Анализ и оценка эффективности системы управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является система управления организацией.
Объектом исследования выступает предприятие торгового бизнеса – ООО «Продсоюз».
Достижение указанной цели включает решение следующих задач:
изучение теоретических аспектов системы эффективного управления;
анализ существующей системы управления в данной организации;
разработка проекта.

Содержание

1. Теоретические основы управления в современных организациях………….5
1.1. СУ в современных организациях……………………………………...5
1.2. Эффективность системы управления организации…………………11
1.3. Методы анализа и оценки эффективности структуры управления
Организации………………………………………………………………..26
Вывод……………………………………………………………………….32
2. Анализ существующей системы управления в ООО «Продсоюз»………..34
2.1. Организационно- экономическая характеристика предприятия…..34
2.2. Анализ существующей системы управления ООО «Продсоюз» с использованием методов исследования………………………………….41
2.3. Основная проблематика и направление повышения качества системы управления организации………………………………………..47
Вывод………………………………………………………………………50
3. Разработка проекта совершенствования эффективности системы управления организации………………………………………………………..52
3.1. Проект формирования процессно-ориентированной модели управления потребительской лояльностью………………………………52
3.2. Проект повышения эффективности процесса управления на основе брендинга…………………………………………………………………...56
3.3.Социально-экономическая оценка проекта совершенствования эффективности системы управления организацией…………………….58

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.docx

— 535.90 Кб (Скачать документ)

    Каждый  менеджер, наблюдая работу персонала, оценивает согласованность действий людей по их отношению к работе, квалификации, ответственности, организованности, ритму работы и многим другим параметрам. Это оценка результатов его распоряжений и всех действий – расстановки  персонала, выдачи распоряжений, мотивации  и пр. Это оценка непосредственного  результата управленческой деятельности менеджера.

    Эффективность менеджмента характеризует социально-экономическую  и организационную стороны работы. Она построена не только на соизмерении  затрат на ее выполнение и полученного  результата, но отражает степень организованности работы, удовлетворенность трудом, общую целенаправленность деятельности, экономический результат, положение  организации во внешней среде. Можно  иметь хорошую прибыль, но при  этом высокую социально-психологическую  напряженность в коллективе. Эффективность  общей деятельности приемлема, но эффективность  менеджмента оказывается низкой. В конечном счете, это приведет к  кризису.  
Эффективность менеджмента определяет устойчивость и перспективность развития. Она не всегда тождественна эффективности общей деятельности, может быть ниже ее, но желательно, чтобы она ее опережала.

    Организация функционирует в определенной среде. Поэтому нельзя эффективность менеджмента  рассматривать только по внутренним характеристикам функционирования организации. Существует и внешняя  эффективность, которая проявляется в сотрудничестве с поставщиками и потребителями, финансистами (инвесторами) и административно-государственным аппаратом. При этом внешняя и внутренняя эффективность менеджмента должны быть сбалансированными.

     Получается, что концепция эффективности менеджмента становится тождественной концепции самого менеджмента. Эффективность – отражает не столько существование характеристик менеджмента, сколько их полноту учета, сочетание и комбинацию относительно цели и ресурсов.  
Качество – это характеристика результата, его соответствие определенному стандарту, отражающему интересы потребителя, эффективность – сопоставление достигнутых характеристик с использованными ресурсами. Понятия качества и эффективности менеджмента имеют отличие и связь.

    Для обеспечения эффективности менеджмента  необходимо учитывать все ее факторы. Но это можно сделать только тогда, когда эти факторы систематизированы, когда выделены основные и определяющие. 
Факторы эффективности разнообразны и могут быть представлены в различных ракурсах.

    При проведении практического исследования обычно называют инвестиционный климат, методологию менеджмента, обоснование  инвестиций, информационное обеспечение, инфраструктуру менеджмента.

    С позиций подходов к управлению можно  сгруппировать еще и факторы  искусства, опыта и научности  управления. Эти факторы характеризуют  разнообразие подходов к менеджменту, суть научного подхода (см. рис.1.7).

    

    Рис. 1.7 – Факторы эффективного менеджмента

    Вообще, в практическом управлении прагматизм всегда противостоит научно-профессиональному  управлению. Устойчивый и долгосрочный эффект может дать только анализ, диагностика  и проектирование методологии и  организации менеджмента, а не слепое использование рецептов. При этом рецепты не исключаются, а проверяются, заменяются и формируются.

    Для обеспечения внутренней эффективности  менеджмента надо учитывать три  группы факторов: использование ресурсов, получение результата, соответствующего движению к цели, фактор времени.

    Использование ресурсов проявляется в их структуре, качестве и возможностях сбалансированного пополнения. Для обеспечения эффективности менеджмента необходима экономия ресурсов.  
Результат управленческой деятельности материализуется и обнаруживает себя в конечном результате функционирования организации – продукте, услуге, прибыли. Однако можно и необходимо для понимания эффективности менеджмента говорить и о непосредственном результате менеджмента и его соответствии цели. Непосредственный результат менеджмента обнаруживает себя в характеристиках управленческого решения, в оценке того, в какой мере решение согласует деятельность людей и направляет ее на достижение цели.

    Фактор  времени находит свое выражение  в своевременности решений, экономии времени на их разработку, использовании  прогрессивных технологий, потенциале и производительности персонала. 
Каждый из этих факторов можно и далее конкретизировать. Но они являются основными и определяющими в эффективности менеджмента. 
С другой стороны существуют внешние факторы, влияющие на эффективность. К ним относятся инвестиционный климат, методология, определяющая научный подход к управлению, обоснование инвестиций с позиций стратегии и тенденций развития, информационная поддержка, социальная инфраструктура. Обобщенные результаты исследований показывают, что эти факторы неравнозначны. Экономическая ситуация и инвестиционный климат занимают главное место в обеспечении эффективности менеджмента. Однако использование возможностей экономической ситуации зависит от методологии менеджмента, точнее, реализации научно-аналитического подхода к построению эффективности.

    По  методологии и соответственно организации  менеджмента можно выделить два  подхода: прагматический и научно-аналитический. Они отличаются распознаванием и  выделением проблем и методами их разрешения.

    Прагматический  подход характеризует поведение  менеджера, жестко привязанного к ситуации. Главным в его деятельности использование  известных рецептов успеха, учет непосредственных факторов гарантированного и сиюминутного успеха, ощущение опасности неудачи, которое определяется опытом работы и интуицией, четкая организация деятельности (контроль, ответственность, дисциплина). В этом подходе нет ничего плохого, и он обеспечивает эффективность менеджмента. Однако, вероятность промахов и ошибок достаточно высока, нет понимания перспективы развития, видения будущего, возможна подмена важных проблем менее важными и второстепенными.

      Формула: «Проблемы надо решать, а не наблюдать за их проявлением»  – хороша, но ее можно заменить  формулой: «Проблемы надо решать  в определенной последовательности  и своевременно. Для этого надо  их исследовать». Научно-аналитический подход к менеджменту и предполагает систематизацию проблем сначала по классам методологии и организации менеджмента, потом по таким факторам эффективности как концепция и приоритеты управления, исследование проблем, образование и компетенции персонала, мотивация деятельности, стратегия и инновации, информационные технологии.

    Менеджмент  предназначен для построения определенного  поведения объекта управления, которое  можно разделить на два аспекта: экономическое поведение, отражающееся в комплексе экономических характеристик, и социально-психологическое, характеризующее  социальную сторону согласования и  сотрудничества.

    Формула эффективного практического менеджмента  предполагает строить его на использование  научных знаний и рекомендаций, рецептов практического успеха, использование  профессионального опыта, практических навыков и умений, а также искусство  управления. И все это должно осуществляться на основе анализа, диагностики проблем, проектирования и обоснованного  выбора вариантов их решений. Рассмотрим принципы эффективного менеджмента (Рис.1.8):

    1. Принципы приоритетов в менеджменте.  Главными из них являются приоритеты  человеческого фактора, мотивирования  деятельности, профессионализма.

    2. Принципы ориентирования управленческой  деятельности. Разработка цели, миссии  и стратегии менеджмента, обеспечение  качества, создание условий творчества (система «думай»).

