Курс лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:58, курс лекций

Описание

Содержание и цель изучения БЖД.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.
Задачи БЖД.
Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.
Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
Общественный контроль — ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.

Работа состоит из  10 файлов

ЛЕКЦИИ В ЦДО.doc

— 610.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению контрольной работы по БЖД.doc

— 494.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

БЖД УМ Пос. 2011.doc

— 4.85 Мб (Скачать документ)

обеспечение производственных участков первичными средствами пожаротушения.

ГОСТ 12.0.004 «Организация обучения безопасности труда. Общие положения» предписывает проводить обучение в следующих случаях.

Обучение в учебных  заведениях. Вопросы безопасности по всем видам деятельности начинают изучать в детских дошкольных учреждениях, где воспитанников знакомят с основами безопасного поведения в быту, на улице и в самом учреждении при проведении различных мероприятий. В общеобразовательных школах и профессионально-технических училищах учащимся прививают основополагающие знания и умения по вопросам безопасности труда в процессе изучения учебных и специальных дисциплин. Учащимся средних специальных учебных заведений в обязательном порядке преподают курс «Охрана труда» или самостоятельный раздел по безопасности труда при прохождении специальных дисциплин. Студенты вузов изучают вопросы обеспечения безопасности при прохождении дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» или в рамках учебных дисциплин с проведением экзамена. Кроме того, дипломные проекты и курсовые работы студентов и учащихся технических, сельскохозяйственных, строительных высших и средних учебных заведений в обязательном порядке должны включать в себя вопросы безопасности труда.

3.5. Проведение инструктажей по безопасности труда

По характеру и времени проведения инструктажи подразделяют на вводный, первичный на рабочем месте, повторный, внеплановый, целевой.

Вводный инструктаж проводит в кабинете охраны труда или специально оборудованном помещении инженер по охране труда или лицо, исполняющее эти обязанности, а в учебных заведениях — преподаватель или мастер производственного обучения со всеми вновь принимаемыми на работу, с временными работниками, командированными, прибывшими на производственное обучение или практику, а также с учащимися учебных заведений перед началом лабораторных и практических работ. Для этого отделом (инженером) охраны труда с учетом требований ССБТ, других нормативных документов и особенностей производства разработана специальная программа, утвержденная руководителем предприятия и согласованная с профсоюзным комитетом. Делают запись в журнале регистрации о проведении вводного инструктажа с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего, а также в документе о приеме на работу (форма Т-1). Оформляют личную карточку прохождения инструктажа.

        Все остальные  виды инструктажей проводит непосредственный  руководитель работ.

Первичный инструктаж на рабочем месте до начала производственной деятельности проводят: 1) со всеми вновь принятыми на работу или переводимыми из одного подразделения в другое;  2) с работниками, выполняющими новую для них работу, командированными, временными работниками; 3) строителями, выполняющими строительно-монтажные работы на территории предприятия;  4) студентами и учащимися, прибывшими на производственное обучение или практику перед выполнением новых видов работ, а также перед изучением каждой новой темы при проведении практических занятий. Первичный инструктаж проводят по разработанным и утвержденным руководителями производственных подразделений программам и планам – конспектам, согласованным с отделом (инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия, индивидуально или с группой лиц в пределах общего рабочего места с практическим показом безопасных приемов и методов труда. Затем обучаемые в течение 2...14 смен (в зависимости от характера работы и квалификации работника) должны пройти стажировку под руководством специально назначенных приказом по предприятию (распоряжением по цеху) лиц. К самостоятельной работе допускают после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов труда.

Повторный инструктаж проходят все работники не реже одного раза в полугодие. Его проводят по программе первичного инструктажа в полном объеме индивидуально или с группой работников в пределах общего РМ.

Внеплановый инструктаж проводят:

при введении в действие новых или переработанных стандартов, правил, инструкций по охране труда, а также изменений к ним;

при изменении технологического процесса, сырья, инструментов, оборудования и других факторов, влияющих на безопасность труда;

при нарушении работниками  требований безопасности труда, которые могли привести (привели) к несчастному случаю, аварии, пожару или взрыву;

по требованию органов надзора;

при перерывах в работе на срок более 60, а для работ с  повышенными требованиями безопасности труда — более 30 календарных дней.

Внеплановый инструктаж проводят индивидуально  или с группой работников одной профессии в объеме, определяемом в зависимости от причин и обстоятельств, вызвавших необходимость его проведения.

О проведении первичного инструктажа на рабочем месте, повторного, внепланового, стажировки и допуска к самостоятельной работе обучающий делает запись в журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке прохождения обучения с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

Целевой инструктаж проводят при выполнении разовых работ, не связанных с прямыми обязанностями по специальности, ликвидации последствий аварий, стихийных бедствий и т. п., проведении экскурсии на предприятии или других массовых мероприятий (спортивные соревнования и т. п.), а также при производстве работ с повышенной опасностью (с пестицидами, в канализационных колодцах, при сварке в закрытых емкостях и т. п.). Факт проведения целевого инструктажа фиксируют только в случае выполнения работ с повышенной опасностью в наряде-допуске или другой документации, разрешающей проведение этих работ.

Инструктажи завершают  проверкой знаний, а проводимые на рабочем месте — проверкой приобретенных навыков безопасной работы. Лиц, показавших неудовлетворительные знания, к самостоятельной работе или практическим занятиям не допускают. Они обязаны пройти инструктаж вновь.

 

3.6. Правила разработки инструкций

Инструкции по охране труда  это нормативные акты, устанавливающие требования безопасности и порядок проведения работ в местах выполнения работниками своих служебных обязанностей. Инструкции подразделяют на типовые (отраслевые) и локальные (местные), составляемые для работников предприятий. Кроме того, инструкции по охране труда разрабатывают как для работников по профессиям, так и на отдельные виды работ.

Руководители производственных подразделений предприятия на основании приказа руководителя предприятия в соответствии с перечнем, подготовленным специалистами службы охраны труда, составляют инструкции по охране труда. При подготовке инструкций для работников используют типовые инструкции, требования безопасности, изложенные в отраслевых и межотраслевых нормативных актах, а также в документации завода (фирмы) – изготовителя применяемого оборудования, принимая во внимание условия труда на конкретном участке или рабочем месте. Служба охраны труда предприятия должна оказывать разработчикам методическую помощь, контролировать своевременную разработку и пересмотр инструкций.

Любая инструкция по охране труда должна содержать следующие разделы: общие требования безопасности, требования безопасности перед началом работы, требования безопасности во время работы, требования безопасности в аварийных ситуациях, требования безопасности по окончании работы.

При необходимости в  инструкции включают дополнительные разделы, например «Введение», «Средства индивидуальной защиты», «Порядок приема и сдачи смены» и др.

Каждой инструкции присваивают  наименование и номер. После проведения предварительных консультаций с профсоюзным комитетом, службой охраны труда, а при необходимости и с другими заинтересованными службами и должностными лицами инструкции утверждает руководитель предприятия.

 

3.7. Пример разработки Плана – конспекта первичного инструктажа

В качестве примера, рассмотрим действия руководителя работ по разработке плана – конспекта первичного инструктажа на рабочем месте.

Исходные данные. На рабочем месте, в состав которого входят электроприемники, персональный компьютер с видеодисплейным терминалом, принтер, ксерокс и модем, рис. 3.1,  требуется провести первичный инструктаж по мерам и правилам безопасности и разработать план – конспект проведения инструктажа продолжительностью 40 минут.

  Выполнение задания.

1) Общие положения. Первичный инструктаж на рабочем месте до начала  деятельности проводит непосредственный руководитель работ по разработанным и утвержденным руководителями производственных подразделений программам (планам – конспектам), согласованным с отделом (инженером) охраны труда и профсоюзным комитетом предприятия, индивидуально или с группой лиц в пределах общего рабочего места с практическим показом безопасных приемов и методов труда. К самостоятельной работе допускают после стажировки, проверки теоретических знаний и приобретенных навыков безопасных способов труда. О проведении первичного инструктажа на рабочем месте руководитель работ делает запись в Журнале регистрации инструктажа на рабочем месте и (или) в личной карточке прохождения обучения с обязательной подписью инструктируемого и инструктирующего.

 


 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 3.1. План расположения рабочих  мест в помещении:

1- окна с форточкой; 2 - дверь; 3 - доска  с документацией по мерам и  правилам безопасности; 4 - кондиционер; 5 – документация в папках; 6 - искусственные  светильники; 7 - персональные компьютеры; РМ 1(2) - рабочие места исполнителей; РМР – рабочее место руководителя

 

2) Типовая форма и содержание  плана – конспекта инструктажа  следующая:

«Согласовано»                                                                                           «Утверждаю»

Председатель профсоюзного комитета                            Инженер по технике безопасности

                                            А.П. Левин                                                                 Д.Г. Лазарев

План – конспект первичного инструктажа  на рабочем месте РМ3 / 1..5 /6оф

п/п

Содержание вопросов

Время, мин.

Используемые документы и средства

Прим.

1

2

3

4

5

1

Вводная часть. Доведение темы, цели, учебных вопросов и актуальности данного инструктажа. Регистрация  обучаемых в Журнале инструктажей  

5

Распоряжение руководителя организации. Журнал инструктажей по МПБ

Поручить запись фамилий дежурному по группе

2

Основная часть.

  1. Словесное описание возможных опасностей при эксплуатации устройств на РМ3 / 1..5
  2. Показ способов и средств защиты на РМ
  3. Отработка приемов работ, проверок и безопасных действий
  4. Контрольный опрос инструктируемых и принятие решений о степени усвоения содержания инструктажа
  5. Письменное оформление допуска к работе по признаку «Усвоил – не усвоил» с росписью инструктируемых и инструктирующего

35

5

 

 

7

 

10

 

 

8

 

 

 

5

Инструкция по МПБ на рабочем  месте

Журнал учета осмотров устройств  и приборов

Комплект электрозащитных средств, плакатов и знаков безопасности

Средства измерения и контроля

 

Под запись в тетрадях

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Команда

дежурному

о проведении росписей

3

Заключительная часть

Объявление списка лиц, прошедших  инструктаж, выдача задания лицам, не усвоившим материал инструктажа и доведение порядка дальнейших действий

5

 

Сбор документов и указание их местонахождения: «Кабинет охраны труда»

 

Команда

дежурному

о завершении инструктажа


 

Руководитель занятия              (подпись)                      Б.П. Федоров

 

    1. Производственный микроклимат и его влияние на организм человека

4.1. Характеристика системы «микроклимат – человек»

 В процессе труда в производственном  помещении человек находится  под влиянием определенных метеорологических  условий или микроклимата (климата внутренней среды этих помещений). К основным нормируемым показателям микроклимата воздуха рабочей зоны относятся температура (t, °С), относительная влажность (φ, %), скорость движения воздуха (V, м/с), давление и состав атмосферного воздуха. В нормальных условиях химический состав чистого воздуха в  %  по объему следующий: азот ≈ 78,08; кислород ≈ 20,94; аргон, неон и другие инертные газы ≈ 0,94; углекислый газ ≈ 0,03; прочие газы ≈ 0,01. В воздухе могут находиться вредные вещества различного происхождения в виде газов, паров, аэрозолей, в том числе радиоактивные.

Существенное влияние на параметры  микроклимата и состояние человеческого  организма оказывает интенсивность  теплового излучения (I, Вт/м2) различных нагретых поверхностей, если температура которых превышает температуру в производственном помещении.

Относительная влажность воздуха  представляет собой отношение фактического количества паров воды в воздухе  при данной температуре D (г/м3) к количеству водяного пара, насыщающего воздух при этой температуре, D0 (г/м3): φ = (D/D0) · 100 %.  Если в производственном помещении находятся различные источники тепла, температура которых превышает температуру человеческого тела, то тепло от них самопроизвольно переходит к менее нагретому телу, т. е. к человеку. Известно, что различают три принципиально разных элементарных способа распространения тепла: теплопроводность, конвекцию и тепловое излучение.

Теплопроводность представляет собой перенос тепла вследствие беспорядочного (теплового) движения микрочастиц (атомов, молекул или электронов), непосредственно соприкасающихся друг с другом. Конвекцией называется перенос тепла вследствие движения и перемешивания макроскопических объемов газа или жидкости. Тепловое излучение - это процесс распространения электромагнитных колебаний с различной длиной волны, обусловленный тепловым движением атомов или молекул излучающего тела. В реальных условиях тепло передается не каким-либо одним из указанных выше способов, а комбинированным.

Тепло, поступающее в производственное помещение от различных источников, влияет на температуру воздуха в нем. В производственных помещениях с большим тепловыделением приблизительно 2/3 тепла поступает за счет излучения, а практически все остальное количество приходится на долю конвекции. Количество тепла, переданного окружающему воздуху конвекцией (Q к, Вт), при непрерывном процессе теплоотдачи может быть рассчитано по закону теплоотдачи Ньютона, который для непрерывного процесса теплоотдачи записывается в вид             

Вопросы к экзамену (зачету).doc

— 36.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Тесты для самоконтроля.doc

— 83.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению лаб. раб. Микроклимат.doc

— 274.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению Лаб. работа защитн.откл..doc

— 1.44 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению Лаб.раб Исследование Шума.doc

— 432.00 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ к выполнению Лаб.работа 3х фазн.сети.doc

— 1.62 Мб (Открыть документ, Скачать документ)

МУ Несчастный случай.doc

— 137.50 Кб (Открыть документ, Скачать документ)

Информация о работе Курс лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности"