Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Февраля 2013 в 18:36, лекция
Потребность в обеспечении безопасности относится к числу основных мотивов деятельности человека. В древности люди с этой целью объединялись в сообщества, по мере развития цивилизации эту функцию в значительной степени взяло на себя государство. На заре истории человечества основные угрозы исходили главным образом извне (землетрясения, наводнения, засухи и пр.). Однако с течением времени появились опасности, вызванные действиями самого человека, а также взаимоотношениями людей в обществе, т. е. опасности, имеющие социальную направленность. Именно они являются сегодня доминирующими.
В Концепции национальной безопасности констатируется: «Борьба с терроризмом, наркобизнесом и контрабандой должна осуществляться на основе общегосударственного комплекса контрмер по пресечению этих видов преступной деятельности. Основываясь на международных соглашениях, необходимо эффективно сотрудничать с иностранными государствами, их правоохранительными органами и специальными службами, а также с международными организациями, в задачу которых входит борьба с терроризмом. Необходимо также шире использовать международный опыт борьбы с этим явлением, создать скоординированный механизм противодействия международному терроризму, надежно перекрыть все возможные каналы незаконного оборота оружия и взрывчатых веществ внутри страны, а также их поступления из-за рубежа. Федеральные органы государственной власти должны преследовать на территории страны лиц, причастных к террористической деятельности, независимо от того, где планировались и осуществлялись террористические акции, наносящие ущерб Российской Федерации».
Таким образом, из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что терроризм остается актуальной проблемой современности, требующей серьезного внимания. Чтобы эффективно бороться с международным терроризмом, необходимо знать его истоки, причины возникновения и возможные последствия.
7.2. Особенности терроризма в России
В России терроризм как
явление общественно-
Причины, порождающие терроризм, многообразны и кроются в различных сферах жизни общества: экономической, социальной, политической и др.
Во-первых, это глубочайшие противоречия в экономической сфере и растущая социальная дифференциация общества, обусловленные переходом крынку.
Во-вторых, серьезным фактором является политическая разобщенность общества, ожесточенная борьба за государственную власть, к которой помимо политических сил все настойчивее подключаются как сформировавшаяся за последние годы криминализированная финансовая олигархия, так и обыкновенные уголовники с их своеобразной моралью и специфическими приемами и методами борьбы.
В-третьих, появление терроризма обусловлено невиданным ростом организованной преступности, нарастанием тенденции к разрешению общественных противоречий и конфликтов силовыми методами. Это связано прежде всего с тем, что сегодня фактически созданы криминальные силовые структуры, порой более подготовленные и лучше технически оснащенные, чем государственные.
В-четвертых, распространению терроризма во многом способствует низкая эффективность работы государственного аппарата, правоохранительных органов и спецслужб, отсутствие надежных механизмов правовой защиты населения.
И в-пятых, возникновению терроризма благоприятствует упадок общественной нравственности, ведущий к снижению эффективности функционирования защитных механизмов в сфере морали.
Как уже отмечалось,
эффективная борьба с терроризмом
предполагает не только меры, направленные
против него, но также искоренение
или нейтрализацию факторов, прямо
и непосредственно
Постоянные факторы связаны с наличием на территории России целей, привлекательных для терроризма. К ним относятся:
1. Структура населения. В городах проживают 75 % населения страны, в крупных – до 30 %. Именно они становятся основными районами базирования террористических группировок.
2. Транспортная структура. Сообщение между различными регионами страны весьма затруднено, поэтому транспортная система – привлекательный объект терроризма, хотя именно это и создает для него дополнительные препятствия, поскольку активность террористических группировок локализуется в зонах транспортной доступности.
3. Инфраструктура. В настоящее время даже незначительные сбои в функционировании инфраструктуры городов способны привести к ее саморазрушению, что может вызвать серьезные социальные последствия. Поэтому наиболее уязвимыми целями террористических группировок могут стать общественный транспорт, системы тепло– и энергоснабжения.
4. Экспортные коммуникации. Поскольку основная доходная статья российского экспорта – продажа энергоносителей, приоритетными целями террористических акций могут стать нефте– и газопроводы, а также портовые сооружения и подъездные пути в портах, через которые осуществляются экспортно-импортные операции.
5. Опасные производства. На территории Российской Федерации размещено много предприятий, аварии на которых чреваты экологическими и социальными катастрофами. Большинство подобных объектов расположено в городах или в вблизи них и, следовательно, в пределах возможных зон оперативной активности террористических группировок.
К нестабильным факторам относятся:
1. Общее снижение реального уровня населения в сочетании сусилением социальной дифференциации общества. В этой связи повышение активности террористических группировок можно ожидать в первую очередь в регионах с наибольшей дифференциацией доходов населения.
2. Кризисное положение отдельных социальных и профессиональных групп населения, которые ранее имели определенный статус в обществе (интеллигенция, научно-технические кадры военно-промышленного комплекса, военнослужащие и др.). Потеря прежнего положения, а порой и работы по специальности способны превратить их в фактор социальной нестабильности или объект рекрутирования членами террористических группировок.
3. Рост безработицы. При отсутствии развитой системы социальной поддержки, а также значительных денежных накоплений у населения можно прогнозировать ощутимый рост социальной напряженности. Неизбежно возникнут стагнирующие регионы, население которых будет вынуждено мигрировать, что в условиях неразвитости рынка жилья обострит многие проблемы. Регионы с высоким уровнем безработицы могут стать источниками рекрутирования и основными зонами базирования и действий террористических группировок.
4. Военная подготовка населения. Большинство мужчин в Российской Федерации обладает навыками обращения со стрелковым оружием армейского образца. Среди них достаточно велика доля лиц, имеющих опыт участия в боевых действиях по подавлению партизанского движения в Афганистане, Анголе, Мозамбике, Эфиопии, Чечне и т. д., который легко трансформируется в поведенческие схемы партизанской войны, включающие и акты диверсий, мало чем отличающиеся от элементарного терроризма. К тому же немалая часть российского населения умеет обращаться со взрывчатыми, зажигательными и отравляющими веществами, высокотехнологичными средствами связи и наблюдения. В результате неоднократного перетряхивания спецслужб многие их бывшие сотрудники оказались без работы и стабильного заработка, в силу чего определенная их часть попала в криминальную среду. Вследствие этого значительные по численности преступные группы имеют в своем составе опытных профессионалов по ведению разведки и контрразведки. В результате беспрецедентного развала Российской армии, пик которого пришелся на 1990-е годы, потенциальные террористы вооружились современной военной техникой и снаряжением.
Динамичные факторы, способствующие терроризму, включают в себя:
1. Наличие доступного оружия, а также материальных и финансовых средств в зонах потенциальных действий террористических группировок. По самым «скромным» оценкам за первую половину 1990-х годов в результате ослабления контроля за хранением и торговлей оружием у населения оказалось более 3 млн стволов только зарегистрированного оружия и в несколько раз больше незарегистрированного. Фактически отсутствуют законодательные акты, регулирующие ввоз в страну «специальных технических средств»: подслушивающих устройств, пеленгаторов, широкополосных радиостанций и другой техники, предназначенной для скрытого получения информации. Криминальные структуры через подставных лиц покупают эту технику без всяких ограничений и вполне могут ее использовать в террористических целях. Что касается доступности материальных и финансовых средств, то достаточно привести хотя бы такие факты: по данным МВД, в середине 1990-х годов криминальные структуры контролировали более 50 % всех российских хозяйственных субъектов. И еще один не менее примечательный факт – только за шесть месяцев 1992 г. по фальшивым авизо в Чечню было переправлено более 30 млрд рублей.[33]
2. Политические настроения больших групп населения. В демократических обществах, как правило, используются легитимные формы противостояния политике правительства. В России традиционно преобладали насильственные формы, приверженность к ним до сих пор сохраняется у значительной части населения.
3. Уровень и характер активности легальных оппозиционных организаций, в том числе экстремистского толка. В составе последних есть военизированные структуры, способные при определенных обстоятельствах стать основой террористических группировок.
4. Степень противодействия преступности со стороны органов правопорядка и спецслужб, которые, по мнению некоторых аналитиков, значительно отличаются от своих предшественников, поскольку их структурное расчленение, реорганизация и кадровая чистка, вызванные политическими и экономическими реформами в стране, привели к оттоку большого числа опытных специалистов.[34]
Помимо указанных факторов
внутреннего происхождения
• рост терроризма в странах ближнего и дальнего зарубежья;
• социально-политическую и экономическую нестабильность в сопредельных государствах, наличие вооруженных конфликтов в некоторых из них, а также территориальных претензий друг к другу;
• наличие в ряде этих государств «черного рынка» оружия и боеприпасов;
• отсутствие надежного пограничного контроля с новыми государствами, ранее входившими в состав СССР;
• стратегические установки в отношении России некоторых иностранных спецслужб и зарубежных, в том числе и международных, террористических организаций и группировок.
Анализ проблем терроризма предполагает не только выявление его истоков и факторов возникновения и развития, но и прогнозирование общественно-политических последствий этого явления, его влияния на стабильность общества.
Политические последствия терроризма в России связаны с тем, что, подрывая систему государственной власти, расшатывая структуры управления, он резко ослабляет политическую стабильность общества, доверие населения к действующему политическому режиму, а значит, и к декларируемым им демократическим институтам, усиливает влияние радикальных, в том числе и экстремистских, антиконституционных оппозиционных политических сил. Кроме того, борьба с терроризмом отвлекает силы и средства от решения актуальных социально-экономических проблем, затрудняет процесс реформирования общества. Все это влечет за собой перерастание общественных противоречий в политические конфликты разной степени интенсивности, вплоть до вооруженного насилия. В результате обостряются отношения между федеральным центром и субъектами Российской Федерации, политическая обстановка в стране в целом. Терроризм с политической точки зрения представляет опасность и в связи с тем, что на территории нашей страны имеется множество военных объектов, на которых размещено оружие массового уничтожения. Террористические акции, связанные с захватом или уничтожением подобного оружия, могут привести к непредсказуемым не только внутриполитическим, но и внешнеполитическим последствиям. Перешагивая государственные границы, терроризм приобретает международный характер, создает реальную угрозу для всего мирового сообщества. Это чревато подрывом авторитета России как политически стабильного субъекта международных отношений.
В социальной сфере последствия терроризма тоже весьма серьезны, поскольку обостряется и без того сложная социальная обстановка в российском обществе, характеризующаяся резкой имущественной дифференциацией населения и состоянием напряженности. В подобных условиях террористические акции, используемые экстремистскими группировками как средство внутриполитической борьбы, могут спровоцировать непредсказуемый социальный взрыв в самых различных его формах. Такой взрыв может приобрести и международный характер (как, например, в бывшей Югославии), поскольку под угрозой окажутся не только сугубо национальные интересы России, но и интересы стран ближнего и дальнего зарубежья.
В экономической сфере последствия терроризма проявляются прежде всего в резком уменьшении внутренних и потере иностранных инвестиций: вкладывать крупные материальные средства в экономику далеко не благополучного с точки зрения безопасности государства весьма опасно. Кроме того, ухудшается развитие таких сфер, как транзитные перевозки и туризм. Немаловажное значение имеет и то, что на борьбу с терроризмом и ликвидацию причиненного им ущерба затрачиваются значительные бюджетные средства, столь необходимые сегодня для развития российской экономики, реформирования общества и социальной защиты населения.
Серьезный ущерб терроризм наносит и нравственному здоровью общества. Он оказывает негативное морально-психологическое воздействие на людей, вызывая страх, острое чувство незащищенности, ожесточенность, недоверие к властям, хаос, беспорядки, стремление к самозащите даже незаконными средствами, тоску по «сильной руке», т. е., по сути, по диктатуре и государственному насилию.
7.3. Профилактика терроризма. Правила поведения при контакте с террористами
Чтобы не стать жертвой
террористического акта, необходимо
знать и соблюдать правила проф
В целях предотвращения
взрывов жилых домов следует:
• установить на чердаках и в подвалах прочные двери, навесить на них замки, укрепить подъездные двери, поставить домофоны, проверить все пустующие помещения в доме;
• осмотреть и по возможности убрать машины, стоящие во дворе дома;
• познакомиться с жильцами, снимающими квартиры в вашем доме, о подозрительных личностях сообщить участковому;
• попросить жильцов дома (пенсионеров, гуляющую поздно молодежь) обращать внимание на незнакомых людей, обращаться к ним с вопросами: террористы не любят пристального внимания и есть шанс, что они откажутся от своих планов;
Информация о работе Безопасность человека в чрезвычайных ситуациях