ЧЕЛОВЕК
И ЕГО СУЩНОСТЬ
Проблема
человека — одна из самых важных
для всей философии. Но особенно актуальна
она в переломные периоды развития
истории, когда наиболее остро встает
вопрос о смысле и цели существования
не только отдельного индивида, но и
всего общества. Именно такой период
переживает отечественная история.
Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее
состояние философской антропологии,
необходимо ознакомиться с историческим
очерком ее развития и теми результатами,
которые были достигнуты в рамках
истории философии.
1.
Идеи о происхождении
человека, его место
и специфика в ряду живых
существ
1.1.
Философия Древнего
Востока о человеке.
Первые
представления о человеке возникают
задолго до самой философии. На начальных
этапах истории людям присущи
мифологические и религиозные формы
самосознания. В преданиях, сказаниях,
мифах раскрывается понимание природы,
предназначения и смысла человека и
его бытия. Кристаллизация философского
понимания человека происходит как
раз на базе заложенных в них представлений,
идей, образов и понятий и в
диалоге между формирующейся
философией и мифологией. Именно таким
образом и возникают первые учения
о человеке в государствах Древнего
Востока.
Древнеиндийская философия человека
представлена, прежде всего, в памятнике
древнеиндийской литературы — Ведах,
в которых выражено одновременно мифологическое,
религиозное и философское мировоззрение.
Повышенный интерес к человеку и в примыкающих
к Ведам текстах — упанишадах. В них раскрываются
проблемы нравственности человека, а также
пути и способы освобождения его от мира
объектов и страстей. Человек считается
тем совершеннее и нравственнее, чем больше
он достигает успеха в деле такого освобождения.
Последнее, в свою очередь, осуществляется
посредством растворения индивидуальной
души (атмана) в мировой душе, в универсальном
принципе мира (брахмане).
Человек в философии Древней
Индии мыслится как часть мировой
души. В учении о переселении
душ (сансаре) граница между
живыми существами (растениями, животными,
человеком) и богами оказывается
проходимой и подвижной. Но
важно заметить, что только человеку
присуще стремление к свободе,
к избавлению от страстей и
пут эмпирического бытия с
его законом сансары-кармы. В
этом пафос упанишад.
Упанишады оказали огромное влияние
на развитие всей философии
человека в Индии. В частности,
велико их влияние на учения
джайнизма, буддизма, индуизма, санкхьи,
йоги. Это влияние сказалось и
на взглядах известного индийского
философа М.К. Ганди.
Философия Древнего Китая создала
также самобытное учение о
человеке. Один из наиболее значительных
ее представителей — Конфуций
разработал концепцию «неба», которое
означает не только часть природы,
но и высшую духовную силу,
определяющую развитие мира и
человека. Но в центре его философии
находится не небо, не природный
мир вообще, а человек, его земная
жизнь и существование, т.е.
она носит антропоцентристский
характер.
Обеспокоенный разложением современного
ему общества, Конфуций обращает
внимание, прежде всего на нравственное
поведение человека. Он писал, что наделенный
небом определенными этическими качествами,
человек обязан поступать в согласии с
моральным законом — дао и совершенствовать
эти качества в процессе обучения. Целью
обучения является достижение уровня
«идеального человека», «благородного
мужа» (цзюнь-цзы), концепцию которого
впервые разработал Конфуций. Чтобы приблизиться
к цзюнь-цзы, каждый должен следовать целому
ряду этических принципов. Центральное
место среди них принадлежит концепции
жэнь (человечность, гуманность, любовь
к людям), которая выражает закон идеальных
отношений между людьми в семье и государстве
в соответствии с правилом «не делай людям
того, чего не пожелаешь себе». Это правило
в качестве нравственного императива
в разных вариантах будет встречаться
потом и в учениях «семи мудрецов» в Древней
Греции, в Библии, у Канта, у Вл. Соловьева
и других. Особое внимание Конфуций уделяет
принципу сяо (сыновняя почтительность
и уважение к родителям и старшим), являющемуся
основой других добродетелей и самым эффективным
методом управления страной, рассматриваемой
как «большая семья». Значительное внимание
он уделял также таким принципам поведения,
как ли (этикет), и (справедливость) и др.
Наряду с учением Конфуция
и его последователей в древнекитайской
философии следует отметить и
другое направление — даосизм.
Основателем его является Лао-цзы.
Исходной идеей даосизма служит
учение о дао (путь, дорога) —
это невидимый, вездесущий, естественный
и спонтанный закон природы,
общества, поведения и. мышления
отдельного человека. Человек должен
следовать в своей жизни принципу
дао, т.е. его поведение должно
согласовываться с природой человека
и вселенной. При соблюдении
принципа дао возможно бездействие,
недеяние, приводящее, тем не менее, к полной
свободе, счастью и процветанию.
Характеризуя древневосточную философию
человека, отметим, что важнейшей
чертой ее является ориентация
личности на крайне почтительное
и гуманное отношение, как к социальному,
так и природному миру. Вместе с тем эта
философская традиция ориентирована на
совершенствование внутреннего мира человека.
Улучшение общественной жизни, порядков,
нравов, управления и т. д. связывается,
прежде всего, с изменением индивида и
приспособлением его к обществу, а не с
изменением внешнего мира и обстоятельств.
Человек сам определяет пути своего совершенствования
и является своим богом и спасителем. Нельзя
при этом забывать, что характерной чертой
философского антропологизма является
трансцендентализм — человек, его мир
и судьба непременно связываются с трансцендентным
(запредельным) миром.
Философия человека Древнего
Востока оказала огромное влияние
на последующее развитие учений
о человеке, а также на формирование
образа жизни, способа мышления,
культурных образцов и традиций
стран Востока. Общественное и
индивидуальное сознание людей
в этих странах до сих пор
находится под воздействием образцов,
представлений и идей, сформулированных
в тот далекий период.
1.2.
Проблема человека в
философии Древней Греции.
Античная Греция положила начало западноевропейской
философской традиции вообще и философской
антропологии в частности. В древнегреческой
философии первоначально человек не существует
сам по себе, а лишь в системе определенных
отношений, воспринимаемых как абсолютный
порядок и космос. Со всей своей природной
и социальной средой, соседями и полисом,
неодушевленными и одушевленными предметами,
животными и богами он живет в едином,
нераздельном мире. Даже боги, также находящиеся
внутри космоса, являются для людей реальными
действующими лицами. Само понятие космоса
здесь имеет человеческий смысл, вместе
с тем человек мыслится как часть космоса,
как микрокосм, являющийся отражением
макрокосмоса, понимаемого как живой организм.
Именно таковы взгляды на человека у представителей
милетской школы, стоящих на позициях
гилозоизма, т.е. отрицавших границу между
живым и неживым и полагавших всеобщую
одушевленность универсума.
Поворот к собственно антропологической
проблематике связан с критической
и просветительской деятельностью
софистов и создателем философской
этики Сократом.
Исходный принцип софистов, сформулированный
их лидером Протагором, следующий:
«Мера всех вещей — человек,
существующих, что они существуют,
а несуществующих, что они не
существуют».
В концепции софистов следует
обратить внимание, прежде всего на
три момента:
- релятивизм
и субъективизм в понимании
таких этических феноменов, как
благо, добродетель, справедливость
и т.д.;
- в бытие
как главное действующее лицо
они вводят человека;
- впервые процесс
познания они наполняют экзистенциальным
смыслом и обосновывают экзистенциальный
характер истины.
Для Сократа основной интерес
представляет внутренний мир
человека, его душа и добродетели.
Он впервые обосновывает принцип
этического рационализма, утверждая,
что «добродетель есть знание».
Поэтому человек, познавший, что
такое добро и справедливость, не будет
поступать дурно и несправедливо. Задача
человека как раз и состоит в том, чтобы
всегда стремиться к нравственному совершенству
на основе познания истины. И прежде всего
она сводится к познанию самого себя, своей
нравственной сущности и ее реализации.
Всей своей жизнью Сократ старался
реализовать нравственный пафос
своей философии человека, а сама
его смерть, когда он ради утверждения
справедливости отказался от
жизни, явилась апофеозом его нравственной
философии.
Демокрит — представитель материалистического
монизма в учении о человеке.
Человек, по Демокриту, — это
часть природы, и, как вся
природа, он состоит из атомов.
