Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

Как показывает опыт многих стран и регионов бывшего  СССР (Закавказье, Приднестровье), наибольшую опасность представляют этнотерриториальные конфликты. Главная предпосылка их возникновения – наличие компактно расселенных национальных меньшинств. Вполне правомерные требования предоставления национально-территориальной автономии становятся потенциально опасны, если район проживания национальных меньшинств непосредственно граничит с основным этническим массивом в соседнем государстве и автономия может послужить ступенью к «воссоединению». По этой причине в международных соглашениях по правам меньшинств территориальная автономия не отнесена к числу их неотъемлемых прав, в отличие от культурной автономии и принципа равноправия. Стремление к отделению с целью создания собственного государства или присоединения к другому чревато еще более серьезными последствиями, вплоть до гражданской войны с национальным уклоном.   

Остановимся более  подробно на вооруженных конфликтах, происходивших на территории России и в ближнем зарубежье, так  как именно они затрагивают интересы миллионов наших сограждан, настоящих  и бывших. Начало вооруженным конфликтам в СССР было положено в конце 1980-х  годов. Тогда было зафиксировано 76 территориально-этнических споров, разгоревшихся и еще разгоравшихся, кроме того, 80 были на грани перехода в активную стадию. Затем не стало  СССР, но разногласия еще более  усилились, в результате вооруженных  столкновений погибли тысячи людей. Одна треть бывшего СССР с населением 30 млн человек оказалась вовлеченной в территориальный передел, сопровождавшийся то разгорающимися, то затухающими конфликтами.[18]    

Межэтнический вооруженный  конфликт, как правило, не вспыхивает сразу. Он возникает незаметно. Чтобы  представить себе этапы его нарастания, проанализируем, как шло развитие событий в «горячих точках» на территории СССР, а после его развала  – и СНГ.   

Обычно они начинались на территории какого-либо территориально-этнического  образования. Русские и русскоязычное  население подвергались дискриминации: ущемлялись права при трудоустройстве  и получении образования. Далее  резко обострялись социальные противоречия, создавались национальные вооруженные  формирования, осуществлялось силовое  и моральное давление на государственные  органы, прежде всего суды, прокуратуру, милицию, различные органы управления и жизнеобеспечения городов и  других населенных пунктов. В органы государственной власти и управления пытались проникнуть преступные элементы. Между сотрудниками милиции и  вооруженными формированиями возникали  перестрелки, причем каждая из сторон обвиняла друг друга в нападении. Резко обострялась криминогенная  обстановка, увеличивалось количество тяжких преступлений и убийств, раскрываемость их резко снижалась.   

Несмотря на пока еще мирные отношения двух противоборствующих сторон или новообразованных государств, дороги становились все опаснее. Небывалых размеров достигали убийства и грабежи. На границах бывших республик  обыскивали всех без исключения в  поисках оружия. В вооруженный  конфликт активно втягивалось гражданское  население.   

В зоне конфликта нередки  откровенные акты терроризма, убийства, мародерство, волны погромов. Увеличивается  число вынужденных переселенцев и беженцев. Это усиливает криминогенную  обстановку, тем более что идет быстрое неконтролируемое вооружение гражданского населения. Нередко стихийно создаются отряды ополченцев. В магазинах  пустеют прилавки, все дороже становится продовольствие и все труднее  его достать. По вечерам становится опасно выходить на улицу. Противоборство все отчетливее приобретает характер настоящей войны.   

Каждому гражданину, прежде всего, следует знать, что война, как и любой род деятельности в цивилизованном обществе, регламентирована законодательно. Юридические нормы, предписывающие правила ведения войны, направлены на максимальное соблюдение прав военного человека и защиту мирного населения, оказавшегося в зоне боевых действий. В конечном счете это законодательство призвано по возможности затруднить течение конфликта между сторонами, согласившимися применить цивилизованные нормы.   

Нормы международного права  закреплены в Гаагских конвенциях о  законах и обычаях войны (1899,1907), Женевской конвенции о защите жертв войны (1949), Гаагской конвенции  о защите культурных ценностей в  случае вооруженного конфликта (1954), Конвенции  о неприменении срока давности к  военным преступникам и преступлениям  против человечности, принятой Генеральной  Ассамблеей ООН (1968). Все эти документы  признаются РФ, но речь в них идет о международных вооруженных конфликтах. В нашей же стране и в ближнем зарубежье эти конфликты носили и носят в основном межнациональный (межэтнический) характер. Следует подчеркнуть, что и в этом случае стороны обязаны соблюдать международные правовые нормы, касающиеся ведения военных действий. Однако во всех вооруженных конфликтах, происходивших на территории бывшего СССР, эти нормы нарушались практически всеми противоборствующими сторонами.   

Это касается и наиболее масштабного вооруженного конфликта  на территории России – чеченского. От рук боевиков погибло много  не только военных, но и мирных жителей, вошел в норму захват заложников, да и федеральные войска нередко  наносили удары по районам, где находилось гражданское население, и проводили  массовые «зачистки». Грубейшее нарушение  международного права заключалось  и в том, что мирное население  не выводилось из районов военных  действий. Не применялся в этом конфликте  и режим интернирования[19] гражданских лиц, предполагающий выполнение обеими сторонами прав и обязанностей, связанных с предоставлением временного жилья, права переписки и т. д. Но, несмотря на указанные издержки, нормы международного права, связанные с ведением военных действий, существуют, и ответственность за их нарушение никто не отменял.   

Таким образом, можно констатировать, что конфликты в различных  областях общественной жизни и разной степени интенсивности – достаточно распространенное явление в современном  мире, однако наибольшую опасность  представляют вооруженные конфликты. Они охватывают отдельные регионы  мира или государства, но чреваты  расширением сферы распространения, переходом к более жестким  методам ведения военных действий. Эти конфликты перерастают в  локальные войны, которые, как свидетельствует  история, могут предшествовать мировой  войне. Специалисты в области  безопасности жизнедеятельности должны четко и ясно представлять себе характер подобного рода общественных явлений, знать стратегию и способы  выживания населения в районе боевых действий.

5.2. Стратегия  поведения и способы защиты 


 

   Если у населения, находящегося в зоне боевых действий, отсутствуют  элементарные знания и навыки выживания, это приводит к неоправданным  жертвам. Их число вполне можно снизить. Для этого необходимо вовремя  распознать опасность, заранее предпринять  соответствующие меры (покинуть опасный  район или, по крайней мере, запастись  предметами первой необходимости). Все  аспекты данной проблемы рассмотреть  невозможно, поэтому остановимся  на тех, которые касаются жителей  городов и крупных населенных пунктов РФ.   

С наступлением военной  опасности в регионе может  быть введено военное положение (ВП) – в случае начала агрессии против РФ или ее непосредственной угрозы. Чрезвычайное положение (ЧП) вводится при попытке изменения конституционного строя РФ, захвата или присвоения власти, вооруженного мятежа и т. д.   

Чрезвычайное  положение на всей территории РФ или в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ с незамедлительным сообщением об этом высшим органам законодательной власти РФ. Цель подобной акции – устранение обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя РФ. Согласно Закону РФ «О чрезвычайном положении», на этот период могут предусматриваться следующие меры и временные ограничения:    

• приостановление полномочий органов исполнительной власти субъекта (субъектов) РФ, а также органов местного самоуправления;   

•установление ограничений  на свободу передвижения по территории, введение на ней особого режима въезда и выезда;   

• усиление охраны общественного порядка, объектов, подлежащих государственной охране, и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта;   

• установление ограничений на осуществление отдельных видов финансово-экономической деятельности, включая перемещение товаров, услуг и финансовых средств;   

• установление особого порядка, приобретения и распределения продовольствия и предметов первой необходимости;    

• запрещение или ограничение проведения собраний, митингов и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;   

• запрещение забастовок и иных способов прекращения деятельности организаций;   

• ограничение движения транспортных средств и осуществление их досмотра;   

• приостановление деятельности опасных производств и организаций, в которых используются взрывчатые, радиоактивные, а также химически и биологически опасные вещества;   

• эвакуация материальных и культурных ценностей в безопасные районы в случае, если существует реальная угроза их уничтожения, похищения или повреждения в связи с чрезвычайными обстоятельствами.

 

 

   При непосредственной угрозе насильственного изменения конституционного строя, захвата власти, вооруженного мятежа и т. д. могут быть осуществлены дополнительные меры и временные ограничения:    

• введение комендантского часа, т. е. запрета в установленное время суток находиться на улицах и в иных общественных местах без специально выданных пропусков и документов, удостоверяющих личность;    

• ограничение свободы печати и других СМИ путем введения предварительной цензуры с указанием условий и порядка ее осуществления, а также временное изъятие или арест печатной продукции, радиопередающих, звукоусиливающих технических средств, множительной техники, установление особого порядка аккредитации журналистов;   

• приостановление деятельности политических партий и иных общественных объединений, которые препятствуют устранению обстоятельств, послуживших основанием для введения ЧП;   

• проверка документов, удостоверяющих личность граждан, личный досмотр, досмотр их вещей, жилища и транспортных средств;   

• ограничение или запрещение продажи оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, специальных средств, ядовитых веществ, установление особого режима оборота лекарственных средств и препаратов, содержащих наркотические средства, психотропные вещества, сильнодействующие вещества, а также этилового спирта, спиртных напитков, спиртосодержащей продукции; в исключительных случаях допускается временное изъятие у граждан оружия и боеприпасов, ядовитых веществ, а у организаций наряду с этим также боевой и учебной военной техники, взрывчатых и радиоактивных веществ;    

• выдворение лиц, нарушающих режим ЧП и не проживающих на данной территории, за ее пределы;   

• продление срока содержания под стражей лиц, задержанных по подозрению в терроризме, и других особо опасных преступников на весь период действия ЧП, но не более чем на три месяца.

 

 

   Необходимо обратить внимание на то, что для обеспечения режима ЧП используются силы и средства органов  внутренних войск, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности, внутренних войск, а также силы и  средства МЧС. В исключительных случаях  на основании указа Президента РФ дополнительно могут привлекаться Вооруженные силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, кроме  пограничных, для выполнения следующих  задач:   

• поддержания особого режима въезда и выезда;   

• охраны объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения и функционирование транспорта, и объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей, а также для окружающей природной среды;   

• разъединения противоборствующих сторон, участвующих в конфликтах, сопровождающихся насильственными действиями с применением оружия, боевой и специальной техники;    

• участия в пресечении деятельности незаконных вооруженных формирований;   

• участия в ликвидации ЧС и спасении жизни людей.

 

 

   Указанные задачи, кроме последней, военнослужащие Вооруженных сил  РФ, других войск, воинских формирований и органов выполняют совместно  с сотрудниками органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральных органов безопасности и военнослужащих внутренних войск. При этом на них распространяются положения федерального законодательства о внутренних войсках в части, касающейся условий, порядка и пределов применения физической силы, специальных  средств, оружия, боевой и специальной  техники.   

Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против РФ. В период действия ВП могут в той или иной мере, в какой это необходимо для обеспечения обороны страны и безопасности государства, ограничиваться права и свободы граждан. На территории, на которой вводится ВП, применяются меры по организации производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для государственных нужд, обеспечения Вооруженных сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, специальных формирований, создаваемых на военное время, и для нужд населения.   

Согласно Закону РФ «О военном положении», при введении ВП могут применяться следующие меры:   

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях