Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:25, творческая работа

Описание

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Работа состоит из  1 файл

Duxovno.doc

— 905.50 Кб (Скачать документ)

ПРОГРАММА   ДУХОВНО- НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ МОУ СОШ №4 
 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 

 

     Современный  период в российской истории  и образовании – время смены  ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России  произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.   

     В  период смены ценностных ориентиров  нарушается духовное единство  общества, размываются жизненные  ориентиры молодежи, происходит  девальвация ценностей старшего  поколения, а также деформация  традиционных для страны моральных норм и нравственных установок. 

В России указанный  период был обусловлен быстрым демонтажем советской идеологии, поспешным  копированием западных форм жизни. 

Несмотря на установленные российским законодательством  общественные ценности и приоритеты, у российских граждан в то время не сложилась ясно выраженная система ценностных ориентиров, объединяющих россиян в единую историко-культурную и социальную общность. 

В российском обществе стал ощущаться недостаток сознательно  принимаемых большинством граждан принципов и правил жизни, согласия в вопросах корректного и конструктивного социального поведения, а также дало о себе знать отсутствие созидательных ориентиров смысла жизни. 

В 2007 и 2008 гг. в  посланиях Президента России Федеральному собранию Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность… и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».  

Ценности личности формируются в семье, неформальных сообществах, трудовых, армейских и других коллективах, в сфере массовой информации, искусства, отдыха и т. д. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.  

Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского  общества. 

Именно в школе  должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства. 

Ребёнок школьного  возраста наиболее восприимчив к  эмоционально-ценностному, духовно-нравственному  развитию, гражданскому воспитанию. В  то же время недостатки развития и  воспитания в этот период жизни трудно восполнить в последующие годы. 

Нормативно-правовой и документальной основой данной примерной Программы духовно- нравственного воспитания  младших школьников являются: 

- Закон РФ  «Об образовании»; 

- Конвенция о  правах ребёнка; 

- Конституция  РФ; 

- Семейный Кодекс РФ; 

- ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Ст.14 п.2. (№120 от 21.05.1999г.); 

- Закон ТО «Об основных гарантиях прав ребёнка на территории Томской области» (№ 68 от 26.08.2002г.); 

-Устав общеобразовательного  учреждения МОУ СОШ № 4 Городского округа Стрежевой; 

- «Программа  развития МОУ СОШ № 4 Городского округа Стрежевой на 2007 – 2011 годы»; 

- Концепция воспитательной  системы МОУ СОШ № 4 Городского округа Стрежевой; 
 

1. Цель и общие задачи духовно- нравственного воспитания учащихся начальной школы. 

Воспитание ориентировано  на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно-исторических социокультурных условиях. 

В средневековой  Руси воспитательный идеал был укоренен в религии и представлен для православных христиан прежде всего в образе Иисуса Христа. Православная церковь направляла и объединяла деятельность семьи, народа и государства в общем пространстве религиозного, духовно-нравственного воспитания. Православная вера была одним из важных факторов, обеспечивающих духовное единство народа.  

Для сохранения целостности страны, территория которой  постоянно расширялась, нужна была общая система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, таких, как честь, верность, соборность, самоотверженность, служение, любовь. Православие объединяло русских людей (ими считались все принявшие православие, а не только этнические русские) в единый народ. Именно поэтому защита Русской земли приравнивалась к защите православия, что и породило такой компонент самосознания, как образ Святой Православной Руси.

Общеобразовательные учреждения должны воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности  и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном  конкурентном мире. При этом образовательные учреждения должны постоянно взаимодействовать и сотрудничать с семьями обучающихся, другими субъектами социализации, опираясь на национальные традиции.

Концепция формулирует  социальный заказ современной общеобразовательной  школе как определённую систему общих педагогических требований, соответствие которым обеспечит эффективное участие образования в решении важнейших общенациональных задач. 

Основная  цель  - воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.  

Задачи: 

• готовность и  способность к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию, самооценке, пониманию смысла своей  жизни, индивидуально ответственному поведению; 

• готовность и  способность к реализации творческого  потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, социальной и профессиональной мобильности на основе моральных  норм, непрерывного образования и  универсальной духовно-нравственной установки «становиться лучше»;  

• укрепление нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности поступать согласно своей совести; 

• формирование морали как осознанной личностью  необходимости определённого поведения, основанного на принятых в обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом; 

• развитие совести  как нравственного самосознания личности, способности формулировать  собственные нравственные обязательства, осуществлять нравственный самоконтроль, требовать от себя выполнения моральных норм, давать нравственную самооценку своим и чужим поступкам; 

• принятие личностью  базовых национальных ценностей, национальных духовных традиций; 

• готовность и  способность выражать и отстаивать свою общественную позицию, критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки; 

2. Ценностные установки   духовно – нравственного  воспитания российских школьников. 

Воспитательная  система – это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимосвязи основных компонентов воспитания (субъекты, цели, создание и способы деятельности) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат.

(Л.И.Новикова) 

Любая воспитательная система  является единством не только общего и особенного, но и единичного – того специфического, что свойственно конкретному учреждению с данным составам педагогов и школьников, окружающей его средой. Воспитательная система школы имеет сложную структуру. Её компоненты: цели, выраженные в исходной концепции; деятельность, обеспечивающая её реализацию; субъект деятельности, её организующий в ней участвующий; рождающиеся в деятельности и общении отношения, интегрирующие субъектов в некую общность; среда системы, освоенная субъектом, и управление, обеспечивающее интеграцию компонентов в целостную систему и развитие этой системы.

(В.А.Караковский) 
 

  Обеспечение  духовно-нравственного развития  и воспитания личности гражданина  России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.  

Содержание духовно-нравственного  развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными  ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению.  

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности в  целом является сложным, многоплановым  процессом. Оно неотделимо от жизни  человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно-исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.  

Сфера педагогической ответственности в этом процессе определяется следующими положениями:  

• усилия общества и государства направлены сегодня  на воспитание у детей и молодежи активной гражданской позиции, чувства  ответственности за свою страну; 

• общее образование, выстраивающее партнерские отношения  с другими институтами социализации, является основным институтом педагогического воздействия на духовно-нравственное развитие личности гражданина России. При этом основным субъектом, реализующим цели духовно-нравственного развития и воспитания, определяющим непосредственные пути и методы их достижения на основе опыта и традиций отечественной педагогики, собственного педагогического опыта, является педагогический коллектив общеобразовательного учреждения; 

• содержание духовно-нравственного  развития и воспитания обучающихся, деятельность педагогических коллективов общеобразовательных учреждений должны быть сфокусированы на целях, на достижение которых сегодня направлены усилия общества и государства. 

Таким образом, сфера общего образования призвана обеспечивать духовно-нравственное развитие и воспитание личности обучающегося для становления и развития его гражданственности, принятия гражданином России национальных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. 

Носителями базовых  национальных ценностей являются различные социальные, профессиональные и этноконфессиональные группы, составляющие многонациональный народ Российской Федерации. Соответственно духовно-нравственное развитие гражданина России в рамках общего образования осуществляется в педагогически организованном процессе осознанного восприятия и принятия обучающимся ценностей: 

• семейной жизни; 

• культурно-регионального  сообщества; 

• культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей традиционных российских религий; 

• российской гражданской  нации; 

• мирового сообщества. 

Духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Семейные ценности, усваиваемые  ребенком с первых лет жизни, имеют  непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека. 

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников