Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция

Описание

Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 366.29 Кб (Скачать документ)

В середине 1990-х годов  в России стали проводиться акции, которые сложно было однозначно отнести  к экстремистским либо к неэкстремистским. С одной стороны, допускались  малозначительные нарушения законности, с другой – подобные нарушения  могли быть оправданы правом граждан  на защиту своих прав. Такие акции  получили наименование «акции прямого действия».    

Акции прямого действия разделяются  на «зрелищные» и «радикальные». К зрелищным относятся пикеты, митинги, демонстрации, вывешивание транспарантов и т. п. Акции подобного характера по определению не являются экстремистскими. Исключением из этого правила являются случаи использования лозунгов и плакатов с призывами насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, а также с содержанием, нацеленным на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.    

К радикальным акциям прямого действия относятся блокады подъездных путей, захваты объектов и т. д. В этом случае главное – отсутствие насилия или угрозы его применения. Причем даже какая-либо имитация оружия (например, детский пистолет) может перевести акцию прямого действия в категорию террористических актов.   

Из всех видов общественных движений наиболее четко юридические  вопросы радикальной деятельности были проработаны у «зеленого» движения – защитников природы. Именно у «зеленых» имеется максимальное количество формирований, успешно балансирующих между экстремизмом и законностью. Следует, однако, отметить, что большинство радикальных экологических движений действуют за пределами нашей страны.

6.2. Экстремистские  уличные подростковые объединения  и группы 


 

   В практической образовательной  деятельности специалист безопасности жизнедеятельности, обучая человека методам  и способам противодействия экстремистским организациям, должен исходить из основной установки – «Предвидеть, помочь, спасти!». Эта установка наиболее точно определяет важность изучения современных уличных подростковых экстремистских групп и объединений.    

В современной России большую опасность для всего  населения представляют молодежные экстремистские группы. На первый взгляд, это спонтанно собранные объединения  подростков, но на самом деле в них  существует вертикальная власть, безоговорочное подчинение.   

Достоверная информация об особенностях этих групп способна уменьшить степень влияния подобных объединений на неустойчивую часть  молодежи, а в некоторых случаях  предупредить попадание подростков в ряды асоциальных групп и  их участие в экстремистских акциях. Законопослушной молодежи знания об уличных подростковых экстремистских организациях предоставляют возможность  правильного выбора поведения в  период контакта с представителями  этих групп и ухода от их агрессивных  действий.   

Существует большое  количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. Для этой цели более остальных подходит классификация, предложенная В.Т.Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся им на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, деятельность которых имеет соответственно общественную, нейтральную и антиобщественную направленность.   

К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, историко-патриотические объединения и иные формирования. С точки зрения общественного спокойствия интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.   

На структуру  молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в  неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков, характере жизненных целей и  способов их реализации. В этой связи  следует отметить, что среди неимущих подростков много панков, а наиболее распространенным движением в среде  подростков из среднего класса стали  рэперы.   

Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, в основу которой положена агрессивность и интеллектуализированность формирований. Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом – агрессивные малоинтеллектуализированные панки. В настоящее время из неагрессивных протестных движений самыми крупными (хотя и немногочисленными) являются хиппи, растаманы, рэперы и энер-геты. Из агрессивных – панки, алисоманы, киноманы, фанаты ролевых игр, футбольные фанаты. Существуют также особо агрессивные экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды («бритоголовые»), псевдозеленые экстремисты («грибные эльфы»), молодежная группа Национал-большевистской партии Э. Лимонова.   

Имеются также формирования, которые нельзя однозначно отнести  к категории агрессивных либо неагрессивных движений, примером могут  служить «сатанисты». Собственная  специфическая субкультура отличает также ряд молодежных формирований третьего сектора (неправительственные  организации), например «зеленых».   

В протестных подростковых движениях «протест» обычно принимает  форму маргинализма и пермиссивности (вседозволенности). Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в глубинах леворадикального течения I960 – 1970-х годов. Один из теоретиков этого направления французский социолог Ж. Леви-Стринжер отмечает, что маргинализм осуждает в капиталистической системе все – официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы, структуры чистогана многонациональных корпораций, урбанизм для рабов. Уход из социума приводит к созданию собственной контркультуры, особых норм поведения, нравственности и морали.   

Концепция вседозволенности возникла на Западе в начале 1970-х годов. Она отражала особый тип поведения молодежи – бунт против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.   

Участники интеллектуализированных  движений используют такие формы  протеста, как философское мировоззрение, социальная активность (как просоциальная, так и асоциальная) и богемный образ жизни. Этим в значительной степени определяется статус подростка  в иерархии группы. В малоинтеллектуализированных  движениях статус их участников во многом зависит от физической силы и степени криминализации.   

В экстремистских организациях нередко существует «двойной стандарт». Особенно показательна негласная (а  то и гласная) допустимость различных  проявлений вседозволенности «своих»  по отношению к окружающим и недопустимость подобного поведения для всех остальных. Для экстремистов также  характерно создание военизированных  формирований, причем нередко не столько  по каким-либо идеологическим основаниям, сколько из соображений престижа.    

В ультраправых, ультралевых  политических организациях и в агрессивных  подростковых формированиях, имеющих  экстремистский уклон (скинхеды, скинопанки), подобная деятельность часто выражается в форме причинения физического  вреда людям.   

Рассмотрим некоторые экстремистские молодежные организации, действующие на территории России.   

Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») – молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. В нем выделяются два крупных крыла – бонхеды и скины-антифашисты. Кроме того, существует множество мелких ответвлений.    

Бонхеды (боунхеды) – boneheads – «костяные башки», «тупоголовые» – наци-скины – это название праворадикальных скинов было дано им левыми скинхедами. Название прижилось.    

В России движение бонхедов появилось в конце 1980-х  годов. В начале 1990-х число его  сторонников значительно выросло, в основном в больших городах  – Санкт-Петербурге, Москве, Екатеринбурге, где участились нападения на лиц  кавказской национальности и их массовые избиения. Группировки бонхедов, как  правило, очень сплоченные, сформированные на базе расистской идеологии, организовывались для совместных разбойных нападений. Однако значительная часть скинов увлекается только внешней атрибутикой (высокие  армейские ботинки с высоко закатанными  джинсами или военными штанами, подтяжки для штанов, выбритая голова, часто  попадается фашистская свастика).   

Сильное влияние  среди бонхедов в начале 2000-х годов  имели партия «Русское национальное единство» (РНЕ) под предводительством  Баркашова (скинхеды были там молодежным крылом), Национально-республиканская  партия России (с 2001 г. переименована в Партию Свободы) Ю. Беляева. Весной 2001 г. бывший лидер питерского отделения Национал-большевистской партии (НБП) А. Гребнев, перешедший в Партию Свободы, объявил о формировании «новых сердитых» – «партии рыцарей освобождения России». Новое формирование строилось на идеологии национал-социализма. Со стороны бонхедов нередки неспровоцированные нападения.   

Были установлены  обширные связи группировок бонхедов с преступным миром. Скинхеды создавали  преступные группы, занимавшиеся грабежами  и разбоем. Часто эти группы объединялись с традиционными преступными  формированиями и занимались, кроме  указанных видов преступной деятельности, кражами со взломом.   

К 2001 г. НБП стала безусловным лидером среди политических экстремистских формирований. Она сделала упор на молодежный андеграунд. В качестве своей базы НБП рассматривала социально неудовлетворенную молодежь (начиная с подросткового возраста) – скинхедов и молодежь из околобогемных тусовок.   

Определенный отклик среди подростковых формирований нашел  и призыв НБП усилить борьбу с  наркомафией при одновременной  легализации «легких» наркотиков («экстази», амфетамины, продукты конопли и псилоцибиновых грибов). Причем чаще всего из этих лозунгов озвучиваются именно призывы легализации  наркотиков.   

Скинхедов, прежде всего, привлекали экстремистские заявления  и акции национал-большевиков. В  период резкого роста численности  скинхедов в 2000–2001 гг. НБП успешно конкурировала с другими националистическими политическими формированиями за симпатии бритоголовых.    

НБП использовала в  своей работе знание специфических  особенностей возрастной психологии подростков. Так, например, велась весьма жесткая  критика семьи как социального  института, которая рассматривалась  в качестве конкурента партии. Следует  отметить, что на определенном этапе  подросток начинает выходить из-под  полной опеки семьи. Следствием гиперопеки со стороны взрослых может стать  крушение авторитета семьи вплоть до ненависти к ней. Именно в этот период обостряется опасность влияния  на него антисемейной агитации.   

С другой стороны, в  жизни молодых людей существует еще этап, когда вновь образовывающаяся семья выбрасывает человека из любой  формы социальной деятельности. Об этом свидетельствуют материалы  программы МИ0П-2 – 86, в ходе которой  было определено, что после создания собственной семьи молодежные экологические  активисты, как правило, быстро покидают общественное движение. Поэтому определенным образом поставленная и хорошо продуманная  пропагандистская кампания в НБП, направленная против «обывательской семьи», содействовала  увеличению ее популярности среди молодежи. Следует заметить, что благодаря  литературному дару Э. Лимонова критика  семьи в НБП была поставлена действительно  талантливо.   

Скины-антифашисты  – ультралевое крыло скинхедов. К нему относятся красные скины, SHARP[22] и др. В отличие от правых скинов, любящих демонстрировать национальный флаг, государственную символику, кельтские кресты и свастику, красные и анархистские скинхеды – антипатриоты. Они носят нашивки с «анархией», «серпы-молотки» и т. п. Изредка западные скины-антифашисты и «леваки» носят на куртках атрибутику СССР. Чаще пришивают нашивки с эмблемой политической организации, в которой состоят.   

«Красные скинхеды-анархисты» – Red Anarchy Skinheads, или сокращенно RASH. Эта организация объединяет в основном приверженцев анархической и коммунистической идеологии. RASH сейчас стремительно распространяется по всему миру, издает свои журналы, организует коллективы экстремальной музыки. Ее члены активно участвуют в радикальном антифашистском и анархистском движении. Кроме расизма, они борются с сексизмом (угнетением женщин) и гомофобией (преследованием сексменьшинств). Их деятельность часто направлена против губительных последствий господства транснациональных корпораций, они участвуют в радикальных экологических акциях. Они всегда там, где бедные люди другой национальности подвергаются позорным нападениям. Они выступают против империализма, усиления эксплуатации трудящихся, жестокости полиции и тюрем.   

В составе SHARP – представители нацменьшинств, сексменьшинств и различных левых движений. Они отказались от леворадикальных взглядов красных скинов, оставив в качестве «символа веры» идеи антифашизма и антирасизма.    

Есть организации, объединяющие скинов-гомосексуалистов, такие как, например, GSM {Gay Skinhead Movement).   

Сейчас во всем мире среди  скинхедов, как правило, преобладают  левые и traditional skinheads. Последние аполитичны и придерживаются так называемого spirits (духа 69-х). Правых скинов больше всего в России и некоторых странах Восточной Европы.

Выводы


 

   Экстремизм порождают различные  факторы: слом сложившихся социальных структур; экономический и социальный кризис, ухудшающий условия жизни  большинства населения и ставящий многих на грань нищеты; ослабление государственной власти и дискредитация  ее институтов; падение исполнительской  дисциплины; рост антисоциальных проявлений; распад прежней системы ценностей; чувство ущемления национального  достоинства и т. д.   

Социальное и политическое недовольство используется экстремизмом в целях демонтажа сложившихся  общественных структур. Экстремистские организации и движения проводят свои политические акции, невзирая на конституционные и другие законодательные  акты, запрещающие подобную деятельность.    

Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях