Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2011 в 12:16, дипломная работа
Актуальность исследования. Охрана труда - это система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, которая включает в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….…….3
ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОХРАНЫ ТРУДА НА ПРЕДПРИЯТИИ…...10
1.1. Государственное регулирование охраны труда на предприятии……………....10
1.2. Организация охраны труда работодателем и работником………………….….25
1.3. Организация расследования и учета несчастных случаев на производстве..…37
ОТВЕТСТВЕНОСТЬ ЗА НАРУШЕНИЕ ТРЕБВАНИЙ В СФЕРЕ ОХРА-
НЫ ТРУДА…………………………………………………………………………….48
Материальная ответственность за нарушение требований охраны труда…..48
Административная ответственность за нарушение требований охраны труда...…………………………………………………………………………………..….52
Уголовная ответственность за нарушение требований охраны труда……………………………………………………………………………………..…59
Автор предлагает изменить часть 4 ст. 261 ТК РФ, запретив увольнение указанных в этой статье женщин за нарушение трудовой дисциплины, установив, что они могут быть уволены по инициативе работодателя только в исключительных случаях при неоднократных грубых нарушениях ими трудовой дисциплины.
Здесь следует отметить и положительный, опыт законодательства РФ, запрещающего увольнение по инициативе работодателя не только беременных женщин, но и женщин, имеющих детей в возрасте до 6 лет, в том числе и за нарушения трудовой дисциплины.
Следует также обратить внимание на коллизию между частью 4 ст. 261 ТК РФ и частью 4 ст. 70 ТК РФ.
Данная коллизия заключается в следующем: часть 4 ст. 70 ТК РФ запрещает установление испытательного срока беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до 1,5 года, ТК РФ не запрещает установление испытательного срока женщинам, имеющим детей в возрасте от 1,5 до 3 лет, а также одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до 14 лет (ребенка-инвалида до 18 лет).
Часть 4 ст. 261 ТК РФ допускает увольнение вышеупомянутых женщин по инициативе работодателя только по пунктам 1, 5 - 8, 10 или 11 части 1 ст. 81 или пункту 2 ст. 336 ТК РФ. Часть 4 ст. 261 ТК РФ не допускает увольнение вышеуказанных женщин по ст. 71 ТК РФ, т.е. в связи с неудовлетворительным результатом испытания, так как данное увольнение является увольнением по инициативе работодателя.
Автор имеет мнение, что следует изменить часть 4 ст. 70 ТК РФ, запретив устанавливать испытательный срок женщинам, указанным в части 4 ст. 261 ТК РФ, так как нет смысла устанавливать испытательный срок работницам, которые не могут быть по закону уволенными как не выдержавшие испытательный срок.
Таким
образом, сформировалась государственное
регулирование охраны труда. Для ее
совершенствования автор предлагает более
четко определить функции и ответственность
органов исполнительной власти, входящих
в эту систему, а также найти способы и
методы повышения заинтересованности
и внимание к охране труда работодателей,
которые позволят сократить производственный
травматизм, общую и профессиональную
заболеваемость, повысить безопасность
труда и социальную защищенность работников,
создать благоприятные предпосылки для
снижения смертности населения, особенно
в трудоспособном возрасте, формировать
благоприятный климат в трудовых коллективах.
1.2.
Организация охраны труда
Одна из важнейших составляющих правового регулирования охраны труда на предприятии является – проведение аттестации рабочих мест по условиям труда.
На предприятии ООО «Литмаш – М» работает 250 человек, и важнейшая задача, которую ставит перед собой руководитель ООО «Литмаш – М» - обеспечение безопасных условий труда и защита здоровья работников.
Проведение аттестации дает возможность решить проблемы установления льгот и компенсаций для работника, определить приоритеты деятельности в области обеспечения безопасных и здоровых условий труда, а главное - создает условия для деятельности по профилактике производственного травматизма и профессиональной заболеваемости.27
Порядок проведения аттестации утверждается Министерством здравоохранения и социального развития РФ. С 1 сентября 2008 года вошел в действие Порядок аттестации рабочих мест по условиям труда, утвержденный Приказом Минздравсоцразвития России от 31 августа 2007 года N 569.
Данный Порядок регулирует вопросы деятельности работодателей - юридических лиц и работодателей - физических лиц, за исключением работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, по проведению аттестаций рабочих мест по условиям труда, оформления и использования результатов аттестации, а также определяет методы исследований при проведении оценки условий труда.
Аттестации рабочих мест по условиям труда подлежат все имеющиеся в организации рабочие места. В настоящее время на предприятии завершены работы по аттестации рабочих мест, более 80% на которых внедряются действия по улучшению и оздоровлению условий труда по результатам аттестации рабочих мест.
Аттестация рабочих мест имеет целью:
1.
содействие и содержание
2. предотвращение утечки рабочий силы по причине нездоровья из-за условий труда;
3.
защиту рабочих в своей
4. расстановку и обслуживание рабочих в производственной сфере.
Аттестация рабочих мест по условиям труда включает гигиеническую оценку условий труда, оценку травмобезопасности и обеспеченности работников средствами индивидуальной защиты.
Так же на основе аттестации рабочих мест производиться процедура сертификации работ по охране труда. Объединяет их то, что на предприятии прошедшее восстанавливаются службы охраны труда, проводятся обучение и инструктаж, решаются вопросы финансирования мероприятий по улучшению условий труда, восстанавливаться санитарно-бытовые помещения.28
Сертификация работ по охране труда включает в себя:
• проверку материалов по аттестации рабочих мест на предмет объективности, полноты исследований и соответствия материалов требованию положения о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;
• проверку соответствия оценки фактическому состоянию, т.е. правильности отнесения к тому или иному классу; исследование материалов, характеризующих уровень работ по охране труда, в т.ч. определение уровня работы с персоналом, наличие и работы службы охраны труда, выполнение плана работ и предписаний органов надзора, установления наличия лицензий на эксплуатацию объектов повышенной опасности, обеспеченности санитарно-бытовыми помещениями, а так же целый ряд требований, предусмотренных государственно нормативными актами по охране труда и включенных в реестр проверяемых позиций в целях сертификации.
После
таких проверок орган по сертификации
оформляет соответствующий акт,
в котором формулирует
Сертификат безопасности означает, что руководитель берет на себя добровольные обязательства по охране труда на принципах партнерства с государством и подтверждает доверие, которое оказывает ему государство в управлении производством и людьми при условии выполнения требований по охране труда.29
Автор предлагает создать в ООО «Литмаш-М» базу данных по фактическому состоянию условий труда на предприятии, которая позволит разработать систему организации информационных потоков по охране труда и на ее основе проанализировать положение дел, сделать прогноз ситуации для своевременного реагирования на всех уровнях системы управления охраной труда и подготовки соответствующих управленческих решений. Иными словами – фиксирование ситуации, обозначение точки отсчета и в дальнейшем переход плановой системе по улучшению условий труда.
Так
же автор предлагает создать лабораторию
мониторинга условий труда, основной
целью которой будет
Таким образом, можно утверждать, что в целом аттестация рабочих мест и сертификация по охране труда являются логически обоснованные и экономически целесообразные системы мотивации трудоохраной деятельности.
На предприятии действуют нормы бесплатной выдачи спецодежды. Но к сожалению, предусмотренная спецодежда, средства защиты рук, отдельные виды специальной обуви не выдерживают установленных сроков носки, не обеспечивают эффективную защиту работающих опасных и вредных производственных факторов.
Выполняя требования Правил безопасности ООО «Литмаш – М» заключили договор на производство спецодежды из более термостойких материалов с фирмой ООО «Имидж», которая занимается пошивом спецодежды.
Автор предлагает сертификацию средств индивидуальной защиты на предприятии.
Сертификация продукции – это процедура независимым от изготовителя, продавца и потребителя органом соответствия продукции установленным нормативным требованиям.30
Правовую основу работ по сертификации средств индивидуальной защиты определяют следующие документы:
1.
Закон РФ от 10.16.1993 № 5151-1 «О
сертификации продукции и
2. Закон РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей»;
3. Закон РФ от 10.06.1993 № 5154-1 «О стандартизации»;
4. Федеральный закон от 17.07.1999 № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации».
Целью сертификации является:
• содействие потребителям в компетентном выборе продукции;
• защита потребителя от недобросовестности изготовителя (продавца);
• контроль безопасности продукции для окружающей среды, жизни, здоровья;
•
подтверждение показателей
Средства индивидуальной защиты классифицируются по ГОСТ 12.4.011-89, согласно которому все виды средств индивидуальной защиты распределены на 12 классов. (Приложение 4)
Госстандартом России в ноябре 1992 года утверждена и введена в действие Система сертификации средств индивидуальной защиты, определена ее структура. (См.Приложение 5)
Порядок проведения работ по сертификации включает в себя:
•подача заявки на сертификацию;
•принятия решения по заявке, в т.ч. выбор схемы сертификации;
• анализ полученных результатов и принятия решения о выдаче или отказе в выдаче сертификата соответствия;
• выдача лицензии на применение знака соответствия;(См.Приложение 6)
• инспекционный контроль за сертифицируемой продукцией;
• корректирующие мероприятия при нарушении соответствия продукции установленным требованиям и неправильном применении знака соответствия.
Таким образом, автор делает вывод, что проведение сертификации средств индивидуальной защиты создает поле равных возможностей в использовании качественной, отечественных и зарубежных средств индивидуальной защиты.
Уровень занятости рабочих ООО «Литмаш-М» на работах с вредными условиями труда высокий. Более 50% рабочих, заняты на работах с такими условиями труда. Это оказывает негативное воздействие на здоровье работающих, служит одной из причин производственного травматизма и профессиональной заболеваемости, ухудшает качество занятости, не позволяет обеспечивать устойчивые и высокие темпы экономического роста.
Некоторые категории работников должны проходить обязательные медицинские осмотры. К их числу относятся, прежде всего, работники, занятые на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземных работах), а также на работах, связанных с движением транспорта.31
На предприятии существует такое правило. Они проходят обязательные предварительные (при поступлении на работу) и периодические (для лиц в возрасте до 21 года – ежегодные) медицинские осмотры (обследования) для определения пригодности этих работников для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний. В соответствии с медицинскими рекомендациями указанные работники проходят внеочередные медицинские осмотры (обследования).32
Именно такими нормативными правовыми актами в первую очередь надлежит руководствоваться при организации медицинских осмотров значительного числа работников.
Так, во исполнение Постановления Правительства РФ от 27 октября 2003 г. N 646 Минздравсоцразвития России Приказом от 16 августа 2004 г. N 83 утвердил:
Информация о работе Правовое обеспечение охраны труда на предприятии