    3. Принципы критических факторов. Учет фактора времени, развитие  информационных технологий, корпоративность,  как форма эффективного сотрудничества  и партнерства.

    

Рис.1.8 – Принципы эффективного менеджмента 

    Системная эффективность зависит от того, насколько  рационально организовано управление, т.е. от состава и количества звеньев, их подчиненности, распределения функций. Иными словами, эффективность системы  управления определяется качеством  организационной структуры, процессов  управления, а от качеств конкретных управленцев не зависит. 
     Исследование систем управления – главный фактор научного подхода к совершенствованию управления. Современными приемами и методами исследования в определенной мере должен владеть каждый менеджер. Исследование помогает глубже понять проблему и, следовательно, найти наиболее эффективное ее решение. Для современного управления исследование – важная характеристика профессионализма. Современный менеджер должен приобретать и осваивать навыки исследовательской деятельности.

    Анализ  эффективности системы управления – необходимый этап, позволяющий  сформировать комплексную оценку эффективности  деятельности предприятия на потребительском  рынке. Эффективность системы менеджмента  определяется состоянием и развитием  объекта управления и эффективным  построением самой системы управления предприятием.

       Совершенствование системы управления – сложный  и непрерывный процесс воздействия, направленный на более целесообразную организацию управляющей системы  для достижения управляемым объектом наилучших экономических показателей:

    1. повышении эффективности  производства
    2. совершенствование нормирования труда работников управления с целью обеспечения научно обоснованного подхода к определению численности работников и затрат времени на выполнение отдельных видов управленческих работ
    3. разработки рациональной системы информационного обеспечения
    4. правильный подбор и расстановка управленческих кадров
    5. совершенствование процесса разработки, принятия и реализация управленческих решений
 

         Конкурентоспособность  как интегральный  показатель оценки  эффективности деятельности.

       Конкурентоспособность – это свойства объекта, характеризующиеся  степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. Конкурентоспособность определяет способность выдерживать конкуренцию  в сравнении с аналогичными объектами.

       Оценка  конкурентоспособности предприятия  представляет собой сложную многофакторную задачу, которая сводится к выявлению  наиболее значимых числовых показателей  конкурентоспособности и их интегрированию. Действительно, любой объект — это  не что иное, как набор показателей  качества, при изменении которых  происходят количественные и качественные изменения объекта. Большинство  методов оценки конкурентоспособности  организаций основаны на применении различных коэффициентов для  анализа производственной деятельности, финансового положения, эффективности  инвестиций и т.д.

       Основными факторами достижения конкурентоспособности  объектов являются:

       качество  системы менеджмента, определяемое качеством и глубиной применяемых  научных подходов, принципов и  методов менеджмента;

       качество  разработки объекта с точки зрения прогрессивности и оптимальности  показателей, назначения надежности и  т.д.;

       качество  материализации проекта, определяемое прогрессивностью технологии;

       затраты потребителя на приобретение и внедрения  объектов.

       Для достижения конкурентных преимуществ, а, следовательно, и определенного  уровня конкурентоспособности организации, необходимо формировать и развивать  интегральный потенциал.

       В подход о том, что конкурентоспособность  организации может определять ее потенциал,  положена идея, что перспективные  возможности открываются для любого предприятия в любой ситуации, но для того, чтобы ими воспользоваться, предприятие должно обладать определенным потенциалом. Конечно, приобрести «универсальный» потенциал, пригодный на все случаи жизни, невозможно, но продвинуться на этом пути до получения реальных преимуществ на рынке представляется выполнимой задачей

       Ресурсы характеризуют качественный состав определенных средств. Соответственно, количество ресурсов означает величину  запаса этих  средств. Ресурсы, таким  образом, являются  количественной мерой   определенных качеств  - качественных составляющих потенциала фирмы. Потенциал, в свою очередь, характеризует  степень возможностей, дееспособности ресурсов. При этом  следует различать  понятия потенциала объекта и  потенциал субъекта.

Информация о работе Анализ и оценка эффективности системы управления организации