Создание логистических информационных систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2013 в 13:56, контрольная работа

Описание

Логистика учеными и специалистами рассматривается как развивающаяся сфера экономики и новое научное направление. При построении логистики системный подход находит свое выражение в объединении процессов снабжения, производства, транспорта, распределения и потребления. Логистика провозглашает приоритет потребителя перед всеми остальными субъектами логистической системы. Техническая база логистики - это современная информатика и вычислительная техника. В реализации принципов логистики скрыты огромные потенциальные возможности повышения эффективности экономики и транспорта.

Работа состоит из  1 файл

Логитика.docx

— 41.84 Кб (Скачать документ)

Введение

 

Логистика учеными и  специалистами рассматривается  как развивающаяся сфера экономики и новое научное направление. При построении логистики системный подход находит свое выражение в объединении процессов снабжения, производства, транспорта, распределения и потребления. Логистика провозглашает приоритет потребителя перед всеми остальными субъектами логистической системы. Техническая база логистики - это современная информатика и вычислительная техника. В реализации принципов логистики скрыты огромные потенциальные возможности повышения эффективности экономики и транспорта.

Объектом  изучения новой научной дисциплины «логистики» являются материальные и связанные с ними информационные и финансовые потоковые процессы. Сегодня внимание все более обращается на информационный поток, при помощи которого планируют материальный поток, управляют им и контролируют его. Улучшение информатики и организации нередко может принести больший эффект, чем технические инновации.

Широкое применение логистики в практике хозяйственной деятельности объясняется необходимостью сокращения временных интервалов между приобретением сырья и поставкой товаров конечному потребителю. Логистика позволяет минимизировать товарные запасы, а в ряде случаев вообще отказаться от их использования, позволяет существенной сократить время доставки товаров, ускоряет процесс получения информации, повышает уровень сервиса.

Логистику рассматривают как совокупность действий для комплексного управления циркуляционными материальными  и информационными потоками в сфере экономики и как междисциплинарную науку, для этого и необходимо изучение логистики, как нового научного направления.

 

1. Создание логистических информационных систем

 

Значимым  элементом любой логистической  системы является подсистема, обеспечивающая прохождение и обработку информации, которая при ближайшем рассмотрении сама разворачивается в сложную  информационную систему, состоящую  из различных подсистем. Так же, как  и любая другая система, информационная система должна состоять из упорядоченно взаимосвязанных элементов и  обладать некоторой совокупностью  интегративных качеств. Декомпозицию информационных систем на составляющие элементы можно осуществлять по-разному. Наиболее часто информационные системы  подразделяют на две подсистемы: функциональную и обеспечивающую.

Функциональная  подсистема состоит из совокупности решаемых задач, сгруппированных по признаку общности цели. Обеспечивающая подсистема, в свою очередь, включает в себя следующие элементы:

  • техническое обеспечение, т.е. совокупность технических средств, обеспечивающих обработку и передачу информационных потоков;
  • информационное обеспечение, которое включает в себя различные справочники, классификаторы, кодификаторы, средства формализованного описания данных;
  • математическое обеспечение, т.е. совокупность методов решения функциональных задач. Логистические информационные системы, как правило, представляют собой автоматизированные системы управления логистическими процессами. Поэтому математическое обеспечение в логистических информационных системах – это комплекс программ и совокупность средств программирования, обеспечивающих решение задач управления материальными потоками, обработку текстов, получение справочных данных и функционирование технических средств.

Организация связей между элементами в информационных системах логистики может существенно  отличаться от организации традиционных информационных систем. Это обусловлено тем, что в логистике информационные системы должны обеспечивать всестороннюю интеграцию всех элементов управления материальным потоком, их оперативное и надежное взаимодействие.

Определение информационной системы можно сформулировать следующим образом: информационная система – это определенным образом  организованная совокупность взаимосвязанных  средств вычислительной техники, различных  справочников и необходимых средств  программирования, обеспечивающая решение  тех или иных функциональных задач (в логистике – задач по управлению материальными потоками).

Вычислительная  техника также применяется в  отдельных звеньях логистической  цепочки для управления сложными техническими процессами и для контроля за ними. В области экономического контроля, наоборот, роль регулятора (прерогативу  принятия решений) оставляет за собой  человек, а вычислительная техника  предоставляет ему нужную информацию. Для управления оперативными логистическими процессами и для контроля за ними важным является диалог с ЭВМ в  режиме on-line, который позволяет минимизировать время реакции регулятора. Для  экономического контроля часто достаточно периодической пакетной обработки  данных.

Благодаря миниатюризации и удешевлению вычислительной техники становится возможной ее децентрализации, т.е. приближение к  рабочим местам. Децентрализация  ЭВМ позволяет существенно сократить  объем передачи данных. Ряд данных о логистических процессах можно  обрабатывать автономно прямо в  данном подразделении, например, на складе. Принципиальной идеей создания децентрализованных баз данных является возможность  принимать решения на месте при  информационной связанности всех децентрализованных подразделений.

Взаимная  связь средств вычислительной техники  на территории предприятия или между  несколькими близко расположенными частями предприятия (например, в  одном городе) реализуется, как правило, стационарной линией, предназначенной только для этой цели. У передвижных средств и у бортовых вычислительных машин некоторая часть трассы линии связи бывает беспроволочной. ЭВМ и абонентские пункты соединяются в так называемые локальные сети (LAN – Lokal Area Networks).

Ограничивающим  фактором для применения ЭВМ в  последние годы становится сложность  создания программного обеспечения. Поэтому  обычно стремятся, с одной стороны, рационализировать и повысить производительность труда программистов, с другой стороны, создавать пакеты прикладных программ широкого применения, пригодных для  разных (особенно персональных) ЭВМ  и относительно легко адаптируемых к конкретным условиям пользователя.

По оценкам  специалистов, на логистические информационные системы приходится 10-20% всех логистических  издержек. Цены аппаратного оборудования в мире быстро понижаются; растет отношение  производительности ЭВМ к их цене. Надо иметь в виду, что вычислительные системы не являются универсальным  лекарством от плохо управляемых  операций. Кроме того, при неконтролируемом использовании новых информационных технологий легко возникает разлив излишней информации и в результате возрастает стоимость обработки  данных без заметного эффекта  для предприятия. Недостаточная  эффективность информационных систем может иметь и другие причины: например, организационные барьеры  между подразделениями предприятия, низкое качество (по критериям «верность» и «актуальность») данных, неподготовленность подразделений предприятия к  внедрению системы.

 

2. Виды информационных систем в логистике

 

Логистические информационные системы представляют собой соответствующие информационные сети, начинающиеся с дневных требований заказчиков (представляющих чисто стохастическую величину), распространяющиеся через распределение и производство до поставщиков. Информационные системы в логистике могут создаваться с целью управления материальными потоками на уровне отдельного предприятия, а могут способствовать организации логистических процессов на территории регионов, стран и даже группы стран (рис 1.)

На уровне отдельного предприятия информационные системы, в свою очередь, подразделяются на три группы:

  • плановые;
  • диспозитивные (или диспетчерские);
  • исполнительные (или оперативные).

Логистические информационные системы, входящие в  разные группы, отличаются как своими функциональными, так и обеспечивающими  подсистемами. Функциональные подсистемы отличаются составом решаемых задач.

 

Рис.1: Виды информационных систем, применяемых в логистике

 

Обеспечивающие  подсистемы могут отличаться всеми  своими элементами, т.е. техническим, информационным и математическим обеспечением. Остановимся  подробнее на специфике отдельных  информационных систем.

Плановые  информационные системы. Эти системы  создаются на административном уровне управления и служат для принятия долгосрочных решений стратегического характера. Среди решаемых задач могут быть следующие:

  • создание и оптимизация звеньев логистической цепи;
  • управление условно-постоянными, т.е. мало изменяющимися данными;
  • планирование производства;
  • общее управление запасами;
  • управление резервами и другие задачи.

Диспозитивные информационные системы (информационные системы для принятия решений  на среднесрочную и краткосрочную  перспективу). Эти системы создаются  на уровне управления складом или  цехом и служат для обеспечения  отлаженной работы логистических систем. Здесь могут решаться следующие  задачи:

  • детальное управление запасами (местами складирования);
  • распоряжение внутрискладским (или внутризаводским) транспортом;
  • отбор грузов по заказам и их комплектование, учет отправляемых грузов и другие задачи.

Исполнительные  информационные системы. Создаются  на уровне административного или  оперативного управления. Обработка  информации в этих системах производится в темпе, определяемом скоростью  ее поступления в ЭВМ. Это так  называемый режим работы в реальном масштабе времени, который позволяет  получать необходимую информацию о  движении грузов в текущий момент времени и своевременно выдавать соответствующие административные и управляющие воздействия на объект управления. Этими системами  могут решаться разнообразные задачи, связанные с контролем материальных потоков, оперативным управлением  обслуживания производства, управлением  перемещениями и т.п.

Выше  рассмотрены особенности информационных систем различных видов в разрезе  их функциональных подсистем. Но, как  уже отмечалось, различия имеются и в обеспечивающих подсистемах. Остановимся подробнее на характерных особенностях программного обеспечения плановых, диспозитивных и исполнительных информационных систем.

Создание  многоуровневых автоматизированных систем управления материальными потоками связано со значительными затратами, в основном в области разработки программного обеспечения, которое, с  одной стороны, должно обеспечить многофункциональность  системы, а с другой – высокую  степень ее интеграции. В связи  с этим при создании автоматизированных систем управления в сфере логистики  должна исследоваться возможность  использования сравнительно недорогого стандартного программного обеспечения, с его адаптацией к местным  условиям.

В настоящее  время создаются достаточно совершенные  пакеты программ. Однако применимы  они не во всех видах информационных систем. Это зависит от уровня стандартизации решаемых при управлении материальными  потоками задач.

Наиболее  высок уровень стандартизации при  решении задач в плановых информационных системах, что позволяет с наименьшими  трудностями адаптировать здесь  стандартное программное обеспечение. В диспозитивных информационных системах возможность приспособить стандартный пакет программ ниже. Это вызвано рядом причин, например:

  • производственный процесс на предприятиях складывается исторически и трудно поддается существенным изменениям во имя стандартизации;
  • структура обрабатываемых данных существенно различается у разных пользователей.

В исполнительных информационных системах на оперативном  уровне управления индивидуальное программное  обеспечение применяют наиболее часто.

Главную роль во всей архитектуре логистических  систем играют диспозитивные системы, которые определяют требования к  соответствующим исполнительным системам.

 

3. Принципы построения и функционирования логистических информационных систем

 

В соответствии с принципами системного подхода  любая система сначала должна исследоваться во взаимоотношении  с внешней средой, а уж затем  внутри своей структуры. Этот принцип, принцип последовательного продвижения  по этапам создания системы, должен соблюдаться  и при проектировании логистических  информационных систем.

С позиций  системного подхода в процессах  логистики выделяют три уровня (рис.2.).







 

 

Рис. 2. Уровни в процессах логистики с позиций  системного подхода.

 

Первый  уровень – рабочее место, на котором  осуществляется логистическая операция с материальным потоком, т.е. передвигается, разгружается, упаковывается и т.п. грузовая единица, деталь или любой  другой элемент материального потока.

Информация о работе Создание логистических информационных систем