Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция
Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.
В середине 1990-х годов в России стали проводиться акции, которые сложно было однозначно отнести к экстремистским либо к неэкстремистским. С одной стороны, допускались малозначительные нарушения законности, с другой – подобные нарушения могли быть оправданы правом граждан на защиту своих прав. Такие акции получили наименование «акции прямого действия».
Акции прямого действия разделяются на «зрелищные» и «радикальные». К зрелищным относятся пикеты, митинги, демонстрации, вывешивание транспарантов и т. п. Акции подобного характера по определению не являются экстремистскими. Исключением из этого правила являются случаи использования лозунгов и плакатов с призывами насильственного изменения основ конституционного строя и нарушения целостности Российской Федерации, подрыва безопасности государства, а также с содержанием, нацеленным на разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
К радикальным акциям прямого действия относятся блокады подъездных путей, захваты объектов и т. д. В этом случае главное – отсутствие насилия или угрозы его применения. Причем даже какая-либо имитация оружия (например, детский пистолет) может перевести акцию прямого действия в категорию террористических актов.
Из всех видов общественных
движений наиболее четко юридические
вопросы радикальной
6.2. Экстремистские
уличные подростковые
В практической образовательной
деятельности специалист безопасности
жизнедеятельности, обучая человека методам
и способам противодействия экстремистским
организациям, должен исходить из основной
установки – «Предвидеть, помочь,
спасти!». Эта установка наиболее
точно определяет важность изучения
современных уличных
В современной России
большую опасность для всего
населения представляют молодежные
экстремистские группы. На первый взгляд,
это спонтанно собранные
Достоверная информация
об особенностях этих групп способна
уменьшить степень влияния
Существует большое количество классификаций неформальных подростковых объединений по различным признакам. В настоящее время наиболее актуальным вопросом работы с подростковыми формированиями является сохранение общественного спокойствия и профилактика правонарушений. Для этой цели более остальных подходит классификация, предложенная В.Т.Лисовским. На основании психолого-педагогических критериев подростковые формирования делятся им на просоциальные, асоциальные и антисоциальные, деятельность которых имеет соответственно общественную, нейтральную и антиобщественную направленность.
К просоциальным относятся клубы социальной помощи, экологические, историко-патриотические объединения и иные формирования. С точки зрения общественного спокойствия интерес представляют только движения и формирования, реализующие просоциальную деятельность в экстремистских формах.
На структуру молодежных движений и формирований оказывает влияние социальное расслоение общества, проявляющееся как в неравенстве материальных возможностей, так и в уровне притязаний подростков, характере жизненных целей и способов их реализации. В этой связи следует отметить, что среди неимущих подростков много панков, а наиболее распространенным движением в среде подростков из среднего класса стали рэперы.
Для целей профилактики и коррекции асоциального поведения подростков наиболее удобной оказалась классификация, в основу которой положена агрессивность и интеллектуализированность формирований. Таким образом, на одном полюсе оказываются неагрессивные высокоинтеллектуальные хиппи, на другом – агрессивные малоинтеллектуализированные панки. В настоящее время из неагрессивных протестных движений самыми крупными (хотя и немногочисленными) являются хиппи, растаманы, рэперы и энер-геты. Из агрессивных – панки, алисоманы, киноманы, фанаты ролевых игр, футбольные фанаты. Существуют также особо агрессивные экстремистские подростково-молодежные формирования: скинхеды («бритоголовые»), псевдозеленые экстремисты («грибные эльфы»), молодежная группа Национал-большевистской партии Э. Лимонова.
Имеются также формирования,
которые нельзя однозначно отнести
к категории агрессивных либо
неагрессивных движений, примером могут
служить «сатанисты». Собственная
специфическая субкультура
В протестных подростковых движениях «протест» обычно принимает форму маргинализма и пермиссивности (вседозволенности). Маргинализм представляет собой бескровный социальный протест, выражающийся в игнорировании личностью требований официальной морали, стремлении выйти из-под контроля общественных институтов. Маргинализм зародился в глубинах леворадикального течения I960 – 1970-х годов. Один из теоретиков этого направления французский социолог Ж. Леви-Стринжер отмечает, что маргинализм осуждает в капиталистической системе все – официальную культуру, культ труда и семейный деспотизм, консервативные догмы, структуры чистогана многонациональных корпораций, урбанизм для рабов. Уход из социума приводит к созданию собственной контркультуры, особых норм поведения, нравственности и морали.
Концепция вседозволенности возникла на Западе в начале 1970-х годов. Она отражала особый тип поведения молодежи – бунт против культуры и морали «старого» капиталистического (а впоследствии и социалистического) мира.
Участники интеллектуализированных движений используют такие формы протеста, как философское мировоззрение, социальная активность (как просоциальная, так и асоциальная) и богемный образ жизни. Этим в значительной степени определяется статус подростка в иерархии группы. В малоинтеллектуализированных движениях статус их участников во многом зависит от физической силы и степени криминализации.
В экстремистских организациях нередко существует «двойной стандарт». Особенно показательна негласная (а то и гласная) допустимость различных проявлений вседозволенности «своих» по отношению к окружающим и недопустимость подобного поведения для всех остальных. Для экстремистов также характерно создание военизированных формирований, причем нередко не столько по каким-либо идеологическим основаниям, сколько из соображений престижа.
В ультраправых, ультралевых политических организациях и в агрессивных подростковых формированиях, имеющих экстремистский уклон (скинхеды, скинопанки), подобная деятельность часто выражается в форме причинения физического вреда людям.
Рассмотрим некоторые экстремис
Скинхеды (скины, «бритоголовые», «лысые») – молодежное движение, различные группировки которого часто находятся под влиянием экстремистских идеологий. В нем выделяются два крупных крыла – бонхеды и скины-антифашисты. Кроме того, существует множество мелких ответвлений.
Бонхеды (боунхеды) – boneheads – «костяные башки», «тупоголовые» – наци-скины – это название праворадикальных скинов было дано им левыми скинхедами. Название прижилось.
В России движение
бонхедов появилось в конце 1980-х
годов. В начале 1990-х число его
сторонников значительно
Сильное влияние среди бонхедов в начале 2000-х годов имели партия «Русское национальное единство» (РНЕ) под предводительством Баркашова (скинхеды были там молодежным крылом), Национально-республиканская партия России (с 2001 г. переименована в Партию Свободы) Ю. Беляева. Весной 2001 г. бывший лидер питерского отделения Национал-большевистской партии (НБП) А. Гребнев, перешедший в Партию Свободы, объявил о формировании «новых сердитых» – «партии рыцарей освобождения России». Новое формирование строилось на идеологии национал-социализма. Со стороны бонхедов нередки неспровоцированные нападения.
Были установлены обширные связи группировок бонхедов с преступным миром. Скинхеды создавали преступные группы, занимавшиеся грабежами и разбоем. Часто эти группы объединялись с традиционными преступными формированиями и занимались, кроме указанных видов преступной деятельности, кражами со взломом.
К 2001 г. НБП стала безусловным лидером среди политических экстремистских формирований. Она сделала упор на молодежный андеграунд. В качестве своей базы НБП рассматривала социально неудовлетворенную молодежь (начиная с подросткового возраста) – скинхедов и молодежь из околобогемных тусовок.
Определенный отклик среди подростковых формирований нашел и призыв НБП усилить борьбу с наркомафией при одновременной легализации «легких» наркотиков («экстази», амфетамины, продукты конопли и псилоцибиновых грибов). Причем чаще всего из этих лозунгов озвучиваются именно призывы легализации наркотиков.
Скинхедов, прежде всего, привлекали экстремистские заявления и акции национал-большевиков. В период резкого роста численности скинхедов в 2000–2001 гг. НБП успешно конкурировала с другими националистическими политическими формированиями за симпатии бритоголовых.
НБП использовала в своей работе знание специфических особенностей возрастной психологии подростков. Так, например, велась весьма жесткая критика семьи как социального института, которая рассматривалась в качестве конкурента партии. Следует отметить, что на определенном этапе подросток начинает выходить из-под полной опеки семьи. Следствием гиперопеки со стороны взрослых может стать крушение авторитета семьи вплоть до ненависти к ней. Именно в этот период обостряется опасность влияния на него антисемейной агитации.
С другой стороны, в жизни молодых людей существует еще этап, когда вновь образовывающаяся семья выбрасывает человека из любой формы социальной деятельности. Об этом свидетельствуют материалы программы МИ0П-2 – 86, в ходе которой было определено, что после создания собственной семьи молодежные экологические активисты, как правило, быстро покидают общественное движение. Поэтому определенным образом поставленная и хорошо продуманная пропагандистская кампания в НБП, направленная против «обывательской семьи», содействовала увеличению ее популярности среди молодежи. Следует заметить, что благодаря литературному дару Э. Лимонова критика семьи в НБП была поставлена действительно талантливо.
Скины-антифашисты – ультралевое крыло скинхедов. К нему относятся красные скины, SHARP[22] и др. В отличие от правых скинов, любящих демонстрировать национальный флаг, государственную символику, кельтские кресты и свастику, красные и анархистские скинхеды – антипатриоты. Они носят нашивки с «анархией», «серпы-молотки» и т. п. Изредка западные скины-антифашисты и «леваки» носят на куртках атрибутику СССР. Чаще пришивают нашивки с эмблемой политической организации, в которой состоят.
«Красные скинхеды-анархисты» – Red Anarchy Skinheads, или сокращенно RASH. Эта организация объединяет в основном приверженцев анархической и коммунистической идеологии. RASH сейчас стремительно распространяется по всему миру, издает свои журналы, организует коллективы экстремальной музыки. Ее члены активно участвуют в радикальном антифашистском и анархистском движении. Кроме расизма, они борются с сексизмом (угнетением женщин) и гомофобией (преследованием сексменьшинств). Их деятельность часто направлена против губительных последствий господства транснациональных корпораций, они участвуют в радикальных экологических акциях. Они всегда там, где бедные люди другой национальности подвергаются позорным нападениям. Они выступают против империализма, усиления эксплуатации трудящихся, жестокости полиции и тюрем.
В составе SHARP – представители нацменьшинств, сексменьшинств и различных левых движений. Они отказались от леворадикальных взглядов красных скинов, оставив в качестве «символа веры» идеи антифашизма и антирасизма.
Есть организации, объединяющие скинов-гомосексуалистов, такие как, например, GSM {Gay Skinhead Movement).
Сейчас во всем мире среди скинхедов, как правило, преобладают левые и traditional skinheads. Последние аполитичны и придерживаются так называемого spirits (духа 69-х). Правых скинов больше всего в России и некоторых странах Восточной Европы.
Выводы
Экстремизм порождают
Социальное и политическое недовольство используется экстремизмом в целях демонтажа сложившихся общественных структур. Экстремистские организации и движения проводят свои политические акции, невзирая на конституционные и другие законодательные акты, запрещающие подобную деятельность.
Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях