию добиться своих целей, соответствуют его внутренним ресурсным возможностям и позволяют оставаться восприимчивыми к факторам внешней среды, в которой ведется бизнес.


2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

2.1 Тенденции развития логистической системы

Интерес к проблемам развития логистики в промышленно развитых странах исторически был связан, прежде всего, с причинами экономического характера. В условиях, когда рост объемов производства и расширения внутринациональных и микрохозяйственных связей привели к увеличению издержек сферы обращения, внимание предпринимателей сконцентрировалось на поиске новых форм оптимизации рыночной деятельности и сокращения затрат в данной сфере.

Значительное воздействие на развитие логистики оказал переход от рынка продавца к рынку покупателей.

Развитие отечественной логистики уперлось в тупик финансирования. Логистический центр - сложный организм с высокой автоматизацией, который способен не только принять-отпустить товар и хранить его некоторое время, но и формировать необходимые партии, обрабатывать информацию, производить над продукцией ряд технологических и производственных операций. Словом, без специальных технологий тут не обойтись. А их в Беларуси попросту нет. Мировые стандарты предполагают, что на тысячу жителей должно приходиться 120 квадратных метров складских помещений класса “А” и “В” (в Минске этот показатель практически стремится к нулю). Большинство складских объектов достались от прошлой экономической эпохи и современными по уровню сервиса их назвать сложно.

Общеевропейский оборот рынка логистических услуг в 2007 году составил $600 млрд., в Росии объём транстпортных услуг - $33,2 млрд., в Беларуси – $2 млрд. В среднем рентабельность логистических центров в Европе составляет 25%.

Без помощи иностранных инвесторов при строительстве логистических центров обойтись непросто. Строительство объекта для обслуживания международных грузопотоков обходится в несколько десятков миллионов долларов, плюс инвестиции в соответствующую инфраструктуру: дороги, гостиницы, автозаправки (срок окупаемости первоклассных логистических комплексов – от 6 до 8 лет).

Основная проблема - отсутствие референций на белорусскую логистику. Потенциально логистические центры способны взять на себя 30-40% грузопотоков, которые сегодня проходят через Прибалтику. Не прочь и крупные иностранные корпорации пользоваться белорусскими услугами. Перспективы есть, но только на бумаге, пока не подкрепленные практическим опытом. Поэтому и понятна осторожность инвесторов. Просчитать риски вложений в белорусскую логистику можно только приблизительно, ибо эмпирический опыт отсутствует как таковой.

Нельзя сказать, что Беларусь начинает с нуля. Она торгует более чем со 170 странами мира, но в стране обеспечивается лишь 7-8% ВВП логистическими услугами. Более того, и они не очень совершенны. Не учитывая тот факт, что формирование логистической структуры осуществлялось с участием государства.

Вопрос возникнет, прежде всего, с землей. Все, что касается земли, является прерогативой области и районов. Для строительства таких центров предусмотрен отвод земли от 30 гектаров и более. Крупнейшему логистическому центру "КМК-логистик", который будет строиться на базе Национального аэропорта, отводится 100 гектаров. Немаловажными аспектами являются:

      недостаточное информационное обеспечение;

      сервисное обслуживание;

      сложность таможенных процедур;

      проблемы создания и обустройства транспортных коридоров;

      размещение складов;

      отсталая инфраструктура транспорта ;

      недостаточное количество грузовых терминалов, а также их низкий технико-технологический уровень;

      отсутствие практически на всех видах транспорта современных транспортных средств, отвечающих мировым стандартам;

      высокая степень физического и морального износа подвижного состава транспорта;

      низкий уровень развития производственно-технической базы складского хозяйства;

      недостаток современного технологического оборудования по переработке продукции;

      слабый уровень механизации и автоматизации складских работ;

      недостаточное развитие промышленности по производству современной тары и упаковки.

Внедрение логистических подходов в управлении товародвижением приобрело большую актуальность на современном этапе развития любой  экономики. Это связано с интенсификацией и расширением товарно-денежных отношений, с динамичным увеличением горизонтальных хозяйственных связей между предприятиями и организациями сопряженных отраслей.

В условиях современного рынка фирмы все больше ориентируются на потребителя, что проявляется в их стремлении к удовлетворению возможных потребностей потребителей. Для конкретного потребителя высокий уровень качества определенного товара или услуги означает наличие такого сочетания потребительских свойств, которое удовлетворяет его потребности. Одним из таких важных свойств является стоимость товара или услуги, которая в значительной степени зависит от издержек. Снижение общих издержек может быть достигнуто путем применения концепции и принципов логистики в практике деятельности компаний.

Актуальность логистики заключается в пяти факторах: экономическом, организационно-экономическом, информационном, техническом и специфическом (для белорусских условий), связанном с регулированием хозяйственных процессов.

Глобализация сделала выгодное географическое положение страны. Усредненная раскладка себестоимости товаров говорит сама за себя: около 10% приходится на заработную плату, 15-30% - сырье и комплектующие, остальные 60-75% “съедают” издержки, связанные с перемещением продукции, хранением, доставкой конечному потребителю.  При такой статистике транспортная логистика становилась «палочкой-выручалочкой» для белорусской макроэкономики. Через страну проходят кратчайшие транзитные потоки, соединяющие добрую половину мира.

Многообразие логистических операций и услуг позволяет значительно расширить возможности коммерческо-посреднических организаций по обслуживанию предприятий-поставщиков и потребителей продукции.

Логистические методы управления получают развитие в области межгосударственных связей. Поэтому они могут учитываться и широко использоваться в системе внешнеэкономических отношений Республики Беларусь с другими странами.

Таким образом, развитие функций государственных структур под воздействием использования методов логистического управления повлияет на совершенствование экономической политики, на повышение эффективности проводимых реформ.

В свою очередь каждое предприятие, создав отдел «Логистики», снизит издержки и повысит товарооборот.

Информация о работе Оптимизация деятельности предприятия на основе разработки логистической стратегии