Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная Михайлова 5курс.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

Основа гуманного отношения к людям -  способность к сопереживанию, к сочувствию – проявляется в самых разных жизненных ситуациях. Поэтому и считают, что у детей нужно формировать не только представления о должном поведении или коммуникативные навыки, а прежде всего нравственные чувства. Только в этом случае ребенка можно научить принимать и воспринимать чужие трудности и радости  как свои. Отсюда и наиболее распространенный метод формирования нравственных и социальных чувств – осознание эмоционального состояния, обогащение словаря эмоций, овладение своеобразной «азбукой чувств».  Основной метод воспитания: подвести ребенка к тому, чтобы он познал себя, научился бы сравнивать себя с другими. Вот почему его учат рассказывать о собственных переживаниях, сравнивать себя с другими, прислушиваться к себе, делиться своим состоянием, настроением. Предполагается: уверенный в себе ребенок легко станет на позицию другого, разделит его переживания. Однако прием этот концентрирует внимание ребенка только на самом себе, на своих достоинствах, достижениях и далеко не всегда приводит к желаемому результату. Отнюдь не всегда дети сопереживают другим, а высокая оценка собственных достоинств в большинстве случаев не способствует столь же высокой оценке других.

Основная стратегия воспитания должна сводиться к снятию фиксации ребенка на собственном «Я» за счет развития внимания и сопричастности к партнеру. Стратегия эта предполагает существенную трансформацию ценностных ориентиров и методов, базируется на принципах отказа от оценок, реальных предметов и игрушек, соревновательного начала.

И вот почему. 1. Любая оценка способствует фиксированности на собственных достоинствах и недостатках. Именно поэтому в обучающих играх должно исключаться любое вербальное выражение отношения к сверстнику. Минимизация речевых обращений за счет непосредственного общения – экспрессивно-мимического или с помощью жестов – может способствовать безоценочному взаимодействию. 2. Как показывает практика, любой предмет в игре отвлекает детей от непосредственного взаимодействия. Получается, что общение возникает «по поводу» чего-то, и тогда оно становиться не целью, а средством взаимодействия. 3. Поскольку фиксированность на собственных достоинствах порождает яркую демонстративность, конкурентность и ориентацию на оценку окружающих, мы предлагаем игры такого содержания исключить. Основной стратегией должно стать формирование чувства общности, желания видеть в сверстнике друга и партнера. Чувство общности и способность «увидеть» другого – тот фундамент, на котором строится нравственное отношение к партнеру: оно порождает сочувствие, сопереживание и содействие.

Организация содержательной, интересной для детей разного возраста жизни, как и решение широких педагогических задач, обеспечивает не только разнообразием игр, но и развитием детского общества, в котором протекает игра. Очень важно поэтому внимательно изучать детское общество, группки играющих, руководить не отдельными детьми, а коллективом, складывающимся в той или иной игре. Педагог должен уметь видеть в каждом ребенке члена этого коллектива, знать, какими навыками общественного поведения обладают дети его группы, в какие взаимоотношения (реальные и игровые) вступают, какое место в детском обществе принадлежит каждому ребенку.

Проникновение взрослого в детскую жизнь позволяет определить более конкретные воспитательные задачи по отношению к отдельным детям: одних постепенно отучить только распоряжаться и командовать, у других развить активность, третьим помочь включиться в группу играющих и удовлетворить потребность в заинтересовавшей их игре и т.д.

Осуществляя педагогическое руководство играми детей в смешанной группе, воспитательница должна учитывать, что у детей разного возраста разные умения в налаживании игровых действий и отношений, разный опыт совместных игр и занятий. У детей дошкольного возраста (от 2 до 7 лет) отмечаются следующие уровни развития взаимоотношений.

Первый, самый низкий уровень характеризуется неорганизованным поведением, когда ребенок еще не умеет играть с игрушкой, сосредоточиваться на действиях с ней, а также не может устанавливать контакты с детьми, не понимает, что дети играют и нельзя мешать им, разрушать чужие игры.

Второй уровень – одиночной игры, когда ребенок овладел игрушкой, играет с ней, может сколько-нибудь сосредоточиваться на своей игре, но стремление к контактам и интерес к играм других не обнаруживает.

Третий уровень – игра рядом, когда ребенок не только сам правильно действует с игрушкой и сосредоточивается какое-то время на игре с ней, но и не мешает другим. Такой ребенок обычно не берет чужих игрушек, материалов, не занимает место, где играют другие, а располагается рядом. Четвертый уровень отмечается у детей, которые умеют вступать в различные взаимоотношения, с разной степенью устойчивости. В начале игровое взаимодействие носит кратковременный характер и проявляется чаще там, где эта возможность как бы заложена в самих играх ( например, катание, бросание мяча друг другу) или подсказана воспитателем («ты нагружай машину, а ты отвози груз»). Затем взаимодействие становится более продолжительным на основе общих интересов к содержанию игры, умения совместно разрешить спорные вопросы (одни объединяются в строительной игре, других объединяет интерес к шашкам или шахматам). Наконец, взаимоотношения характеризуются постоянным взаимодействием на основе личной симпатии детей друг к другу, учитывают интересы и желания товарища, хорошо и дружно играют.

Отмеченные уровни взаимоотношений детей и играх имеют определенную возрастную тенденцию развития: первые три уровня чаще встречаются в более младшем возрасте, а игровое взаимодействие в совместной игре – у старших дошкольников. Однако при правильном педагогическом руководстве уже младшие дети овладевают умением участвовать в общей игре, научаются играть и взаимодействовать с небольшой группой детей, и, наоборот, в неблагоприятных условиях, при недостаточном руководстве даже пяти-шестилетние дети не могут сколько-нибудь долго играть, не умеют самостоятельно сговориться, установить нужные взаимоотношения, руководствоваться правилами.

В смешанной группе игры детей могут быть не менее интересными и содержательными, чем в других группах. Общение детей разного возраста, как уже отмечалось, несет в себе много положительного. Особенно выигрывают младшие дети. Но, как показывает опыт, правильные отношения между детьми разного возраста лучше формируются там,  где создаются условия для удовлетворения потребностей и интересов всех детей, когда воспитатель активно воздействует на их игры. Продумывает, в каких играх и кого с кем лучше объединять, какие способы взаимодействий и взаимоотношений формировать, на какие положительные стороны в поведении детей в играх опираться, какие отрицательные влияния предупреждать.

Таким образом, развитие и становление игры как основного вида деятельности не определяется только возрастом ребенка, а во многом зависит от условий жизни и воспитания. При менее благоприятных условиях этот процесс замедляется, дети не достигают  возможного уровня игры (например, даже старшие дошкольники не научаются играть по правилам, не овладевают умением самостоятельно играть в сюжетно-ролевые игры). И наоборот, дети раньше овладевают более сложными играми, играют много и разнообразно, если в группе создаются благоприятные условия и воспитатель планомерно,  учитывая возрастные  особенности детей, последовательно переводит их от элементарных к более высоким этапам в развитии игры. Непременным условием этого является знание педагогом особенностей игровой деятельности у всех своих воспитанников и понимание того, что каждый ребенок имеет и что в его играх надо формировать. 


Выводы по главе I

 

Большое значение и актуальность приобретает изучение ребенка в системе его отношений со сверстниками в группе детского сада, т.к. дошкольный возраст – особо ответственный период в воспитании. Он является возрастом первоначального становления личности ребенка. В это время в общении ребенка со сверстниками возникают довольно сложные взаимоотношения, существенным образом влияющее на развитие его личности.

Общение с детьми -  необходимое условие психического развития ребенка. Потребность в общении рано становится его основной социальной потребностью. Общение со сверстниками играет важнейшую роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

В дошкольные годы, особенно в 5-6 летнем возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития – осознание себя как представителя определенного пола. Усвоение образцов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника. Он осуществляется не только через семью, но и через сверстников.

