Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:25, творческая работа

Описание

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Работа состоит из  1 файл

Duxovno.doc

— 905.50 Кб (Скачать документ)

      МОУСОШ №4 в течение семи  лет оставалась одной из школ, занимавшей 1 место среди школ  города по количеству победителей и призёров олимпиад. В этом году в городской олимпиаде по математике и некоторым другим предметам низкий уровень решения задач. Возникает необходимость выявить одарённых детей по отдельным предметам и организовать работу по развитию интеллектуальных способностей обучающихся.

    Хочется отметить увеличение  интереса детей  к занятиям  исследовательской деятельностью.  Наблюдается рост числа участников  школьных, городских научно-практических  конференций.

Для развития спортивной, творческой одарённости  детей проводятся спортивные соревнования, спартакиады, смотры-конкурсы.

Улучшение работы учителей  в данном направлении, невысокие результаты  у части  детей на городских и областных  олимпиадах и в конкурса  привело  к возникновению проблем выявления, поддержки и развития одарённых  детей.

Их решение  должна обеспечить Программа, связанная  с координацией деятельности всех педагогов  школы. Программа должна предусмотреть  создание равных стартовых  условий  для выявления, развития одарённых  детей, реализации их потенциальных возможностей, обеспечения всестороннего развития и образования.

     Другая  проблема - педагогические и психологические трудности, обусловленные разнообразием видов одарённости, включая возрастную и скрытую одарённость, множество теоретических подходов и методов. Решение этой проблемы может быть связано с определёнием единых подходов к пониманию детской одарённости.

      Существует  и  кадровая проблема, связанная  с недостаточной  профессиональной и личностной готовностью педагогов  к работе с одарёнными детьми. В школе много учителей пенсионного возраста- с большим опытом, высокой квалификацией, эрудицией; есть учителя молодые - не хватает опыта работы с одарёнными детьми, работают на « среднего ученика». Изменить подготовку учителей, выявить, поддержать одарённых детей - решение данных проблем обеспечивает в определённой мере Программа « Одарённые дети».

Необходимо  работать в двух направлениях: с  учителями, с обучающимися. Кроме  того, работа на уроке, вне урока, вне  школы. 

3.Концепция Программы 

   В научно-методической литературе (Н,А. Менчинская, Л.В, Занков, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов и др.) отмечается, что  прежде всего обучающиеся отличаются друг от друга прежде всего способностями к учению, то есть одарённостью, а также обучаемостью.

    «Одарённость - системное, развивающееся в течение жизни качество психики», которое определяет « возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности» по  сравнению с другими людьми. ( « Рабочая концепция одарённости»2003 год).

   Одарённый ребёнок-это ребёнок,  который выделяется яркими, очевидными , иногда выдающимися достижениями  в том или ином виде деятельности. НА сегодняшний день большинство  психологов признаёт, что уровень,  качественное своеобразие и характер развития одарённости- это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков ) и социальной среды. Опосредованного деятельностью ребёнка (игровой, учебной , трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребёнка , а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.

«Известный  специалист в области одарённости  Н.С. Лейтес выделяет три категории  детей, которых обычно принято называть одарёнными: дети с высоким « IQ»; дети, достигшие выдающихся успехов в каком – либо виде деятельности, и дети с высокой креативностью ( способностью к творчеству)».

Александр Ильич Савенков, доктор педагогических наук, выделяет ещё одну категорию: академическую одарённость ( детей, хорошо обучающихся).

А.И.Савенков в книге « Одарённый ребёнок  в массовой школе» пишет также  о видах, формах и уровнях дифференциации обучения:

« К  видам дифференциации обучения могут  быть отнесены варианты, построенные  на различном понимании концепции одарённости:

  • по уровню учебной успешности ( академическая одарённость);
  • по специальным способностям (обучение талантливых детей);
  • по общим способностям…

К формам дифференциации могут быть отнесены варианты стратегий обучения одарённых  детей:

  • жёсткая   ( селективная) – школа для одарённых:
  • гибкая (элективная) – совместное обучение одарённых с « нормальными» сверстниками;
  • переходная – классы для одарённых (лицейские, гимназические и др.) в обычной школе».

В школе  № 4 первые классы формируются по результатам тестирования ( по желанию большинства родителей) уровня готовности к школе по методике Н.Н. Вахрушева по следующим параметрам:

- интеллектуальная  готовность ( мышление, память, внимание , речь, восприятие, математические  способности, чтение);

-   эмоционально-волевая готовность (эмоциональная  зрелость, волевая регуляция);

- личностная  готовность (мотивационная и коммуникативная готовность).

Определяется  высокий, средний , низкий уровень. Проводится консультирование родителей по результатам тестирования с целью установления доверительных отношений с родителями, получения информации о ребёнке , даются рекомендации о разрешении существующих проблем в развитии и выборе программы обучения с учётом уровня готовности  к школе и типа мышления.

Приём в первый класс, выбор программы осуществляется и по рекомендации психолога, и по желанию родителей ( по их заявлению).

Форма дифференциации – переходная: создаются  классы для подготовленных к обучению в школе детей: гимназические  – 1 – 9 классы ( согласно Положению о гимназических классах) , лицейские – 10- 11 классы в старшей школе (согласно Положению о лицейских классах и Положению о наборе в профильные классы).Дифференциация реализуется на уровне содержания образования: на

уровне  учебных программ, учебных планов, на уровне технологий, применяемых в данных классах.

В начальной  школе ( 1- 4 классы) по 2 класса из каждой параллели обучаются по развивающей  системе Л.В. Занкова .

В каждой параллели с 1-го по 9 –й  класс  есть гимназический класс, обучающийся по междисциплинарной программе « Одарённый ребёнок». Программа реализуется с 1995 года ежегодно в девяти классах.

Обучение  ведут заслуженный  учитель Российской Федерации И.И.Кащавцева, учителя  высшей категории Н.Н.Непомнящая,  Рябченко Г.Н., Андреева Л.А., Шаламанова В.П., первой квалификационной  категории - П.И.Филимонов, О.А. Ольшанская.

    В каждой параллели 1-11 классов  имеется класс с углублённым  изучением английского языка.  Увеличено количество часов до 5 часов  в неделю, разработана  сквозная программа обучения английскому языку с первого по одиннадцатый класс. Используются учебники, развивающие коммуникативную компетентность, в системе организующие проектную деятельность на уроках английского языка  ( мини - проекты).

                     

4.Цель программы. 

Создание  благоприятных условий для выявления, развития и поддержки детей в  различных областях интеллектуальной и творческой деятельности ( Федеральная  программа « Дети России»).

Обновление, совершенствование, развитие системы  работы с одарёнными детьми МОУСОШ №4 городского округа Стрежевой.

        Cоздание комплекса условий и средств, направленных на совершенствование системы выявления, поддержки и развития одаренных детей.

      Формирование, воспитание, образование нового поколения, гармонично развитых личностей, имеющих  большой творческий потенциал.

      организация и систематизация работы с одарёнными детьми  на основе творческого развития их способностей.

       

      5.Основные задачи: 

      - выявление одарённых обучающихся,  детей с высоким интеллектуальным  показателем;

      - определение видов одарённости,  творческих способностей  у обучающихся на разных возрастных этапах с целью их дальнейшего развития;

       - обеспечение высокого уровня  образования в гимназических  и лицейских классах;

- применение  личностно ориентированных, новых  педагогических технологий в  классах, где имеются одарённые дети;

- повышение  квалификации учителей, работающих  с одарёнными детьми;

- расширение  развития одарённости вне класса  и вне школы;

- расширение  связей с учреждениями культуры, дополнительного образования. 
 
 

6.Система мероприятий по реализации программы. 

Нормативно  – правовое сопровождение.

    - создание  локальных актов ( о премировании  одарённых детей, об освобождении  от промежуточной аттестации  призёров олимпиад, научно - практических  конференций, о стипендии «  Ученик года школы», анализ «Положения о стимулирующей части оплаты труда» в части работы с одарёнными детьми;

    -создание  плана работы с одарёнными  детьми на каждый год, календаря массовых мероприятий .

Научно  – методическое и  кадровое сопровождение.

Изучение  материалов  научно-практических  журналов, опыта работы передовых школ;

-системная  организация различных форм повышения  квалификации     педагогических  работников по направлению «  Личностно ориентированное  обучение»;

- проведение  семинаров, мастер- классов « Интеллектуальные  способности и их развитие»;

- обобщение  опыта работы с одарёнными  детьми;

Психологическое  сопровождение.

- создание  пакета диагностик;

- диагностика,  психологическое сопровождение;

- проведение  мониторинга обучаемости.

Профориентационное  сопровождение:

- реализация лицейского, профильного образования (10-11 классы), гимназического образования (1 – 9 классы);

- содействие  реализации образовательного проекта  « Томскнефть ВНК»;

- сотрудничество  с ТУСУРом, УГНТУ. 

7.Организация образовательного процесса. 

Предоставление широкого выбора образовательных услуг за счёт вариативной части учебного плана и за пределами рамок учебного плана :(увеличение часов английского языка, информатики, физической культуры, математики, физики, истории, литературы, преподавание МДО (междисциплинарного обучения), шахмат; ведение элективных курсов, платных образовательных услуг сверх учебного плана.

 

Современные образовательные  технологии, используемые при обучении одарённых  детей. 

Технология  развивающего обучения.

Проблемно – диалогическое обучение.

Технология  разноуровневого обучения.

ТРИЗ.

Обучение  в сотрудничестве.

Проектно-исследовательская.

Технология  интегрированного обучения.

Здоровьесберегающие технологии.

Медиатехнологии.

«Портфолио».

КСО.

РКМЧП.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников