Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2012 в 19:51, дипломная работа

Описание

Цель исследования: сформировать положительные взаимоотношения в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игры (подвижной, театрализованной и сюжетно-ролевой).

Содержание

Введение …………………………………………………………………………3
Глава I. Психолого-педагогические основы взаимоотношений детей дошкольного возраста в разновозрастной группе ДОУ…………………9
1.1. Исследование проблемы детских взаимоотношений в отечественной и зарубежной педагогики и психологии…………9
1.2. Виды игр, критерии их отбора и разработки для дошкольников………………………………………………………..29
1.3. Влияние игр на воспитание положительных отношений у детей в разновозрастной группе детского сада………………….49
Выводы по главе I ……………………………………………………………61
Глава II. Формирование положительных взаимоотношений в разновозрастной группе ДОУ посредством игры ……………………….63
2.1. Выявление межличностных отношений в разновозрастной группе дошкольного учреждения………………………………….63
2.2. Игра как средство формирования положительных взаимоотношений в разновозрастной группе дошкольников…74
2.3. Результаты экспериментального исследования ……………82
Выводы по главе II …………………………………………………………..91
Заключение ……………………………………………………………………94
Педагогические рекомендации для воспитателей……………….96
Библиография …………………………………………………………..98
Приложение …………………………………………………………………..102

Работа состоит из  1 файл

Дипломная Михайлова 5курс.doc

— 522.00 Кб (Скачать документ)

На втором этапе эксперимента – формирующем – нами разработана минипрограмма «Дружные ребята» по формированию положительных взаимоотношений детей в разновозрастной группе малокомплектного дошкольного учреждения посредством игровой деятельности дошкольников.

Третий этап исследования – итоговый – позволил получить результаты контрольного эксперимента, выявить их достоверность с помощью методов математической статистики, сформулировать выводы и разработать педагогические рекомендации для родителей и воспитателей, оформить текст выпускной квалификационной работы.

 

Для достижения поставленных целей исследования нами был проведен констатирующий эксперимент. Анализ психолого-педагогической литературы позволил подобрать диагностические методики для эффективного определения межличностных взаимоотношений в разновозрастной группе детского сада.

На констатирующем эксперименте с детьми использовались различные варианты и модификации социометрического исследования. Наиболее распространенным является ”Выбор в действии” (“Два домика”, “Варежка” и “У кого больше?”).

1. Методика “Два домика”

Для проведения методики “Два домика” необходимо приготовить лист бумаги, на котором нарисованы два дома. Один из них – большой красивый, красного цвета, а другой – маленький, черного цвета.

В процессе исследования педагог-психолог индивидуально беседует с каждым из детей, а воспитатель решает вопросы дисциплины, то есть “присматривает” за ребятами, которые либо уже выполнили задания методики и освободились, либо ждут свой очереди.

В начале исследования педагог-психолог показывает ребенку обе картинки и говорит: “Посмотри на эти домики. В красном – много разных игрушек, книжек, а в черном домике – игрушек нет. Скажи, с кем из ребят твоей группы ты хотел бы оказаться в красном домике? Кого бы ты поселил в черный дом?”. Если воспитательная группа насчитывает 10–15 человек, ребенку предлагают сделать до 3 положительных и отрицательных выбора. Если в группе от 16 до 25 человек – до 5 выборов. В том случае, если ребенок не желает никого выбирать, воспитателю не стоит настаивать на принятии им решения.

Ответы детей заносятся в специальную таблицу (матрицу), в которой фамилии ребят расположены по алфавиту. Таким образом, каждому воспитаннику присваивается порядковый номер, который должен быть одним и тем же при проведении других вариантов социометрического исследования.

Сумма отрицательных и положительных ответов, полученных каждым ребенком, позволяет выявить его положение в группе (социометрический статус). Выделяют следующие типы социометрического статуса:

1. “Популярные” (“звезды”) – дети, получившие в 2 раза больше положительных выборов от средней суммы положительных выборов.

2. “Предпочитаемые” – дети, получившие среднее и выше среднего значения положительного выбора (до уровня показателя “звезды”).

