Человек и его сущность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2011 в 23:11, реферат

Описание

Проблема человека — одна из самых важных для всей философии. Но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Однако чтобы полнее осознать сегодняшнее состояние философской антропологии, необходимо ознакомиться с историческим очерком ее развития и теми результатами, которые были достигнуты в рамках истории философии

Работа состоит из  1 файл

ЧЕЛОВЕК И ЕГО СУЩНОСТЬ.docx

— 65.69 Кб (Скачать документ)

       Проблема бессознательного интересовала  и швейцарского психиатра К.-Г.  Юнга. Однако он выступил против  трактовки человека как существа  эротического и попытался более  глубоко дифференцировать фрейдовское  «Оно». В частности, Юнг выделил  в нем помимо личностного бессознательного, как отражение в психике индивидуального  опыта, еще и более глубокий  слой — коллективное бессознательное,  которое является отражением  опыта предшествующих поколений.  Содержание коллективного бессознательного  составляют, по Юнгу, общечеловеческие  первообразы — архетипы (например, образ матери-родины, народного героя,  богатыря и т.д.). Совокупность  архетипов образует опыт предшествующих  поколений, который наследуется  новыми поколениями. Архетипы  лежат в основе мифов, сновидений, символики художественного творчества. Сущностное ядро личности составляет  единство индивидуального и коллективного бессознательного, но основное значение имеет все-таки последнее. Человек, таким образом, — это, прежде всего существо архетипное.

       Проблема бессознательного и  сознательного развивалась и  другими представителями психоанализа  — последователями Фрейда, которые  уточняли и развивали его учение, внося в него свои коррективы. Так, австрийский психиатр А.  Адлер подверг критике учение  Фрейда, преувеличивающего биологическую  и эротическую детерминацию человека. По Адлеру, человек — не только  биологическое, но и социальное  существо, жизнедеятельность которого  связана с сознательными интересами, поэтому «бессознательное не  противоречит сознанию», как это  имеет место у Фрейда. Таким  образом, Адлер в определенной  степени уже социологизирует  бессознательное и пытается снять  противоречие между бессознательным  и сознанием в рассмотрении  человека.

       Американский неофрейдист, социальный  психолог и социолог Э. Фромм  выступил против биологизации  и эротизации бессознательного  и подверг критике теорию Фрейда  об антагонизме между сущностью  человека и культурой. Но вместе  с тем он отверг и социологизаторские  трактовки человека. По его собственному  признанию, его точка зрения  является «не биологической, и  не социальной». Одним из наиболее  важных факторов развития человека, по Фромму, является противоречие, вытекающее из двойственной природы  человека, который является частью  природы и подчинен ее законам,  но одновременно это и субъект,  наделенный разумом, существо  социальное. Это противоречие он  называет экзистенциальной дихотомией. Она связана с тем, что ввиду  отсутствия сильных инстинктов, которые помогают в жизни животным, человек должен принимать решения,  руководствуясь своим сознанием.  Но получается так, что результаты  при этом не всегда оказываются  продуктивными, что порождает  тревогу и беспокойство. Поэтому  «цена, которую человек платит  за сознание», — это неуверенность  его.

       Оценивая роль бессознательного  в концепции Фрейда и его  последователей, следует сказать,  что сама постановка проблемы  является несомненной заслугой  Фрейда. Подход к человеку и  его существованию через соотношение  бессознательного и сознания  вносил новые моменты в философское  понимание этой проблемы. Однако  у Фрейда наблюдается явная  абсолютизация роли бессознательного. Выступив против абсолютизации  роли сознания в жизнедеятельности  человека, представители этого направления  впали и в другую крайность.  Так, у Фрейда квинтэссенцией  человека оказалось либидо (сексуальная  энергия).

       Впрочем, эволюция фрейдизма свидетельствует  о том, что представители психоанализа  все больше отходили от ортодоксальной  концепции Фрейда, склоняясь в  сторону все большего признания  роли сознания и влияния социального  фактора на развитие личности. Так, по Фромму, новая эпоха,  связанная с функционированием  рыночных отношений в условиях  «развитого капитализма», рождает  и «человека нового типа», обладающего  рыночным характером.

       Альтернативой обществу «обладания»,  порождающего «рыночного человека»,  должно быть, по Фромму, общество, в котором на первое место  ставится бытие самого человека. Изменение способа существования  человека и его характера связывается  им как раз с изменением  самого общества, в котором основным  принципом существования человека  будет «быть», а не «иметь».

       Таким образом, разработка проблемы  бессознательного внесла существенный  вклад в исследование структуры  индивидуального и общественного  сознания, разграничив область человеческой  психики на сферу сознательного  и бессознательного.

       В этой связи необходимо обратить  внимание и на такое ныне  широко распространенное понятие,  как менталитет (ментальность) (от  лат. mens — ум, мышление, душевный  склад), под которым понимают глубинный  уровень индивидуального и коллективного  сознания, включающий и бессознательное.  Он содержит в себе совокупность  установок и предрасположений  индивида или социальной группы  действовать, мыслить и воспринимать  мир определенным образом. Если  иметь в виду менталитет личности, то он формируется на основе традиций, культуры и социальной среды человека и, в свою очередь, оказывает на них влияние. Менталитет человека имеет свое основание в социокультурных традициях и ценностных образцах исторического прошлого народа.

       Его характерная черта — инертность. Он изменяется гораздо медленнее,  чем социально-политические и  экономические условия или господствующие  формы общественного сознания  людей. По самой своей природе  он оказывает хотя и малоосознаваемое, но достаточно сильное сопротивление  сравнительно быстроизменяющемуся  социальному бытию, в том числе  и официальной идеологии. 

3. Человек как индивид, индивидуальность и личность 

       Человек рассматривается как  индивид в качестве единичного  представителя человеческого рода. Определение этого понятия не  нуждается в каких-либо специфических  характеристиках. Индивид — это  всегда один из многих, и он  всегда безличен. В этом смысле  понятия «индивид» и «личность»  противоположны как по объему, так и по содержанию. В понятии  индивида не фиксируются какие-либо  особенные или единичные свойства  человека, поэтому по содержанию  оно является очень бедным, зато  по объему в такой же степени  богато, ибо каждый человек —  индивид. В понятии индивида  не фиксируются ни биологические,  ни социальные качества человека, хотя они, конечно, подразумеваются.

       Понятие «личность» весьма богато  по содержанию и включает не  только общие и особенные признаки, но и единичные, уникальные  свойства человека. Человека делает  личностью его социальная индивидуальность, т.е. совокупность характерных  для человека социальных качеств,  его социальная самобытность. В  понятие личности обычно не  включают природно-индивидуальные  характеристики индивида. И это,  видимо, правильно, потому что  сущность человека, как мы уже  говорили, социальная. Но при этом  следует иметь в виду, что природная  индивидуальность оказывает свое  влияние на развитие личности  и ее восприятие в той мере, в какой биологическое вообще  влияет на социальное в человеке.

       Социальная индивидуальность человека  не возникает, конечно, на пустом  месте или только на основе  биологических предпосылок. Человек  формируется в конкретном историческом  времени и социальном пространстве, в процессе практической деятельности  и воспитания. Поэтому личность  как социальная индивидуальность  — это всегда конкретный итог, синтез и взаимодействие очень  разнообразных факторов. И личность тем более значительна, чем в большей степени она аккумулирует социокультурный опыт человека и в свою очередь вносит индивидуальный вклад в его развитие.

       Проблема личности в философии  — это вопрос о том, в  чем сущность человека как  личности, каково ее место в  мире и в истории. Личность  здесь рассматривается как индивидуальное  выражение и субъект общественных  отношений, деятельности и общения  людей.

       Качество общественных отношений  и общения людей, как в историческом плане, так и в плане «наличного бытия» оказывает огромное влияние на формирование исторического типа личности, ее конкретные состояния и свойства. То же самое можно сказать и о влиянии деятельности на личность. Деятельность человека — та основа, на которой и благодаря которой происходит развитие личности и выполнение ею различных социальных ролей в обществе. Только в деятельности индивид выступает и самоутверждается как личность, иначе он остается «вещью в себе». Сам человек может думать о себе что угодно, строить любые иллюзии на свой счет, но то, чем он является в действительности, обнаруживается только в деле.

       Другими словами, социально-деятельностная  сущность человека, прежде всего, лежит в основе социализации индивида, в процессе которой и происходит формирование личности.

       Социализация — это процесс  усвоения индивидом определенной  системы знаний, норм и ценностей,  позволяющих ему осуществлять  свою жизнедеятельность адекватным  для данного общества способом.

       Она происходит по мере усвоения  человеком социального опыта,  но осуществляется, прежде всего, через его включенность в определенные общественные отношения, формы общения и виды деятельности. При этом социализация осуществляется и в филогенезе (формирование родовых свойств и качеств человечества), и в онтогенезе (формирование конкретной личности). Как в плане исторического развития человека, так и в онтогенезе личность есть результат социализации индивида. «Личностью не родятся, личностью становятся». Поскольку социализация носит динамический характер, то личность — это всегда процесс, это постоянное становление. Личность, застывшая в своем формировании, в своих устремлениях, — это уже деградирующая личность. Деградация личности происходит и тогда, когда индивид оказывается полностью подчинен чужой воле, а его действия оказываются в деталях запрограммированы, так что не остается места свободе выбора и действия.

       Лишение индивида общения и  возможности выбора, известной свободы  действий также отрицательно  сказывается на развитии личности  и ее самочувствии. Не случайно  изоляция человека от общества  и общения всегда считалась  одним из самых суровых наказаний,  и это вполне объяснимо, ибо  постоянная изоляция и одиночество  противоречат самой сущности  личности. Но еще более отрицательное  влияние на личность имеет  навязывание ей чужой воли  и мыслей. Человек, полностью подчиненный  чужой воле и лишенный (посредством  внушения, идеологического оболванивания,  пропаганды и т. д.) собственного  мировоззрения, собственных мыслей  и взглядов, — это уже не  личность. Так же, как трудно назвать  личностью индивида, лишенного разума  и рассудка по каким-то другим  причинам. Такие люди, у которых отсутствуют свобода действий, воля или разум, не могут быть ответственными (без свободы нет ответственности) и не должны отвечать за содеянное, ибо это не ими обусловленные и потому, по существу, не их поступки. Вот почему их нельзя судить или осуждать.

       Мы подошли к очень важной  характеристике личности — ее  нравственно-духовной сущности и  обусловленных ею поступков. В  содержание личности и ее оценку  в качестве важнейшего компонента  включается направленность ее  сознания, личностные ориентации, обусловленные  уровнем ее сознания, мировоззрением, нравственностью и ответственностью. Безусловно, социальная среда оказывает  существенное влияние на формирование  и поведение личности. Но не  в меньшей степени личностные  ориентации и поведение обусловлены  и внутренним, духовным миром  человека. Не случайно говорят,  что каждый — сам кузнец  своей судьбы и счастья. Чем  ярче у человека выражены интеллектуально-нравственные  и волевые качества, чем больше  его жизненные ориентации совпадают  с общечеловеческими ценностями, чем в большей степени он  положительно влияет на развитие  и утверждение этих ценностей,  тем ярче и значительней сама  личность. В этом плане личность  характеризуется со стороны силы  ее духа, свободы, творчества и  добра. С этой стороны личность  возвышается над своей природной  основой и в известном смысле  даже преодолевает ее, оставляя  свой след и плоды своей  деятельности и после своей  биологической смерти.

       Сила воли и сила духа личности, ее нравственная доброта и  чистота не могут подтвердиться  и реализоваться никаким другим  способом, как только в реальной  практической деятельности и  в определенных социальных условиях. Поступки человека, являющиеся важнейшим  фактором, характеризующим личность, — это не слова, а дела, и,  видимо, не случайно даже в  библейском писании говорится  о воздаянии «каждому по делам  его». И именно тогда, когда  дело доходит до реальных поступков,  обнаруживается, как это трудно и тяжко быть личностью, быть свободным, быть честным, принципиальным и т.д. Потому что если индивид действительно считает себя личностью или стремится быть ею, он должен быть ответственным, и не только в своих мыслях, но прежде всего в своих поступках, а это всегда тяжелое бремя. Таким образом, характеристика личности со стороны свободы, о необходимости которой пишут многие авторы, безусловно, необходима, свобода — это атрибут личности. Но свобода без ответственности — это произвол. Поэтому ответственность является не в меньшей, а в большей степени атрибутом личности, ибо быть ответственным труднее, чем быть свободным. 

4. Проблема жизни и смерти в духовном опыте человека 

Информация о работе Человек и его сущность