Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2013 в 07:03, курсовая работа
Склады - это здания, сооружения, предназначенные для хранения товарных запасов.
В настоящее время ни одно предприятие оптовой торговли не может нормально функционировать без наличия складского хозяйства. Такая большая потребность в складах объясняется тем, что они служат не только для хранения и накопления товарных запасов, а также для обеспечения непрерывной, бесперебойной работы предприятия в целом.
ВВЕДЕНИЕ 3
УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ НА СКЛАДАХ 4
1.1. Логистическое управление товарными запасами 4
1.2. Оценка потребности предприятия в складских площадях 9
1.3. Технологические операции на складе 13
оптимизация РАЗМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ НА СКЛАДАХ
ГП «БАШПЛОДОРОДИЕ» РБ 31
2.1. Анализ складской деятельности 31
2.2. Рекомендации по оптимизации размещения продукции на складах 40
Заключение 44
Список использованной литературы 46
- стоимость грузовой единицы;
- вес брутто грузовой единицы;
Коэффициент наполняемости паллет. В случае стопроцентной наполняемости паллетомест коэффициент использования грузового объема склада равен коэффициенту вместимости стеллажа. Однако подобная ситуация на складах встречается редко. Гораздо чаще объем оборудования, отведенный непосредственно под хранение, например вместимость стеллажа, используется не полностью, что делает необходимым расчет коэффициента наполняемости паллетомест.
Коэффициент наполняемости паллет (Кнп) рассчитывается по формуле:
Vтовара.средн.
Кнп = ———————, (19)
N x Vпал.средн
где Vтовара.средн – средний объем товара, фактически находящегося на складе, куб.м; N – количество паллетомест на складе, единиц; Vпал.средн – средневзвешенный объем одной паллеты на складе, куб.м.
Частично заполненные паллеты появляются на складе по нескольким причинам:
- поступивший товар по объему не кратен целому числу паллет
- товар временно отсутствует на складе
- первоначально полное паллетоместо превращается в частично заполненное после отбора из него части товара.
Современные системы управления складским процессом предусматривают возможность формирования из паллет, частично заполненных, паллет сборных, что позволяет повысить коэффициент наполняемости паллет, а следовательно и степень использования грузового объема склада.
Площадь проходов и проездов (Sвсп). Размеры проходов и проездов в складских помещениях определяются в зависимости от габарита хранимых на складе материалов, размеров грузооборота, вида применяемых для перемещения материалов подъемно-транспортных механизмов. Главные проходы, где перемещаются основные транспортные средства, должны быть проверены на возможность свободного поворота в них напольных подъемно-транспортных средств (тележек, механических погрузчиков и др.). В необходимых случаях они также должны рассчитываться на встречное движение механизмов. Для этой цели пользуются формулой /5/:
А=2В + 3С, (20)
где А - ширина проезда, см; В - ширина транспортного средства, см; С - ширина зазоров между транспортными средствами, между ними и стеллажами (штабелями) по обе стороны проезда (принимается 15-20 см), см.
Ширина рабочего коридора для работающих между стеллажами машин равна ширине стеллажного оборудования.
Площади участков приемки и комплектования(Sпр и Sкм). Площади участков приемки и комплектования рассчитываются на основании укрупненных показателей расчетных нагрузок на 1 м² площади на участках приемки и комплектования. В общем случае в проектных расчетах исходят из необходимости размещения на каждом квадратном метре участков приемки и комплектования одного кубического метра товара. Данные табл. 1 показывают количество тонн того или иного товара, размещаемого на 1 м² названных участков.
Площади участков приемки и комплектования рассчитываются по следующим формулам:
Q x Kн x А2 x tпр
Sпр = —————————, (21)
Ср x 254 x q x 100
Q x Kн x A3 x tкм
Sкм = ————————, (22)
Ср x 254 x q x 100
где A2 - доля товаров, проходящих через участок приемки склада, % (среднегодовой, или в зависимости от шкалы измерения); A3 - доля товаров, подлежащих комплектованию на складе, % (в зависимости от шкалы измерения); q - вес 1 м² укрупненные показатели расчетных нагрузок на 1 м² на участках приемки и комплектования, т/м³ (средняя); tпр - число дней нахождения товара на участке приемки; tкм - число дней нахождения товара на участке комплектования; Ср - примерная стоимость 1 т хранимого на складе товара, руб./т.
Следует отметить, что
некоторый дефицит площади на
участке приемки будет полезнее
избытка, так как появляется жесткая
необходимость интенсивнее
Площадь рабочих мест (Sрм). Рабочее место заведующего складом, размером в 20 м², оборудовано вблизи участка комплектования с возможностью максимального обзора складского помещения.
Площадь приемочной экспедиции (Sпэ). Как отмечалось ранее, приемочная экспедиция организуется для размещения товара, поступившего в нерабочее время. Следовательно, ее площадь должна позволять разместить такое количество товара, которое может прибыть за выходные дни. Размер площади приемочной экспедиции определяют по формуле:
Q x tпэ x Kн
Sпэ = ————————, (23)
Ср x 365 x qэ
где tпэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в приемочной экспедиции; qэ - вес 1 м³, т/м².
Площадь отправочной экспедиции (Sоэ). Площадь отправочной экспедиции используется для комплектования отгрузочных партий. Размер площади определяется по формуле:
Q x tоэ x A4 x Kн
Sоэ = —————————, (24)
Ср x 254 x qэ x 100
где tоэ - число дней, в течение которых товар будет находиться в отправочной экспедиции.
1.3. Технологические операции на складе
Технологический процесс на складе представляет собой следующую последовательность операций:
- разгрузка транспорта;
- приемка товаров;
- размещение на хранение (укладка товаров в стеллажи, штабели);
- отборка товаров из мест хранения;
- комплектование и упаковка товаров;
- погрузка;
- внутрискладское перемещение грузов.
Рассмотрим перечисленные операции подробнее.
Разгрузка транспорта.
Наиболее тесный логистический контакт склада с поставщиками и клиентами возникает при осуществлении операций с входным и выходным материальными потоками, т. е. при выполнении разгрузочных и погрузочных работ. Именно здесь остро ощущается необходимость в совместных технических и технологических решениях, в совместном планировании. Операции разгрузки и погрузки определяются следующим образом:
Разгрузка — операция, заключающаяся в освобождении транспортного средства от груза;
Технология выполнения погрузочно-разгрузочных работ на складе зависит от характера груза, от типа транспортного средства, а также от вида используемых средств механизации.
Существенным резервом повышения эффективности функционирования материалопроводящих систем является переход от традиционно разрозненного решения задач складирования и транспортировки к проектированию единых транспортно-складских процессов. Сопряженность складского процесса с внешней средой достигается решением различных задач, значительная часть которых связана с обработкой материальных потоков на постах разгрузки и приемки товаров.
Организация разгрузки товаров на складе включает в себя решение следующих вопросов:
- устройство площадок для
маневра и парковки, прибывающих
под разгрузку грузовых автомобилей
- устройство и оборудование разгрузочных площадок
- организацию работ разгрузочных постов
- определение численности технических
средств и количества
рабочих, для выполнения работ по разгрузке
товаров
- организацию сбора и утилизации отходов крепежных и упаковочных материалов
- координация работ по разгрузке с работами на других участках склада.
Рассмотрим отдельно некоторые аспекты организации разгрузки. Размер площадки для парковки и маневра, прибывающего под разгрузку автомобильного транспорта, определяется длиной и глубиной фронта разгрузки.