3. “Пренебрегаемые” – дети, получившие меньше среднего значения положительного выбора.

4. “Изолированные” – дети, не получившие ни положительных, ни отрицательных выборов (то есть остаются незамеченными своими сверстниками).

5. “Отвергаемые” – дети, получившие только отрицательные выборы.

Чтобы определить статус ребенка в группе, изначально необходимо вычислить среднюю сумму положительных выборов (с.с.п.в.), которая является своеобразным ориентиром распределения мест в иерархии коллектива:

 

2. Методика “Варежка”

В данной модификации социометрии (методика “Варежка”) дети работают парами. Им предлагается раскрасить по образцу контурные изображения рукавичек так, чтобы они получились одинаковые. Таким образом, каждый из двух участников исследования раскрашивает одну варежку из пары. Исследование проводится педагогом-­психологом в специально отведенной комнате без посторонних лиц.

Целью методики является изучение отношения детей друг к другу в ситуации вынужденных уступок и сотрудничества.

Набор цветных карандашей делится между детьми поровну, что вызывает естественную необходимость обмена карандашами и проявления взаимных уступок сверстнику.

В процессе раскрашивания детьми варежек педагог-психолог отмечает следующие особенности их поведения:

- интерес к действиям сверстника и определенное отношение к ним;

- ответ ребенка на просьбу сверстника дать ему карандаши;

- реакция ребенка на поощрения и порицания партнера.

Эти показатели отражают наиболее существенные характеристики межличностных отношений: заинтересованность и доброжелательность, способность помочь и уступить другому, разделить его успехи и неудачи.

Необходимо отметить, что эта методика имеет существенное практическое ограничение. Так как задание дети выполняют по двое, педагог­-психолог не получает целостной картины взаимоотношений между всеми детьми группы, потому что исследуются только определенные пары воспитанников.

Необязательно данную методику проводить со всеми детьми, так как чаще всего ее используют, чтобы изучить характер отношения между определенными членами группы. Таким образом, при помощи методики “Варежка” педагог-­психолог и воспитатель удостоверяются в том, какие реальные отношения существует между интересующими их детьми.

 

3. Методика “Выбор в действии”

Перед проведением исследования “Выбор в действии” (“У кого больше?”) необходимо подготовить набор красочных “карточек”, которыми могут быть открытки, переводные картинки, фотографии и т. п. На каждого ребенка заготавливается игровой набор, состоящий из трех “карточек” и конверта. До начала выполнения задания дети не должны знать, в чем оно будет заключаться. Так же, как и в методике “Два домика” исследование проводят два человека: педагог-психолог и воспитатель группы.

Педагог-психолог собирает детей вместе и говорит им следующее: “Сейчас мы поиграем в одну интересную игру. Чтобы играть в нее, надо хорошо запомнить, где кто сидит за партой”. Дети запоминают, где кто сидит, после чего воспитатель выводит их из комнаты. В дальнейшем те, кто участвовал в тестировании, и те, кому это предстоит, не должны общаться между собой, за этим следит воспитать, который обеспечивает дисциплину вне комнаты. После того как дети вышли из комнаты, педагог-психолог раскладывает на партах конверты, по количеству участников игры.

После подготовительного этапа детей по очереди приглашают войти в комнату. Во время проведения исследования в комнате находятся только два человека – педагог-психолог и ребенок, которому дается следующая инструкция: «Мы играем в игру “У кого больше?”». Вот тебе три карточки, ты можешь положить их по одной трем детям. Для этого вспомни, где они сидят в комнате, и положи карточки в их конверты. Класть карточку в свой конверт нельзя. Выиграет тот, у кого окажется больше всего карточек. Никто из ребят не будет знать, кому ты положишь карточки. Ребенок берет карточки и вкладывает их по одной в конверты, лежащие на партах.

Во время выполнения задания дети почти всегда вслух говорят, кому они кладут карточку. По их репликам педагог-психолог фиксирует в социоматрице сделанный выбор. Кроме того, это можно сделать после проведения наблюдения, для этого перед исследованием на карточках ставится порядковый номер, под которым каждый ребенок фигурирует в списке.

После того как все члены группы осуществили выбор, воспитатель приглашает детей ознакомиться с результатами. Ребятам разрешается посмотреть, сколько карточек оказалось в их конверте. Педагогу-психологу в запасе всегда следует иметь несколько лишних карточек, чтобы положить по 1–2 карточки тем детям, которые не получили их от сверстников. Разумеется, это делается втайне от детей, до их прихода в комнату.

Полученные данные обрабатываются и интерпретируются так же, как и в методике “Два домика”, за исключением двух моментов.

Во-первых, последняя методика не предполагает изучения антипатий членов группы (из-за отсутствия в инструкции отрицательного выбора), поэтому по результатам ее проведения не выделяется социометрический статус “отвергаемые”.

И, во-вторых, при построении иерархии группы отсутствует социометрический статус “изолированные”, потому что, как это указывалось выше, педагог-психолог втайне от детей кладет в конверт по одной карточке тем из них, кто изначально не получил ни одного выбора.

Все результаты были оформлены в таблицу (приложение 1). 

Таблица 1.

Распределение детей экспериментальной группы

по статусным категориям на констатирующем этапе эксперимента (%)

 

Статусные категории

Экспериментальная

I. «Предпочитаемые»

10%

II. «Принятые»

30%

III. «Отверженные»

35%

IV. «Изолированные»

25%


 

По результатам начального этапа нами получены следующие результаты выявления взаимоотношений в группе детей разного возраста. К группе «Предпочитаемых» было отнесено 10% детей, «Принятые» составили 30 % детей, к группе «Отверженных» отнесено 35 % детей, «Изолированные» составили 25 % детей.

Представим отзывы детей о друг друге

Юля Д. о Татьяне К. Она грубиянка, не может играть, дерется, отнимает у всех игрушки.

Лиза З. о Кате П. – мы с ней играем иногда, потому, что живем рядом, но мне больше нравится играть с Юлей Д. А Катя щипается и дерется, если я с ней в чем-то не соглашаюсь, когда играем или даже просто разговариваем.

Егор Р. о Лизе З. – не хочу с нею дружить, она плохая, щипается и все время плачет. Я таких не люблю.

Катя П. о Татьяне К. – я не дружу с нею. Я сколько раз хотела ей помочь, но она не хочет, отнимает у меня и игрушки и карандаши.

Сергей П. о Татьяне К. – а я не знаю как можно с нею дружить, когда она так щипается и царапается, как моя кошка. Она ни с кем не хочет играть.

 

Нами проводилось наблюдение в течение 2-х недель во второй половине дня отдельно с каждым ребенком.

Целью наблюдения было исследование межличностных отношений в группе и выявление при этом положительных и отрицательных сторон наблюдения как метода изучения.

Критериями наблюдения являлись:

1.           общительность ребенка с детьми.

2.           умеет ли организовывать детей в игру.

3.           умеет ли без конфликта играть с другими детьми.

4.           охотно ли делится игрушками

5.           сочувствует ли другому ребенку, утешает ли.

6.           часто ли обижает других.

7.           как реагирует на обиду со стороны сверстника.

8.           всегда ли бывает справедливым во взаимоотношениях со сверстниками.

Наблюдения проводятся в свободных видах деятельности: в играх.

Уже с первых дней наблюдения было видно, что дети избирательно относятся как к своим сверстникам, так и к младшим. Особенно это проявляется в игре. Дети часто тянутся к тем, кто умеет организовывать игру. В группе этим человеком был Виктор Г. В процессе наблюдения, он никогда не играл один.

Среди детей выделяется Таня К., она часто играла одна. Лиза В. на прогулке общалась со всеми детьми, но играла с одним и тем же.

Характерное то, что девочки выбирали для игры девочек, мальчики – мальчиков. Часто конфликты со сверстниками возникали у Пети С. Девочки старались с ним не играть.

Информация о работе Воспитание положительных отношений у детей дошкольного возраста в процессе игр в условиях разновозрастной группы дошкольного образовате