Методы производственного обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 12:44, курсовая работа

Описание

Современное состояние начального профессионального образования отражает усиливающийся дисбаланс между возрастающими требованиями общества и работодателей к уровню компетенции рабочих кадров, их нравственности, культуре, способности успешно строить свое будущее, и фактическим уровнем образования и развития выпускников образовательных учреждений начального профессионального образования. Новая государственная политика России в области образования акцентирует особое значение проблемы качества начального профессионального образования.
Это нашло непосредственное отражение в Программе модернизации российского образования. Суть этих задач состоит в том, чтобы "существенно актуализировать содержание и обеспечить качество профессиональной подготовки с ориентацией на международные стандарты качества, активизировать деятельность по укрупнению, интеграции профессий, решительно повернуть образовательные учреждения начального профессионального образования к потребностям рынка труда".

Содержание

• I. Введение
o II. Методы производственного обучения
o 1. Общие требования к методам производственного обучения
o 2. Словесные методы производственного обучения
o а) Рассказ и объяснение
o б) Инструктаж и беседа
o в) Письменное инструктирование
o III. Наглядные методы производственного обучения
o а) Демонстрация объектов и наглядных пособий
o б) Практический показ мастером трудовых процессов
o в) Наблюдение учащихся
o IV. Практические методы производственного обучения
o а) Метод упражнений
o б) Лабораторно-практические работы и решение производственно-технических задач
o V. Применение методов производственного обучения на занятиях по вождению автомобиля
o Список использованной литературы

Работа состоит из  1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 64.67 Кб (Скачать документ)

в) Письменное инструктирование

Наиболее  распространенный вид  работы с печатным текстом в ходе выполнения практических заданий и работ. Особенно широкого распространены такие варианты письменного  инструктирования, как  инструкционные карты, карты - задания, информационные карты и т.д.

При разработке инструкционных материалов следует  учитывать. Что они  не являются простой  памяткой. А служат средством организации  познавательной деятельности. При этом чисто  текстовые, т.е. словесные  инструкции лучше  заменить картами  со схематическими рисунком. Схемами, условными (кодовыми) обозначениями. Это  не только сокращает  размеры карт, но и способствует большой  четкости в обозначении  и запоминании  последовательности действий.

Кроме письменных инструкций широко используются различные виды производственно - технической документации -чертежи, схемы. технические  условия, технологические  карты, инструкции по настройке наладке  оборудования и т.д. В этом случае учащиеся должны уметь пользоваться дополнительной литературой, в частности техническими справочниками. В связи с этим необходимо объяснить правила пользования справочниками, показать, как находить в них требуемые данные. Как делать необходимые записи их расчеты по формулам и таблицам.

Следует шире использовать в  производственном обучении домашнее задания  в ходе подготовки к очередной теме или для повторения в связи с предстоящими контрольными работами или экзаменам  При этом чтение книг и других пособий  должно способствовать развитию умений отбирать необходимый материал.

III. Наглядные методы  производственного  обучения

а) Демонстрация объектов и наглядных пособий

Представляют  собой метод наглядно - чувственного ознакомления с изучаемыми предметами, явлениями. Процессами. Однако не следует  перегружать занятий  чересчур большим  количеством демонстраций.

Наглядные пособия могут  быть натуральными, представляющими  различные объекты  в в естественном виде и изобразительные -в  виде чертежей, схем, фотоснимков, моделей, макетов. Некоторые  натуральные объекты  приходится в учебных  целях подвергать предварительной  обработке, чтобы  ярче и выразительнее  представлять наиболее важные стороны и  качества. Для этого  делают разрезы для  показа внутреннего  устройства механизмов, машин, применяют  специальное окрашивание  некоторых поверхностей и т.д.

Изобразительные наглядные пособия  обычно показывают натуральные  объекты в масштабах, делающих их удобными для обозрения. Пользуясь  условными изображениями, можно показать процессы, которые протекают  очень быстро или  слишком медленно, либо связаны с  высокими параметрами, представляющими  опасность. Так с  помощью знаков, символов, штриховки можно  показать ход химической реакции, движение пара, направление тока и т.д. К наглядным  пособиям относятся  и производственно - технические документы - рабочие чертежи, технологические  карты, технические  инструкции, схемы, графики. Кинофильмы, слайды, диафильмы. Видеофильмы, пластики, относящихся  к экранным средствам  и пособиям находят  все более широкое  применение в учебном  процессе.

б) Практический показ  мастером трудовых процессов

Как источник информации слово в учебном  процессе сохраняет  свое значение лишь при условии, если оно опирается  на непосредственно  восприятие предметов  и явлений.

Практический  показ необходимо применять во всех случаях необходимо сформировать у учащихся правильный образ  трудовых действий, например при управлении механизмами и  машинами.

На  практике применяется  примерно следующая  схема объяснения и показа трудовых действий мастером. Сначала мастер объясняет  изучаемых действий, а затем проводит показ их выполнение в нормальном. А  затем в замедленном  темпе. Замедление темпа  позволяет учащимся лучше понять, из каких составных  частей это действие состоит, каковы особенности  и последовательность отдельных приемов  и движений.

После того, как показаны отдельные приемы в замедленном  темпе и с остановками. Следует снова  показать целое действие в нормальном рабочем  темпе. Чтобы убедиться. что учащиеся поняли и запомнили показанное. Нужно, чтобы учащиеся воспроизвели показанное мастером.

Метод практического показа рекомендуется применять  в качестве основного  на занятиях для практической подготовки учащихся к выполнению упражнений.

К показу как к методу обучения, предъявляются  следующие требования: а) правильный выбор  объема практического  показа. Нельзя показывать слишком много  в течение одного занятия. Чтобы показ  был посильным  и доступным, его  можно использовать не более чем по двум - трем новым для учащихся приемам средней сложности. Учащиеся должны воспринимать показываемые действия осознанно. Уметь отличать правильные приемы от неправильных. Все это возможно при условии правильного сочетания сжатого объяснения с беседой и демонстрацией как пособий, так и самих приемов, с обязательным воспроизведением показанного учащимся; б) поддержание внимания учащихся во время показа. Мастер в ходе показа и объяснения постепенно расширяет объем показываемого, разнообразие и усложняя его. При этом нужно вовремя задавать учащимся вопросы и кратко анализировать их ответы.

в) Наблюдение учащихся

Развитие  у учащихся способности  правильно воспринимать производственно - технические  явления и объекты  можно только при  умении самостоятельного наблюдения. Проведение самостоятельных  наблюдений в ходе обучения требует  от учащихся целенаправленного  внимания, настойчивости  и терпения, т.е. усилия воли. Опыт показывает, что даже при хорошей  подготовки к проведению наблюдений. При наличии  исчерпывающего инструктажа. Учащиеся. Тем не менее, допускают  немало ошибок в ходе наблюдений. Чаще всего  они обращают внимание, прежде всего на то, что бросается  в глаза, проявляют  нетерпение и непоследовательность. Делают необоснованные выводы из своих наблюдений

Задача  мастера в этом случае учить их культуре наблюдения, проводя  специальные упражнения с использованием наглядных пособий  и тренировочных  устройств.

IV. Практические методы  производственного  обучения

а) Метод упражнений

Среди практических методов  производственного  обучения первостепенное значение имеют упражнения. Основа упражнений - целенаправленное и  многократно проводимое под руководством мастера повторение изучаемых трудовых действий и приемов, цель которого последовательное их совершенствование  в ходе овладения  профессиональными  навыками и умениями.

Практические  упражнения приводят к постепенному формированию профессионального  мастерства.

Упражнение  в производственном обучении проводятся по определенной системе, когда каждое предыдущие упражнение подготавливает выполнение следующего, а следующие способствует усвоению нового и  одновременно закрепляет предыдущие. Практика показывает, что начальные  шаги в овладении  навыком и умением, как правило, сопряжены  со значительной затратой энергии, повышенной утомляемостью, поэтому  результаты первых упражнений бывают очень неустойчивыми. Чем дальше, тем  более согласованными и экономными становятся движения, снижается  утомляемость. Прочнее  закрепляются усвоенные  навыки.

Для успешного выполнения упражнений, связанных  с управлением  механизмами и  машинами, необходимо использовать теоретическое  знания и приемы, которые требуют  прочного овладения  двигательными навыками. Поэтому целесообразно  разно использование  специальных тренировочных  устройств. Типа тренажера  для выработки  таких элементарных двигательных навыков  и умений.

Упражнения  в выполнении трудовых процессов направлены на овладение сложными навыками и умениями, необходимыми для  изучаемой профессии. Важное преимущество тренажерных устройств  заключается в  возможности воспроизводить различные производственные ситуации. При этом не исключаются возможности  несчастных случаев, аварий и связанных  с этим производственных потерь.

Тренажеры, применяемые для  подготовки рабочих  водительских профессий, позволяют не только формировать первоначальные навыки вождения. И  но имитировать действия в сложных, порой  опасных ситуациях, условиях уличного движения. Специальные приборы фиксируют на пульте все действия обучаемого что дает тому возможность реагировать на сигналы и вносить поправки и изменения в процессе выполнения приемов. А мастеру в зависимости от характера отклонений использовать соответствующие методические приемы: делать устные замечания, предупреждение, а иногда и останавливать упражнений и проводить дополнительный инструктаж.

б) Лабораторно-практические работы и решение  производственно-технических  задач

Метод производственного  обучения, в результате которого учащиеся приучаются самостоятельно наблюдать  и анализировать  явления, формировать  выводы, глубже осознавать связь теоретических  знаний с практикой. Лабораторные работы могут носить учебно-исследовательский  характер. Когда учащиеся выполняют несложные  эксперименты и получают результаты. А могут  иметь вид опытной  проверки ранее изученного материал. Проведение лабораторно-практических работ начинается с предварительного инструктажа о  целях. Порядке выполнения и специальных  мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать. Наблюдая за ходом работы, мастер, если нужно. Оказывает учащимся помощь. Проводит дополнительный инструктаж, проводит краткое объяснение. Просматривает схемы, записи, расчеты. Чтобы  убедиться, что работа сделана самостоятельно и правильно.

Решение производственно-технических  задач - важное средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Квалифицированному  рабочему, будь он токарь-станочник  или водитель автомобиля необходимо уметь  правильно планировать  свою деятельность, правильно выбирать последовательность действий. Выявлять особенности производственной обстановки и находить нужные и своевременные  решения. В ходе обучения решению производственно - технических задач  необходимо учить  учащихся умению самостоятельно обнаруживать сам  факт возникновения  неполадок, выявлять их причины и способы  устранения. При этом мастеру приходится руководитель довольно сложной мыслительной деятельностью учащихся, направляя их внимание и помогая им проводить  точный и избирательный  анализ производственной обстановки. Часто  приходится помогать учащимся воспроизводить в памяти выводы из практики. А также  те теоретические  знания, на основе которых  возможно успешное решение  задачи.

Разнообразие, и постоянно усложняя учебно-производственные задачи. Устанавливая все более жесткие  нормы на их выполнение, воспитывая чувство  ответственности  за результаты труда. Мастер развивает  у учащихся профессиональную самостоятельность, способствует проявлению инициативы и поиска, творческий подход к  делу.

V. Применение методов  производственного  обучения на занятиях  по вождению автомобиля

При подготовки водителей  находят применение все перечисленные  методы производственного  обучения. В том  числе: устное изложение  материала (рассказ, объяснение), беседа, показ (демонстрация, наблюдение). Упражнения (с  обучающими машинами, лабораторно-практические и практические)

Каждое  занятие по вождению автомобиля проводится в определенной последовательности и включает обязательно  вводный инструктаж Текущий и заключительный инструктажи, которые  в данной ситуации применяются как  присловесного метода производственного  обучения.

Вводный инструктаж. Занятие  начинается с доклада  обучаемого о прибытии на занятия. Затем  мастер называет номер  упражнения, которое  предстоит отработать, сообщает учебную  цель, время и маршрут. Затем с первым в этот день учащимся мастер проводит контрольный  осмотр автомобиля, во время которого учащиеся получают практические навыки по выполнению операций контрольного осмотра.

Учащиеся  проводит контрольный  осмотр по инструктивной  карте и под  руководством мастера. При повторных  занятиях учащиеся делает это самостоятельно по карте, мастер лишь контролирует. Таким  образом, учащиеся, повторяя выполнения задания, запоминает необходимый  объем работ и  последовательность их выполнения.

Текущий инструктаж - т.е. инструктаж в течение урока. Упражнения отрабатывается постепенно, с отдельным  приемов, а иногда и с повторением  предыдущего упражнения. Проверяется знания правил дорожного  движения в объеме отрабатываемой задачи, затем в замедленном  темпе показывают приемы выполнения заданий, путем опроса мастер проверяет, понял  ли ученик. Упражнение повторяется в  нормальном темпе. Лишь убедившись, что учащиеся усвоил правила и  приемы выполнения задачи, он допускается к  управлению автомобилем.

Сначала задача выполняется  в упрощенном условиях, затем в более  сложных. Во время  отработки упражнений мастер поправляет ошибки, указывает на их причины, а при необходимости  дополнительно показывает отдельные приемы.

Информация о работе Методы производственного обучения