Духовно-нравственное воспитание младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Ноября 2011 в 10:25, творческая работа

Описание

Современный период в российской истории и образовании – время смены ценностных ориентиров. В 90-е гг. прошлого столетия в России произошли как важные позитивные перемены, так и негативные явления, неизбежные в период крупных социально-политических изменений. Эти явления оказали негативное влияние на общественную нравственность, гражданское самосознание, на отношение людей к обществу, государству, закону и труду, на отношение человека к человеку.
В период смены ценностных ориентиров нарушается духовное единство общества, размываются жизненные ориентиры молодежи, происходит девальвация ценностей старшего поколения, а также деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок.

Работа состоит из  1 файл

Duxovno.doc

— 905.50 Кб (Скачать документ)

Следующая ступень  развития гражданина России – это  осознанное принятие личностью традиций, ценностей, особых форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни его родного села, города, района, области, края, республики. Через семью, родственников, друзей, природную среду и социальное окружение наполняются конкретным содержанием такие понятия, как «малая Родина», «Отечество», «родная земля», «родной язык», «моя семья и род», «мой дом».  
 

    МОУ СОШ №4 находится в городском округе Стрежевой Томской области, который входит во вторую экстремально дискомфортную зону проживания населения по природно-климатическим условиям и факторам риска. Город Стрежевой относится к группе малых северных городов, являющихся базовыми для предприятий по нефтегазодобыче.

Особенности географического  положения и своеобразие градообразующих  предприятий оказывают существенное влияние также на социальный и  национальный состав населения города, его численность. На протяжении последних лет существования города число его жителей было примерно одинаковым, но очень мобильным. Население города формировалось из людей, приехавших из разных районов не только России, но и стран СНГ. Многие из них ехали в Стрежевой на короткий или определённый период, что зачастую позволяло людям относиться к жизни в городе вообще, а к учёбе детей в данной школе в частности как к явлению временному, а имевшийся опыт собственной школьной жизни за пределами Стрежевого давал возможность сравнивать.

Поэтому социальное окружение и родительская общественность всегда предъявляла и предъявляет  к школе высокие требования.

Таким образом, воспитание и социализация – это  система, которая охватывает весь педагогический процесс, интегрирует учебную и внеурочную деятельность обучающихся, деятельность и общение за пределами школы с учётом влияния социальной и природной среды, средств массовой информации. Система открытая, так как посредством взаимодействия с социумом содействует адаптации и социализации школьников в обществе и изменяется в соответствии с потребностями социума. 

Ценностные  установки воспитания и социализации российских школьников: 

- патриотизм (любовь  к своей малой родине, России, к своему народу, служение Отечеству);

- социальная  солидарность (личная и национальная  свобода, доверие к людям, справедливость, милосердие, честь, достоинство);

- гражданственность  (долг перед старшим поколением  и семьёй, правовое государство,  закон и порядок, свобода совести и вероисповедания);

- семья (любовь  и верность, забота о старших  и младших, почитание родителей,  здоровье);

- наука (экологическое  сознание, познание, научная картина  мира, истина);

- искусство  и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремлённость  и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

- природа (планета  Земля, жизнь, родная земля,  заповедная природа);

- человечество (многообразие и равноправие культур и народов, прогресс человечества, международное сотрудничество, мир во всём мире);

- традиционные  российские религии (преподаются  школьникам в виде системных  культурологических представлений  о религиях). 

3. Основные направления и ценностные основы воспитания  учащихся начальной школы.

 

Концепция воспитательной системы МОУ СОШ №4 основывается на претворении в жизнь трех групп  ценностей, которые определены в  концепции развития школы. 

I группа – «общечеловеческие ценности».

Человек – как личность, Семья, Родина, Россия, Родной язык, Земля, Природа, Знания, вера, Милосердие, Память.

Большое внимание в воспитательной системе школы  занимает формирование экологического сознания: ответственного отношения  к природе, к себе, как составной части природы, к окружающему нас вещественному миру, к живым существам вокруг нас.   

Эти ценности могут  быть присвоены школьниками, если будут  правильно воплощены следующие  идеи:

- идея согласования ценностей поколений, приобретение навыков осознанного выбора и понимание личной ответственности,

- идея оптимально  организованной деятельности школьников. Лучший воспитатель, это правильно  организованная деятельность. Ребёнок  не должен только созерцать  и слушать, он должен действовать.  Только в действии приобретается опыт. 

II группа – ценности, отражающие культурно-историческую память. 

На современном  этапе, когда в России происходит объединение вокруг идеи национального самосознания, исторического наследия страны, особую ценность приобретает культурно-историческая память поколений. В основу работы по самоопределению школьников к этим понятиям мы положили идею сохранения и развития традиций, которые предполагает:

- историческое  и литературное краеведение,

- изучение и  сохранение истории  школы  и её традиций. 

III группа – личностные ценности. 

Все наши идеи не могут быть осуществлены, если не будут  учтены потребности ребёнка. Потребности лежат в основе интересов, а интерес является ступенькой к саморазвитию. Поднимаясь по ступеням Самопознания, Самообразования, Самовоспитания ребёнок становится способным сомореализоваться, то есть найти и достичь истинные цели и смысл собственной  жизни.

Идея создания для каждого участника образовательного процесса (педагога, ученика, родителя) «Я – КОНЦЕПЦИЯ», а также идея творчества, как результата развития личности. 

4. СИСТЕМА ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ  

 Национальный воспитательный идеал как высшая цель образования задает смыслы и характер воспитательного процесса, определяет содержание, качество и перечень обучающих и воспитательных программ в общеобразовательной школе.

Воспитание в  российских школах должно пронизываться  постоянным обращением к смыслам  событий, явлений, поступков, в которых  проявляются идеалы, духовность, достойное  поведение гражданина России и российского народа, в которых возникает образ великой страны, российской державы. Эти понятия должны быть поставлены во главу угла современной образовательной политики. Российский народ вправе гордиться своей историей, а государство призвано всячески поддерживать и развивать гражданскую идентичность и социальную солидарность россиян, в том числе средствами образования.

Первоочередной  задачей обучения и воспитания в  общеобразовательной школе является формирование и духовно-нравственное развитие личности гражданина России. Решение этой задачи не может быть локализовано в учебно-воспитательном процессе. Для ее решения необходима гражданская позиция педагогического коллектива школы. Российская идентичность не будет сформирована у школьников, если она отсутствует или имеет формальный, отчужденный характер у учителей, руководителей образовательных учреждений, родителей, иных лиц, чья деятельность определенным образом влияет на воспитание школьников.

Каждая из базовых  ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения школьники вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:  

- общеобразовательных дисциплин;  

- произведений литературы и искусства для детей и юношества;  

- периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;  

- традиционных российских религий;

-  фольклора народов России;  

- истории своей семьи, рода;  

- жизненного опыта своих родителей и прародителей;  

- общественно полезной и личностно значимой деятельности в рамках педагогически организованных социальных и культурных практик;  

Воспитание и  социализация школьников, обеспечивающие их духовно-нравственное развитие, интегрирует все основные виды деятельности:  

- урочную;  

- внеурочную (культурные практики);  

- внешкольную (социальные практики);  

- семейную;  

- общественно полезную.  
 

Учащиеся начальной  школы требуют особого педагогического  внимания. С первых дней пребывания в школе формируется их отношение к школе, образованию в целом, педагогам и сверстникам, вырабатываются основы их социального, гражданского поведения, характер их трудовой, общественной, творческой деятельности. 

- формирование  социально необходимых знаний  и навыков;

- взаимодействие  воспитанников и воспитателей, ориентированное  на развитие социально – активной, образовательной, нравственной и  физически здоровой личности  в изменяющихся условиях общественной  жизни. Совместный поиск ценностей,  норм, законов жизни;

- групповая ценностно-ориентированная деятельность, которая включает воспитанников в организованные педагогом социально – ценностные отношения с объектами (субъектами) окружающего мира (люди, обстоятельства жизни, предметы труда, природа). 

Уровни  деятельности   

деятельность 1-ый уровень 2-ой уровень 3-ий уровень
Урок Освоение базы знаний, передача информации Развитие репродуктивных способностей Развитие познавательного  потенциала
Классный  час Освоение норм и правил жизни в классе Развитие чувства  ответственности, коллективизма  
Занятие в кружках Освоение дополнительных знаний Развитие творческих способностей, самостоятельности Совершенствование профессионального мастерства
Досуговая деятельность Организация познавательного  досуга Поддержание интереса к занимательному досугу Занятость во внеурочное время
социум Овладевание нормами  и правилами поведения  Развитие чувства  причастности к социуму Развитие социальной и гражданской активности
 
 

Основные  направления воспитания и социализации младших  школьников, сложившихся в МОУ СОШ №4 
 

Направления   Задачи   Формы работы
Интеллектуально-познавательная деятельность   Развитие творческих способностей, познавательных интересов  и кругозора ребят в учебной, коллективной и социальной игровой  деятельности   1) Учебная познавательная деятельность:

а) факультативы;

б) предметные кружки;

2) Коллективная  познавательная деятельность:

а) школьные и  городские олимпиады

б)игры: «Кенгуру», «Медвежонок», «КИТ», «Бульдог»;

в) предметные недели;

г) проведение КТД.

Спортивно-оздоровительная деятельность   1) Развитие у  школьников правильного отношения  к собственному здоровью;

2) Воспитание  навыков и привычек санитарно-гигиенического  поведения.

  1) Участие в  спортивных мероприятиях (школьных  и городских);

2) Школьные дни  здоровья;

3) Месячник по ЗОЖ

Художественно-эстетическая деятельность   1) Воспитание  у школьников уважения к научным  и общечеловеческим ценностям;

2) Формирование  культуры речи, поведения обучающихся  в школе и в быту.

  1) Кружки эстетического  цикла, для нач. школы «Изюминка», «Изостудия».

2) Посещение  музеев города, занятия в «Мишкиной  школе» на базе городского  музея;

3) Посещение  городской детской библиотеки;

4) Проведение  и участие в ежегодном фестивале  «Весеннее ассорти»;

5) Школьные вечера, праздники

Трудовая  и профориентационная деятельность   1) Воспитание  чувства ответственности за свой  труд и уважение к труду  других людей, умения трудиться,  иметь привычку к труду.   1) Кружки;

2) Дежурство  по школе (классу);

3) Уборка школьной  территории;

4) Оформление  внеклассных мероприятий.

Общественная  деятельность, воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.   1) Воспитание  у школьников уважения к закону, развитие гражданской и социальной  ответственности.   1) Встречи с  ветеранами;

2) Уроки мужества, ознакомление с героическими  страницами истории России;

3) Получение  первоначальных представлений о  Конституции России, ознакомление  с государственной символикой- Гербом, Флагом РФ;

4) Игра «Зарничка»;

5) Получение  первоначального опыта межкультурной коммуникации – представителями разных народов России, знакомство с особенностями их культур и образа жизни.

Информация о работе Духовно-нравственное воспитание младших школьников