Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа
Современное состояние начального профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества начального профессионального образования.
Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда".
• I. Введение
o II. Методы производственного обучения
o 1. Общие требования к методам производственного обучения
o 2. Словесные методы производственного обучения
o а) Рассказ и объяснение
o б) Инструктаж и беседа
o в) Письменное инструктирование
o III. Наглядные методы производственного обучения
o а) Демонстрация объектов и наглядных пособий
o б) Практический показ мастером трудовых процессов
o в) Наблюдение учащихся
o IV. Практические методы производственного обучения
o а) Метод упражнений
o б) Лабораторно-практические работы и решение производственно-технических задач
o V. Применение методов производственного обучения на занятиях по вождению автомобиля
o Список использованной литературы
Реферат
"Методы производственного обучения"
По профессии: "Водитель автомобиля"
Выполнил:
мастер п/о Познахиркин А.А.
Содержание
I. Введение
Современное состояние
начального профессионального образования
отражает усиливающийся дисбаланс
между возрастающими
Это нашло непосредственное
отражение в Программе
Учебные заведения системы профтехобразования вот уже много лет остаются основными учебными заведениями, где готовят рабочих массовых профессией. Правильный выбор и применение эффективных методов дидактических средств производственного обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы современный рабочий был подготовлен, обладал глубокими знаниями по профессии и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться. Таким образом, базовое образование - всего лишь необходимый минимальный фундамент, позволяющий перейти к более широкому образованию, которое будет способствовать в дальнейшем успешному трудоустройству и социальной активности человека. Интегрированное сочетание знаний, умений и способностей должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации.
II. Методы производственного обучения
1. Общие требования к методам производственного обучения
Успешное проведение занятий с учащимися зависят от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного обучения.
Методы производственного обучения должны отвечать следующим требованиям:
Воспитывающий
характер производственного обучении;
политехническая направленность производственного
обучения; проведение обучения на основе
производительного труда
Методы производственного обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности учащихся в мастерских, на рабочих местах предприятий. у органов управления машинами и т.д. Это зависит и от разнообразия форм организации производственного обучения, характер профессий и других условий.
Если на уроках
теоретического обучения преобладают
фронтальные формы, когда преподаватель
сообщает более или менее законченный
учебный материал всем учащимся группы,
в процессе производственного обучения
чаще всего приходится проводить
занятий с отдельными подгруппами,
звеньями и индивидуально.При выборе
методов обучения следует исходить
из того, что основными источниками
информации во всяком учебном процессе
являются слово, т.е. устная и письменная
речь, чувственный образ, т.е. наглядность,
и практическая деятельность. В связи
с этим можно выделить три группы
методов производственного
К словесным методам относятся рассказ и объяснение. беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.
Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.
Практические методы - упражнения в выполнении трудовых действий. Трудовых заданий, работ и др. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно - технических задач, лабораторно - практические работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера. а также обучение на тренажерах. Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и умений в производственном обучении. Как правлю, методы обучения реализуются с помощью различных приемов, так метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса. Изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий. проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.
2. Словесные методы производственного обучения
а) Рассказ и объяснение
Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мастер пользуется живым словом. Применяет любой метод производственного обучения; таких методах, как рассказ и объяснение живое слово, монологическая устная речь составляют основу.
Рассказ, как
словесный метод представляет собой
изложение в форме
Объяснение - это изложение, имеющее характер рассуждений и доказательств, обоснований тех или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.
В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава и структуры. Обосновывает назначение и способы выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными учащимися. Связывает новое с имеющимися у них опытом. При этом объясняется особенности той или иной операции. Правила безопасности труда. Характер использования оборудования и другие вопросы, относящиеся непосредственно к практической деятельности учащихся.
В производственном
обучении опять же в отличие от
теоретического рассказ и объяснение
чаще всего объединяется. При этом
рассказ служит основной для объяснения
и обычно ему предшествует. В обособленном
виде рассказ применяется
В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснение, относящегося к отдельным частым вопросам. Мастер прибегает к дополнительным разъяснениям. Если учащихся недостаточно поняли суть основного объяснения и, выполняя упражнения, допускают ошибки.
б) Инструктаж и беседа
Инструктаж -важнейшая форма методического руководства обучением в ПУ. В инструктаже сочетается различные методы обучения, но преобладает словесное изложение в виде объяснения, указаний и предостережений от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ приемов и средств наглядности. Натуральных объектов.
Инструктаж проводится как правило, для тех учащихся, которые уже имеют первоначальные знаний и навыки. Мастер инструктирует учащихся для того. Чтобы дать указания, как использовать имеющийся у них опыт и зеваний в новых связях и сочетаниях, обычно приближающихся к производственными условиям. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической эксплуатации, правил безопасности труда.
По мере обучения инструктаж становиться основной формой методического руководства учащимся со стороны мастера и становится все более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие учащихся к самостоятельному принятию решений.
При использовании в ходе инструктажа приемов показа и демонстрации, не следует злоупотреблять наглядностью, чтобы инструктаж не превратился в занимательное зрелище.
Нельзя также превращать инструктаж в сплошные предостережения, вторые зачастую делаются "на всякий случай" Когда в информации о почти невероятных случаях последствий ошибок и нарушений могут потеряется действительно возможные в реальных условиях ошибки и неполадки.
Беседа - как самостоятельный метод обучения, применяется очень широко. Беседа позволяет легче. Чем путем устного изложения, научить учащихся правильно применять их знания и практический опыт, правильно применять их знания и практический опыт предоставляет большие возможности для развития внимания, любознательности, интереса к учебе. Условно различают 3 вида бесед. Беседы по изучению нового материала. В таких беседах мастер, опираясь на знания, практический опыт и наблюдение учащихся. Подводит их к пониманию нового, к самостоятельным правильным выводам и обобщениям. Все основные положения мастер формулирует сам, но иногда они достаточно полно и правильно могут быть сформулированы в ответах учащихся, что обеспечивает не только усвоение новых знаний, но и способность самостоятельного решения производственно - технических задач.
В беседах. Проводимых для обобщающих повторений, решаются вопросы закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся по определенной теме. По наиболее сложным вопросам специальные беседы проводятся для текущего повторения.
Третий вид беседы, проводимый для проверки знаний учащихся, используется при контроле и оценке результатов производственного обучения. Такие беседы целесообразно проводить в развернутой форме, когда все учащиеся вовлекаются в работу, задавая вопросы отвечающему. Исправляя и добавляя его ответы.
Беседы всех видов должны отвечать таким требованиям, как правильная организация вызов учащихся (необязательно в алфавитном порядке). побуждение учащихся к активному участию в обсуждении вопросов. Дифференцированный подход к более сильным, средним и отстающим учащимся при постановке вопросов соответствующей сложности.