В концепциях русских религиозных
философов антропологическая проблематика
занимает центральное место. Это
особенно относится к периоду
развития русской философии, начиная
с Ф.М. Достоевского, являющегося
мыслителем экзистенциального склада
и внесшего в развитие этого
направления значительный вклад.
И хотя представители этого
направления постоянно обращаются
к Богу, однако в центре их
внимания находится человек, его
предназначение и судьба. Слова
Бердяева о Достоевском: «Его
мысль занята антропологией, а
не теологией», можно отнести
ко многим представителям русской
религиозной философии.
В основе учения о человеке
в русской религиозной философии
находится вопрос о природе
и сущности человека. Его решение
часто видится на пути дуализма
души и тела, свободы и необходимости,
добра и зла, божественного
и земного. Так, антропологические
взгляды Достоевского зиждятся
на той предпосылке, что человек
в своей глубинной сущности
содержит два полярных начала
— бога и дьявола, добро
и зло, которые проявляются
особенно сильно, когда человек
«отпущен на свободу».
Это трагическое противоречие
двух начал в человеке лежит
и в основе философской антропологии
Вл. Соловьева.
Человек, — пишет он, — совмещает
в себе всевозможные противоположности,
которые все сводятся к одной
великой противоположности между
безусловным и условным, между
абсолютною и вечною сущностью
и преходящим явлением или
видимостью. Человек есть вместе
и божество и ничтожество.
В не меньшей степени эта
проблема души и тела отражена
и в философии Н.А. Бердяева,
который отмечает: Человек есть
микрокосм и микротеос. Он сотворен
по образу и подобию Бога. Но
в то же самое время человек
есть существо природное и
ограниченное. В человеке есть
двойственность: человек есть точка
пересечения двух миров, он
отражает в себе мир высший
и мир низший... В качестве существа
плотского он связан со всем
круговоротом мировой жизни, как
существо духовное он связан
с миром духовным и с Богом».
В силу этой изначальной раздвоенности
и дуализма человека его судьба
оказывается трагичной по самой
своей сути.
Весь трагизм жизни, — пишет
Бердяев, — происходит от столкновения
конечного и бесконечного, временного
и вечного, от несоответствия
между человеком, как духовным
существом, и человеком, как
природным существом, живущим
в природном мире.
С точки зрения представителей
этого направления, главное для
человека имеет духовная, божественная
субстанция, а подлинный смысл
человека и его существования
заключается в том, чтобы соединить
человека с Богом. В русской
религиозной философии вопрос
о человеке органически превращается
в божественный вопрос, а вопрос
о Боге — в человеческий. Человек
раскрывает свою подлинную сущность
в Боге, а Бог проявляется в
человеке. Отсюда одна из центральных
проблем этого направления —
проблема богочеловека, или сверхчеловека.
В отличие от концепции Ницше,
у которого сверхчеловек —
это человекобог, в русской
философии сверхчеловек — это
богочеловек. Ее антропология
носит сугубо гуманистический
характер, утверждая превосходство
добра над злом и бога над
дьяволом.
2.
Биологическое и социальное
в человеке. Бессознательное
и сознательное, индивидуальное
и общественное в человеке
2.1.
Биологическое и социальное
в развитии человека
2.1.1.
Биологическое и социальное
в историческом развитии
человеческого рода
Биологическое
и социальное в историческом развитии
человеческого рода
Первый вопрос,
который в связи с этим возникает:
продолжается ли биологическая
эволюция человека после возникновения
30—40 тыс. лет назад Homo sapiens? Другими
словами, как культурная организация
жизни людей, включая способы
производства, развитие трудовой
деятельности, образ жизни и т.
д., могла влиять на биологическую
эволюцию человека и влияла
ли она на нее вообще?
Строго говоря, эволюция человека
происходит на всем протяжении
его существования. Но она относится
к социальной стороне его жизни.
Что же касается биологической
эволюции человека, то с тех
пор как он выделился из
животного мира, она перестала
иметь, по крайней мере, решающее значение.
Даже люди с ослабленным здоровьем благодаря
успехам медицины могут принимать активное
участие в жизни общества. Сила естественного
отбора в социальном мире все более ослабевает,
так как социальные институты, здравоохранение
постоянно сглаживают влияние индивидуальной
биологической изменчивости. Так, снижение
в Европе уровня смертности от туберкулеза
с 4000 человек на миллион в 1840 г. до 13 человек
на тот же миллион в настоящее время свидетельствует
о том, что естественный отбор по сопротивляемости
туберкулезу по существу прекратился.
Это же можно сказать и о многих других
болезнях.
Сегодня наблюдается очень медленный
темп генетических изменений,
производимых отбором, и вместе
с тем большое генетическое
сходство между различными человеческими
группами. С другой стороны, имеется
огромное разнообразие человеческих
культур и образов жизней, очень
быстрый рост социальных изменений,
свидетельствующих о происходящей
культурной эволюции человечества.
Поэтому можно с уверенностью
говорить о ведущей роли культуры
в эволюции Homo sapiens. Политические, экономические
и социальные изменения во
многих странах, связанные с
улучшением жизни людей, прямо
влияют на состояние их здоровья
и, следовательно, на уменьшение
зависимости человека от естественного
отбора. У человека роль естественного
отбора заключается в сохранении
генофонда, в сдерживании мутаций,
отрицательно влияющих на его
здоровье.
Но меняется
ли вместе с социальным обликом
человека и его биологическая
природа, его физический облик,
его умственные способности? Становятся
ли новые поколения людей более
развитыми в физическом и умственном
плане?
Прежде всего, о физическом здоровье.
Вполне очевидно, что его состояние за
историю Homo sapiens существенно улучшилось.
Комплексным показателем здесь может
служить увеличение средней продолжительности
жизни населения. Под влиянием социальных
условий она возросла с 20—22 лет в древности
до 30 лет в XVIII в. К началу XX в. в странах
Западной Европы она составляла примерно
56 лет. Сегодня в этих странах средняя
продолжительность достигла 75—78 лет,
т.е. приближается, по данным современной
науки, к средней «нормальной» продолжительности
жизни Homo sapiens — 80—90 лет.
Теперь обратимся к вопросу
о развитии умственных способностей.
Один из создателей евгеники (теории
о наследственном здоровье человека
и путях его улучшения) английский
психолог и антрополог Фрэнсис
Гальтон (1822—1911) был убежден в
том, что интеллект современного
человека снижается. По его
мнению, представители низших классов
обладают более низким коэффициентом
интеллектуальности — IQ. В то
же самое время именно эти слои имеют
и больше детей. Причем статистические
данные, говорившие о более высоком репродуктивном
уровне людей с более низким IQ, были широко
распространены до сравнительно недавнего
времени. На основании этих предпосылок
Гальтоном и некоторыми другими учеными
делался вывод о том, что человеческий
вид будет все более наполняться «худшими
породами» людей, все более уменьшать
свой IQ. Однако в начале 60-х гг. была показана
ошибочность того, что существует прямая
зависимость между социальным положением,
количеством детей и IQ.
К тому же у человека нет
прямой зависимости между величиной
мозга и индивидуальной одаренностью.
Так, по имеющимся данным, довольно
маленький мозг среди одаренных
людей имел известный французский
писатель Анатоль Франс. У него
размер мозга не превышал 1000 куб.
см. Большой объем мозга имел
И.С. Тургенев — 2012 куб. см. Но
вряд ли кто возьмется сравнивать
их способности и тем более
ставить последние в зависимость
от объема мозга.
Современные биологи и антропологи
полагают, что процесс биологической
эволюции человека как вида, т.е.
процесс видообразования человека,
прекратился со времени образования
Homo sapiens. Прежде всего, об этом свидетельствует
тот факт, что в течение этого периода
мозг человека не изменился, морфологическое
изменение его завершилось. Противоположная
точка зрения не имеет достаточного основания.
С возникновением человека и
общества генетическая информация
утрачивает свое главенствующее
значение в жизнедеятельности
вида человек. Она заменяется
социальной информацией, развитие
которой «определяется уже не
столько естественным отбором
наиболее умелых и одаренных,
сколько социальными факторами,
которым подчиняется и общебиологический
процесс».
При ответе на вопрос, какое
будущее ожидает человечество
с точки зрения развития вида,
иногда высказывается мнение, что
все виды животных и растений
постепенно вымрут вследствие
деградации генома (генетической
программы развития). По мнению
большинства ученых, самая главная
опасность состоит не в старении
вида, а в опасности все большего
загрязнения биосферы различного
рода отходами, повышении уровня
радиации в связи с авариями,
в увеличении мутационной опасности
химических загрязнителей и т.
п. Достаточно отметить, что в
России в конце прошлого столетия
уровень рождаемости детей с
генетическими отклонениями достиг
17 процентов. Все более увеличивается
число людей, страдающих слабоумием
(олигофренией), имеющим генетическое
происхождение. Все это свидетельствует
о том, что главная опасность
и угроза дальнейшему существованию
человека — в нашей собственной
культуре, а не в мифическом
старении вида или каких-либо
других биологических факторах.
2.1.2.
Биологическое и социальное
в онтогенезе человека.
Рассмотрим соотношение биологических
и социальных факторов в индивидуальном
развитии человека, или в его
онтогенезе. В современной литературе
по вопросу о роли социальных
и биологических факторов в
индивидуальном развитии человека
существуют два различных подхода
к решению проблемы. Одни авторы
утверждают, что развитие человека
целиком обусловлено генами, абсолютизируя,
таким образом, биологический
фактор. Это направление называется
панбиологизм. Вторая точка зрения
состоит в том, что все люди
рождаются с одинаковыми генетическими
задатками, а главную роль в
развитии их способностей играют
воспитание и образование. Эта
концепция получила название
пансоциологизм.
Рассматривая данную проблему, следует
иметь в виду, что в индивидуальном
развитии человека различаются два периода
— эмбриональный и постэмбриональный.
Первый охватывает период внутриутробного
развития человеческого эмбриона (зародыша).
Уже на самой ранней стадии
развития эмбриона начинается
реализация генетической программы,
полученной от родителей и
закрепленной в хромосомах ДНК.
Каждый человек является носителем
специфического индивидуального набора
генов, вследствие чего он генетически
уникален. Свойства человека, как и других
живых существ, во многом детерминированы
генотипом, а их передача от поколения
к поколению происходит на основе законов
наследственности. Индивид наследует
от родителей такие свойства, как телосложение,
рост, массу, особенности скелета, цвет
кожи, глаз и волос, химическую активность
клеток. Многие также говорят о наследовании
способности к вычислению в уме, склонности
к тем или иным наукам и т. д.
На сегодняшний день господствующей
точкой зрения можно считать
ту, которая утверждает, что наследуются
не сами способности как таковые,
а лишь их задатки, которые
в большей или меньшей степени
могут проявляться в условиях
среды. Генетическим материалом
у человека, как и у других
млекопитающих, является ДНК,
которая находится в хромосомах.
Хромосомы каждой клетки человека
несут в себе несколько миллионов
генов. При этом генетические возможности,
задатки реализуются только при том условии,
что ребенок с раннего детства находится
в общении с людьми, в соответствующей
социальной среде. Если, например, у человека
нет возможности заниматься музыкой, то
его врожденные музыкальные задатки так
и останутся неразвитыми.