Анализ и оценка эффективности системы управления организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

Предметом исследования является система управления организацией.
Объектом исследования выступает предприятие торгового бизнеса – ООО «Продсоюз».
Достижение указанной цели включает решение следующих задач:
изучение теоретических аспектов системы эффективного управления;
анализ существующей системы управления в данной организации;
разработка проекта.

Содержание

1. Теоретические основы управления в современных организациях………….5
1.1. СУ в современных организациях……………………………………...5
1.2. Эффективность системы управления организации…………………11
1.3. Методы анализа и оценки эффективности структуры управления
Организации………………………………………………………………..26
Вывод……………………………………………………………………….32
2. Анализ существующей системы управления в ООО «Продсоюз»………..34
2.1. Организационно- экономическая характеристика предприятия…..34
2.2. Анализ существующей системы управления ООО «Продсоюз» с использованием методов исследования………………………………….41
2.3. Основная проблематика и направление повышения качества системы управления организации………………………………………..47
Вывод………………………………………………………………………50
3. Разработка проекта совершенствования эффективности системы управления организации………………………………………………………..52
3.1. Проект формирования процессно-ориентированной модели управления потребительской лояльностью………………………………52
3.2. Проект повышения эффективности процесса управления на основе брендинга…………………………………………………………………...56
3.3.Социально-экономическая оценка проекта совершенствования эффективности системы управления организацией…………………….58

Работа состоит из  1 файл

Курсовой проект.docx

— 535.90 Кб (Скачать документ)

       Потенциал объекта - системное образование  ресурсов, определенного состояния, характеризующегося  соответствующими количественными и качественными  параметрами, отражающее содержащиеся возможности объекта к выполнению определенной целенаправленной  деятельности в заданных условиях.

       Потенциал субъекта – системное образование  ресурсов, определенного состояния, характеризующегося соответствующими количественными и качественными  параметрами, отражающее содержащиеся возможности активного, динамического (само-) развития субъекта в процессе своей целеполагающей и целенаправленной деятельности в условиях данного  состояния изменяющейся внешней  среды.

       Общий потенциал фирмы как субъекта рынка представляется ее интегральным  потенциалом. Основными  системообразующими составляющего интегрального потенциала  фирмы являются: технический, технологический, пространственно-организационный, кадровый, финансовый, информационный, коммуникационный, организационно-управленческий, организационно-хозяйственный и организационно-деловой потенциалы.

       Первые  три составляющие данного перечня  – технический, технологический  и пространственно-организационный  потенциалы – образуют его материальную системную составляющую – производственный, для торговых организаций, торговый  потенциал. В свою очередь, производственный (торговый) потенциал в совокупности с кадровым, финансовым, информационным, коммуникационным и организационно-управленческим потенциалами образуют его организационно-функциональную  системную составляющую – ресурсный  потенциал. Наконец, ресурсный потенциал  в совокупности с организационно-хозяйственным  и организационно-деловым потенциалами образуют интегральный потенциал фирмы.

       Принципиальным  системным свойством потенциала фирмы является то, что каждый последующий  из всей триады системообразующих потенциалов  включает  в себя предыдущий. Производственный (торговый) потенциал представляет ценность фирмы как материального  производственного или торгового  объекта. Ресурсный потенциал представляет ценность фирмы как дееспособной системы – функционального субъекта, обладающего потенциальными возможностями  продуктивной (эффективной) функциональной деятельности. Это потенциал всей цепочки создания ценности. Наконец, интегральный потенциал представляет ценность фирмы как  действующей  системы – функционирующего субъекта рынка – со всем многообразием  ее действительных функциональных (хозяйственных  и деловых) связей и отношений  с субъектами внешней среды –  национальной и мировой экономики  – и характеризует  всю систему  создания ценности.

       Принципиальная  структура системы потенциалов фирмы представлена на рисунке 1.9.

       Рисунок 1.9. Структура системы потенциалов организации

       Интегральный  потенциал как системное образование  порождает, таким образом, синергический  эффект, характер проявления которого определяется степенью увлечения каждым последующим потенциалом возможности (ценности) предыдущего.

       Потенциал фирмы  - многомерное системное  логическое образование, структура, которого определяется тремя принципиальными  измерениями, каждое из которых соответствует  определенной группе факторов, обуславливающих, в свою очередь, весь спектр ее деятельности:

       функциональным  – основными видами функциональной деятельности;

       организационным – формами организации (управления) основных видов функциональной деятельности;

       ресурсным – ресурсами, необходимыми для организации  и осуществления функциональной деятельности.

       Система измерений, образующих пространство формирования интегральн6ого потенциала фирмы  и соответствующей модели его  структуры, и системообразующих  связей представлена на рисунке 10.

       Эффективное управление интегральным потенциалом  организации позволяет создать  определенные конкурентные преимущества.  Конкурентное преимущество определяется: наделенностью ресурсами, их структурой и пропорциями, степенью развитости и степенью специализированности ресурсов, скоростью процесса создания, обновления и совершенствования ресурсов, организацией их продуктивного, эффективного использования. Именно организационно-функциональная составляющая интегрального потенциала фирмы и обуславливает продуктивность процесса обеспечения ее ключевыми  для достижения ее конкурентного  преимущества ресурсами.

       Конкурентное  преимущество – это обладаемая системой какая-либо эксклюзивная ценность, дающая ей превосходство перед конкурентами. Факторы конкурентного преимущества могут быть: материальными или  виртуальными: внешними и внутренними: базисными или второстепенными; направленными на повышение качества объекта по стадиям жизненного цикла, ресурсосбережение по этим  же стадиям  или же на решение тих и других задач одновременно; стратегическими  или тактическими; техническими, экономическими, организационными, психологическими, природно-климатическими; наследственными  или искусственными и т.д 

       Как уже отмечалось, конкурентные преимущества создаются уникальными осязаемыми и неосязаемыми активами, которыми владеет предприятие, теми стратегически  важными для данного бизнеса  сферами деятельности, которые позволяют  побеждать в конкурентной борьбе. Основой конкурентных преимуществ, таким образом, являются уникальные активы предприятия либо особая компетентность в сферах деятельности, важных для  данного бизнеса.

       Рисунок 10. Система измерений интегрального потенциала фирмы

       Существуют  разные системы классификаций конкурентных преимуществ. Если рассматривать относительно источника формирования, то выделяют преимущества высокого и низкого  ранг. Преимущества высокого ранга (связанные  с наличием у предприятия высокой  репутации, квалифицированного персонала, патентов, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, современным  менеджментом, и т. д.) дольше сохраняются  и позволяют достигать более  высокой прибыльности. Преимущества низкого ранга (связанные с наличием дешевой рабочей силы, доступностью источников сырья и т. д.) не столь  устойчивы, так как могут быть скопированы конкурентами.

       В любой отрасли экономики суть конкуренции выражается пятью силами рис.3. Пять сил конкуренции определяют прибыльность рынка, потому что они  влияют на цены, которые могут диктовать  фирмы, на расходы, которые им приходится нести, и на размеры капиталовложений, необходимые для того, чтобы конкурировать на этом рынке .

       В конечном счете, фирма обходит своих  соперников, если имеет прочное конкурентное преимущество.

       Рисунок 11. Пять сил, определяющих конкуренцию в отрасли

       Конкурентное  преимущество делится на два основных вида: 1)более низкие издержки, 2) дифференциация товаров. Низкие издержки отражают способность  фирмы разрабатывать, выпускать  и продавать сравнимый товар  с меньшими затратами, чем у конкурента. Дифференциация – это способность  обеспечит покупателя уникальной и  большей ценностью в идее нового качества товара, особых потребительских  свойств или послепродажного  обслуживания. Организация получает конкурентное преимущество, основываясь на системе ценностей (рис.12).

       Рисунок 12. Система ценностей

       Конкурентное  преимущество фирмы  определяется тем, насколько четко она может  организовать всю систему ценностей - связи с поставщиками и потребителями, а так же организовать свою цепочку  ценности. Цепочка ценности фирмы – это система взаимосвязанных видов деятельности, между которыми существуют связи (рис.13).

       Рисунок 13. Цепочка ценности фирмы

       Эффективное использование потенциала предприятие  дает организации определенные конкурентные преимущества на рынке, что ведет  к конкурентоспособности организации.

      1. Методы анализа и оценки эффективности системы управления

         Эффективность исследования систем управления во многом определяется выбранными и использованными методами исследования.

       Обычно, при исследовании анализа и оценка эффективности системы управления торговым предприятием осуществляется с использованием пяти методов:

  • анализ внутренней и внешней среды
  • экономический анализ
  • анализ структуры управления или организационной структуры
  • анализ организационной культуры
  • системный метод

     Взаимосвязь элементов системы управления с используемыми методами исследования представлена в табл. 12 ( приложение 12).

  1. Метод, используемый в исследовании эффективности системы управления торговым предприятием, является анализ внутренней и внешней среды.

    СТЭП– анализ – это инструмент, предназначенный для выявления:

  • социальных,
  • технологических,
    • экономических,
  • политических.

аспектов  внешней среды, которые могут  повлиять на стратегию компании. Политика изучается потому, что она регулирует власть, которая в свою очередь  определяет среду компании и получение  ключевых ресурсов для её деятельности. Основная причина изучения экономики  это создание картины распределения  ресурсов на уровне государства, которая  является важнейшим условием деятельности предприятия. Не менее важные потребительские  предпочтения определяются с помощью  социальной компоненты СТЭП – Анализа. Последним фактором является технологическая компонента. Целью её исследования принято считать выявление тенденций в технологическом развитии, которые зачастую являются причинами изменений и потерь рынка, а также появления новых продуктов.

Для того чтобы получить ясную оценку сил  предприятия и ситуации на рынке, существует SWOT-анализ.

     SWOT-анализ  — это определение сильных  и слабых сторон предприятия,  а также возможностей и угроз,  исходящих из его ближайшего  окружения (внешней среды).

  • Сильные стороны (Strengths) — преимущества организации;
  • Слабости (Weaknesses) — недостатки организации;
  • Возможности (Opportunities) — факторы внешней среды, использование которых создаст преимущества организации на рынке;
  • Угрозы (Threats) — факторы, которые могут потенциально ухудшить положение организации на рынке.

      Рисунок 14. Последовательность действий для проведения SWOT-анализа

Проведение SWOT-анализа сводится к заполнению матрицы SWOT-анализа. В соответствующие  ячейки матрицы необходимо занести  сильные и слабые стороны предприятия, а также рыночные возможности  и угрозы.

     Конечно, полезно сравнить сильные стороны  и существующие опасности. Ведь сильные  стороны можно использовать не только в целях развития, но и для предотвращения опасностей.

     2. Экономический анализ – включает  оценку динамики основных показателей  финансо-хозяйственной деятельности  предприятия, а также позволяет  сделать заключение о конкурентоспособности  фирмы. Методика анализа будет  рассмотрена в дальнейшем в  практической части данной работы.

     3. Анализ структуры управления  или организационной структуры  проводиться с использованием  метода функционально-стоимостного  анализа, который позволяет выбрать  такой вариант построения системы  управления коммерческой деятельностью  или выполняя той или иной  функции управления, который требует  наименьших затрат и является наиболее эффективным сточки зрения конечных результатов. Он позволяет выявить лишние или дублирующие функции управления, функции, которые по тем или иным причинам не выполняются, определить степень централизации и децентрализации функций управления коммерческой деятельностью и т.п. Как универсальный метод он позволяет при проведении применять систему методов и включает следующие этапы:

1) Подготовительный  этап, на котором проводится комплексное  обследование состояния производства  и управления организацией, осуществляется  выбор объекта, определяются конкретные  задачи проведения анализа, составляются  рабочий план и приказ о  проведении ФСА. 

Информация о работе Анализ и оценка эффективности системы управления организации