Из атомов же состоит и душа
человека. Вместе со смертью тела
уничтожается и душа. В отличие
от такого вульгарно-материалистического
взгляда на душу человека его
этическая концепция носит более
деликатный характер. Цель жизни,
по нему, — счастье, но оно
не сводится к телесным наслаждениям
и эгоизму. Счастье — это, прежде
всего радостное и хорошее расположение
духа — эвтюмия. Важнейшее условие ее
— мера, соблюсти которую помогает человеку
разум. Как утверждал Демокрит, «желать
чрезмерно подобает ребенку, а не мужу»,
мужественным же человеком является тот,
кто сильнее своих страстей.
В отличие от Демокрита Платон
стоит на позиции антропологического
дуализма души и тела. Но именно
душа является субстанцией, которая
делает человека человеком, а
тело рассматривается как враждебная
ей материя. Поэтому от качества
души зависит и общая характеристика
человека, его предназначение и
социальный статус. На первом
месте в иерархии душ находится
душа философа, на последнем —
душа тирана. Это объясняется
тем, что душа философа наиболее
мудра и восприимчива к знанию,
а это и является главным
в характеристике сущности человека
и его отличия от животного.
Человеческая душа постоянно
тяготеет к трансцендентному
миру идей, она вечна, тело же
смертно. Это учение о двойственном
характере человека оказало влияние
на средневековое религиозное
учение о нем. В единстве
и противоположности души и
тела заключен, по Платону, вечный
трагизм человеческого существования.
Телесность ставит человека в
животный мир, душа возвышает
его над этим миром, тело
— это материя, природа, душа
же устремлена в мир идей. Позднее
этот трагизм станет одним
из существенных моментов русской
религиозной философской антропологии.
В концепции Аристотеля человек
рассматривается как существо
общественное, государственное, политическое.
И эта социальная природа человека
отличает его и от животного,
и от «недоразвитых в нравственном
смысле существ», и от «сверхчеловека».
По этому поводу он пишет,
что «тот, кто не способен вступать
в общение или, считая себя
существом самодовлеющим, не чувствует
потребности ни в чем, уже
не составляет элемента государства,
становясь либо животным, либо
божеством».
Еще один отличительный признак
человека — его разумность, «человек
и есть в первую очередь
ум». Таким образом, человек,
по Аристотелю, — это общественное
животное, наделенное разумом. Социальность
и разумность — две основные характеристики,
отличающие его от животного.
К этому следует добавить, что
Аристотель вплотную подходит
к формулировке положения о
деятельностной сущности человека.
Он, в частности, пишет, что
добродетельная жизнь человека
имеет проявление в деятельности,
в которой заключена и единственная
возможность самореализации личности.
Новая сторона философского антропологизма
обнаруживается в эпоху разложения
древнегреческого общества. На первый
план здесь выступают проблемы
человека, связанные с социальным
и нравственным упадком, утратой
экзистенциальных ценностей и
смысла жизни людей. В этой
ситуации на передний план
выдвигается интеллектуально-терапевтическая
функция философии, т.е. та функция,
которую В. Франкл назвал логотерапевтической.
Особенно ярко она выражена
в учении Эпикура, который утверждал,
что подобно тому, как медицина
помогает лечить тело человека,
философия должна помогать лечить
его душу. В плане соотношения
индивида и общества Эпикур
стоит на позициях методологического
и социально-этического индивидуализма.
Исходный пункт рассмотрения
общества и человека — это
индивид. Социум — это лишь
средство для удовлетворения
потребностей отдельного человека,
его желаний и блага.
В заключение отметим, что древнегреческая
философская антропология, как и
древневосточная, несет на себе
печать мифологии и религии
и развивается в непосредственном
диалоге с ними.
Так же, как древневосточная философия
человека оказала огромное влияние на
все последующее ее развитие в рамках
восточной традиции, древнегреческая
философская антропология является началом
и источником западноевропейской традиции
в философии человека.
1.3.
Средневековая христианская
концепция человека.
В средние века человек рассматривается,
прежде всего, как часть мирового порядка,
установленного Богом. А представление
о нем самом, как оно выражено в христианстве,
сводится к тому, что человек есть «образ
и подобие Бога». Но согласно этой точки
зрения в реальности этот человек внутренне
раздвоен вследствие его грехопадения,
поэтому он рассматривается как единство
божественной и человеческой природы,
которое находит свое выражение в личности
Христа. Поскольку каждый изначально обладает
божественной природой, он имеет возможность
внутреннего приобщения к божественной
«благодати» и тем самым сделаться «сверхчеловеком».
В этом смысле концепция сверхчеловека
часто развивается и в русской религиозной
философии.