Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:32, отчет по практике
Охрана труда сегодня становится важной и неотъемлемой частью социально-экономической политики.
Проблемы охраны труда имеют комплексный характер. Создание системы управления охраной труда определено целями государственной политики в области охраны труда, направленными на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, обеспечение социальной защиты трудоспособного населения на основе организации скоординированного взаимодействия субъектов управления на всех уровнях, введения экономических методов управления, развития социального партнерства.
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ ТРУДА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
2. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН
3. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА МОЛОДЕЖИ
4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА УЧИТЕЛЯ
5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
6. ОРГАНИЗАЦИЯ СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
7. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕХНИКА БЕЗОПАСНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
9. ПЕРЕВОЗКА УЧАЩИХСЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ ТРАНСПОРТЕ
10. порядок аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ ТРУДА. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
2. ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН
3. ОСОБЕННОСТИ ОХРАНЫ ТРУДА МОЛОДЕЖИ
4. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТРУДА УЧИТЕЛЯ
5. ТРЕБОВАНИЯ К СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ОХРАНОЙ ТРУДА
6. ОРГАНИЗАЦИЯ
СЛУЖБЫ ОХРАНЫ ТРУДА В
7. РАССЛЕДОВАНИЕ И УЧЕТ НЕСЧАСТНЫХ СЛУЧАЕВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ
8. ТЕХНИКА
БЕЗОПАСНОСТИ В
9. ПЕРЕВОЗКА
УЧАЩИХСЯ НА АВТОМОБИЛЬНОМ
10. порядок аттестации
педагогических работников государственных
и муниципальных образовательных учреждений
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК
ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Отечественная
система охраны труда как часть
общей системы обеспечения
Формирующаяся с начала 1990-х годов система новых экономических отношений отличается большей либеральностью и самостоятельностью работодателей в выборе приоритетов инвестирования средств, что привело к снижению уровня охраны труда и безопасности на производстве. В середине 1990-х годов в России зафиксирован самый высокий среди индустриально развитых стран уровень производственного травматизма с летальным исходом – 0,133 случая гибели на 1000 работающих; более чем у 40 % работающих в отечественной промышленности условия труда квалифицированы как неблагоприятные; число специалистов по охране труда на предприятиях снизилось почти в два раза; затраты на мероприятия по охране труда сократились в пять раз. В результате значительно увеличилось количество всевозможных аварий, катастроф, несчастных случаев, что привело к увеличению общего числа пострадавших от производственных травм и неблагоприятных факторов в 2–3 раза.
Эти
негативные тенденции свидетельствуют
о необходимости
Опыт развитых стран показал, что в условиях экономических отношений рыночного типа для решения этих задач необходимо сочетание системы государственного регулирования с возложением расходов и экономической ответственности за ее реализацию на работодателей. Опираясь на такой подход, Россия поставила перед собой масштабную задачу, провозгласив принципом государственной политики в сфере охраны труда приоритет жизни и здоровья работников по отношению к результатам производственной деятельности. Система охраны труда является важной составной частью системы обеспечения безопасности образовательных и производственных объектов, а также общей системы национальной безопасности страны.
В
связи с ростом количества чрезвычайных
ситуаций (ЧС) в последние годы особую
актуальность приобрели вопросы
организации работ по охране труда,
улучшения условий и
Одной
из важнейших задач
1.
ПРЕДМЕТ ОХРАНЫ ТРУДА.
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ОХРАНЫ
ТРУДА
Предметом научной дисциплины «Охрана труда» является система сохранения жизни и здоровья человека в процессе трудовой деятельности. Опыт показывает, что любой вид деятельности человека должен быть полезен для его существования, но одновременно может быть источником негативных воздействий или вреда, приводит к травматизму, заболеваниям, а порой заканчивается полной потерей трудоспособности или смертью. Вред человеку может наносить любая деятельность: работа на производстве (трудовая деятельность), деятельность, связанная с получением знаний (учебная деятельность) и даже различные виды отдыха и развлечения. Статистика ЧС дает основание утверждать, что любая деятельность потенциально опасна. Это положение составляет основу теории и методов решения более общей проблемы – обеспечения БЖ человека.
Охрана труда как учебная дисциплина включает в себя следующие разделы:
законодательство в области охраны труда,
основы техники безопасности,
гигиена труда и производственная санитария,
пожарная безопасность.
Проблемы
обеспечения безопасности и охраны
труда затрагивают многие стороны
жизнедеятельности трудовых коллективов,
организации труда и управления
производством, имеют разносторонний
и многоплановый характер. Сложность
состоит в том, что решение
проблем безопасности должно обеспечиваться
непрерывно на каждом этапе производственного
и образовательного процесса, на каждом
участке и на каждом рабочем месте.
Целью курса «Охрана труда» является
формирование у будущих учителей
необходимых знаний, умений и навыков
в области охраны труда и техники
безопасности с учетом особенностей
их предстоящей профессионально-
Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работников.
Вредный производственный фактор – производственный фактор, негативное воздействие которого может привести к заболеванию работника.
Опасный производственный фактор – негативный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме или опасному заболеванию.
Безопасные условия труда – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленные нормативы.
Рабочее место – место, в котором работник должен находиться или в которое ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.
Средства
индивидуальной и коллективной защиты
работников – технические средства,
используемые для предотвращения или
уменьшения воздействия на работников
вредных или опасных
Техника
безопасности – совокупность мероприятий
и средств, с помощью которых
исключается травматизм и заболевания
работников.
2.
ОХРАНА ТРУДА ЖЕНЩИН
Особые условия безопасности труда женщин определяются в главе 41 ТК РФ.
Запрещается применение труда женщин на работах, связанных с подъемом и перемещением вручную тяжестей, превышающих предельно допустимые для них нормы (ст. 253 ТК РФ).
Ограничивается применение труда женщин на тяжелых работах и работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на подземных работах, за исключением нефизических работ или работ по санитарному и бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК РФ).
Запрещается
направление в служебные
Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до 3 лет, допускается только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им медицинскими рекомендациями. Эти гарантии предоставляются также работникам, имеющим детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста восемнадцати лет, а также работникам, осуществляющим уход за больными членами их семей в соответствии с медицинским заключением (ст. 259 ТК РФ).
В
настоящее время действует
В соответствии с Санитарными правилами и нормами (СанПиН) 2.2.2.1327—03 «Гигиенические требования к организации технологических процессов, производственному оборудованию и рабочему инструменту», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 25 мая 2003 г. № 100, оптимальные и допустимые величины показателей тяжести и напряженности факторов трудового процесса для женщин составляют:
подъем и перемещение (разовое) тяжести при чередовании с другой работой (до 2 раз в час): оптимальное – до 5 кг, допустимое – до 10 кг;
подъем и перемещение (разовое) тяжести постоянно в течение рабочей смены: оптимальное – до 3 кг, допустимое – до 7 кг;
суммарная масса грузов, перемещаемых в течение каждого часа смены:
с рабочей поверхности: оптимальное – до 100 кг, допустимое – до 350 кг;
с
пола: оптимальное – до 50 кг, допустимое
– до 175 кг.
3. ОСОБЕННОСТИ
ОХРАНЫ ТРУДА МОЛОДЕЖИ
Труд молодежи законодательно определен в ТК РФ. Подростки и молодежь (лица моложе 18 лет) также имеют право на особые условия безопасности труда (глава 42 ТК РФ). Согласно действующему законодательству:
заключение трудового договора допускается с лицами, достигшими возраста 16 лет (ст. 63 ТК РФ);
запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда, а также на подземных работах (ст. 265 ТК РФ);
запрещается привлекать работников моложе 18 лет к ночным и сверхурочным работам и работам в выходные дни (ст. 268 ТК РФ);
работники в возрасте до 18 лет подлежат ежегодному обязательному медицинскому осмотру (ст. 266 ТК РФ);
все лица моложе 21 года принимаются на работу только после предварительного медицинского осмотра (ст. 266 ТК РФ);
ежегодные
отпуска работникам моложе 18 лет
предоставляются
Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2000 г. № 163 «Об утверждении перечня тяжелых работ и работ с вредными или опасными условиями труда, при выполнении которых запрещается применение труда лиц моложе восемнадцати лет» регламентирует работу молодежи при неблагоприятных условиях труда.
Важным элементом системы трудового воспитания является общественно-полезный труд учащихся. Содержание общественно-полезного труда учащихся также определяется с учетом их возраста и здоровья. Главными направлениями трудовой деятельности учащихся являются: