Методы производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание

Современное состояние начального профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества начального профессионального образования.
Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда".

Содержание

• I. Введение
o II. Методы производственного обучения
o 1. Общие требования к методам производственного обучения
o 2. Словесные методы производственного обучения
o а) Рассказ и объяснение
o б) Инструктаж и беседа
o в) Письменное инструктирование
o III. Наглядные методы производственного обучения
o а) Демонстрация объектов и наглядных пособий
o б) Практический показ мастером трудовых процессов
o в) Наблюдение учащихся
o IV. Практические методы производственного обучения
o а) Метод упражнений
o б) Лабораторно-практические работы и решение производственно-технических задач
o V. Применение методов производственного обучения на занятиях по вождению автомобиля
o Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.67 Кб (Скачать документ)

Реферат

"Методы  производственного обучения"

По профессии: "Водитель автомобиля"

Выполнил:

мастер п/о  Познахиркин А.А.

Содержание

  • I. Введение
    • II. Методы производственного обучения
    • 1. Общие требования к методам производственного обучения
    • 2. Словесные методы производственного обучения
    • а) Рассказ и объяснение
    • б) Инструктаж и беседа
    • в) Письменное инструктирование
    • III. Наглядные методы производственного обучения
    • а) Демонстрация объектов и наглядных пособий
    • б) Практический показ мастером трудовых процессов
    • в) Наблюдение учащихся
    • IV. Практические методы производственного обучения
    • а) Метод упражнений
    • б) Лабораторно-практические работы и решение производственно-технических задач
    • V. Применение методов производственного обучения на занятиях по вождению автомобиля
    • Список использованной литературы

I. Введение

Современное состояние  начального профессионального образования  отражает усиливающийся дисбаланс  между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить  свое будущее, и фактическим уровнем  образования и развития выпускников  образовательных учреждений начального профессионального образования. Новая  государственная политика России в  области образования акцентирует  особое значение проблемы качества начального профессионального образования.

Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно  актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные  стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные  учреждения начального профессионального  образования к потребностям рынка  труда".

Учебные заведения  системы профтехобразования вот  уже много лет остаются основными  учебными заведениями, где готовят  рабочих массовых профессией. Правильный выбор и применение эффективных  методов дидактических средств  производственного обучения являются решающими, в осуществлении этой задачи. Необходимо, чтобы современный  рабочий был подготовлен, обладал  глубокими знаниями по профессии  и умениями в производственной деятельности. В связи с быстрыми темпами  развития технологий и существующей неопределенностью рынка труда  человек встает перед необходимостью приобретать новые умения и квалификации в течение всей свой жизни. И эти новые умения должны наращиваться на приобретенные ранее. Такое приращение должно носить постоянный характер, что в корне меняет роль и место образования и обучения в обществе. Во главу угла ставится формирование у человека умения и желания учиться. Таким образом, базовое образование - всего лишь необходимый минимальный фундамент, позволяющий перейти к более широкому образованию, которое будет способствовать в дальнейшем успешному трудоустройству и социальной активности человека. Интегрированное сочетание знаний, умений и способностей должны позволить человеку выполнять профессиональную деятельность в современной трудовой среде и адаптироваться в изменившейся ситуации.

II. Методы производственного  обучения

1. Общие требования  к методам производственного  обучения

Успешное проведение занятий с учащимися зависят  от методов их приёмов обучения, применяемых мастером производственного  обучения.

Методы производственного  обучения должны отвечать следующим  требованиям:

Воспитывающий характер производственного обучении; политехническая направленность производственного  обучения; проведение обучения на основе производительного труда учащихся; доступность и посильность обучения, учёт возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; сочетание наглядности  и познавательно - творческим, развивающими, характером обучения; систематичность  и прочность усвоения знаний, навыков  и умений в производственном обучении. Под методом производственного  обучения следует понимать основные способы совместной взаимосвязанной  деятельности мастера и учащихся, с целью достижения учащимися  профессионального мастерства, воспитания у них добросовестного отношения  к труду, развития творческих способностей.

Методы производственного  обучения имеют свои особенности, отличающие их от методов теоретического обучения. Определяется своеобразием характера, содержание и организации учебно - производственной деятельности учащихся в мастерских, на рабочих местах предприятий. у органов управления машинами и т.д. Это зависит и  от разнообразия форм организации производственного  обучения, характер профессий и других условий.

Если на уроках теоретического обучения преобладают  фронтальные формы, когда преподаватель  сообщает более или менее законченный  учебный материал всем учащимся группы, в процессе производственного обучения чаще всего приходится проводить  занятий с отдельными подгруппами, звеньями и индивидуально.При выборе методов обучения следует исходить из того, что основными источниками  информации во всяком учебном процессе являются слово, т.е. устная и письменная речь, чувственный образ, т.е. наглядность, и практическая деятельность. В связи  с этим можно выделить три группы методов производственного обучения: словесные, наглядные и практические.

К словесным методам относятся рассказ и объяснение. беседа, работа с технической литературой. Устное и письменное инструктирование. Производственные семинары.

Наглядные методы - показ мастером трудового процесса, приема, демонстрация различных объектов, пособий и средств, самостоятельные наблюдения учащихся.

Практические  методы - упражнения в выполнении трудовых действий. Трудовых заданий, работ и др. В основе которых лежит самостоятельная практическая деятельность учащихся. Можно выделить в особую группу такие методы, как решение производственно - технических задач, лабораторно - практические работы, самострельное выполнение производственных заданий проблемного характера. а также обучение на тренажерах. Кроме перечисленных групп общих методов производственного обучения некоторые специалисты выделяют группу методов проверки и контроля знаний, навыков и умений в производственном обучении. Как правлю, методы обучения реализуются с помощью различных приемов, так метод показа трудовых действий может применяться с использованием таких приемов, как подготовка учащихся к наблюдению, расчленение трудового процесса. Изолированный показ отдельных элементов, замедление темпа рабочих движений, словесное описание и объяснение показываемого, демонстрация наглядных пособий. проверка восприятия с помощью вопросов, пробное выполнение действий отдельными учащимися.

2. Словесные методы  производственного  обучения

а) Рассказ и объяснение

Применение мастером словесных методов и методических приемов воздействия словом способствует полноценному усвоению учащимся производственно - технических знаний, развитию у них способности правильно воспринимать и осмысливать окружающую производственную действительность. Мастер пользуется живым словом. Применяет любой метод производственного обучения; таких методах, как рассказ и объяснение живое слово, монологическая устная речь составляют основу.

Рассказ, как  словесный метод представляет собой  изложение в форме повествования  и описания свойств и признаков  труда, а также их изменений в  ходе технологических процессов. Для  эффективности рассказа возможно применение приёмов, поддерживающих внимание обучаемых: записи в тетрадях, выполнение схем, чертежей, графиков. При этом желательно, чтобы записи выполнялись учащимся не под диктовку. а самостоятельно. Во время рассказа возможно использование  наглядных пособий, учащимся могут  задавать вопросы для проверки понимания, ими сообщаемого материала. Мобилизации  их внимания.

Объяснение - это  изложение, имеющее характер рассуждений  и доказательств, обоснований тех  или иных признаков, свойств предметов, а также явлений и процессов.

В ходе объяснения особенностей трудовой операции мастер дает анализ ее состава и структуры. Обосновывает назначение и способы  выполнения отдельных приёмов, сравнивает изучаемую операцию с уже известными учащимися. Связывает новое с  имеющимися у них опытом. При этом объясняется особенности той  или иной операции. Правила безопасности труда. Характер использования оборудования и другие вопросы, относящиеся непосредственно  к практической деятельности учащихся.

В производственном обучении опять же в отличие от теоретического рассказ и объяснение чаще всего объединяется. При этом рассказ служит основной для объяснения и обычно ему предшествует. В обособленном виде рассказ применяется сравнительно редко. Так как мастеру необходимо больше объяснять, чем рассказывать, это требования программы производственного  обучения.

В ходе обучения редко приходится использовать разъяснения, разновидность объяснение, относящегося к отдельным частым вопросам. Мастер прибегает к дополнительным разъяснениям. Если учащихся недостаточно поняли суть основного объяснения и, выполняя упражнения, допускают ошибки.

б) Инструктаж и беседа

Инструктаж -важнейшая форма  методического руководства  обучением в ПУ. В инструктаже  сочетается различные  методы обучения, но преобладает словесное  изложение в виде объяснения, указаний и предостережений  от ошибочных действий, вместе с тем широкого применяются показ  приемов и средств  наглядности. Натуральных  объектов.

Инструктаж  проводится как правило, для тех учащихся, которые уже имеют  первоначальные знаний и навыки. Мастер инструктирует учащихся для того. Чтобы  дать указания, как  использовать имеющийся  у них опыт и  зеваний в новых  связях и сочетаниях, обычно приближающихся к производственными  условиям. Инструктаж должен иметь указания о возможных неполадках в работе оборудования, ошибках в выполнении действий, нарушениях правил технической  эксплуатации, правил безопасности труда.

По  мере обучения инструктаж становиться основной формой методического  руководства учащимся со стороны мастера  и становится все  более кратким: даются лишь основные указания, все большее значение приобретает письменный инструктаж, т.е. письменные инструкции, побуждающие  учащихся к самостоятельному принятию решений.

При использовании в  ходе инструктажа  приемов показа и  демонстрации, не следует  злоупотреблять наглядностью, чтобы инструктаж не превратился в  занимательное зрелище.

Нельзя  также превращать инструктаж в сплошные предостережения, вторые зачастую делаются "на всякий случай" Когда  в информации о  почти невероятных  случаях последствий  ошибок и нарушений  могут потеряется действительно возможные  в реальных условиях ошибки и неполадки.

Беседа - как самостоятельный  метод обучения, применяется  очень широко. Беседа позволяет легче. Чем путем устного  изложения, научить  учащихся правильно  применять их знания и практический опыт, правильно применять  их знания и практический опыт предоставляет  большие возможности  для развития внимания, любознательности, интереса к учебе. Условно  различают 3 вида бесед. Беседы по изучению нового материала. В  таких беседах  мастер, опираясь на знания, практический опыт и наблюдение учащихся. Подводит их к пониманию  нового, к самостоятельным  правильным выводам  и обобщениям. Все  основные положения  мастер формулирует  сам, но иногда они  достаточно полно  и правильно могут  быть сформулированы в ответах учащихся, что обеспечивает не только усвоение новых знаний, но и способность  самостоятельного решения  производственно - технических  задач.

В беседах. Проводимых для обобщающих повторений, решаются вопросы  закрепления, углубления и систематизации знаний учащихся по определенной теме. По наиболее сложным  вопросам специальные  беседы проводятся для  текущего повторения.

Третий  вид беседы, проводимый для проверки знаний учащихся, используется при контроле и  оценке результатов  производственного  обучения. Такие беседы целесообразно проводить  в развернутой  форме, когда все  учащиеся вовлекаются  в работу, задавая  вопросы отвечающему. Исправляя и добавляя его ответы.

Беседы  всех видов должны отвечать таким требованиям, как правильная организация  вызов учащихся (необязательно  в алфавитном порядке). побуждение учащихся к активному участию  в обсуждении вопросов. Дифференцированный подход к более  сильным, средним  и отстающим учащимся при постановке вопросов соответствующей  сложности.

Информация о работе Методы производственного обучения