Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2012 в 13:20, курсовая работа

Описание

Цель исследования: изучить возможности использования самостоятельной работы на различных этапах формирования у младших школьников умения
решать простые арифметические задачи.
Предмет исследования: самостоятельная работа в процессе обучения младших школьников математике.

Содержание

Введение………………………………….……………………………..…………. 3
Глава 1.
Теоретические основы организации самостоятельной работы учащихся на уроке математики в начальных классах ….………...……………………………...5
§ 1.1. Самостоятельная работа: определение понятия, условия эффективности, значение………………………….…………………………………..………………5
§ 1.2. Виды самостоятельной работы на уроках математики в начальных классах……………………………………….……………………………………….….13
Глава 2.
Самостоятельная работа в процессе формирования у младших школьников умение решать простые арифметические задачи ………………..…………….21
§2.1. Особенности изучения простых арифметических задач в начальном курсе математики …………………………………………………………………………21
§ 2.2. Содержание, проведение и анализ экспериментальной работы…...……..40
Заключение…………………………….……………………………………………48
Литература………………………………………

Работа состоит из  1 файл

Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах.doc

— 2.09 Мб (Скачать документ)

45. Шорникова, И.В. Некоторые виды работ по преобразованию задач [Текст] / И.В. Шорникова. // Начальная школа. - 2003. - №11.

46. Шорникова, И.В. Формы проверки самостоятельной работы на уроках математики [Текст] / И.В. Шорникова // Начальная школа. - 2004. -№6.

47. Щукина, Г.И. Активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения [Текст] / Г.И. Щукина. - М.:Просвещение, 1979.

48. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детском возрасте [Текст] / Д.Б. Эльконин . – М., Воронеж, 1995.

49. Эрдниев, П.М. Обучение математике в начальных классах [Текст] / П.М. Эрдниев. - М.: Просвещение, 1977.

50.Юркова, Ю.К. Самостоятельная работа на уроках математики. [ Текст] / Ю.К. Юркова // Начальная школа – 2007. - №8.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение № 1

▲ - задания для учащихся с низким уровнем обучаемости.

● - задания для учащихся со средним уровнем обучаемости.

■ - задания для учащихся с высоким уровнем обучаемости.

 

Дифференциация работы по уровню сложности.

I вариант.

Задачи: 1) В гараже стояли машины. Утром уехало 5 машин, а после обеда еще 4 машины. Сколько всего машин уехало из гаража?

2) На дереве сидело 5 синичек. 4 птички улетели. Сколько синичек осталось на дереве?

3) На дереве сидели синички. Когда 5 птичек улетело, осталось сидеть еще 4. Сколько всего синичек сидело на дереве?

1. ▲ Прочитайте задачи, какие из них решаются сложением?

2. ● Прочитайте задачи. Какие из них на сложение, а какие на    вычитание.   Если задача на сложение, то поставьте знак  «+», если на вычитание, то знак «-« .

3. ■ Прочитайте задачи. Найдите для каждой правильное решение.

II вариант.

Задача: «У Вали было 8 слив. После обеда она съела 3 сливы. Наелась ли Валя?».

1. ▲ Измените текст так, чтобы он имел вид задачи.

2. ● Измените текст так, чтобы он имел вид задачи на сложение.

3. ■ Измените текст так, чтобы он имел вид задачи на сложение и решите ее.

III вариант.

Задача: «Мартышка нашла на огороде 4 спелых клубники и 2 зеленых. Сколько всего ягод нашла Мартышка?»

 

Варианты решений:

                               4 - 2      4 + 2       6 - 4      6 - 2.

1. ▲ Из предложенных вариантов решений данной задачи найдите верный и подчеркните его.

2. ● Какой из предложенных вариантов решения является решением задачи, обратной данной? Составьте эту задачу.

3. ■ Какой из предложенных вариантов решений является верным? Объясните, почему остальные варианты не подходят, в чем заключается ошибка?

 

Дифференциация работы по форме учебных действий.

I вариант.

Задача: «На ветке сидело 5 птиц, 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?»

1. ▲ Решение задачи с опорой на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).

2. ● Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:  O O O O O.

3. ■ Решение задачи без наглядной опоры, в уме.

II вариант.

Задача: «У Насти было 5 яблок,  3 яблока она отдала Гале. Сколько яблок осталось у Насти?»

Краткая запись Насти:                           Краткая запись Гали:

Настя – 5 яблок                                      Было – 5 яблок

Галя – 3 яблока                                      Отдала – 3 яблока

Осталось – ? яблок                                 Осталось – ? яблок

1. ▲ Чем отличаются краткие записи девочек?

2. ● Найдите отличия и сходства в выполненных Галей и Настей краткой записи?