Группа детского сада – это, по существу, первое детское общество, возникающее на основе сюжетно ролевой игры, где имеются благоприятные условия для формирования качеств общественности, начал коллективизма.

Воспитательное влияние группы на дошкольника обуславливается как исключительной значимостью общества сверстников, так и эмоциональной притягательностью.

Формирование личных качеств детей дошкольного возраста в значительной степени происходит в процессе их взаимоотношений. Под влиянием взаимоотношений у детей могут складываться как положительные, так и отрицательные качества личности. Ведущая роль в формировании правильных взаимодействий между детьми в детском саду принадлежит воспитателю.

Проблема отношений между детьми разного возраста в дошкольном учреждении не потеряла своей значимости до настоящего времени и не нашла пока оптимального решения. Это связано с тем, что в подавляющем большинстве детских садов в основном комплектуются одновозрастные группы и работа организуется в соответствии с определенной «возрастной» методикой.

Межличностные отношения, возникающие "вокруг" игры, при обсуждении её замысла, построении "сценария", распределении ролей. Именно в параигровой ситуации возникают и разрешаются основные конфликты детской жизни. Впоследствии они могут находить своё выражение в эмоционально - личностных отношениях, проявляться в эмоциональных предпочтениях - симпатии и антипатии, дружеских привязанностях. Эти отношения определённым образом влияют на общение и взаимодействие детей в группе (регуляторы параигровых отношений).

В играх дети сближаются друг с другом. Общие игры детей в куклы, в "семью" роднят их интересы, они становятся спокойнее, доброжелательнее относятся друг к другу (это у младших дошкольников). У старших дошкольников возрастает интерес к общественным отношениям. Игры в "семью" могут длительно сближать детей и становиться формой организации их жизни.

Игровая деятельность в дошкольном возрасте — это эмоционально насыщенная деятельность, требующая от ребенка определенного настроя и вдох­новения. В игре, с одной стороны, обнаруживаются уже сложив­шиеся у детей способы и привычки эмоционального реагирования, с другой, формируются новые качества поведения ребенка, разви­вается и обогащается его эмоциональный опыт.


Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры

 

2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения

 

Межличностные отношения определяют положение человека в группе, коллективе. От того как, они складываются, зависит эмоциональное благополучие, удовлетворенность или неудовлетворенность человека в данной общности. От них зависит сплоченность группы, коллектива, способность решать поставленные задачи.

По отношению к детям отношения и взаимоотношения тоже проявляются. Они рождаются между детьми во время игры, совместной трудовой деятельности, на занятиях и т.д. Между детьми дошкольного возраста обнаруживается достаточно широкий диапазон взаимоотношений. Практика в детском саду показывает, отношения детей в группе детского сада не всегда складываются благополучно. Наряду с положительным характером контактов возникают и осложнения, которые иногда приводят к “выпадению” ребенка из коллектива. Конфликтные взаимоотношения со сверстниками препятствуют нормальному общению с ними и полноценному формированию личности ребенка. Связанное с нарушением общения отрицательное эмоциональное часто приводит к появлению неуверенности в себе, недоверчивости к людям, вплоть до элементов агрессивности в поведении.

В этой связи возникает необходимость разрабатывать конкретные меры, с помощью которых можно было бы предупреждать или преодолевать конфликтные ситуации, порождающие нарушение правильных взаимоотношений между детьми группы. Поэтому воспитатель должен быть внимателен по отношению ко всем детям группы, знать их отношения и взаимоотношения. Вовремя замечать какие-либо отклонения в отношениях и взаимоотношениях детей в группе.

Для достижения цели исследования и решения поставленных задач, а также доказательства положений гипотезы исследования нами была разработана методика эксперимента, включающая три этапа:

Первый этап – начальный – позволил нам проанализировать теоретическую и методическую литературу по проблеме исследования, определить диагностические методики выявления межличностных отношений в разновозрастной группе детского сада и провести констатирующий эксперимент.

Информация о работе Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате