Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:25, творческая работа

Описание

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Работа состоит из  1 файл

Duxovno.doc

— 905.50 Кб (Скачать документ)
 

          

В школе действуют  программы:

- «Профилактика  аддиктивного и девиантного поведения  учащихся МОУ СОШ №4».

Цели данной программы:

- формировать  у учащихся позитивное отношение  к сохранению своего здоровья;

- формировать  изменение в сложившейся схеме  поведения детей и подростков, развивать важные жизненные навыки, которые удерживают ребёнка от злоупотребления табака, алкоголя и наркотиков.  

Ожидаемые результаты:

1. Изменится   отношение всех участников образовательного  процесса к курению, употреблению  наркотических веществ, алкоголя.

2. Каждый школьник  на основе, имеющейся  у него информации о преимуществах здорового образа жизни, сможет сделать правильный выбор в пользу самореализации собственного жизненного предназначения.

3. Повысится  уровень воспитанности обучающихся,  уровень развития у них коммуникативных  навыков. 

В рамках данной программы  начальная школа  работает по курсу «Полезные привычки».

Целью «Полезных привычек» является овладение учащимися объективными, соответствующими возрасту знаниями, а также формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Задачи:

- предоставить  детям объективную, соотвествущую  возрасту информацию о табаке  и алкоголе; способствовать увеличению  знаний учащихся путём обсуждения  проблем, связанных с табаком  и алкоголем;

- учить детей лучше понимать самих себя и критически относиться к собственному поведению; способствовать стремлению детей понять окружающих и анализировать свои отношения с ними;

- учить детей  эффективно общаться;

- учить детей  делать здоровый выбор и принимать  ответственные решения;

- помочь школе  и родителям в предупреждении  приобщения учащихся начальной  школы к табаку и алкоголю.  

Используемые  технологии: 

- лично-ориентированное  воспитание (Концепция воспитательной системы МОУ СОШ №4);

- КТД;

- информационные  технологии;

- здоровьесберегающие  (в школе действует программа  «Здоровье». Цель программы: создание  педагогических условий для сохранения  и развития здоровья учеников  на основе выработки и закрепления  здоровьесберегающих психофизиологических  навыков. Задачи: содействовать сохранению здоровья каждого школьника; формировать у уч-ся представления об ответственности за собственное здоровье и здоровья окружающих; обеспечить уч-ся и учителей необходимой достоверной информацией в области формирования, сохранения и укрепления здоровья; сформировать основания для критического мышления по отношению к знаниям, навыкам и практическим действиям, направленным на сохранение здоровья; расширить и разнообразить взаимодействие школы, родителей и общества в контексте укрепления здоровья).

- социальное  проектирование;

- игровые технологии;

- тренинговые  занятия;

- социальное  воспитание. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Мониторинг: 
 

Мониторинг  компетентностей  учащихся 

Компетенции ученика Показатели  Методический  инструментарий
Сформированность  познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации. 1.Познавательная  активность учащихся. 

2.Произвольность  психических процессов.

3.эмоциональное  состояние (уровень тревожности)

1.Методики изучения  развития познавательных процессов личности ребёнка.

2.Педагогическое  наблюдение.

3.Оценка уровня  тревожности Филипса, 4-5 классы (Программа «Преемственность»).

«Шкала тревожности».

Сформированность  коммуникативного потенциала личности выпускника и её зависимость от сформированности общешкольного коллектива. 1.Коммуникабельность. 
 

2.Знание этикета. 

3.Комфортность  ребёнка в школе. 
 
 

4.Эмоционально-психологическое  положение ученика в классе (школе). 

5.Состояние эмоционально-психологических  отношений в коллективе.

6.Сформированность совместной деятельности.

7.Взаимодействиесо  взрослыми, родителями, педагогами.

8.Соблюдение  социальных и этических норм.

1.Методика выявления  коммуникативных склонностей уч-ся.

2. Педагогическое  наблюдение.

3 Методика А.А.Андреева «Изучение удовлетворённости учащегося школьной жизнью».

4.Методики «Наши  отношения», «Психологическая атмосфера  в коллективе».

5.Анкета «Ты  и твоя школа». 
 

6.Методика М.И.Рожкова. 
 
 

7-8.Наблюдения  педагогов.

Сформированность  нравственного, эстетического потенциала учащегося. 1.Нравственная  направленность личности. 

2.Сформированность  отношений ребёнка к Родине, обществу, семье, школе, себе, природе, труду.  
 

3.Развитость  чувства прекрасного.

1.Тест Н.Е.Щурковой  «Размышляем о жизненном 

опыте».

2.Методика С.М.Петровой «Русские пословицы», методики «Репка» («Что во мне выросло»), «Золотая рыбка», «Цветик-семицветик».

3.Методики «Недописанный  тезис», «Ситуация свободного выбора».

 
 

5. Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно- нравственному воспитанию учащихся начальной школы. 
 

Структура организации работы школы с родительской общественностью и местным сообществом (МОУ СОШ №4) 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Цель взаимодействия педагогического коллектива с родителями предполагает более глубокую интеграцию родителей в педагогический процесс нашей школы путем создания социально – психологических и педагогических условий для привлечения семьи к сопровождению ребенка в процесс школьного обучения.

   Основные  задачи:

  • Создание системы работы по повышению педагогической культуры родителей.
  • Формирование правосознания родителей и гражданской ответственности за воспитание детей.
  • Объединение усилий заинтересованных структур в совершенствовании воспитательных возможностей семьи.
  • Формирование нового педагогического мышления родителей.
 

   Обучение  родителей в рамках родительского университета МОУ СОШ№4 

   Система педагогического  всеобуча родителей 
 
 
 
 
 

     
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Внешнее партнёрство

 
 
 

6. Планируемые результаты  духовно- нравственного воспитания и социализации учащихся начальной школы. 

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных  ценностей, политической и экономической  стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, его состояния и качества внутренней жизни.  

Темпы и характер развития общества непосредственным образом  зависят от гражданской позиции  человека, его мотивационно-волевой  сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России. 
 
 
 
 
 

Уровни  результатов 

  1-й  уровень 2-ой  уровень 3-ий  уровень
1 класс Приобретение  школьником социальных знаний. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями. Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.    
2-3 класс   Получение школьником опыта  переживания и  позитивного отношения  к базовым ценностям  общества. Взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищенной, дружественной просоциальной среде.  
4класс     Получение школьником опыта  самостоятельного общественного  действия. Особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.
 
 

Представляемая  примерная программа позволит осуществлять воспитательное воздействие на ученика  посредством создания взаимодействующих  и взаимопроникающих сред: развивающей, адаптивной, организующей и оздоровляющей. Каждая среда имеет свои задачи, формы, приёмы, методы работы и технологии.

Реализация  программы будет способствовать развитию социальной и творческой активности участников образовательного процесса. 

Модель  личности выпускника 
 

I ступень - начальная школа. 

На этой ступени  должны быть сформированы: 

- основы культуры  общения в коллективе,

- трудолюбие,

- понимание ценности личного здоровья,

- осознание Природы  как живого мира и бережного  отношения к ней,

- уважение к  Книге, Знаниям, Школе,

- уважительное  отношение к ценностям семьи,

- первоначальные  представления и умения самоопределения  в сфере дополнительного образования.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Программа «Одарённые дети»

  муниципального общеобразовательного  учреждения Средняя  общеобразовательная школа №4 городского округа Стрежевой  с углубленным изучением отдельных предметов на 2011 – 2015 год.

Пояснительная записка 

   
  1. Актуальность  разработки Программы
 

   В свете концепции модернизации образования  остро встаёт вопрос поиска путей  повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех. Кто в дальнейшем станет носителем ведущих идей общественного процесса.

     Деятельность  педагогического коллектива по исследованию, диагностике, апробации методов и средств психолого-педагогического содействия реализации творчески-деятельного потенциала детей повышенного уровня обучаемости соответствует целям реформирования образования в России, идеалам его гуманизации, поскольку связана с внедрением в школьную практику программ дифференциации и персонификации обучения и воспитания. Она обеспечивает условия для саморазвития обучающихся, для повышения их мотивации к познанию и самовоспитанию. При этом возникает особая форма организации обучающей деятельности, нацеленная на обоснование  принципиально новой системы образования детей повышенного уровня обучаемости, на определение парадигмы развивающего вариативного образования для одарённых детей.

     С выходом  Постановления правительства  РФ « О федеральной целевой программе « Дети России» от 30 октября 2002 года; Закона России « Об образовании»,городской Программы « «Одарённые дети», « Рабочей Концепции одарённости». ( 2003г.) « Наша новая школа», с введением с 2011года ФГОС в 1-х классах и переходом в перспективе во 2-х –х 11 классах возникла необходимость  создания новой программы «Одарённые дети» » муниципального общеобразовательного учреждения Средняя общеобразовательная школа №4 городского округа Стрежевой  с углубленным изучением отдельных предметов на 2011 – 2015 год. 

     2.Содержание проблемы и обоснование необходимости её решения 

     В последние годы можно наблюдать  расширение круга участников  предметных олимпиад, конкурсов  и соревнований и , как следствие,  высоких образовательных  достижений отдельных обучающихся, не очень  высоких достижений – у определённой части  школьников( Мало призёров областных очной и заочной олимпиад) .

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников