Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:58, курс лекций
Содержание и цель изучения БЖД.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.
Задачи БЖД.
Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.
Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
Общественный контроль — ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.
Для расчета риска необходимы обоснованные данные. Острая потребность в данных в настоящее время признана во всем мире на национальном и международном уровне. Необходима тщательно аргументированная разработка базы и банков данных и их реализация в условиях предприятия, региона. В основе управления риском лежит методика сравнения затрат и получаемых выгод от снижения риска.
Последовательность оценки риска [9,10]:
Стадия 1 – предварительный анализ опасности (ПАО): 1) Выявить источники опасности; 2) Определить части системы, которые могут вызвать эти опасности; 3) Ввести ограничения на анализ, т. е. исключить опасности, которые не будут изучаться; 4) Установить меры определенности (частоты, вероятности, возможности) реализации опасностей.
Стадия 2 – выявление последовательности опасных ситуаций, построение дерева событий и опасностей.
Стадия 3 – анализ последствий и установление мер ущерба.
Стадия 4 – расчет показателей риска.
1.6. Принципы обеспечения безопасности
Принципов обеспечения безопасности много. Их можно классифицировать по нескольким признакам [1]. По признаку реализации их условно делят на 4 класса: 1) ориентирующие: активности оператора; гуманизации деятельности; деструкции; замены оператора; классификации; ликвидации опасности; системности; снижения опасности; 2) технические: блокировки; вакуумирования; герметизации; защиты расстоянием; компрессии; прочности; слабого звена; флегматизации; экранирования; 3) управленческие: адекватности; компенсации; контроля; обратной связи; ответственности; плановости; стимулирования; эффективности; 4) организационные: защиты временем; информации; несовместимости; нормирования; подбора кадров; последовательности; резервирования; эргономичности.
Некоторые принципы относятся к нескольким классам одновременно. Принципы обеспечения безопасности образуют систему. В то же время каждый принцип обладает относительной самостоятельностью.
В качестве примера раскроем один из важных организационных принципов – принцип нормирования (и тесно связанный с ним принцип резервирования) при учете аддитивного действия совокупности ОВФ, см. формулу (1.3). Для обеспечения безопасности человека (или любого живого организма) устанавливают предельно допустимые уровни воздействия (концентрации) любого фактора, которые определяют порог здоровья, репродуктивности и работоспособности. По отношению к клиническому уровню воздействия (обычно связанному с 50 % летальным исходом индивидуумов), как правило, для всех негативных факторов эти предельно допустимые уровни воздействия на два – четыре порядка ниже. Этим обеспечивается «запас безопасности» индивидуумов.
2.1. Правовые и нормативно правовые акты
К правовым актам по охране труда и безопасности трудовой деятельности относятся: 1) Конституция РФ об охране труда; 2) Федеральный Закон (ФЗ) «Об основах охраны труда в РФ» от 17.07.1999 г. 3) Трудовой кодекс РФ от 1.02.2002 г.; 4) ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» от 1999 г.; 5) Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, утверждено Постановлением № 12 Министерства труда и социального развития РФ от 14.03.1997 г., 6) Гигиенические критерии оценки и классификацией условий труда по показателям вредности и опасности факторов производственной среды, тяжести и напряженности трудового процесса, введены в действие 01.09.1999 г. 7) Положение о расследовании и учете несчастных случаев на производстве, утверждено Постановлением № 279 Правительства РФ от 11.03 1999 г. на основе Трудового кодекса РФ (статьи 227...231); 8) Положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, введено в действие с 01.01.2003 г.; 9) ФЗ № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.
К подзаконным актам относятся: 1) Постановления Правительства РФ «Об экспертизе условий труда», «О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда» (1999) и «Об утверждении положения о расследовании и учете несчастных случаев на производстве» (1999 г. с изменениями 2000 г.), а также «Положение об аттестации рабочих мест по условиям труда» (Минтруд, 1997).
Федеральный закон «Об основах охраны труда в РФ» от 17 июля 1999 г. устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности и направлен на создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности.
Трудовой кодекс Российской Федерации. Он введен в действие 1 февраля 2002 г. и регулирует трудовые отношения людей. Кодекс содержит достаточно подробное толкование законодательства по охране труда.
В разделе I «Общие положения» кодекса изложены цели трудового законодательства — установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей. Указаны основные задачи трудового законодательства — создание необходимых правовых условий для достижения оптимального согласования интересов сторон трудовых отношений, интересов государства, а также правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений. Рассмотрены трудовые отношения, их стороны, основания для возникновения таких отношений, а также основные права и обязанности работника и работодателя.
В разделе II «Социальное партнерство в сфере труда» приведены общие понятия социального партнерства, его принципы, формы и органы. Отражены порядок ведения коллективных переговоров между работниками и работодателями, принципы урегулирования возможных разногласий. Определены порядок разработки и регистрации коллективного договора, его содержание, сроки действия, указаны органы контроля за выполнением коллективного договора. Закреплено право работников на участие в управлении организацией и указаны его основные формы. Предусмотрена ответственность за уклонение от участия в коллективных переговорах или не предоставление информации, необходимой для ведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, а также за нарушение или невыполнение коллективного договора или соглашения.
В разделе III «Трудовой договор» кодекса дано понятие трудового договора, указаны его стороны, содержание и сроки, на которые он может быть заключен. Установлен порядок заключения трудового договора, его изменения или прекращения. Гарантирована защита персональных данных работника, предусмотрена ответственность за нарушение норм, регулирующих их обработку и защиту.
Раздел IV посвящен рабочему времени. Здесь оговорена его нормальная продолжительность, указаны особенности регулирования трудовых отношений при сокращенном рабочем дне, работе за пределами нормальной продолжительности рабочего времени, а также при различных режимах работы.
В разделе V «Время отдыха» перечислены общегосударственные нерабочие и праздничные дни, приведены виды времени отдыха, установлены порядок предоставления перерывов в работе и их длительность, оговорены случаи привлечения к работе в выходные и нерабочие праздничные дни. Указаны виды отпусков и особенности их предоставления.
В разделе VI кодекса, посвященном оплате и нормированию труда, установлены основные государственные гарантии по оплате труда работников, минимальная заработная плата и предусмотрены условия повышения уровня ее реального содержания. Указаны порядок, место и сроки ее выплаты, а также особенности оплаты труда на различных этапах трудовой деятельности и в зависимости от вида, времени, условий выполнения работ, квалификации исполнителя. Изложены основные принципы нормирования труда.
В разделе VII определены различные случаи предоставления гарантий и компенсаций работникам, в том числе направленным в служебные командировки, исполняющим государственные или общественные обязанности, совмещающим работу с обучением, при расторжении трудового договора и др.
В разделе VIII «Трудовой распорядок. Дисциплина труда» указано, что правила внутреннего трудового распорядка организации являются локальным нормативным актом, который должен соответствовать Трудовому кодексу РФ. Приведены виды поощрений и взысканий, разъяснен порядок их применения.
Раздел IX «Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников» определяет права и обязанности работодателя по подготовке и переподготовке кадров, а также право работников на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации.
Раздел X «Охрана труда» содержит основные понятия охраны труда и основные направления государственной политики в области охраны труда. Указано, что требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности. Изложены обязанности работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда, обязанности работника в области охраны труда.
В статье 217 раздела X каждой организации численностью более 100 работников предписано создавать службу охраны труда или вводить должность специалиста по охране труда. При численности работников 100 и менее решение о создании службы охраны труда или введении должности специалиста по охране труда должен принимать работодатель, который также может заключать договор с соответствующими специалистами или организациями.
Статья 220 гарантирует право работника на труд при соблюдении требований безопасности и гигиены. Статья 221 обязывает работодателя обеспечить работников средствами индивидуальной защиты при работе во вредных и (или) опасных условиях, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением. Статья 222 предписывает работникам, выполняющим работы во вредных условиях, бесплатно выдавать по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, а в особо вредных условиях — профилактическое питание. Статья 223 обязывает работодателя в соответствии с требованиями охраны труда оборудовать санитарно-бытовые помещения (для приема пищи, оказания медицинской помощи, отдыха в рабочее время и др.), а статья 224 — переводить работников на более легкую работу по состоянию здоровья в соответствии с медицинским заключением. Статья 225 предписывает всем работникам организации, в том числе ее руководителю, проходить обучение и проверку знаний по охране труда. В статье 226 определены источники финансирования мероприятий по улучшению условий и охраны труда. Статьи 227...231 посвящены особенностям расследования и учета несчастных случаев на производстве.
В разделе XI отражены обязанности сторон трудового договора по возмещению ущерба, причиненного одной из сторон другой.
Раздел XII кодекса посвящен особенностям регулирования труда отдельных категорий работников. В частности, женщин, лиц с семейными обязанностями, лиц в возрасте до 18 лет, руководителя организации и членов коллегиального исполнительного органа организации, работников транспорта, педагогических работников и др.
В разделе XIII кодекса указано, что защиту трудовых прав и законных интересов работников должны выполнять органы государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства, профессиональные союзы. Возможна также самозащита. Перечислены органы государственного надзора и контроля, основные права и обязанности государственных инспекторов труда, разъяснены особенности самозащиты трудовых прав работников и защиты этих прав профессиональными союзами, а также определена ответственность лиц, нарушающих трудовое законодательство.
В разделе XIV указаны срок введения в действие Трудового кодекса, порядок и срок введения размера минимальной заработной платы, перечень утративших силу законодательных актов, а также особенности применения законов и иных нормативных правовых актов.
Порядок разработки, утверждения и введения в действие нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда, в том числе типовых инструкций по охране труда и инструкций по охране труда для работников, указан в Постановлении № 30 Министерства труда и социального развития РФ от 06.04.2001 г. «Об утверждении методических рекомендаций по разработке государственных нормативных требований охраны труда».
Федеральный закон № 184 «О техническом регулировании» от 27.12.2002 г.
Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при:
разработке, принятии, применении и исполнении обязательных требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации;
разработке, принятии, применении и исполнении на добровольной основе требований к продукции, процессам производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг;
оценке соответствия.
Закон также определяет права
и обязанности участников
Техническое регулирование осуществляется в форме технического регламента, стандартов, подтверждения соответствия.
Технические регламенты принимаются в целях:
защиты жизни или
здоровья граждан, имущества
охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений;
предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей.
Технические регламенты с учетом степени риска причинения вреда устанавливают минимально необходимые требования, обеспечивающие: безопасность излучений; биологическую безопасность; взрывобезопасность; механическую безопасность; пожарную безопасность; промышленную безопасность; термическую безопасность; химическую безопасность; электрическую безопасность; ядерную и радиационную безопасность; электромагнитную совместимость в части обеспечения безопасности работы приборов и оборудования; единство измерений.
Информация о работе Курс лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности"