Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.

Содержание

Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах.doc

— 2.09 Мб (Скачать документ)

В течение педагогической практики проводились уроки, которые строились с учетом дифференцированного подхода к организации процесса обучения. В содержание самостоятельных работ, предлагаемых учащимся на экспериментальных уроках, были включены задания, аналогичные предложенным до начала эксперимента. Помимо этого учащимся предлагались самостоятельные работы на различных этапах изучения нового материала.   Нами разработаны варианты самостоятельных работ для всех этапов формирования умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма) (см. приложение № 3) и задания с учетом различных уровней дифференциации, которые можно использовать при организации самостоятельных работ в 1 классе. Данные задания представлены в приложении № 1.

В процессе экспериментальной работы уроки математики строились с учетом использования в содержании самостоятельных работ дифференцированных заданий. Для проведения экспериментальной работы мы использовали задания, дифференцированные по уровню творчества, по уровню трудности, по уровню помощи учащимся и по объему учебного материала.

В конце экспериментальной  работы проводилась повторная самостоятельная работа.

 

Содержание самостоятельной работы № 2:

 

1.  Текст не является задачей. Дополните текст так, чтобы он стал задачей и одно из предложенных ниже выражений, соответствовало бы решению данной задачи. 

Текст.

     Лунтик и Мила на берегу пруда строили песочный город. Мила построила 4 песочных домика, а Лунтик построил песочные башни.

 

  Выражения:

                                3 + 4              4 + 1             4 + 2.

 

2.      Измените условие задачи так, чтобы она решалась действием вычитания.

 

Задача.

    Доктор Айболит  посетил сначала 4 больных, а потом еще 3 больных. Сколько всего больных посетил доктор Айболит?

 

Характеристика правильности  выполнения заданий.

 

Число учащихся выполнявших работу

задание 1

задание 2

абс.

отн.

абс.

отн.

19

17

90

16

85

 

Результаты повторной самостоятельной работы  представлены в таблице №2 приложения № 2. Анализ результатов показал, что большая часть учащихся класса справилась с предложенными в работе заданиями. Учащиеся:

Астахов Вадим,

Бобылева Анастасия,

Истратов Павел,

Медведев Игорь,

Пилюгин Вадим,

Туголукова Наталья

выполнили все задания правильно  в течение пяти минут. Как показывает анализ результатов первой и второй работ, число учащихся, допустивших ошибки в первом задании, сократилось до двух (в задании под № 1 двое учащихся указали в качестве решения ответ второй)). Причины ошибок мы связываем, во-первых, с невнимательностью, неусидчивостью.

После экспериментальной работы учителю были заданы следующие вопросы:

1. Выделите положительные и отрицательные стороны организованных  экспериментатором самостоятельных работ?

2. Проанализируйте содержание предлагаемых самостоятельных работ?

3. Охарактеризуйте качество выполненных работ.

 

По мнению Галины Анатольевны, к проводимым экспериментатором самостоятельным работам методических замечаний нет. По ее мнению, экспериментатор работал грамотно. Задания подобраны в соответствии с уровнем математической подготовки учащихся, что в значительной степени повлияло на качество выполняемых работ – оно повысилось. Нам было  предложено разработать самостоятельные работы и по другим темам начального курса математики.

Результаты повторной диагностической работы свидетельствуют об эффективности организации обучения младших школьников с учетом дифференцированного подхода.

Таким образом, выдвинутая нами гипотеза полностью подтвердилась.

 

Выводы:  Организация самостоятельной работы в процессе формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи имеет целый ряд особенностей. К их числу мы отнесли, прежде всего:

 

     специфику содержания изучаемого материала ( задачи, порядок изучения);

     время и форма проведения;

     этап урока;

     индивидуальные особенности учащихся;

     уровень математической подготовки учащихся.

 

Все перечисленные особенности характерны для организации самостоятельных работ в 1 классе. Результаты опытно – экспериментальной работы подтвердили наше предположение о том, что различные виды самостоятельной работы, основанные на учёте индивидуальных особенностей и математической подготовки учащихся 1 класса, способствуют эффективности формирования у них умения решать простые арифметические задачи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

В результате анализа психолого - педагогической  и научно – методической литературы установлено, что:

- Самостоятельная работа учащихся  - это работа, которая выполняется  без непосредственного участия учителя, но по его заданию и под его руководством в специально отведенное для этого время, причем учащиеся соз­нательно стремятся достигнуть цели, прилагая свои усилия и выражая  в той или иной форме результат умственного и физического дейст­вия;

- Самостоятельная работа имеет следующую структуру:

1 этап - подготовительный

2 этап - исполнительный

3 этап – проверочный;

-  Виды самостоятельной работы различаются:

     по дидактической цели;

     по содержанию;

     по характеру деятельности учащихся;

     способу получения знаний;

     по способу организации;

- Эффективность самостоятельной работы зависит от целого ряда условий, среди которых выделяют: подбор ее содержания в зависимости от темы, цели урока, уровня математического развития учащихся; организацию и методику ее проведения и др.

Анализ образовательной практики свидетельствует о том, что учителя активно используют различные виды самостоятельных работ на этапе ознакомления и закрепления соответствующих умений, реже на подготовительном этапе.

В экспериментальной части исследования был сделан акцент на процессе формирования у младших школьников умения решать простые арифметические задачи на нахождение суммы и остатка, на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма). В ходе исследования  показано, как целенаправленное формирование знаний, умений с помощью заданий, включаемых в предлагаемые самостоятельные работы,  обеспечивает актуализацию всех компонентов, необходимых для успешного овладения учащимися умениями решать простые арифметические задачи. Нами разработаны варианты самостоятельных работ для различных этапов формирования у первоклассников умения решать простые арифметические задачи. Особое внимание при разработке самостоятельных работ было уделено их содержанию. Подбор заданий осуществлялся с учетом индивидуальных особенностей  и математической подготовки каждого учащегося класса. Во многом это и определило эффективность использования разработанных нами самостоятельных работ.

Таким  образом, результаты экспериментальной работы подтвердили справедливость выдвинутой гипотезы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература

1.  Бантова, М. А. Методика преподавания математики в начальных классах [Текст] / М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова. - М.: Просвещение, 1984.

2.  Баранов, С.П. Педагогика: Учебное пособие [Текст] / С.П. Баранов Л.Р. Болотина В.А. Сластенин .- М.: Просвещение, 1987.

3. Богданова, С.В. Самостоятельная работа как средство активизации познавательной  деятельности учащихся [Текст] / С.В. Богданова.– М., 1989.

4. Бормотова, М.М. Развитие самоконтроля у младших школьников на уроках математики [Текст] / М.М. Бормотова // Начальная школа. – 2005. - №9.

5.  Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся [Текст] / В.К.Буряк. - М.: Просвещение, 1984.

6. Варегина, Ф.В. Моделирование как средство совершенствования методической подготовки будущего учителя [Текст] / Ф.В. Варегина // Дидактические и методические аспекты совершенствования подготовки  учителя начальных классов. – Тула, 1994.

7.  Гурьева, Л.В. Руководство познавательной деятельностью учащихся при выполнении ими экспериментальной работы [Текст] / Л.В. Гурьева, Е.В. Савельева. - Л.,1986.

8.  Гусев, В.А. Психолого - педагогические основы обучения математике. [Текст] / В.А. Гусев. - М., 2003.

9.  Дабум, Н.Г. О проблемности в обучении [Текст] / Н.Г. Дабум. // Начальная щкола. - 2008. - №1.

10. Давыдов, В.В. Виды обобщения в обучении / В.В. Давыдов. – М., 1972.

11.Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках [Текст] / Б.П. Есипов. - М.: Просвещение, 1961.

12.Елецаров, П.Б. Развитие математического мышления в начальных классах [Текст] / П.Б. Елецаров.- М.: Просвещение, 2000.

13.Жарова, Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной работы учащихся / Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / Л.В. Жарова. - Л., 1986.

14.Жаров, С.В. Учить самостоятельности  [Текст] / С.В. Жаров., М.: Просвещение, 2001.

15.Зайцева, И.А. Методика преподавания математики в начальных классах. [Текст] / И.А. Зайцева и др. – М.: Академия, 2009.

16. Истомина, Н.Б. Индивидуальные самостоятельные работы на уроках математики [Текст] / Н.Б.Истомина // Начальная школа. - 2004. - №1.

17.Казанский, Н.Г. Дидактика (начальные классы) [Текст] / Н.Г.Казанский, С.Т.Назарова. - М.: Просвещение, 1978.

18. Карауле, А.Я. Педагогический поиск статья «Обучение шестилетних детей в школе» [Текст] / А.Я. Карауле. - М.: Просвещение, 1998.

19. Конюхова, Г.Г. Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах [Текст] / Г.Г. Конюхова // Начальная школа. – 2006. - №4.

20. Лейкина, Н.Ю. Самостоятельная работа учащихся на уроке. Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся [Текст] / Н.Ю. Лейкина. - Л., 1986.

21. Малиновская, A.A. «Управление самостоятельной деятельностью учащихся на уроках» [Текст] / A.A. Малиновская. // Начальная школа. -2000. - №5.

22. Математика: Учебник для 1 класса четырех летней начальной школы. Часть 1 / М.А. Бантова и др. – М., 2004.

23. Математика: Учебник для 1 класса четырех летней начальной школы. Часть 2 / М.А. Бантова и др. – М., 2004.

24.  Менчинская, H.A. Вопросы методики и психологии обучения арифметике в начальных классах [Текст] / H.A. Менчинская М.И. Моро. - М.: Учебно-педагогическое издание, 1965.

25. Мишарёва, Е.И. Индивидуализация самостоятельной деятельности учащихся [Текст] / Е.И. Мишарёва. // Начальная школа. - 2007. - №12.

26. Моро, М.И. Методика обучения математике в 1-3 классах [Текст] / М.И. Моро, A.M. Пышкало. - М.: Просвещение, 1976.

27. Моро, М.И., Вапляр Н.Ф.  Карточки с математическими заданиями для 1 класса [Текст] / М.И. Моро. -  М.: Просвещение, 2000.

28. Николау, Л. Организация  учащихся начальных классов самоконтроля на уроках математики [Текст] / Л. Николау // Начальная школа: плюс – минус. – 2004. - №9.

29. Нильсон, O.A. Теория и практика самостоятельной работы учащихся [Текст] / O.A. Нильсон. - Таллин, 1976.

30. Огородников, И.Т. Самостоятельная деятельность учащихся. Основы классификации самостоятельных работ в процессе обучения [Текст] / И.Т. Огородников. - М., 1972.

31. Оконь, В. Процесс обучения [Текст] / В. Оконь. – М., 1962.

32. Петрова, И.Р. Педагогика [Текст] / И.Р. Петрова. - М.: Просвещение, 1999.

33. Пидкасистый,  П.И. Педагогика [Текст] / П.И. Пидкасистый. – М., 1996.

34. Пидкасистый,  П.И. Самостоятельная деятельность учащихся [Текст] / П.И. Пидкасистый. - М.: Просвещение, 2001.

35. Психологический словарь [Текст] / Под редакцией А.В. Петровского. – М., 2000.

36. Ребрина, O.A. Приемы организации самостоятельной работы по математике [Текст] / O.A. Ребрина. // Начальная школа. - 2003. - №10.

37.  Салмина, Н.Г. Обучение математике в начальной школе [Текст] / Н.Г. Салмина, В.П. Сохина. - М.: Просвещение, 1980

38.  Стрекозин, В.П. Актуальные проблемы начального обучения [Текст] / . В.П. Стрекозин. -М.: Просвещение, 1976.

39.  Тупичкина, Е.А. Виды самостоятельных работ на уроках математике [Текст] / Е.А. Тупичкина, И.В. Крючкова. // Начальная школа. - 2005. -№10.

40. Уфимцева, Л.Ю. О концепции математического образования в 12 – летней школе [Текст] / Л.Ю. Уфимцева // Математика в школе. – 2006. - №2.

41. Федина, И.С. Активизация познавательной деятельности учащихся на уроке математики [Текст]/И.С.Федина. // Начальная школа. – 2007.-№6.

42. Харькова, Е.А. Эффективность самостоятельной деятельности учащихся в процессе обучения [Текст] / Е.А. Харькова. // Начальная школа. -2008. - №4.

43. Шамова. Т.И. Активизация учения школьников [Текст] / Т.И. Шамова. - М. : Педагогика, 1982

44. Шишкова, Р.Н. Формирование самоконтроля в процессе обучения младших школьников решению текстовых задач [Текст] / Р.Н. Шишкова, Е.И. Болотова. // Начальная школа. - 2005. - №1.

Информация о работе Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах