Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.

Содержание

Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах.doc

— 2.09 Мб (Скачать документ)

 

3.       Реши удобным способом:

 

(50+10)-6         (30+10)-4

(80+10)-7         (20+10)-6

 

Данная работа должна быть проведена с целью определения уровня подготовленности учащихся к восприятию нового материала. Виды проверки могут быть различны: фрон­тальная, выборочная, с использованием обратной связи и т. д.

Работа реконструктивно-вариативного  характера требуют от учащихся выполнения различных  преобразований, обобщений, опираясь на ранее приобретенные знания  и умения.  Здесь учащиеся должны не только воспроизвести отдельные функциональные  характеристики   знаний, но и структуру этих знаний в целом. Тем самым  знания углубляются, они становятся более совершенными,  а мышление учащихся достигает уровня продуктивной деятельности.

Представим систему подготовительных заданий на примере той же темы 30 - 6.

1. Распредели самостоятельно примеры в два столбика по какому-нибудь признаку, обоснуй свой ответ:

актуализации знаний учащихся.

 

40

-

8

 

 

34

+

5

 

 

44

+

3

 

 

80

-

9

 

 

56

+

20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

70

-

8

 

 

90

-

6

 

 

45

+

50

 

 

30

-

6

 

 

72

+

10

 

2.   Среди   данных   примеров   найди те,  которые помогут решить примеры одного  из  столбиков, записанных в задании 1: (20+10)-6        (70+10)-9

(30+10)-8         (60+10)-8        (20+10)-6        (70+10)-9

(50+10)-1         (80+10)-3        (40+10)-2         (80+10)-6 3.  

 

3. Состав каких  чисел  надо  знать для  рения    данных    примеров?  Запиши их  самостоятельно.

Работа должна быть проверена учителем.

 

II. Самостоятельные   работы   с   целью изучения новых знаний.

Введение нового материала может прово­диться на различных уровнях познавательной активности учащихся. Это зависит от сложности  материала    и    уровня    подготовленности класса.

Работы воспроизводящего харак­тера (или по образцу)  выполняются учащи­мися всецело на основе образца или подроб­ной  инструкции, в силу чего уровень познавательной активности и самостоятельности    выходит   за   рамки   воспроизводящей деятельности.

   Покажем    это    на    примере    изучения вычислительного приема вида.  48—30.

На доске записан пример 48 - 30.

Учитель объявляет тему и делает развернутую запись решения примера: 

48-30=(40+8)-30=(40-30)+8=10+8=18

Далее говорит:

— Посмотрите, на доске записано реше­ние примера с объяснением и памятка с опорными словами, которые помогут вам объяснить способ решения.

 

Памятка

Надо ...

... — это ...

Получим пример ...

Удобно ....                       

Вычисляю ...

Даю ответ ...               

 

— Ребята,  самостоятельно разберитесь в решении данного примера. 

Учитель дает Время для обдумывания.  После чего учащиеся объясняют способ решения примера. Опрос целесообразно начи­нать по желанию и со слабых учащихся. В  конце учитель делает обобщение по ответам  учащихся, т. е. звучит образцовый алгоритм решения примера.

Аналогичная работа проводится при решении примера

48—3.

Работы реконструктивно-вариативного характера. Здесь  учащиеся должны видеть и уметь, применять, опорные знания и умения.  А  для этого  необходима система подготовительных заданий. Только система целесообразно подобранных подгото­вительных вопросов и заданий позволит организовать самостоятельную работу данного вида.

Например, надо  ввести  вычислительный прием  вида 30-6.  Мы будем исходить из той подготовки, которая нами представлена в пункте 1.

Тогда вопросы и задания на этапе изучения будут следующие:

— Ребята, сегодня мы будем учиться решать примеры вида 30-6. Посмотрите  внимательно на только что решенные нами примеры. Нет ли среди них тех, которые помогут решить данный?

Детям дается время на обдумывание. После обсуждения им предлагается самостоятельно записать пример с подробным объясне­нием и, используя опорные слова памятки, умно проговорить алгоритм. В конце такой работы учитель должен дать образец рассуждения решения данного примера с использова­нием тех же опорных слов.

Работы частично-поискового характера отличаются от предыдущих большей степенью самостоятельности учащихся. При таком виде работы целесообразно предлагать  учащимся какой-нибудь   вспомогательный ма­териал. (Мы имеем в виду счетный материал.) Для примера рассмотрим знакомство с вычис­лительным приемом вида 47+5.

        -  Ребята, сейчас вы будете учиться решать примеры вида 47+5. У вас на столах пучки палочек разного цвета (2  палочки другого цвета). Как удобно посчитать, сколько всего палочек?

Детям дается время на обдумывание. После обсуждения учитель  делает обобщение и предлагает учащимся самостоятельно записать решение. Далее следует проверка и образец алгоритма решения примера.

В работах исследовательского ха­рактера учащимся самим предлагается разрешить проблему, составить алгоритмы решения, сделать обобщение. Организовывать работу данного вида можно только в сильном классе, где у учащихся сформированы умения, необходимые для исследования. Большую роль здесь играет и система подготовительных упражнений.

Например, надо познакомить учащихся с новым вычислительным приемом вида 42—5.

— Ребята, вам надо решить пример 42—5.

Подумайте, как можно вычислить.

На столах лежат палочки одного цвета, но практическая помощь детям сразу не предлагается. Мы преследуем цель ввести материал на более высоком  абстрактном уровне. Только тем детям,  которые не справились с заданием, целесообразно предложить помощь – палочки.

После обсуждения поиска решения, которое должно начинаться со  слов учащихся и по желанию, учитель может предложить  записать решение с полным объяснением и рассказать алгоритм, пользуясь памяткой.

Рассмотрели четыре вида самостоя­тельной работы, которые можно проводить с целью изучения новых знаний. Эти работы могут проводиться только в указанной после­довательности, так как в содержании происхо­дит постепенное нарастание трудности, что влечет за собой рост активности в мышлении учащихся. Самый высокий уровень познава­тельной активности проявляется в работах исследовательского характера.

III. Работы   с    целью    закрепления    и повторения знаний и умений учащихся.

Цель закрепления — систематизация, обобщение и практическое применение  знаний и умений.

Закрепление — процесс длитель­ный и задания должны предлагаться в следующей последовательности:

      решение аналогичных заданий;

      выполнение заданий, где осуществляется перенос знаний в новые  условия;

      включение новых знаний в систему старых;

      выполнение заданий творческого характера.

Для самостоятельного выполнения можно предлагать зада­ния любого вида. На этапе закрепления изученного материала, самостоятельные работы могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характер.

Например, в следующую работу воспроизводящего характера можно включить следующие задания:

1. Реши примеры по образцу:

30 – 6 = (20 + 10) – 6 = 20 + (10 - 6) = 20 + 4 = 24

40-3           80-5 

70-8           50-9

4.                  Реши задачу, подобную той, которую разобрали устно.  Начерти  такой же отрезок.

В содержание работ конструктивно-вариативного характера целесообразно включать задания, требующие переноса знаний в новые условия, и задания творческого характе­ра.

Например:

1.   Используя   первый   пример,   составь второй на вычитание:

 

(

20

+

10

)

-

6

 

 

(

40

+

10

)

-

7

 

(

80

+

10

)

-

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Придумай задачу, которая решалась бы так: 30 - 6;

IV.   Самостоятельные   работы   с   целью проверки знаний и умений учащихся.

Цель проверки — определение уровня усвоения знаний и сформированности умений учащихся. Резуль­тат проверки — выставление оценки. Работы на этом этапе, как и на этапе закрепления знаний, могут носить воспроизводящий и реконструктивно-вариативный характеры. Задания предлагаются аналогичные.

Таким образом, мы отметили основные виды самостоятельных работ, используемые в начальной школе, и способствущие активизации познавательной деятельности учащихся на различных этапах урока.

Выводы: Анализ психолого-педагогической литературы показал, что: - в большинстве случаев определение самостоятельной работы даётся на основе выделения тех или иных существенных признаков (формы этапов урока и т. д.)

Одни исследователи опираются на признаки , характеризующие самостоятельную работу как форму организации учения. Другие исследователи отмечают, что самостоятельная работа может быть представлена выполнением групповых, индивидуальных и фронтальных заданий на уроках, консультациях, в домашних условиях.

В своей работе мы опирались на данный подход к определению самостоятельной работы. Условия эффективности организации самостоятельных работ являются:

-  соответствие  содержания самостоятельных работ требованиям

учебных программ;

-  посильность самостоятельных работ для учащихся;

-  соблюдение принципа сознательности при их выполнении;

-  организация самостоятельных работ в определенной системе;

-  подготовка учащихся к выполнению самостоятельных работ, точное четкое, немногословное инструктирование учащихся о целях и задачах  работы;

- вооружение их необходимыми техническими и организационными навыками для ее выполнения;

-  постановка перед учащимися такой задачи,  разрешение которой потре­бовало бы от них умственных усилий;

-                     соблюдение дозировки времени, отведенного на выполнение самостоятельного задания;

-     непосредственное наблюдение учителем за ходом выполнения учащимися самостоятельной работы и оказания им необходимой помощи при возникновении затруднений;

- обязательная проверка выполнения учащимися самостоятельной  работы;

-выработка навыка самоконтроля у школьников во время работы;

-осуществление индивидуального подхода к учащимся в процессе организации самостоятельной работы.

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умения решать

Информация о работе Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах