Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа
Целью данной работы является создание более полного представления о государственном кредите. Для достижения данной цели выполнен ряд задач: во-первых, определен сущность и функции государственного кредита; во-вторых, рассмотрен механизм государственного кредита; в-третьих, проанализированы особенности государственного кредита в современной России.
В практической части курсовой работы проведен анализ кредитоспособности юридического лица – ОАО «Мариэнергосбыт», а также физического лица.
Введение……………………………………………………………………………...3
1.Особенности развития государственного кредита в
Российской Федерации…………………………………………………………..5
1.1. Понятие государственного кредита…………………………….…………......5
1.2.Деятельность государства в качестве заемщика.
Управление государственным долгом………………………………………6
1.3.Политико-экономичекая ситуация в России на ноябрь 2010 г…………….18
2. Банковский кредит……………………………………………………………..28
2.1. Кредитование юридических лиц…………………………………………..….28
2.2. Оценка кредитоспособности физических лиц……………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...…40
Приложение
Методы управления государственным долгом:
рефинансирование – погашение основной задолженности и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;
новация – соглашение между заемщиком и кредитором по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством;
конверсия – изменение доходности займов;
консолидация – изменение срока обращения уже выпушенных займов;
унификация – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в целях сокращения расходов по их управлению;
отсрочка
погашения займа – это
аннулирование долга – отказ государства от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной власти и в случае банкротства государства.
В случае если государство - заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам. Польша оказавшаяся неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась с параличом промышленности зависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией и увеличением товарного дефицита.
В 2009 г. Россия была близка к состоянию банкротства. Платежи по обязательствам страны должны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса около 8 млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих платежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В этой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайним минимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В одних случаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи не производились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена. В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременного выполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку. Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжили предоставление России валютных кредитов.
Эту критическую стадию, близкую к международному банкротству, так или иначе удалось пройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной.
Прибегая
к государственному кредиту для
покрытия бюджетного дефицита, федеральное
правительство само предоставляет
кредиты иностранным
Разновидностью
бюджетной ссуды является инвестиционный
налоговый кредит, предоставляемый
федеральным правительством предприятиям,
имеющим крупное
Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную гарантию как способ обеспечения гражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Деятельность РФ в качестве гаранта заключается в настоящее время в следующем:
- государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. Гарантированные сбережения населения являются государственным внутренним долгом;
- выступает гарантом различных обществ и групп (финансово - промышленной группы, РАО ВСМ и др.);
- выступает поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ;
- гарантирует государственные ценные бумаги.
Управление государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
Управление
государственным кредитом направлено
на достижение экономических, социальных
и политических целей, которые определяются
тенденциями общественного
Соответственно определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система управления государственным кредитом в России переходного периода:
а) минимизация стоимости долга для заемщика;
б)
эффективное использование
в) усиление инвестиционного характера займов;
г) регулирование объемов заемных обязательств государства и поддержание их курса;
д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;
е)
определение приоритетов
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.
Обслуживание государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
Обслуживание государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга осуществляется за счет средств федерального бюджета.
С
точки зрения инвестора, наиболее приемлемым
является своевременное получение
доходов и погашение займа, расчет
по основной сумме долга и процентов
по нему. Однако в условиях значительного
роста государственной
Рефинансирование — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.
Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).
Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.
Унификация займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.
В ряде случаев правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Отсрочка погашения внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает приостановку выплаты процентов по займу.
Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
Основная
задача управления государственным
долгом России — изменение долговой
стратегии и переход от курса
на отсрочку платежей к курсу на
сокращение долга. В силу сложившихся
обстоятельств в наибольшей степени
это относится к внешнему долгу.
И здесь целесообразно
Финансовый механизм конверсионной схемы состоит в ликвидации части внешней задолженности путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.
Долг в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.
Долг в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.