Длина фронта разгрузки зависит от количества и размеров транспортных средств, прибывающих на склад (автомобилей или вагонов), а также от времени, необходимого для их разгрузки. Количество транспортных средств, прибывающих на склад за смену, можно определить, разделив средний сменный грузооборот склада на среднюю грузоподъемность автомобиля. При этом необходимо учесть коэффициент использования грузоподъемности, а также коэффициент неравномерности поступления грузов на склад.
Известно, что габариты автотранспортных средств не должны превышать по ширине 2,5 м (для рефрижераторов и изотермических кузовов допускается 2,6 м). Следовательно, расстояние между осями для мест разгрузки не должно быть менее 3,6 м.
Описанный метод расчета длины разгрузочного фронта исходит из среднестатистического значения величины входного потока транспортных средств и средней производительности одного разгрузочного поста. Реальные входные потоки транспорта могут существенно колебаться в течение дня. Избежать возникновения очереди, в этом случае, можно увеличивая производительность одного поста, т.е. увеличивая численный состав бригад, осуществляющих разгрузочные работы. Система оперативного управления складом должна своевременно реагировать на изменения входного потока транспортных средств, меняя производительность участка разгрузки.
Верное решение по количеству технических и трудовых ресурсов склада, направляемых на выполнение работ по разгрузке товаров, позволит, с одной стороны, снять проблему очередей транспортных средств, с другой — сократить простой персонала склада, т. е. позволит повысить надежность и экономичность работы склада. Увеличение количества постов для выполнения погрузочно-разгрузочных работ влечет за собой не только рост переменных затрат (количество потраченных человеко-часов персонала склада), но и рост постоянных расходов, вызванных выделением и обустройством дополнительных площадок под разгрузку. Сокращение количества постов увеличивает очередь ожидающего обслуживания транспорта, что также отражается на постоянных и переменных расходах склада. Рост постоянных расходов обусловлен увеличением потребность в площади для парковки и маневрирования транспорта. Переменные расходы возникают в связи с увеличением времени ожидания разгрузки, т. е. в связи с дополнительным простоем транспорта.
Таким образом, при определении количества постов обслуживания транспорта необходимо находить компромисс между:
- размером расходов
на строительство и эксплуатацию постов
обслуживания транспорта,
- размером суммарных расходов на строительство площадок для ожидания и маневрирования транспорта и расходов на возможный простой транспортных средств в ожидании обслуживания.
Входной поток автомобилей, поступающих под разгрузку, может носить либо вероятностный, либо планово определенный характер. В первом случае без простоя бригад, обслуживающих участок разгрузки, не обойтись, как и не обойтись и без очереди из автомобилей. Планово определенный характер входного потока транспорта предусматривает прибытие автомобилей под разгрузку точно в назначенное время, что позволит исключить очереди па разгрузку и простои бригад. Отношения с поставщиком и транспортной организацией должны строиться таким образом, чтобы информация о прибытии транспорта с товаром поступала на склад заблаговременно. Например, при железнодорожных поставках станция назначения груза, согласно Уставу железных дорог, обязана уведомлять грузополучателя о прибытии груза не позднее 12 часов следующего дня. Со своей стороны руководство склада, получив упреждающую информацию о прибытии груза, должно заранее предусмотреть для выгрузки товаров выделение рабочих и использование имеющихся транспортных и грузоподъемных машин и приспособлений: погрузчиков, кранов и др.
Пропускная
способность погрузочно-
Глубина фронта разгрузки определяется длиной грузовиков и их положением относительно разгрузочной рампы. Глубина площадки, необходимой для маневра и парковки грузового автомобиля перпендикулярно рампе, должна на 2 метра превышать удвоенную длину транспортного средства.
Совмещение участков поступления и отпуска груза позволяет:
- облегчить
контроль операций разгрузки
и погрузки — операций с
высокой интенсивностью
- сократить размер площади, необходимой для выполнения соответствующих операций;
- повысить использование оборудования за счет сосредоточения в одном месте всего объема погрузочно-разгрузочных работ, более гибко использовать персонал.