Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2012 в 14:49, дипломная работа
Гигиена труда - область профилактической медицины, разрабатывающая научные основы и практические меры по повышению высокого уровня работоспособности, предупреждению профессиональных заболеваний и других отрицательных воздействий, связанных с трудовой деятельностью человека.
Условия труда - совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
В процессе деятельности помимо состояния утомления возникает состояние монотонности, отрицательно действующее на работоспособность человека. Психическое состояние переживания монотонности вызывается действительным и кажущимся однообразием выполняемых на работе движений и действий. Под влиянием переживания монотонности человек, не умеющий это психическое состояние сдерживать или устранять, становится вялым, безучастным к работе. Состояние монотонности также отрицательно действует на организм работающих, приводя к преждевременному утомлению.
2.8.1.4 Эмоциональное напряжение
В соответствии с преобладанием у человека процесса возбуждения или торможения состояние эмоционального напряжения может проявляться в следующих формах поведения человека в экстремальных условиях.
Напряженный тип поведения проявляется в общей заторможенности, замедленности, скованности, импульсивности и напряженности выполнения рабочих функций. Представители этой группы судорожно сжимают рукоятки управления, кусают губы, лицо перекошено, внимание их приковано к индикатору, на воздействие эмоциогенных факторов реагируют чрезвычайно импульсивно и сильно.
Эмоциональное напряжение может также проявляться в сознательном уклонении человека от выполнения своих функций. Работник в аварийных условиях испытывает затруднения в организации умственной деятельности, он долго стоит или сидит в застывшей позе, трет лоб, морщит брови, пытается оттянуть время, старается уйти подальше от пункта управления с тем, чтобы избавить себя от влияния эмоциогенных факторов. Здесь находит свое проявление эмоция страха, в результате чего доминирует инстинкт самосохранения; этот тип поведения в экстремальных условиях называется трусливым. Под влиянием страха «трусливые» работники начинают действовать по привычному, однако неадекватному сложившейся ситуации шаблону.
Тормозной тип эмоционального поведения человека характеризуется полной заторможенностью его действий, возникающей при воздействии эмоциогенных, необычных и ответственных ситуаций.
Наиболее яркой и опасной формой проявления эмоциональной неустойчивости человека являются психические срывы деятельности, в результате чего он начинает действовать агрессивно, бессмысленно и бесконтрольно. Это агрессивно-бесконтрольный тип поведения.
Существует такая категория людей, которые при наличии надлежащей мотивации, находясь в экстремальных условиях, значительно улучшают показатели своей работы. Такой тип поведения называется прогрессивным. Он характеризуется боевым задором, повышенной работоспособностью, минимальной затратой сил.
Напряженный тип поддается исправлению в процессе специально организованного обучения, направленного на формирование навыков. При этом трудовая деятельность на уровне навыка приобретает свойство стабильности, надежности и помехоустойчивости.
Трусливый тип поведения может быть изменен и улучшен путем определенных воспитательных воздействий, помогающих человеку преодолевать эмоции страха.
Так как пока еще не найдены эффективные средства психологического воздействия на представителей тормозного и агрессивно бесконтрольного типов поведения, лучшим путем повышения надежности систем управления является своевременный отсев таких лиц.
2.8.2 Психологические причины создания опасных ситуаций и производственных травм
В каждом действии человека психологи выделяют три функциональные части: мотивационную, ориентировочную и исполнительную. Нарушение в любой из этих частей влечет за собой нарушение действий в целом. Человек нарушает правила, инструкции, либо он не хочет их выполнять, либо он не знает, как это сделать, либо он не в состоянии это сделать.
Классификация причин возникновения опасных ситуаций и несчастных случаев:
1-нарушение мотивационной части действий; проявляется в нежелании выполнять определенные действия (операции);
2-нарушение ориентировочной части действий; проявляется в незнании правил эксплуатации технических систем и норм по безопасности труда и способов их выполнения;
3-нарушение исполнительной части; проявляется в невыполнении правил (инструкций, предписаний, норм и т.д.) вследствие несоответствия психических и физических возможностей человека требованиям работы.
Эта
классификация предоставляет
Замечено, что травматизм имеет два пика: у молодых работников и у лиц, имеющих стаж более 10—15 лет.
Факторы молодости и недостатка профессионального опыта в начале освоения профессии обусловливают наивысший уровень травматизма в первый год работы. Это связано с неопытностью работающего: недостатком знаний, неумением диагностировать опасную ситуацию.
Второй пик травматизма намечается у лиц, имеющих трудовой стаж более 10—15 лет. Это объясняется: во-первых, снижением психических и физиологических функций, связанных с процессом старения; во-вторых, пренебрежительным отношением к правилам безопасности в результате привыкания к опасности: «вторичная беспечность» — так называют это состояние, формирующееся под влиянием опыта, которое приводит к нарушению правил безопасности.
Временная склонность к несчастному случаю может быть связана с каким-то «отрицательным» опытом, с памятью о прошлом. Однажды пережитый несчастный случай может вызывать остаточное психическое воздействие, которое увеличивает подверженность опасности.
Тем не менее широкий спектр свойств личности, социальных обстоятельств и производственных условий труда формируют 11 психологических причин сознательного нарушения правил безопасной работы. [1]
1) Экономия сил - потребность, направленная на сохранение энергетических ресурсов.
2) Экономия времени - стремление увеличить производительность труда для выполнения плана или личной выгоды за счет увеличения темпа работы.
3) Адаптация к опасности или недооценка опасности и ее последствий — причина, которая возникает в результате способности человека привыкать к явлениям, осваиваться с ними.
4) Самоутверждение в глазах коллег, желание нравиться окружающим. Проявляются эти моменты рискованными действиями.
5) Стремление следовать групповым нормам трудового коллектива. Это происходит там, где нарушение правил безопасности или технологического процесса поощряется молчаливо или громогласно. Девиз производственной деятельности — «план любой ценой».
6) Ориентация на идеалы. Идеалами могут быть как примерные работники, так и нарушители.
7) Самоутверждение в собственных глазах. Часто это объясняется врожденной неуверенностью в себе или упреками каких-либо лиц, не связанных с конкретным производством.
8) Переоценка собственного опыта приводит к тому, что, зная об опасности и ее последствиях, человек рискует, думая, что его расторопность и опыт помогут или даже гарантируют возможность быстро принять меры для предотвращения аварии или несчастного случая, выскочить из опасной зоны и т.п.
9) Привычка работать с нарушениями, перенесение привычек. Эти «качества» могут быть приобретены на другой работе или вне работы.
10) Стрессовые состояния, побуждающие человека к действиям, которые, по его убеждению, способны снять это состояние или ослабить. Человеком движут чувства, а не разум.
11) Склонность к риску, вкус к риску как личностная характеристика. В психической структуре некоторых лиц имеется повышенная тенденция к рискованным действиям. Такие люди испытывают удовольствие «поставить все на карту».
Объективные факторы производственной обстановки, создающие опасные действия и предопределяющие возникновение опасных ситуаций:
- отсутствие со стороны администрации надлежащего контроля и за соблюдением правил безопасности;
- конструктивные недостатки средств защиты работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов, которые дают возможность проникновения в опасную зону;
-
конструктивные недостачи блокировочных
устройств, позволяющие нейтрализовать
их действия, и возможность ведения работы
опасны
ми методами;
- несовершенная технология производственных процессов, допускающая ведение операции с нарушениями правил безопасности;
- текучесть кадров, которая приводит к привлечению к работам в выходные дни, к сверхурочным работам и т. д.; плохо поставленная пропагандистская и воспитательная работа;
-
нарушение правил выполнения операций
в результате отсутствия
инструмента, механизма, материала, установки,
на наличие которых исполнитель имел право
рассчитывать при выполнении задания;
- недостаточная надежность. Инструмент, материал, станок или установка внезапно становятся непригодными к дальнейшему использованию, в то время как ранее они находились в рабочем состоянии;
- недостатки в проектировании оборудования. Ошибки в проектировании приводят к тому, что инструменты, станки или установки становится трудно использовать при выполнении производственных заданий;
-
личностные факторы. Недостаточные знания
методов выполнения
задачи, ошибки инструктажа, плохое обучение
способам использования
инструмента, неправильное или опасное
поведение во время работы и
т.д.;
-
неполное выполнение элементов задачи.
Элемент запланированной
задачи не был выполнен вовремя или выполнялся
с ошибками;
- опасные ситуации, не зависящие от задачи, представляют собой потенциальную опасность (плохие условия труда, отсутствие или неисправность средств индивидуальной защиты и т. д.).
Следовательно, в целях предупреждения нарушения правил безопасности необходимо применять меры организационного и технического характера, исключающие возможность появления или создания условий для выполнения опасных действий, лишить работающего возможности делать выбор между опасным и безопасным способом деятельности; усиление воспитательной, пропагандистской и учебной деятельности, направленной на формирование необходимого поведения.
2.8.3 Психологические причины совершения ошибок
Под ошибочным следует понимать действие, отклоняющееся от нормального, т. е. предусматриваемого, ожидаемого, и, таким образом, приводящее к тяжелым последствиям: травмам, гибели людей, материальному ущербу. Неосознанные опасные действия есть не что иное, как ошибки. Травмоопасная деятельность характеризуется достижением цели неправильным, опасным способом. В одних случаях подобные опасные или неадекватные действия совершаются осознанно, умышленно и классифицируются как нарушения, в других, когда человек не осознает, что выполняет опасное действие, - как ошибка.
Психологи делят ошибки на обратимые и необратимые. Обратимые ошибки могут и не привести к несчастному случаю. Можно делить ошибки на систематические и случайные. Случайные ошибки непредсказуемы, а систематические предсказуемы и, следовательно, легко исправимы происхождения.
В большинстве своем ошибки являются результатом изменения самочувствия работающего, что сказывается на его надежности как управляющей системы.
Основные причины ошибок, приводящие к травмам, следующие:
- усталость (утомление);
- употребление алкоголя, наркотиков и некоторых лекарств;
- изменение погоды;
- болезнь;
- недостатки образования и профессиональных навыков;
- недостаточная четкость и полнота инструкций по безопасности труда;
- отсутствие «климата» безопасности в коллективе, плохие производственные отношения;
- стресс;
- материальные и другие личные заботы;
- плохие условия труда;
- несоответствие индивидуальных психических качеств;
- требованиям трудовой деятельности;
Информация о работе Гигиена труда и промышленной санитарии в МЛПУ «Когалымская городская больница»