Детская беспризорность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 18:23, курсовая работа

Описание

Цель квалификационной работы – рассмотреть социальную работу с беспризорными и безнадзорными детьми.
Задачи квалификационной работы:
– раскрыть понятия «безнадзорность» и «беспризорность» детей и подростков;
– рассмотреть детскую беспризорность и безнадзорность в истории России: проблемы и пути решения;

Работа состоит из  1 файл

беспризорн.docx

— 171.12 Кб (Скачать документ)

Одним из результатов реализации мер  по развитию семейных форм устройства детей-сирот является сокращение количества учреждений для детей указанной  категории.

По состоянию на 01.01.2008 года в  специализированных учреждениях для  несовершеннолетних,нуждающихся в  социальной реабилитации, находилось 39687 детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации, из них 895 беспризорных.

К 2010 году,по данным органов исполнительной власти субъектов федерации, за счет развития семейных форм устройства детей  планируется сократить количество учреждений для детей-сирот и  воспитывающихся в них детей  в 1,3 раза: число учреждений – на400, число детей в них – примерно на 35 тыс. человек.

В рамках реструктуризации и реформирования учреждений для детей-сирот предполагается переориентировать эти учреждения не на постоянное пребывание в них детей, а на содействие их семейному устройству, а также создать в учреждениях благоприятные условия для содержания и воспитания детей, приближенные к семейным. Основные усилия в деятельности по сокращению численности детей, живущих вне семьи, должны быть направлены не на последствия-то есть устройство детей, лишившихся родительского попечения, – а на профилактику сиротства, и, прежде всего, сиротства по социальным причинам. Лишение родительских прав должно рассматриваться в качестве крайней меры воздействия,применяемой только в тех случаях, когда иные меры не дали результата. Только так возможно остановить ежегодное появление многих тысяч детей, остающихся без семьи.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и  Федеральным законом «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»  органами управления образованием субъектов  Российской Федерации обеспечивается контроль за получением детьми обязательного  общего образования. На уровне субъектов  Российской Федерации, муниципальных  образований, образовательных учреждений создаются банки данных о несовершеннолетних, по тем или иным причинам не обучающихся  в образовательных учреждениях.

По данным Росстата на 1 октября 2007 г. выявлено 5003 не обучающихся в нарушение  Закона Российской Федерации «Об  образовании» детей в возрасте от 7 до 15 лет или 0,04% от общего числа  несовершеннолетних указанной возрастной категории(12,9 млн. человек). Для сравнения на тот же период 2006 г. выявлено 6835не обучающихся или 0,05% от общего числа несовершеннолетних указанной возрастной категории (13,5 млн. человек).

Органами управления образованием субъектов Российской Федерации  принимаются дополнительные меры по обеспечению права на образование  различных категорий детей, находящихся  в трудной жизненной ситуации.

Продолжается развитие дифференцированной сети образовательных учреждений, в  том числе реабилитационного  профиля, для детей с проблемами в развитии, поведении,обучении и  социальной адаптации (специальные  учебно-воспитательные учреждения закрытого  и открытого типа, общеобразовательные  школы-интернаты, кадетские школы  и кадетские школы-интернаты, образовательные  учреждения для детей,нуждающихся  в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, специальные(коррекционные) образовательные  учреждения для обучающихся, воспитанников  с ограниченными возможностями  здоровья и другие). В 2007 г. в России действовало 61 специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа и 35учреждений открытого типа.

Работа приютов и социально  – реабилитационных центров направлена на удовлетворение минимальных потребностей детей в жилье и пище, а также  на оказание более всесторонней реабилитационной помощи, включая определение правового  статуса и места нахождения членов семьи или родственников, предоставление жилья и консультаций по социальным и психологическим вопросам.

Можно выделить следующие  положительные моменты, которые  наблюдаются в настоящее время  в ходе реализации федеральной программы  «Дети России»:

– наблюдается укрепление института  семьи;

– формируется положительное общественное мнение о значимости благополучных  семейных отношений, о традициях  семьи;

– происходит укрепление и развитие семейных форм жизнеустройства детей, создание новых приемных семей, усыновление  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

– привлекаются новые агенты, в  том числе и из негосударственного сектора, на рынок социальных услуг  для семей с детьми;

– заметно улучшается демографический  рост в регионах и районах Российской Федерации;

– расширяется и повышается качество социальных услуг, представляемых семьям и детям,оказавшимся в трудной  жизненной ситуации;

– наблюдается снижение количества подростков, употребляющих алкоголь и наркотики;

– проводится подготовка подростков и молодежи к ответственному родительству.

В системе профилактики безнадзорности,беспризорности и детского сиротства, семья должна стать активно действующим элементом. Для этого в обществе должны быть созданы условия, способствующие реализации потенциала семей, их социальной активности, развитию различных объединений, выражающих корпоративные интересы социального  развития семьи,повышению ее статуса  и роли в профилактической работе.

Проблема профилактики негативных явлений среди несовершеннолетних, их социальной адаптации, повышения  уровня защиты прав и интересов, предупреждения семейного неблагополучия, социального  сиротства,жестокого обращения с  детьми остается одной из острых социальных проблем,решение которой невозможно без консолидации усилий на федеральном  уровне.

 
 
 

3. Деятельность социальных служб по реабилитации беспризорных и безнадзорных детей

3.1Проблема социальной  адаптации беспризорных и безнадзорных  несовершеннолетних в условиях  трансформирующегося российского  общества

Социальные и экономические  проблемы российского общества существенно  ослабили институт семьи, ее воздействие  на воспитание детей. Результатом чего является нарушение нормального  процесса социализации ребенка, рост численности  безнадзорных и беспризорных детей, увеличение распространения в детской  и подростковой среде наркотиков и различных психотропных препаратов, алкоголя и, как следствие, увеличение числа правонарушений среди несовершеннолетних.

Учет безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних предельно затруднен, т. к. многие из них не имеют постоянного  места жительства, постоянного институционализированного  занятия и т.д. Их цифра постоянно  колеблется и складывается, преимущественно, на основе данных, получаемых от социальных служб и органов правопорядка.

В основном это дети из неблагополучных  семей, где родители ведут асоциальный  образ жизни(алкоголики, наркоманы), воспитанием детей не занимаются. Ребенок без надзора более  подвержен влиянию негативных социальных факторов и усвоению негативного  социального опыта и своевременное  выявление, изъятие из такой «семьи»,применение мер, направленных на успешную социализацию, его социальную адаптацию– является важнейшей задачей.

Выстраивание работы по социальной адаптации беспризорных и безнадзорных несовершеннолетних включает выявление  таких детей и подростков и  их устройство в специализированные учреждения для несовершеннолетних, организацию мероприятий,направленных на приспособление каждого временного этапа жизни ребенка к условиям реальной действительности.

Несовершеннолетние, находящиеся  в трудной жизненной ситуации,испытывают недостаток внутренних ресурсов для  изменения как себя лично, так  и ситуации в целом. Именно поэтому  для своей адаптации и интеграции они нуждаются в социально  организованном влиянии, направленном на активное включение в социум,соответствующее  потребностям ребенка. Такое социально-организованное влияние,направленное на успешный процесс  социальной реабилитации, адаптации, интеграции и социализации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних осуществляется,согласно Федеральному Закону №120-ФЗ «Об основах  системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», в специализированных учреждениях  для несовершеннолетних, нуждающихся  в социальной реабилитации.

Анализ существующей литературы показал, что тема социальной адаптации данной категории граждан, в частности  в условиях специализированного  учреждения для несовершеннолетних, еще мало изучена. Анализ нормативно-правовых документов свидетельствует о том, что большинство из них направлены на профилактику данного явления. Процесс  социализации, в частности социальной адаптации несовершеннолетних, регламентирован  плохо и в основном признается лишь как данная необходимость.

Это актуализирует проблему социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних как особой социальной группы с целью их успешной интеграции в процессы жизнедеятельности современного общества. Вместе с тем существующая система работы с детьми в государственных  учреждениях зависит от множества  факторов объективного и субъективного  характера и не всегда способствует успешной адаптации личности на всех ее возрастных этапах.Для решения  этой проблемы в стране разрабатываются  государственные программы по переводу детей из приютов под опеку  или на воспитание в семью. Современная  система государственных учреждений для таких детей неэффективна с точки зрения и адаптации  к самостоятельной жизни в  новых социально-экономических условиях,сознательного  выбора своей взрослой социальной роли.

Для улучшения сложившейся ситуации, для повышения эффективности  процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних необходима реализация следующих мер:

– разработка и внедрение программ и методик, направленных на профессиональную адаптацию подростков в условиях специализированных учреждений;

– более тесное межведомственное взаимодействие, координация и сотрудничество социальных учреждений, организаций  и служб в работе с категорией безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних.

Выше перечисленные меры реализуются  на муниципальном уровне управления, непосредственно на уровне учреждений. Однако, для более успешного процесса социальной адаптации безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних в условиях специализированных учреждений, необходимы усовершенствования, в том  числе, и нормативно-правовой базы, на всех уровнях управления.

3.2 Деятельность социальных  служб по работе с несовершеннолетними  за рубежом

 

В настоящее время более актуальной проблемой в мире, требующей первоочередного  решения является проблема социальной защищенности детей. Важной задачей  в западных странах становится обновление теории социализации ребенка, с целью определения оптимальных путей его адаптации к современному обществу.

В зарубежных странах (Америка, Германия, Англия) существует разграничение ответственности  по защите прав ребенка. Если признается, что он нуждается в государственной  защите,то заключается трехстороннее  соглашение между кровными родителями, службой,которую органы опеки и  попечительства наделили необходимыми полномочиями и конкретным гражданином (социальным работником, патронатным  воспитателем),который работает в  этой службе и выполняет определенные функции. Такой служащий может либо приходить в неблагополучную  семью и помогать ей решать возникшую  проблему, либо взять на какое-то время  ребенка к себе и ухаживать  за ним, пока в его семье не улучшиться обстановка.

Немало интересного имеется  в США в социальной работе с  детьми. Перед учреждениями общего типа, к которым относятся детские  сады (дневные и круглосуточные), группа продленного дня в школе, детские дома, центры, созданные  в рамках определенных программ,федеральное  законодательство США ставит задачу обеспечить: полноценное обучение детей  соответствующее их возрасту, интересам  и способностям; полноценное питание  и уход; медицинские услуги; возможности  для социального и экономического развития; содействие развитию родителей; социальные услуги необходимые детям  и их семьям.

Специальные учреждения социальной помощи детям предоставляют следующие  услуги: организация специальных  групп профессионального обучения для родителей, обеспечение помощи по трудоустройству, обеспечение присмотра  за детьми работающих в дневное или  вечернее время родителей, создание при городских центров здоровья служб для незамужних матерей, создание и поддержка служб защиты детей, подвергшихся насилию, работа с приемными  семьями, наблюдение за адаптацией ребенка  в новой семье, развитие социальных служб помощи детям в получении  образования и так далее. В  экстремальных ситуациях службы берут на себя заботу о детях независимо от уровня дохода семьи.

Как и в ряде других стран, в США  социальное обслуживание умственно  отсталых осуществляется как в психиатрических  больницах и домах интернатах, так и специализированных стационарах  и диспансерах, а также амбулаторно. Особое внимание при этом обращается на работу с малолетними и несовершеннолетними.

В США проводится следующая работа с бежавшими из дома и бездомными детьми:функционируют приюты и общежития, проводятся индивидуальные и групповые  консультации, беседы с родителями, с целью возвращения ребенка  в семью,оказывается помощь семьям, вновь объединившимися с детьми.

Социальная работа с несовершеннолетними  правонарушителями, подростками группы риска строится на основе целого ряда программ школ. Последние подразделяются на две группы: программы для нормальных школ и специальных школ, рассчитанных на трудных и осужденных подростков.

Информация о работе Детская беспризорность