Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2013 в 14:58, курс лекций
Содержание и цель изучения БЖД.
Аксиома о потенциальной опасности деятельности человека.
Задачи БЖД.
Правовые и нормативно-технические основы обеспечения БЖД.
Ведомственный контроль осуществляется министерствами и ведомствами в соответствии с подчиненностью.
Общественный контроль — ФНП в лице профсоюзных комитетах, находящихся на каждом предприятии.
Стандартизация осуществляется в целях:
повышения уровня безопасности жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, экологической безопасности, безопасности жизни или здоровья животных и растений и содействия соблюдению требований технических регламентов;
повышения уровня безопасности объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; обеспечения научно-технического прогресса; повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг; рационального использования ресурсов; технической и информационной совместимости;
сопоставимости результатов
исследований (испытаний) и измерений,
технических и экономико-
Подтверждение соответствия осуществляется в целях: удостоверения соответствия продукции, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, работ, услуг или иных объектов техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;
содействия приобретателям в компетентном выборе продукции, работ, услуг;
повышения конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;
создания условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории Российской Федерации, а также для осуществления международного экономического, научно-технического сотрудничества и международной торговли.
2.2. Виды нормативно правовых актов
Министерство здравоохранения и социального развития РФ через Агенство по труду обеспечивает формирование банка данных действующих государственных нормативных правовых актов по охране труда, а также утверждает Перечень видов нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, Таблица 2.1.
Таблица № 2.1. Перечень видов нормативных правовых актов
Вид нормативного правового акта |
Органы, утверждающие нормативные правовые акты | |
Полное название |
Сокращенное название | |
1 |
2 |
3 |
Государственные стандарты системы стандартов безопасности труда |
ГОСТ Р ССБТ |
Госстандарт России, Минстрой России |
Отраслевые стандарты системы стандартов безопасности труда |
ОСТ ССБТ |
Федеральные органы исполнительной власти |
Санитарные правила |
СП |
Госкомсанэпидемнадзор России |
Гигиенические нормативы |
ГН | |
Санитарные правила и нормы |
СанПиН | |
Строительные нормы и правила |
СниП |
Минстрой России |
Правила безопасности |
ПБ |
Федеральные органы надзора в соответствии
с их компетенцией |
Правила устройства и безопасности эксплуатации |
ПУБЭ | |
Инструкции по безопасности |
ИБ | |
Правила по охране труда межотраслевые |
ПОТМ |
Минтруд России |
Межотраслевые организационно-методические документы |
МОМД |
Минтруд России, Федеральные органы надзора |
Правила по охране труда отраслевые |
ПОТО |
Федеральные органы исполнительной власти |
Типовые отраслевые инструкции по охране труда |
ТОИ |
Федеральные органы исполнительной власти |
Отраслевые организационно- |
ООМД |
Система стандартов безопасности труда (ССБТ). Одно из наиболее эффективных профилактических средств, способствующих снижению уровней производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, — обязательное использование на производстве государственных стандартов безопасности труда.
Системе стандартов безопасности труда присвоен шифр 12 (рис. 2.1). Она состоит из подсистем (классификационных групп) с шифрами от 0 до 5.
Стандарты системы безопасности можно подразделить на три уровня.
ГОСТ |
12. |
Х |
004 - |
90 |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Год регистрации (пересмотра) | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Порядковый номер в подсистеме | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Шифр подсистемы | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Шифр системы | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
Аббревиатура государственного стандарта | |||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||
Рис. 2.1. Структура обозначения стандартов ССБТ
Стандарты первого уровня (подсистема 0) представляют собой основополагающие документы (ГОСТы), охватывающие фундаментальные вопросы системы в целом (задачи, цели и структуру подсистемы, терминологию, внедрение и контроль, классификацию опасных и вредных производственных факторов и др.).
Стандарты второго уровня (подсистема 1) устанавливают нормы и общие требования, обеспечивающие безопасность труда по каждому опасному и вредному производственному фактору, определяют характер его действия на организм человека.
Стандарты третьего уровня (подсистемы 2...5) содержат общие требования безопасности к производственным процессам, технологическому оборудованию, средствам защиты работающих, зданиям и сооружениям.
Стандарты системы безопасности
относят к нормативно-
2.3. Международные стандарты экологического менеджмента и аудита ISO 14000 [8]
Структура стандарта ISO 14000. Отличительной чертой ISO 14000 служит то, что он является не техническим стандартом, а стандартом процесса, конкретно сформированным для организации системы управления охраной труда и окружающей среды. Включенные в стандарт руководящие указания применимы к любой организации, независимо от ее масштаба, типа и уровня подготовленности, которая заинтересована в том, чтобы создать, внедрить и (или) улучшить систему управления охраной окружающей среды (ООС). Организация обладает свободой и гибкостью в определении своих пределов и может внедрить этот стандарт в рамках всей организации, либо ее отдельной функциональной единицы, либо отдельных видов деятельности. Если стандарт внедряется для отдельной функциональной единицы (отдельного вида деятельности), политика и процедуры, разработанные другими частями организации, могут использоваться для выполнения требований этого стандарта при условии, что они применимы к данной отдельной функциональной единице (виду деятельности), на которые будет распространяться стандарт. Уровень детализации и сложности системы управления ООС, объем документации и выделяемые ресурсы будут зависеть от масштаба организации и характера ее деятельности. Это верно и для малых и средних предприятий.
Центральным документом стандарта ISO 14000 является ISO 14001 - «Спецификация (требования) и руководство по использованию систем экологического менеджмента». Соответствие систем экологического менеджмента организации всем требованиям данного стандарта подлежит оценке и подтверждению посредством специальной процедуры сертификации. Этим предполагается, что соответствие или несоответствие данным требованиям документов, подготовленных конкретной организацией, может быть установлено с высокой степенью определенности. Все остальные стандарты серии ISO 14000 имеют рекомендательный характер и в этом смысле рассматриваются как вспомогательные. Структура стандартов серии ISO 14000 представлена в табл.2.2.
Таблица 2.2. Структура стандартов серии ISO 14000
Номер стандарта серии ISO14000 |
Наименование стандарта (в соответствии
с официальным русским |
Примечания и пояснения |
ISO 14001 |
Системы управления ООС. Требование и руководство по применению |
Требования выражены по средством спецификаций (раздел 4) |
ISO 14004 |
Системы управления ООС Общие руководящие указания по принципам, системам и средствам обеспечения функционирования |
Содержит базисные сведения, полезные при разработки и внедрении систем управления ООС |
ISO 14010 |
Руководящие указания по экологическому аудиту. Основные принципы |
Рекомендательные стандарт. Представлена
общая характеристика экоаудита, особо
интересна для впервые |
ISO14011 |
Руководящие указания по экологическому аудиту Процедуры аудита. Проведение аудита систем управления ООС. |
Рекомендательный стандарт, содержащий полезный «шаблон» для углубленного изучения имеющейся и развивающейся практики экоаудита |
ISO 14012 |
Руководящие указания по экологическому аудиту Квалифицированные критерии для аудиторов в области экологии |
Рекомендательный стандарт профессиональных требований по экоаудиту, содержащий ее широкую характеристику, включая необходимые критерии |
ISO 14015 |
Руководящие указания по экологической оценке мест размещения предприятия и его имущества |
Содержит базисные сведения, полезные для разработки первичного экологического обзора |
ISO 14020-14025 |
Экологическая маркировка и декларация |
Полезен компаниям, участвующим в схемах экологической маркировки, как и при подготовки декларации экологической безопасности продукции или услуг |
ISO 14031 |
Руководящие указания по управлению ООС. Оценка результативности |
Полезен для объективного измерения и выражения целей, задач и результатов функционирования системы КЭМ, посредством разработки специальных индикаторов |
ISO 1404-10043 |
Управление ООС. Оценка жизненного цикла |
Определяет методологию « |
ISO 14050 |
Управление ООС. Словарь |
Обеспечивает единообразное |
2.4. Принципы корпоративного экологического менеджмента
Основные требования стандарта ISO 14001. Стандарт ISO 14001 является центральным в серии стандартов ISO 14000, и только включенные в его текст требования и указания подлежат оценке и сертификации. С учетом данного обстоятельства проанализируем его содержание более подробно.
В соответствии со стандартом ISO 14001, организация должна:
а) определить экологическую политику, подходящую для нее самой;
б) идентифицировать экологические аспекты, вытекающие из ее прошлых, настоящих и планируемых видов деятельности, продукции или услуг, с тем чтобы определить существенные воздействия на окружающую природную среду; в) идентифицировать соответствующие требования законодательных актов и регламентные требования; г) идентифицировать приоритеты и установить соответствующие целевые и плановые экологические показатели;
д) разработать организационную схему и программу(ы) для реализации политики и достижения целевых и плановых экологических показателей; е) способствовать планированию, контролю, мониторингу, корректирующим действиям, аудиту и анализу, с тем чтобы обеспечить как соответствие системы управления ОПС установленной политике, так и ее поддержание на надлежащем уровне; ж) обладать способностью адаптироваться к изменяющимся обстоятельствам. Более конкретная совокупность соответствующих требований содержится в разделе 4 стандарта ISO 14001
Конкретное содержание включенных в стандарт ISO 14001 требований изложено в стандарте [ГОСТ Р ИСО 14001-98.1998].
Требования стандарта ISO 14001 Требования к экологической политике Требование 1: Экологическая политика Требование 2: Экологические аспекты Требование 4: Правовые и другие требования Требование 5: Целевые и плановые экологические показатели Совокупность требований по внедрению и функционированию Требование 6: Структура и ответственность Требование 7: Обучение и осведомленность Требование 8: Коммуникация(связь) Требование 9: Документация системы управления ООС Требование 10: Управление документацией и операциями Требование 11: Подготовленность к аварийным ситуациям Требования по проведению проверок и корректирующих действий Требование 12: Мониторинг и измерения Требование 13: Несоответствия и корректирующие,
а также предупреждающие Требование 14: Зарегистрированные данные Требование 15: Аудит системы управления ООС
Требования к анализу со стороны руководства Требование 16: Анализ со стороны руководства |
Информация о работе Курс лекций по предмету "Безопасность жизнедеятельности"