Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 21:42, научная работа
Цель настоящего исследования состоит в изучении процесса разработки и реализации стратегических стратегий, а также разработке научно-практических рекомендаций по их комплексному использованию в деятельности промышленных предприятий Республики Беларусь, что обусловливает необходимость решения следующих задач:
исследование теоретических основ формирования логистических стратегий предприятия;
ВВЕДЕНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Понятие, сущность и виды логистических стратегий предприятия
1.2 Основные типы логистических стратегий предприятия
2 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1 Тенденции развития логистической системы
2.2 Методы государственного регулирования логистической системы
3 РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Общие направления развития логистических стратегий на предприятиях Республики Беларусь
3.2. Разработка логистических стратегий в лесопромышленном комплексе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
проведении государственной политики развития процессов товародвижения и товаропроводящей сети;
выполнении Программы с учетом комплекса экономических, транспортных, экологических, социальных и иных факторов, а также ее методического обеспечения. При этом государство должно согласовывать интересы и координировать практические действия ведомств и отдельных организаций, предоставлять льготы участникам Программы, активно участвовать в решении вопросов землеотвода и формирования льготных земельных арендных ставок, совершенствовать и контролировать выполнение норм и правил оборудования и эксплуатации терминальных объектов и т.д.;
формировании и развитии опорной терминально-логистической сети путем создания грузоперерабатывающих терминалов, мультимодальных терминальных комплексов многоцелевого назначения, предоставляющих весь набор складских, сопровождающих услуг и услуг в области таможенного дела;
организации координации и управления транспортно-технологическими системами с применением логистических технологий работы по принципу "от двери до двери";
использовании интегрированной системы различной информации для объединения всех звеньев и объектов инфраструктуры в единую логистическую сеть;
привлечении инвестиций в развитие и модернизацию существующего и создаваемого терминально-складского комплекса и строительства современных логистических центров;
принятии решений по принципиальной схеме организации деятельности логистических центров: "закупка - распределение - продажа - сервис";
повышении качества комплексных логистических услуг, в том числе путем координации деятельности различных видов транспорта, процессов товародвижения и деятельности субъектов товарных рынков по организации и осуществлению товародвижения, интеграции отдельных звеньев и формированию единого информационного пространства;
создании условий для развития сервисного обслуживания товарных потоков.
В широком смысле управление логистической системой заключается в обеспечении партнерских отношений между поставщиками, потребителями, контрагентами и конкурентами. В основу управления логистической системой закладывается отказ от узкоотраслевого принципа и переход к межотраслевому функциональному принципу планирования и управления инфраструктурой.
Общее управление логистической системой Республики Беларусь осуществляет создаваемая Правительством Республики Беларусь межведомственная комиссия для координации работы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь, облисполкомов и Минского горисполкома по выполнению Программы развития логистической системы Республики Беларусь на период до 2015 года, состав которой утверждается постановлением Совета Министров Республики Беларусь.
Межведомственная комиссия в соответствии с целями, задачами и механизмами реализации Программы рассматривает:
предложения юридических и физических лиц, подавших заявки на участие в создании объектов логистической системы, по форматам и специализации соответствующих объектов;
проекты инвестиционных соглашений об участии в реализации Программы путем создания объектов логистической системы;
иные вопросы координации участников Программы.
Результаты реализации программы
Создание транспортно-логистических центров общего пользования в Республике Беларусь позволит обеспечить эффективное использование экономического потенциала республики и его интеграцию в мировую экономическую систему на основе принципов логистики с учетом использования преимуществ географического положения и на этой основе достигнуть:
привлечения дополнительных инвестиций, образования новых инновационных рабочих мест;
роста объема транзитных перевозок, в том числе увеличения объемов транзитных перевозок грузов белорусскими автомобилями;
ежегодных доходов от транспортно-логистических и сопутствующих услуг, в том числе услуг терминалов и дополнительных услуг белорусских автоперевозчиков;
снижения общих транспортно-логистических издержек организаций республики на 10 процентов и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
увеличения доходов от транспортно-логистической деятельности, в том числе при организации перевозок транзитных грузов, экспорта транспортных услуг и обеспечения вклада отрасли "Транспорт" в ВВП до 9 процентов;
реализации транзитного потенциала Республики Беларусь с использованием международных транспортных коридоров;
транспортного обеспечения экспорта и импорта товаров;
повышения конкурентоспособности отечественных перевозчиков и увеличения их доли на мировом рынке транспортных услуг.
Создание оптово-логистических центров в Республике Беларусь позволит обеспечить:
использование логистических принципов в оптовой торговле, что повысит эффективность и качество услуг организаций оптовой торговли страны;
формирование более крупных оптовых организаций в форме оптово-логистических центров, что должно привести к сокращению числа мелких и средних оптовых организаций, не способных выдержать конкуренцию с крупными оптовыми структурами;
оптимизацию схем внутреннего товародвижения;
более качественное удовлетворение потребностей населения в потребительских товарах;
совершенствование инфраструктуры оптовой торговли и повышение ее качества;
создание новых рабочих мест.
Вновь созданные инновационные рабочие места приведут к значительному сокращению малоэффективных рабочих мест в организациях и существующих складах и базах.
Реализация Программы обеспечит создание объектов логистической системы в Республике Беларусь, а также будет способствовать развитию логистической деятельности в стране.
3 РАЗРАБОТКА ЛОГИСТИЧЕСКИХ СТРАТЕГИЙ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
В современных условиях хозяйствования важное значение имеет повышение эффективности функционирования предприятий лесопромышленного комплекса. Для повышения эффективности необходимо использовать логистические методы управления предприятиями. Применение методов логистики позволяет сократить производственные затраты от 5 до 15%, время выхода на рынок – от 15 до 30%, объемы материально-технических запасов – от 20 до 40%, затраты на закупку товаров – от 5 до 15% и увеличить прибыль от 5 до 15%.
Логистическую систему можно рассматривать в двух аспектах []:
1) интегрированная логистическая сеть, состоящая из подсистем (цепей поставок, предприятий, посредников и т. д.), целью функционирования которой является полное удовлетворение спроса за счет предоставления товаров с максимальной ценностью и оптимальными логистическими затратами;
2) интегрированная система, объединяющая в себе все логистические операции в организации (предприятии) и с наибольшей эффективностью обеспечивающая движение материального и информационного потоков, начиная от закупки сырья и комплектующих и заканчивая распределением готовой продукции.
Теоретико-методологические основы формирования и эффективного функционирования логистической системы лесопромышленного предприятия (рисунок 3.1) представлена в виде организационно-экономической системы с макро- и микрологистическими подсистемами, для формирования которых необходимо использовать организационно-экономический механизм формирования и эффективного функционирования логистической системы. Связь между данными подсистемами осуществляется с помощью информационной логистической подсистемы, что позволяет повысить эффективность взаимодействия. При определении структуры макро- и микрологистической подсистем необходимо учитывать методологические принципы формирования и эффективного функционирования, особенности лесопромышленного комплекса Беларуси, факторы, влияющие на формирование и эффективное функционирование
Рисунок 1 – Концептуальная модель формирования и
эффективного функционирования логистической системы лесопромышленного предприятия
логистической системы, которые можно разделить:
- внешние: особенности ценообразования; налогообложения; таможенного оформления; влияния государственных органов управления предприятиями и органов государственного регулирования материальными, финансовыми и информационными потоками; международного законодательства, регулирующее перемещение и страхование грузов; взаимодействия с поставщиками, покупателями и логистическими посредниками [];
- внутренние: организация движения и хранения материальных и информационных потоков внутри предприятия, использование современного оборудования при организации движения и хранения материальных и информационных потоков, незаинтересованность работников лесопромышленных предприятий в совершенствовании логистических операций, низкий уровень взаимодействия лесопромышленных предприятий с поставщиками и покупателями готовой продукции, финансовое состояние предприятия и т. д.
Основные технико-экономические показатели, характеризующие лесопромышленный комплекс Республики Беларусь представлены в таблице 3.1.
Таблица 3.1 – Основные технико-экономические показатели эффективности функционирования лесопромышленного комплекса
Показатель | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | 2009 |
Товарная продукция в сопоставимых ценах, млрд. руб. | 3028 | 3421 | 4532 | 5757 | 4954 |
Индекс общего объема продукции (в % к 1990 г.) | 293 | 301 | 334 | 363 | 312 |
Себестоимость реализованной продукции, млрд. руб. | 2089 | 2435 | 2692 | 3322 | 3204 |
Прибыль, млрд. руб. | 173,4 | 187,5 | 288,0 | 315,6 | 185,4 |
Рентабельность произведенной продукции, % | 8,3 | 7,7 | 10,7 | 9,5 | 5,8 |
Удельный вес накопленной амортизации в первоначальной стоимости основных средств, % | 60 | 58 | 54 | 50 | 46 |
Среднегодовая численность персонала, тыс. чел. | 122 | 116 | 117 | 121 | 114 |
Анализ таблицы 3.1 показывает, что в 2009 г. произошел спад объема выпускаемой продукции и ее рентабельности. Одной из причин является то, что система распределения и транспортировки лесопромышленных предприятий не эффективна []. Это связано с тем, что предприятия лесопромышленного комплекса республики используют традиционную концепцию управления, которая не позволяет эффективно использовать логистические подходы на них.
Основными рынками сбыта готовой продукции для лесопромышленных предприятий являются страны СНГ и ЕС. При этом на рынки СНГ, в основном, поставляются такие виды продукции, как древесностружечные и древесноволокнистые плиты, столярные изделия, картон, бумага, обои, мебель. Основными странами-потребителями являются Российская Федерация, Украина, Казахстан. На территории данных стран широко развита распределительная система. В страны Европейского союза поставляются такие виды продукции, как круглые лесоматериалы, пиломатериалы, фанера, энергетическая древесина. Часть продукции, которая поставляется в данные страны, в дальнейшем дорабатывается и экспортируется в третьи страны. Это связано с тем, что белорусские лесопромышленные предприятия не имеют собственных распределительных и обслуживающих их транспортных систем на территории ряда стран [].
Многовариантность возможностей сбыта и снабжения лесопромышленного предприятия влияют на вид его логистической системы, а тем самым и на выбор логистической стратегии предприятия. Выбор формы логистической системы зависит от целей, преследуемых предприятием, вида продукции, уровня интеграции между поставщиками, производителем и потребителями продукции.
Для эффективного функционирования логистических систем на лесопромышленных предприятиях необходима разработка организационно-экономического механизма формирования и эффективного функционирования логистической системы предприятия, состоящий из нескольких блоков: анализ существующей логистической системы лесопромышленного предприятия; определение логистической стратегии функционирования; моделирование различных вариантов логистической системы; построение взаимоотношений между элементами логистической системы; выбор эффективного варианта логистической системы; финансирование; построение логистической системы лесопромышленного предприятия [].
Важным компонентом в организационно-экономическом механизме формирования и эффективного функционирования логистической системы лесопромышленного предприятия является методика выбора рациональной схемы снабжения и распределения готовой продукции, состоящая из ряда последовательных этапов []: