Анализ конкурентоспособности компании «Цветы и сервис»

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2011 в 18:28, курсовая работа

Описание

В эпоху глобализации и интернационализации производства единственным критерием его эффективности и востребованности выпускаемой продукции является конкурентоспособность. В настоящее время не существует единого определения понятия "конкурентоспособности". Основными факторами, которые обуславливают возможность множественности трактовок этого понятия, являются различные исходные позиции экономистов, а также и то, что в качестве производителя рассматривается лишь отдельное предприятие, отрасль или вся экономика в целом.

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………………..2

1. Экономическая сущность конкурентоспособности…………………………………….4

1.1. Понятие конкурентоспособности………………………………………………….…..4

1.2. Факторы конкурентоспособности……………………………………………………..7

1.3. Методы анализа конкурентоспособности……………………………………………..10

2. Анализ конкурентоспособности компании « Цветы и сервис»………………………..15

2.1. Характеристика компании « Цветы и сервис»………………………………………...15

2.2. Факторы конкурентоспособности компании « Цветы и сервис»……………………17

2.3. Анализ конкурентоспособности компании « Цветы и сервис»………………………19

Заключение 24

Список источников литературы …………………………………………………………….25

Работа состоит из  1 файл

Маркетинг, курсач.docx

— 61.58 Кб (Скачать документ)

     В зависимости от признака количества характеристик, учитываемых при  оценке конкурентоспособности, следует  различать единичный и комплексный  критерии.

     Единичный критерий конкурентоспособности представляет собой одну из простых характеристик, определяющих конкурентоспособность.

     Комплексный критерий конкурентоспособности состоит  из совокупности характеристик, определяющих конкурентоспособность. Его разновидностями  являются групповой и обобщенный критерии.

     Групповой критерий конкурентоспособности —  это комплексный критерий, который  включает группу характеристик, определяющих конкурентоспособность услуги с  той или иной стороны.

     Обобщенный  критерий конкурентоспособности —  это комплексный критерий конкурентоспособности, по которому принимают решение в  результате оценки конкурентоспособности  услуги. [5]

     Анализ  конкурентных позиций предприятия  на рынке предполагает выяснение  его сильных и слабых сторон, а  также тех факторов, которые в  той или иной степени воздействуют на отношение покупателей к предприятию  и, как результат, на изменение его  доли в продажах на конкретном товарном рынке. Сталкиваясь с международной  и внутренней конкуренцией, по мнению французских экономистов А.Олливье, А.Дайана и Р.Урсе, оно должно обеспечить себе уровень конкурентоспособности по восьми факторам. Это:

1.Концепция  товара и услуги, на которой  базируется деятельность предприятия; 

2. Качество, выражающееся в соответствии  продукта высокому уровню товаров  рыночных лидеров и выявляемое  путем опросов и сравнительных  тестов;

3.Цена  товара с возможной наценкой;

4.Финансы  - как собственные, так и заемные; 

5.Торговля - с точки зрения коммерческих  методов и средств деятельности;

6.Послепродажное  обслуживание, обеспечивающее предприятию  постоянную клиентуру; 

7.Внешняя  торговля предприятия, позволяющая  ему позитивно управлять отношениями  с властями, прессой и общественным  мнением; 

8.Предпродажная  подготовка, которая свидетельствует  о его способности не только  предвидеть запросы будущих потребителей, но и убедить их в исключительных  возможностях предприятия удовлетворить  эти потребности. 

     Анализ  отобранных факторов заключается в  выявлении сильных и слабых сторон как в своей деятельности, так и в работе конкурентов, что может позволить, с одной стороны, избежать наиболее острых форм конкуренции, а с другой - использовать наиболее эффективно свои преимущества и слабости конкурента. Конкурентоспособность предприятия и финансовая устойчивость предприятия - это две сложные и взаимосвязанные категории. Для укрепления своей финансовой устойчивости предприятию необходимо повышать свою конкурентоспособность.

     Существует  несколько путей повышения конкурентоспособности  предприятия:

1. Постоянное  использование нововведений.

2. Поиск  новых, более совершенных форм  выпускаемого товара.

3. Выпуск  продукции такого качества, которое  бы отвечало государственным  и мировым стандартам.

4. Сбыт  товаров в те сегменты рынка,  где наиболее высокие требования  к качеству и сервисному обслуживанию.

5. Использование  только высококачественного сырья  и материалов.

6. Постоянное  обучение и переподготовка кадров.

7. Повышение  материальной заинтересованности  работников и улучшение условий  труда. 

8. Проведение  маркетинговых исследований рынка,  с целью установления потребностей  покупателей. 

9. Анализ  своих конкурентов, для выявления  своих сильных и слабых сторон.

10. Поддержание  контактов с научно–исследовательскими  организациями и инвестирование  научных разработок, направленных  на повышение качества продукции. 

11. Использование  наиболее эффективных рекламных  мероприятий. 

12. Регистрация  своего товарного знака и использование  фирменных марочных изделий. 

Используя эти пути, предприятие сможет повысить как свою конкурентоспособность, так  и укрепить свою финансовую устойчивость. . [2] 

1.3.Методы  анализа конкурентоспособности

     Основной  задачей каждого экономиста, изучающего проблему оценки конкурентоспособности  предприятий, является отыскание критериев  конкурентоспособности, ее источников и факторов. Анализ экономической  литературы по рассматриваемой тематике позволяет выделить несколько подходов к решению сформулированной задачи.

     Матричные методы

     Группа  методов базируется на оценке маркетинговой  стратегии предприятия на основе построения матрицы конкурентных стратегий. В основе методики лежит анализ конкурентоспособности с учетом жизненного цикла продукции предприятия. Сущность оценки состоит в анализе матрицы, построенной по принципу системы координат: по горизонтали – темпы роста (сокращения) объема продаж; по вертикали – относительная доля предприятия на рынке.

     Преимущества  метода: при наличии информации об объемах реализации и относительных  долях рынка конкурентов метод  позволяет обеспечить высокую адекватность оценки. Недостатки метода: исключает проведение анализа причин происходящего и осложняет выработку управленческих решений, а также требует наличия достоверной маркетинговой информации, что влечет необходимость соответствующих исследований.

     Методы, основанные на оценке конкурентоспособности продукции предприятия.

     Эта группа методов базируется на суждении о том, что конкурентоспособность  предприятия тем выше, чем выше конкурентоспособность его продукции. Для определения конкурентоспособности продукции используются различные маркетинговые и квалиметрические методы, в основе большинства которых лежит нахождение соотношения цена-качество

     Расчет  показателя конкурентоспособности  по каждому виду продукции ведется  с использованием экономического и  параметрического индексов конкурентоспособности. Каждый из частных индексов по соответствующему параметру принимается как отношение  фактического значения оцениваемого параметра  к значению соответствующего показателя у конкурирующей продукции (либо иной продукции, выбранной за базу сравнения). При этом параметрический индекс определяется на основе оценки технических (качественных) параметров продукции, экономический – стоимостных. Перечень стоимостных и технических параметров, а также вес каждого из параметров устанавливается экспертным путем. В частности, в ряде методов в качестве одного из стоимостных параметров рассматривается величина затрат по послепродажному обслуживанию продукции.

     Показатели  конкурентоспособности вычисляются  по каждому виду продукции предприятия. Далее определяется коэффициент  конкурентоспособности самого предприятия: находится средневзвешенное значение среди показателей по каждому  виду продукции, где в качестве весов  выступает объем реализации соответствующего вида продукции.

     К несомненным преимуществам рассматриваемого подхода можно отнести то, что  он учитывает одну из наиболее важных составляющих конкурентоспособности  предприятия – конкурентоспособность  его продукции. К недостаткам  – то, что он позволяет получить весьма ограниченное представление  о преимуществах и недостатках  в работе предприятия, так как  конкурентоспособность предприятия  принимает вид конкурентоспособности  продукции и не затрагивает другие аспекты его деятельности. Кроме  того, определенные нарекания вызывает сведение конкурентоспособности продукции  к оценке соотношения цена-качество, не учитывающее степень инновативности продукции, имеющей существенное значение при позиционировании продукции на рынке.

     Методы, основанные на теории эффективной конкуренции 

     Согласно  этой теории, наиболее конкурентоспособными являются те предприятия, где наилучшим  образом организована работа всех подразделений  и служб. На эффективность деятельности каждой из служб оказывает влияние множество факторов – ресурсов предприятия. Оценка эффективности работы каждого из подразделений предполагает оценку эффективности использования им этих ресурсов. В основе подхода лежит оценка групповых показателей или критериев конкурентоспособности.

     Суть  подхода заключается в оценке способностей предприятия по обеспечению  конкурентоспособности. Каждая из сформулированных в ходе предварительного анализа  способностей предприятия по достижению конкурентных преимуществ оценивается  экспертами с точки зрения имеющихся  ресурсов. При этом состав и структура  оцениваемых способностей значительно  варьируют в различных методиках: от показателей себестоимости и  финансовой устойчивости до способности  предприятия адаптироваться к нововведениям.

     В дальнейшем, в зависимости от метода, с целью оценки конкурентоспособности  предприятия полученные экспертные оценки подвергаются различной математической обработке. Чаще всего показатель конкурентоспособности предприятия находится путем вычисления средневзвешенного значения из полученных экспертных оценок с учетом удельного веса, который отводится каждой из оцененных способностей в достижении конкурентных преимуществ предприятия.

     К преимуществам данного подхода  следует отнести учет весьма разносторонних аспектов деятельности предприятия. В то же время лежащий в основе подхода посыл о том, что показатель конкурентоспособности предприятия может быть определен путем элементарного суммирования способностей предприятия к достижению конкурентных преимуществ, является недоказанным, поскольку сумма отдельных элементов сложной системы (каковой является любое предприятие), как правило, не дает того же результата, что и вся система в целом.

     Комплексные методы

     Методы, отнесенные к данному подходу, определены как комплексные в силу того, что  оценка конкурентоспособности предприятия  в рамках каждого из методов ведется  на основании выделения не только текущей, но и потенциальной конкурентоспособности  предприятия. В основе подхода лежит  утверждение, в соответствии с которым  конкурентоспособность предприятия  есть интегральная величина по отношению  к текущей конкурентоспособности  и конкурентному потенциалу.

     Текущая и потенциальная конкурентоспособность  и их соотношения в рамках интегрального  показателя конкурентоспособности  предприятия в зависимости от метода могут варьироваться. Так, в  ряде случаев текущая (реальная) конкурентоспособность  определяется на основании оценки конкурентоспособности  продукции предприятия, потенциальная  – по аналогии с методами, основанными  на теории эффективной конкуренции.

     В рамках рассматриваемого подхода представляет интерес метод, предложенный П. В. Забелиным, в котором конкурентоспособность  предприятия рассматривается как  аддитивная функция текущей конкурентоспособности  предприятия и его конкурентного  потенциала с соответствующими весовыми коэффициентами.

     Текущая конкурентоспособность предприятия, в свою очередь, определяется как способность хозяйствующего субъекта приносить прибыль на вложенный капитал в краткосрочном периоде не ниже заданной прибыльности и рассматривается автором как отношение агрессивности существующей стратегии к необходимому в будущем уровню агрессивности (стратегический норматив).

     Конкурентный  потенциал – потенциальная возможность (текущие предпосылки) сохранять  или увеличивать конкурентоспособность  в долгосрочном периоде – видится  автором как отношение текущего потенциала предприятия к оптимальному потенциалу (норматив возможностей), задаваемому  уровнем будущей нестабильности внешней среды.

     Весовые коэффициенты показывают долю совокупных стратегических капитальных вложений, которые идут соответственно на вложения в стратегию и мощности (затраты  на стратегическое планирование, исследования рынков, разработку новой продукции  и запуск ее в серийное производство, здания и оборудование, сбытовую сеть, маркетинг); вложения в потенциал  предприятия (наем и обучение персонала, приобретение технологий, затраты на создание функциональных служб и  т. д.).

Информация о работе Анализ конкурентоспособности компании «Цветы и сервис»