3. ■ Соответствуют ли выполненные краткие записи тексту задачи? Какую вы бы сделали краткую запись  к этой задаче?

III вариант.

На закрытой доске написана задача: «В гараже стояло 7 машин. Сначала уехали 2 машины, а затем еще 3. Сколько всего машин уехало из гаража?»

Решение выполнено с ошибкой:

7 – 3 = 4 (м.) – уехали.

Учитель на 10 секунд открывает доску.

1. ▲ Восстановить решение задачи.

2. ● Восстановить и объяснить решение задачи.

3. ■ Решить задачу и доказать ее правильность.

 

Дифференциация работы по характеру помощи учащимся.

I вариант.

Задача. «Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?»

Карточка № 1.

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что о задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

 

Карточка № 2.

Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.

 

Карточка № 3.

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.

 

Карточка № 4.

Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:

Привезли – 15 б.

Съел - ? б.

Осталось – 9б.

 

Карточка № 5.

Подумай, как можно узнать, сколько Матроскин съел бутербродов.

 

Карточка № 6.

Воспользуйся схемой и реши задачу:

□ - □ = □ (б.)

 

Комментарий:

1. ▲ Решение задачи с использованием всех карточек помощниц.

2. ● Решение задачи с использованием карточек № 1-3.

3. ■ Решение задачи с использованием карточки № 1.

II вариант.

Задача: «В вазе было 5 яблок, 2 яблока взяли. Сколько яблок осталось?»

Составьте краткую запись. Решите задачу, запишите ответ.

Карточки-помощницы (перфокарты).

Карточка № 1.  Выдели «ключевые» слова для краткой записи.

В вазе                            5 яблок

2 яблока                    .    Сколько

яблок                              ?

 

Карточка № 2.

Было -                      яблок

Взяли -                     яблок

Осталось -               яблок

 

Карточка  № 3.

Сделай выбор арифметического действия, подчеркнув нужный знак: взяли  O, дали  O.   Выбери нужный знак:          « + » или     «­- «

 

Карточка № 4.

Решение:     

 

Карточка № 5.

Ответ:   □ яблок осталось.

 

Комментарий:

1. ▲ При решении используют все карточки-помощницы.

2. ● При решении используют карточки № 1, № 2.

3. ■ Решают без карточек-помощниц.

III вариант.

Задача: «В вазе лежало 20 конфет. Лена взяла 12 конфет. Сколько конфет осталось в вазе?». Составьте схему решения задачи. Решите ее.

Карточка № 1.

При составлении схемы используй обозначения :       - десятки,  

                                                                                           - единицы.

 

 

 

Карточка № 2.

Заполни таблицу:

                                      

 

 

 

 

 

20

 

 

12

 

 

 

Карточка № 3.

Используя таблицу (карточка № 2), составь схему. Реши задачу.

Комментарий:

1. ▲ При решении пользуются всеми тремя карточками.

2. ● При решении могут воспользоваться только карточкой № 1.

3. ■ Решают без карточек-помощниц.

IV  вариант.

Задача: «У Маши было 5 конфет, 2 она отдала Свете. Сколько конфет осталось у Маши?».

1. ▲ Выполните иллюстрацию к задаче, используя «схему-помощницу».

             

              точки, изображающие                                     точки, изображающие                                                     

              большее число в задаче                                   меньшее число в задаче

 

2. ● Выполните иллюстрацию к задаче в виде «картинки с точками»:

Уменьшаемое – самое большое число в задаче, вычитаемое – самое маленькое число в задаче.

 

3. ■ Выполните иллюстрацию к задаче в виде «картинки с точками».

 

Дифференциация работы по уровню творчества.

I вариант.

1. ▲ Составь задачу, чтобы ее решение имело вид: 9 – 3 = 6.

2. ● Используя числа 9 и 3, составь задачу и реши ее.

3. ■ По данной иллюстрации составь задачу и реши ее.

 

II вариант.

1. ▲ Составьте задачу по сюжету сказки «Волк и семеро козлят». Выполните иллюстрацию к составленной задаче.

2. ● Составьте задачу по сюжету сказки «Волк и семеро козлят». Выполните иллюстрацию в виде «картинки с точками».

3. ■ Составьте задачу по сюжету сказки «Волк и семеро козлят». Оформите краткую запись к составленной задаче.

III вариант.

1. ▲ Составьте задачу, решение которой имеет вид: 7 – 4 = 3.

2. ● Составьте задачу так, чтобы в ее решении использовались числа

7, 4, 3.

3. ■ Составьте все возможные задачи, в решении которых используются числа 7, 4, 3.

 

Информация о работе Самостоятельная работа на уроках математики в начальных классах