Правовое обеспечение охраны труда на предприятии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:16, дипломная работа

Описание

Актуальность исследования. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…...10
1.1. Государственное регулирование охраны труда на предприятии……………....10
1.2. Организация охраны труда работодателем и работником………………….….25
1.3. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве..…37
ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБВАНИЙ В СФЕРЕ ОХРА-
НЫ ТРУДА…………………………………………………………………………….48
Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда…..48
Административная ответственность за нарушение требований охраны труда...…………………………………………………………………………………..….52
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда……………………………………………………………………………………..…59

Работа состоит из  1 файл

Диплом мой.doc

— 403.00 Кб (Скачать документ)

    Серьезное внимание уделяется сегодня специалистами  и вопросам жестокости на производстве. Что интересно, физическая и психологическая жестокость, которая в недавнем прошлом считалась проблемой скорее дисциплинарной, сегодня также входит в сферу охраны труда. Оба вида жестокости взаимосвязаны и часто встречаются в совокупности. Физическая жестокость проявляется чаще всего в непосредственном физическом воздействии на работника (нападении, нанесении телесных повреждений, применении физической силы для принуждения работника к выполнению каких-либо действий и т.д.).

    Автор отмечает, что, несмотря на постоянные исследования и разработки ученых, новая концепция охраны труда еще не имеет окончательной формулировки и продолжает развиваться как в направлении изучения рисков, так и в направлении определения наиболее эффективных методов борьбы с ними. На практике основные обязанности по повышению превентивной культуры в сфере обеспечения безопасности и здоровья на производстве, а также первичное выявление рисков и нормативное закрепление методов борьбы с ними лежат на сторонах трудовых отношений.

      Структура работы. Дипломная работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения, списка использованной литературы и нормативных правовых актов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ

1.1. Государственное  регулирование охраны труда

    Государственное управление охраной труда - это особый вид управленческой деятельности органов  государственной власти и управления, наделенных законодательством властными полномочиями по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников в установленных для них сферах деятельности. В силу таких полномочий воля указанных органов, выраженная в нормативных правовых актах, предписаниях, разрешениях , является обязательной для объектов управления - подчиненных государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц, юридических лиц, граждан.

    Особым  видом управленческой деятельности в сфере охраны труда является также деятельность государственных органов по контролю и надзору за соблюдением юридическими и физическими лицами требований охраны труда, включая действия по пресечению фактов нарушения требований охраны труда и применению предусмотренных законодательством мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами требований охраны труда в установленной сфере деятельности.

    Государственные органы, на которые возложены функции  управления охраной труда, определены ст. 216 ТК РФ. государственное управление охраной труда осуществляется прежде всего Правительством РФ непосредственно или по его поручению федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и по нормативно-правовому регулированию в сфере труда, а также другими федеральными органами исполнительной власти в пределах их полномочий.1(См. Приложение 1).

    Правительство РФ, будучи органом государственной власти, осуществляет исполнительную власть Российской Федерации, регулирует отношения в социально-экономической сфере, а значит, и в области охраны труда; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; принимает меры по обеспечению условий для реализации трудовых прав граждан; руководит работой федеральных министерств и иных федеральных органов исполнительной власти и контролирует их деятельность; утверждает положения о федеральных министерствах и иных федеральных органах исполнительной власти; определяет порядок взаимодействия и согласованного функционирования Правительства РФ и других органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации.2

    Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны труда, является Минздравсоцразвития России.

    В соответствии с Положением об этом Министерстве, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. N 321, Минздравсоцразвития России на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ самостоятельно осуществляет правовое регулирование в установленной сфере деятельности и принимает следующие нормативные правовые акты по охране труда:

    - перечень документации и материалов, представляемых на государственную  экспертизу условий труда;

    - предельные нормы переноса и  перемещения тяжестей работниками в возрасте до 18 лет;

    - порядок обучения и проверки  знаний работников организаций  в области охраны труда, включая обучение и проверку знаний отдельных категорий застрахованных работников за счет ФСС РФ;

    - положение об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях, а также формы документов, необходимых для расследования несчастных случаев на производстве;

    - правила бесплатной выдачи лечебно-профилактического  питания;

    - межотраслевые правила и типовые инструкции по охране труда;

    - нормы и условия бесплатной  выдачи работникам, занятым на  работах с вредными условиями  труда, молока или других равноценных  пищевых продуктов;

    - перечень вредных производственных  факторов, при воздействии которых в профилактических целях рекомендуется употребление молока;

    - перечень производств, профессий  и должностей, работа на которых  дает право бесплатно получать  лечебно-профилактическое питание  в связи с особо вредными  условиями труда;

    - перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, реализация которых частично финансируется за счет страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

    - порядок и нормы бесплатной  выдачи работникам сертифицированных  средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих  средств;

    - методические рекомендации по  разработке государственных нормативных  требований охраны труда;

    - типовое положение о комитете (комиссии) по охране труда, а  также другие нормативные правовые  акты по вопросам охраны труда.

    Указанные нормативные правовые акты содержат правила поведения, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, в целях сохранения жизни и здоровья работающего населения. Разработка и принятие обязательных для исполнения нормативных правовых актов является одним из видов управленческой деятельности Минздравсоцразвития России в области охраны труда.

    В процессе реализации своих полномочий названное Министерство вправе запрашивать  и получать в установленном порядке  сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к его компетенции вопросам; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.

    К числу иных федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих наряду с Минздравсоцразвития России управление охраной труда, относятся федеральные органы исполнительной власти.

    Например, МЧС России издает нормативные правовые акты и другие документы по вопросам защиты населения (в том числе работающего населения) и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайных ситуаций); утверждает положение о системе и порядке проведения мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций; определяет порядок разработки и представления декларации безопасности потенциально опасных промышленных объектов (в пределах своей компетенции); порядок разработки и представления деклараций безопасности подводных потенциально опасных объектов. Кроме того, МЧС осуществляет надзор за выполнением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями и гражданами установленных требований по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в пределах своих полномочий.3 И в той мере, в какой указанная деятельность МЧС касается безопасности работающего населения при техногенных катастрофах, пожарах на промышленных объектах и других чрезвычайных обстоятельствах, МЧС осуществляет управление также в области обеспечения безопасности работающего населения. Например, подготовленные МЧС прогнозы о возможных техногенных катастрофах на промышленных объектах побуждают работодателей к осуществлению соответствующих мер по предупреждению таких катастроф и позволяют им избежать возникновения чрезвычайных ситуаций или смягчить их последствия.4

    Особая  роль в системе федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих управление охраной труда, принадлежит федеральным органам исполнительной власти, наделенным контрольными и надзорными функциями в области условий труда.

    Под функциями указанных органов  по контролю и надзору понимаются осуществление действий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленных Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдача органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам; регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальных правовых актов.5

    Федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, являются федеральные службы. Федеральные агентства вправе осуществлять функции по контролю и надзору лишь в случаях, устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ.

    Государственное управление охраной труда на территориях  субъектов Российской Федерации осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области охраны труда в пределах их полномочий.6

    Так, федеральные органы исполнительной власти, наделенные функциями по принятию нормативных правовых актов по охране труда, устанавливают на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов определенные правила поведения в области охраны труда, обязательные для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами и гражданами, тем самым реализуют свои властные полномочия по управлению охраной труда и на региональном уровне.

    Правительство РФ в пределах своих полномочий осуществляет контроль за деятельностью федеральных  органов исполнительной власти и  обеспечивает соблюдение этими органами прав органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, способствует взаимодействию указанных органов. По вопросам, отнесенным к ведению Российской Федерации и полномочиям Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, Правительство РФ осуществляет контроль также за деятельностью органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в том числе за деятельностью по управлению охраной труда.7

    Отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда могут быть переданы органам местного самоуправления в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.8

    Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается.

    В законах о наделении органов  местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по государственному управлению охраной труда полагается предусматривать:

    - вид или наименование муниципального образования, органы местного самоуправления которого наделяются соответствующими полномочиями;

Информация о работе Правовое обеспечение охраны труда на предприятии