Проблема бессознательного интересовала 
и швейцарского психиатра К.-Г. 
Юнга. Однако он выступил против 
трактовки человека как существа 
эротического и попытался более 
глубоко дифференцировать фрейдовское 
«Оно». В частности, Юнг выделил 
в нем помимо личностного бессознательного, 
как отражение в психике индивидуального 
опыта, еще и более глубокий 
слой — коллективное бессознательное, 
которое является отражением 
опыта предшествующих поколений. 
Содержание коллективного бессознательного 
составляют, по Юнгу, общечеловеческие 
первообразы — архетипы (например, 
образ матери-родины, народного героя, 
богатыря и т.д.). Совокупность 
архетипов образует опыт предшествующих 
поколений, который наследуется 
новыми поколениями. Архетипы 
лежат в основе мифов, сновидений, 
символики художественного творчества. 
Сущностное ядро личности составляет 
единство индивидуального и коллективного 
бессознательного, но основное значение 
имеет все-таки последнее. Человек, таким 
образом, — это, прежде всего существо 
архетипное.
      
Проблема бессознательного и 
сознательного развивалась и 
другими представителями психоанализа 
— последователями Фрейда, которые 
уточняли и развивали его учение, 
внося в него свои коррективы. 
Так, австрийский психиатр А. 
Адлер подверг критике учение 
Фрейда, преувеличивающего биологическую 
и эротическую детерминацию человека. 
По Адлеру, человек — не только 
биологическое, но и социальное 
существо, жизнедеятельность которого 
связана с сознательными интересами, 
поэтому «бессознательное не 
противоречит сознанию», как это 
имеет место у Фрейда. Таким 
образом, Адлер в определенной 
степени уже социологизирует 
бессознательное и пытается снять 
противоречие между бессознательным 
и сознанием в рассмотрении 
человека.
      
Американский неофрейдист, социальный 
психолог и социолог Э. Фромм 
выступил против биологизации 
и эротизации бессознательного 
и подверг критике теорию Фрейда 
об антагонизме между сущностью 
человека и культурой. Но вместе 
с тем он отверг и социологизаторские 
трактовки человека. По его собственному 
признанию, его точка зрения 
является «не биологической, и 
не социальной». Одним из наиболее 
важных факторов развития человека, 
по Фромму, является противоречие, 
вытекающее из двойственной природы 
человека, который является частью 
природы и подчинен ее законам, 
но одновременно это и субъект, 
наделенный разумом, существо 
социальное. Это противоречие он 
называет экзистенциальной дихотомией. 
Она связана с тем, что ввиду 
отсутствия сильных инстинктов, 
которые помогают в жизни животным, 
человек должен принимать решения, 
руководствуясь своим сознанием. 
Но получается так, что результаты 
при этом не всегда оказываются 
продуктивными, что порождает 
тревогу и беспокойство. Поэтому 
«цена, которую человек платит 
за сознание», — это неуверенность 
его.
      
Оценивая роль бессознательного 
в концепции Фрейда и его 
последователей, следует сказать, 
что сама постановка проблемы 
является несомненной заслугой 
Фрейда. Подход к человеку и 
его существованию через соотношение 
бессознательного и сознания 
вносил новые моменты в философское 
понимание этой проблемы. Однако 
у Фрейда наблюдается явная 
абсолютизация роли бессознательного. 
Выступив против абсолютизации 
роли сознания в жизнедеятельности 
человека, представители этого направления 
впали и в другую крайность. 
Так, у Фрейда квинтэссенцией 
человека оказалось либидо (сексуальная 
энергия).
      
Впрочем, эволюция фрейдизма свидетельствует 
о том, что представители психоанализа 
все больше отходили от ортодоксальной 
концепции Фрейда, склоняясь в 
сторону все большего признания 
роли сознания и влияния социального 
фактора на развитие личности. 
Так, по Фромму, новая эпоха, 
связанная с функционированием 
рыночных отношений в условиях 
«развитого капитализма», рождает 
и «человека нового типа», обладающего 
рыночным характером.
      
Альтернативой обществу «обладания», 
порождающего «рыночного человека», 
должно быть, по Фромму, общество, 
в котором на первое место 
ставится бытие самого человека. 
Изменение способа существования 
человека и его характера связывается 
им как раз с изменением 
самого общества, в котором основным 
принципом существования человека 
будет «быть», а не «иметь».
      
Таким образом, разработка проблемы 
бессознательного внесла существенный 
вклад в исследование структуры 
индивидуального и общественного 
сознания, разграничив область человеческой 
психики на сферу сознательного 
и бессознательного.
      
В этой связи необходимо обратить 
внимание и на такое ныне 
широко распространенное понятие, 
как менталитет (ментальность) (от 
лат. mens — ум, мышление, душевный 
склад), под которым понимают глубинный 
уровень индивидуального и коллективного 
сознания, включающий и бессознательное. 
Он содержит в себе совокупность 
установок и предрасположений 
индивида или социальной группы 
действовать, мыслить и воспринимать 
мир определенным образом. Если 
иметь в виду менталитет личности, 
то он формируется на основе традиций, 
культуры и социальной среды человека 
и, в свою очередь, оказывает на них влияние. 
Менталитет человека имеет свое основание 
в социокультурных традициях и ценностных 
образцах исторического прошлого народа.
      
Его характерная черта — инертность. 
Он изменяется гораздо медленнее, 
чем социально-политические и 
экономические условия или господствующие 
формы общественного сознания 
людей. По самой своей природе 
он оказывает хотя и малоосознаваемое, 
но достаточно сильное сопротивление 
сравнительно быстроизменяющемуся 
социальному бытию, в том числе 
и официальной идеологии. 
3. 
Человек как индивид, 
индивидуальность и 
личность 
      
Человек рассматривается как 
индивид в качестве единичного 
представителя человеческого рода. 
Определение этого понятия не 
нуждается в каких-либо специфических 
характеристиках. Индивид — это 
всегда один из многих, и он 
всегда безличен. В этом смысле 
понятия «индивид» и «личность» 
противоположны как по объему, 
так и по содержанию. В понятии 
индивида не фиксируются какие-либо 
особенные или единичные свойства 
человека, поэтому по содержанию 
оно является очень бедным, зато 
по объему в такой же степени 
богато, ибо каждый человек — 
индивид. В понятии индивида 
не фиксируются ни биологические, 
ни социальные качества человека, 
хотя они, конечно, подразумеваются.
      
Понятие «личность» весьма богато 
по содержанию и включает не 
только общие и особенные признаки, 
но и единичные, уникальные 
свойства человека. Человека делает 
личностью его социальная индивидуальность, 
т.е. совокупность характерных 
для человека социальных качеств, 
его социальная самобытность. В 
понятие личности обычно не 
включают природно-индивидуальные 
характеристики индивида. И это, 
видимо, правильно, потому что 
сущность человека, как мы уже 
говорили, социальная. Но при этом 
следует иметь в виду, что природная 
индивидуальность оказывает свое 
влияние на развитие личности 
и ее восприятие в той мере, 
в какой биологическое вообще 
влияет на социальное в человеке.
      
Социальная индивидуальность человека 
не возникает, конечно, на пустом 
месте или только на основе 
биологических предпосылок. Человек 
формируется в конкретном историческом 
времени и социальном пространстве, 
в процессе практической деятельности 
и воспитания. Поэтому личность 
как социальная индивидуальность 
— это всегда конкретный итог, 
синтез и взаимодействие очень 
разнообразных факторов. И личность 
тем более значительна, чем в большей степени 
она аккумулирует социокультурный опыт 
человека и в свою очередь вносит индивидуальный 
вклад в его развитие.
      
Проблема личности в философии 
— это вопрос о том, в 
чем сущность человека как 
личности, каково ее место в 
мире и в истории. Личность 
здесь рассматривается как индивидуальное 
выражение и субъект общественных 
отношений, деятельности и общения 
людей.
      
Качество общественных отношений 
и общения людей, как в историческом 
плане, так и в плане «наличного бытия» 
оказывает огромное влияние на формирование 
исторического типа личности, ее конкретные 
состояния и свойства. То же самое можно 
сказать и о влиянии деятельности на личность. 
Деятельность человека — та основа, на 
которой и благодаря которой происходит 
развитие личности и выполнение ею различных 
социальных ролей в обществе. Только в 
деятельности индивид выступает и самоутверждается 
как личность, иначе он остается «вещью 
в себе». Сам человек может думать о себе 
что угодно, строить любые иллюзии на свой 
счет, но то, чем он является в действительности, 
обнаруживается только в деле.
      
Другими словами, социально-деятельностная 
сущность человека, прежде всего, лежит 
в основе социализации индивида, в процессе 
которой и происходит формирование личности.
      
Социализация — это процесс 
усвоения индивидом определенной 
системы знаний, норм и ценностей, 
позволяющих ему осуществлять 
свою жизнедеятельность адекватным 
для данного общества способом.
      
Она происходит по мере усвоения 
человеком социального опыта, 
но осуществляется, прежде всего, 
через его включенность в определенные 
общественные отношения, формы общения 
и виды деятельности. При этом социализация 
осуществляется и в филогенезе (формирование 
родовых свойств и качеств человечества), 
и в онтогенезе (формирование конкретной 
личности). Как в плане исторического развития 
человека, так и в онтогенезе личность 
есть результат социализации индивида. 
«Личностью не родятся, личностью становятся». 
Поскольку социализация носит динамический 
характер, то личность — это всегда процесс, 
это постоянное становление. Личность, 
застывшая в своем формировании, в своих 
устремлениях, — это уже деградирующая 
личность. Деградация личности происходит 
и тогда, когда индивид оказывается полностью 
подчинен чужой воле, а его действия оказываются 
в деталях запрограммированы, так что 
не остается места свободе выбора и действия.
      
Лишение индивида общения и 
возможности выбора, известной свободы 
действий также отрицательно 
сказывается на развитии личности 
и ее самочувствии. Не случайно 
изоляция человека от общества 
и общения всегда считалась 
одним из самых суровых наказаний, 
и это вполне объяснимо, ибо 
постоянная изоляция и одиночество 
противоречат самой сущности 
личности. Но еще более отрицательное 
влияние на личность имеет 
навязывание ей чужой воли 
и мыслей. Человек, полностью подчиненный 
чужой воле и лишенный (посредством 
внушения, идеологического оболванивания, 
пропаганды и т. д.) собственного 
мировоззрения, собственных мыслей 
и взглядов, — это уже не 
личность. Так же, как трудно назвать 
личностью индивида, лишенного разума 
и рассудка по каким-то другим 
причинам. Такие люди, у которых отсутствуют 
свобода действий, воля или разум, не могут 
быть ответственными (без свободы нет 
ответственности) и не должны отвечать 
за содеянное, ибо это не ими обусловленные 
и потому, по существу, не их поступки. 
Вот почему их нельзя судить или осуждать.
      
Мы подошли к очень важной 
характеристике личности — ее 
нравственно-духовной сущности и 
обусловленных ею поступков. В 
содержание личности и ее оценку 
в качестве важнейшего компонента 
включается направленность ее 
сознания, личностные ориентации, обусловленные 
уровнем ее сознания, мировоззрением, 
нравственностью и ответственностью. 
Безусловно, социальная среда оказывает 
существенное влияние на формирование 
и поведение личности. Но не 
в меньшей степени личностные 
ориентации и поведение обусловлены 
и внутренним, духовным миром 
человека. Не случайно говорят, 
что каждый — сам кузнец 
своей судьбы и счастья. Чем 
ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные 
и волевые качества, чем больше 
его жизненные ориентации совпадают 
с общечеловеческими ценностями, 
чем в большей степени он 
положительно влияет на развитие 
и утверждение этих ценностей, 
тем ярче и значительней сама 
личность. В этом плане личность 
характеризуется со стороны силы 
ее духа, свободы, творчества и 
добра. С этой стороны личность 
возвышается над своей природной 
основой и в известном смысле 
даже преодолевает ее, оставляя 
свой след и плоды своей 
деятельности и после своей 
биологической смерти.
      
Сила воли и сила духа личности, 
ее нравственная доброта и 
чистота не могут подтвердиться 
и реализоваться никаким другим 
способом, как только в реальной 
практической деятельности и 
в определенных социальных условиях. 
Поступки человека, являющиеся важнейшим 
фактором, характеризующим личность, 
— это не слова, а дела, и, 
видимо, не случайно даже в 
библейском писании говорится 
о воздаянии «каждому по делам 
его». И именно тогда, когда 
дело доходит до реальных поступков, 
обнаруживается, как это трудно и тяжко 
быть личностью, быть свободным, быть честным, 
принципиальным и т.д. Потому что если 
индивид действительно считает себя личностью 
или стремится быть ею, он должен быть 
ответственным, и не только в своих мыслях, 
но прежде всего в своих поступках, а это 
всегда тяжелое бремя. Таким образом, характеристика 
личности со стороны свободы, о необходимости 
которой пишут многие авторы, безусловно, 
необходима, свобода — это атрибут личности. 
Но свобода без ответственности — это 
произвол. Поэтому ответственность является 
не в меньшей, а в большей степени атрибутом 
личности, ибо быть ответственным труднее, 
чем быть свободным. 
4. 
Проблема жизни и смерти 
в духовном опыте человека