Государственный кредит

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2011 в 11:20, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является создание более полного представления о государственном кредите. Для достижения данной цели выполнен ряд задач: во-первых, определен сущность и функции государственного кредита; во-вторых, рассмотрен механизм государственного кредита; в-третьих, проанализированы особенности государственного кредита в современной России.
В практической части курсовой работы проведен анализ кредитоспособности юридического лица – ОАО «Мариэнергосбыт», а также физического лица.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………...3
1.Особенности развития государственного кредита в
Российской Федерации…………………………………………………………..5
1.1. Понятие государственного кредита…………………………….…………......5
1.2.Деятельность государства в качестве заемщика.
Управление государственным долгом………………………………………6
1.3.Политико-экономичекая ситуация в России на ноябрь 2010 г…………….18
2. Банковский кредит……………………………………………………………..28
2.1. Кредитование юридических лиц…………………………………………..….28
2.2. Оценка кредитоспособности физических лиц……………………………….33
Заключение………………………………………………………………………….37
Список использованной литературы…………………………………………...…40
Приложение

Работа состоит из  1 файл

ГОКРЕДИТ КУРСАЧ.docx

— 131.42 Кб (Скачать документ)
 

     Методы  управления государственным долгом:

     рефинансирование  – погашение основной задолженности  и процентов за счет средств, полученных от размещения новых займов;

     новация – соглашение между заемщиком  и кредитором по замене обязательства  по указанному финансовому кредиту  другим обязательством;

     конверсия – изменение доходности займов;

     консолидация  – изменение срока обращения  уже выпушенных займов;

     унификация  – объединение нескольких выпущенных ранее однотипных займов в один в  целях сокращения расходов по их управлению;

     отсрочка  погашения займа – это консолидация, сопровождающаяся отказом государства  от выплаты процентов по займам;

     аннулирование долга – отказ государства  от всех выпущенных ранее обязательств. Как правило, данный инструмент используется в двух случаях: при смене государственной  власти и в случае банкротства  государства.

     В случае если государство - заемщик не может платить долги и проценты по ним, а кредиторы не желают давать отсрочку, то кредиторы могут объявить страну банкротом. Тогда производится арест всех зарубежных активов страны, всех находящихся в зарубежных портах судов и грузов в уплату кредиторам. Польша оказавшаяся неплатежеспособной в начале 2006 г. столкнулась с параличом промышленности зависевшей от импорта материалов и полуфабрикатов, галопирующей инфляцией и увеличением товарного дефицита.

     В 2009 г. Россия была близка к состоянию  банкротства. Платежи по обязательствам страны должны были составлять 20,8 млрд. дол., при активе торгового баланса  около 8 млрд. долл и золотовалютных резервах 5 млрд. долл. Рублёвый эквивалент этих платежей превысил 21 трлн руб. при общей сумме доходов бюджета 25 трлн руб. В этой ситуации нормальные платежи по внешнему долгу ограничились крайним минимумом, а остальное регулировалось мерами чрезвычайного характера. В одних случаях условия погашения обязательств нарушались: частью платежи не производились вообще, частью их самовольно переносили на более поздние времена. В других случаях удавалось убедить кредиторов в невозможности своевременного выполнения обязательств и получить от них согласие на официальную отсрочку. Наконец, российские власти шли на всё, чтобы западные страны продолжили предоставление России валютных кредитов.

     Эту критическую стадию, близкую к  международному банкротству, так или  иначе удалось пройти, и сейчас проблема внешних долгов выглядит менее напряженной.

     Прибегая  к государственному кредиту для  покрытия бюджетного дефицита, федеральное  правительство само предоставляет  кредиты иностранным государствам, а также резидентам, например, в  виде краткосрочной бюджетной ссуды  предприятиям и субъектам РФ. Организациям агропромышленного комплекса за счет средств бюджета предоставляется  товарный кредит (для обеспечения  горюче-смазочными материалами), а администрациям районов Крайнего Севера - льготные кредиты для обеспечения завоза топлива и других жизненно важных ресурсов.

     Разновидностью  бюджетной ссуды является инвестиционный налоговый кредит, предоставляемый  федеральным правительством предприятиям, имеющим крупное народнохозяйственное значение. Размер кредита соответствует  сумме налоговых платежей заемщика в Федеральный бюджет за год или  несколько лет.

     Бюджетный кодекс РФ рассматривает государственную  гарантию как способ обеспечения  гражданско – правовых обязательств, в силу которых гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, которому дана гарантия, обязательства перед третьим лицами полностью или частично. Деятельность РФ в качестве гаранта заключается в настоящее время в следующем:

     - государство гарантирует вклады населения в Сберегательном банке. Гарантированные сбережения населения являются государственным внутренним долгом;

     - выступает гарантом различных обществ и групп (финансово - промышленной группы, РАО ВСМ и др.);

     - выступает поручителем по кредитам, предоставленным коммерческими банками администрациям субъектов РФ;

     - гарантирует государственные ценные бумаги.

     Управление  государственным кредитом — одно из направлений финансовой политики государства, связанное с обеспечением его деятельности в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с  обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых  займов, поддержанием вторичного рынка  долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный  банк РФ, которые определяют общий  объем бюджетного дефицита, объем  и характер займов, необходимых для  его финансирования, разрабатывают  кредитную политику и ее институциональное  обеспечение.

     Управление  государственным кредитом направлено на достижение экономических, социальных и политических целей, которые определяются тенденциями общественного прогресса  и современным состоянием экономики  страны. В числе основных экономических  целей — обеспечение экономической  стабилизации и роста производства, поддержание его конкурентоспособности  на мировом рынке; социальные цели подразумевают  обеспечение социальной стабильности и социального прогресса; политические цели формулируются исходя из идеи поддержания стабильности функционирования политической системы и обеспечения  национальной безопасности. Достижение этих целей в немалой степени  связано с управлением государственным  долгом, в особенности внешним, состояние  которого, как показывает мировая  практика, во многом определяет не только экономическую независимость страны, но и сохранение ее национального  суверенитета, что особенно актуально  и для современной России.

     Соответственно  определяются и ранжируются задачи, которые предназначена решить система  управления государственным кредитом в России переходного периода:

     а) минимизация стоимости долга  для заемщика;

     б) эффективное использование привлеченных средств, создание соответствующей  системы учета и контроля;

     в) усиление инвестиционного характера  займов;

     г) регулирование объемов заемных  обязательств государства и поддержание  их курса;

     д) привлечение средств на самых выгодных для эмитента условиях;

     е) определение приоритетов кредитной  политики государства, обеспечение  своевременного возврата предоставленных  кредитов.

     В системе действий по управлению государственным  кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных  средств, создавая для него дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. Лишь в случае инвестиционных займов обслуживание и погашение обязательств осуществляются за счет доходов от проекта.

     Обслуживание  государственного долга предполагает, во-первых, осуществление операций по размещению долговых обязательств, во-вторых, выплату доходов по ним и, в-третьих, погашение долга полностью или частично согласно плану или осуществление взносов в фонд погашения. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.

     Обслуживание  государственного долга РФ производится Банком России и его учреждениями, если иное не предусмотрено Правительством РФ. Банк России осуществляет функции  генерального агента по обслуживанию государственного долга безвозмездно. Оплата услуг агентов по размещению и обслуживанию государственного долга  осуществляется за счет средств федерального бюджета.

     С точки зрения инвестора, наиболее приемлемым является своевременное получение  доходов и погашение займа, расчет по основной сумме долга и процентов  по нему. Однако в условиях значительного  роста государственной задолженности  и бюджетного дефицита правительство  вынуждено прибегать к различным  способам регулирования долга. К  таким способам традиционно относят  рефинансирование, консолидацию, конверсию, унификацию займа, обмен облигаций  по регрессивному соотношению и  т. п.

     Рефинансирование  — это погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

     Конверсия — традиционно это изменение доходности займов (понижение — в целях снижения расходов по управлению государственным долгом или повышения доходности для кредиторов).

     Консолидация  — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения (как правило) или сокращения. Предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения. Возможно совмещение консолидации с конверсией.

     Унификация  займов — это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и вне ее.

     В ряде случаев правительство может  провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т. е. когда несколько ранее выпущенных облигаций приравниваются к одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости выполнять в полноценных деньгах расчеты по облигациям (выплата процентов и (или) погашение облигаций), размещенным ранее в обесценившейся на момент расчета валюте.

     Отсрочка  погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.

     Конверсия, консолидация, унификация государственных  займов и обмен облигаций государства  обычно осуществляются только в отношении  внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней  задолженности. Отсрочка погашения  внешнего займа, как правило, проводится по согласованию с кредиторами, причем эта операция не обязательно предусматривает  приостановку выплаты процентов  по займу.

     Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.

     Основная  задача управления государственным  долгом России — изменение долговой стратегии и переход от курса  на отсрочку платежей к курсу на сокращение долга. В силу сложившихся  обстоятельств в наибольшей степени  это относится к внешнему долгу. И здесь целесообразно обратиться к современному мировому опыту конверсионных финансовых методов урегулирования внешней задолженности, как наиболее гибких и адекватных современному состоянию и кредитным возможностям России.

     Финансовый  механизм конверсионной схемы состоит  в ликвидации части внешней задолженности  путем ее обмена на национальные активы — национальную валюту, облигации, акции, товары, финансовые активы и  т. п. Наиболее приемлемым для России могут быть следующие варианты.

     Долг  в обмен на экспорт. Имеется в виду не сырьевой экспорт, а экспорт готовой продукции. Этот вариант позволяет поддержать конкурентоспособные производства в стране, развивать экспорт, осваивать новые рынки сбыта, а следовательно, сохранять рабочие места, обеспечивать поступление налогов и погашение долгов, а также финансирование инвестиций. Важно поддерживать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал (космическая, алюминиевая, авиационная промышленность и др.), которые уже сейчас выпускают продукцию, соответствующую мировым стандартам и могут способствовать росту экономики в целом.

     Долг  в обмен на собственность. Этот вариант проводится, как правило, в рамках программы приватизации, а также предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизируемых предприятий и привлечение стратегических инвесторов. В этом случае важно провести оценку стоимости отечественных предприятий в соответствии со стандартами мирового рынка, а обмен долговых обязательств на акции должен осуществляться по выгодному для России курсу. Важно определить также доли акций (компаний) в собственности при конверсии долга.

Информация о работе Государственный кредит